Консультация для воспитателей "Организация и содержание работы воспитателя с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи"
консультация по коррекционной педагогике

Берсекова Лариса Борисовна

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевые нарушения  ослабляют у детей коммуникативную, планирующую и знаковую функции речи. А также влияют на успешную готовность к обучению в школе, препятствуют усвоению грамоты и математики.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе обуславливают необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены для нормально развивающихся детей. И самыми важными для развития ребёнка с ТНР будут:

- формирование элементарных математических представлений,

- овладение коммуникативными навыками,

- развитие связной речи в целом.

Предлагаю вам ознакомиться с консультацией для воспитателей нашего образовательного комплекса, на которой мы (учителя-логопеды) раскрыли особенности педагогической работы в этих образовательных областях с детьми данной категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация консультации1.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация и содержание работы воспитателя с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи

Слайд 2

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 1 уровень ОНР - полное отсутствие речи, либо наличие лишь её элементов (" безречевые дети"). Активный словарь состоит из звукоподражаний и звуковых комплексов ( лепетных слогов), сопровождаемых жестами ("туту" - поезд, " ляля " – кукла). 2 уровень ОНР - "начатки общеупотребительной речи". Используемые слова (существительные, глаголы, прилагательные и т.д.) очень искажены (" лябака " - яблоко, " обуйчик " - огурчик). 3 уровень ОНР - характеризуется развернутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных речевых единиц.

Слайд 3

Общаясь с ровесниками, ребёнок лучше узнаёт и познаёт самого себя. Л.Н. Галигузова От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития…

Слайд 4

Коммуникативная компетентность дошкольника включает в себя: распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Слайд 5

? ? ? ? ? ? ? ? ? !

Слайд 7

! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! !

Слайд 8

Коммуникативные навыки - это умения :

Слайд 9

I этап работы по формированию коммуникативной компетенции ЗАДАЧА: мотивация к общению формирование положительного настроя на совместную деятельность; привлечение внимания к сверстникам; обучение осознанию собственных эмоций и ощущений; введение невербальных средств общения.

Слайд 10

II этап работы по формированию коммуникативной компетенции ЗАДАЧА: обучение правилам и способам общения развитие невербальных средств общения; обогащение способов эмоционального реагирования; формирование представлений о правилах общественного поведения; формирование умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений.

Слайд 11

III этап работы по формированию коммуникативной компетенции ЗАДАЧА: закрепление выработанных умений Ребёнок: активно вступает в диалог; умеет задавать вопросы, слушать и понимать речь; учитывает ситуацию при построении общения; логично выражает свои мысли; пользуется формами речевого этикета и …

Слайд 12

Речевые игры развивают умения : устанавливать контакт с собеседником: «Как можно нас назвать по-разному?», «Комплимент»; использовать слова благодарности: «Подарок другу»; соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие» ; понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»; выслушать собеседника: «Испорченный телефон»; регулировать своё поведение: «Выдержанный человек»;

Слайд 13

Речевые игры развивают умения : понимать эмоции собеседника: «Произнеси знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, грустно, радостно, удивленно, безразлично»; подмечать желания другого человека: «Подари подарок другу»; вести диалог с взрослым или сверстником: «Диалог с дежурным», «Диалог с поваром»; получать необходимую информацию в общении: «Составь рассказ по плану».

Слайд 14

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми (например, игра в семью, детский сад, больницу, магазин и т.д.) . Содержание игры – это то, что именно воспроизводится детьми в качестве центрального момента деятельности . Роль – это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Слайд 15

Задачи обучения сюжетно-ролевой игре: развивать у детей желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми; помочь ребенку расширить игровой опыт; пробуждать интерес к творчеству, игре; развивать умение взаимодействовать; формировать и развивать речевые навыки и умения; мотивировать ребенка к игровому общению со сверстниками.

Слайд 16

Развитие коммуникативных способностей можно осуществлять и во время продуктивных видов деятельности: изобразительная деятельность, лепка, конструирование.

Слайд 18

Влияние ОНР на формирование математических представлений дошкольников У детей с ОНР наблюдаются : Неустойчивые знания о множестве , числе и счете , которые требуют постоянной зрительной опоры. Трудности в употреблении разных форм имен прилагательных для обозначения результатов сравнения величины предметов по протяженности. Отставание в восприятии пространственных отношений между предметами, в определении местоположения предмета. Отсутствие умения строить связное высказывание о содержании деятельности в определенный отрезок времени. Трудности в объяснении причинно-следственных временных связей , в понимании смысла слов, обозначающих относительные временные отношения .

Слайд 19

Что такое «математическая речь»? Грамотная математическая речь выражается: - в правильном употреблении математических терминов, - в знании, где и в каком месте можно применить эти термины, - в развитии всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической). В математическом языке один знак (цифра, знак операции, отношение) обозначает то, что в естественном языке обозначается словом. Язык математики: однозначность терминов и выражений, четкость синтаксических и семантических правил, стилистическое единообразие, использование стандартных словесных форм.

Слайд 20

Педагогические задачи : развитие мыслительной деятельности; сенсорное развитие; развитие представлений о форме предмета; развитие представлений о величине (определение величины путем сравнения); обучение сравнению предметов; развитие пространственных представлений; развитие временных представлений; развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие у детей познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Слайд 21

Математическое содержание раскрывается в 3-х направлениях: арифметическое; геометрическое; содержательно-логическое, обеспечивающее условия для развития психических процессов. Основная коррекционная задача педагога: сформировать у детей с ОНР поисковые способы ориентировки при выполнении задания по математике. Основной речевой материал для закрепления знаний вне математических занятий - стихи, сказки, рассказы, в которых обязательно присутствуют числа.

Слайд 22

Методы обучения и умственного воспитания практические, наглядные, словесные, игровые, моделирование: предметное и предметно-схематическое. Применяются комплексно, в разных комбинациях друг с другом

Слайд 23

Дидактические игры Способствуют не только знакомству с математическими понятиями, их закреплению, конкретизации математических знаний, но и стимулированию познавательной активности и формированию учебной деятельности детей. Дают возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), и на этой основе развивать связную речь с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Слайд 24

Во время игр не следует привлекать внимание детей к ошибкам, лучше делать это незаметно от остальных. Ошибки в ходе занятия должны фиксироваться педагогом моментально . Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа . Педагог должен дифференцированно подходить к детским грамматическим ошибкам. Следует анализировать происхождение речевых ошибок.

Слайд 25

Инструкция педагога Дети с ОНР не могут запомнить длинную инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания. Инструкция сообщает, что, как и в какой последовательности надо делать, чтобы получился необходимый результат. Инструкция (пояснения и разъяснения), должны соответствовать индивидуальному уровню развития дошкольника, а само требование должно быть доступным на данный момент. Инструкция может быть опережающей, предваряющей или сопровождающей , но не запаздывающей и корректирующей.

Слайд 26

Педагог задает вопросы Вопросы могут быть: репродуктивно – мнемические : Что это такое? Какого цвета флажки? И т. д. репродуктивно – познавательные : Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю ещё один? И т. д. продуктивно – познавательные: Что надо сделать, чтобы кружков стало поровну? И др. Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей.

Слайд 27

Требования к вопросам педагога: точность , конкретность; логическая последовательность ; разнообразие формулировок; оптимальное соотношение вопросов: репродуктивных ( основанных на уже полученных знаниях ) и продуктивных ( на анализ, обобщение, прогнозирование и др .); количество вопросов должно быть небольшим ; следует избегать подсказывающих и альтернативных (дающих выбор) вопросов.

Слайд 28

Словесный отчет Этот методический приём складывается: из вопроса педагога, требующего после выполнения детьми задания рассказать, что и как они делали, и что получилось в итоге и собственно детских ответов на вопрос. На первых порах педагог помогает детям, даёт образец отчёта. Постепенно дети привыкают самостоятельно оперировать математическими представлениями.

Слайд 29

Усвоение математического языка у детей с ТНР развивает грамматический строй речи: изменение существительных по числам – это формирование представлений о множестве (дом— дома; сова— совы); согласование по родам, числам и падежам существительного с числительным (много уток, две утки, первый ряд); значение пространственных наречий и предлогов (квадрат лежит на круге); ориентировка на плоскости - описание положения предметов на сюжетной картинке ; И т.д…

Слайд 30

Сущность коррекционной работы состоит: в выявлении таких методов обучения и воспитания, которые бы способствовали коррекции математических умений каждого дошкольника с учетом особенностей его психофизического состояния, во включении детей в разнообразные виды деятельности по овладению различными сторонами общественного опыта и его практическому усвоению.

Слайд 31

«Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» (М. Львов)

Слайд 32

Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая . В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника. В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

Слайд 33

Система обучения рассказыванию предусматривает овладение детьми навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию ( составление предложений по демонстрируемому действию, по ситуационным, по предметным картинкам) ; воспроизведение прослушанного текста (пересказ) ; составление рассказов-описаний; рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и т.п.)

Слайд 34

Обучение пересказу способствует: обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания, «чувства языка» «чувство языка» - внимание к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способность оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме.

Слайд 35

Требования к текстам для пересказа наличие однотипных эпизодов, повторяющиеся сюжетные моменты, четкое деление на фрагменты-эпизоды Понятная Логическая последовательность событий.

Слайд 36

Пересказ Подготовка к восприятию рассказа. Чтение текста в медленном темпе. Второе чтение текста с использованием приёма «завершения предложений». «Содержательный» разбор текста. «Языковой» разбор текста. Пересказ фрагмента, пересказ нескольких фрагментов, целый пересказ. Анализ пересказа.

Слайд 37

Рассказывание по: предметной картине, сюжетной картине, серии сюжетных картин, пейзажной картине. Подготовка к рассказыванию: упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти, сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т.д.

Слайд 38

Творческое рассказывание детей требует активной работы: воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным.

Слайд 39

Подготовительные упражнения к творческому рассказыванию при обучении пересказа: моделирование сюжета, деформированный текст, введение новых действующих лиц.

Слайд 40

Подготовительные упражнения к творческому рассказыванию при обучении рассказывания по картинам: придумать название рассказа, придумать продолжение рассказа, закончи предложение, восстановление пропущенного звена.

Слайд 41

В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся следующие виды занятий: составление рассказа по аналогии; придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа; составление сюжетного рассказа по набору игрушек; сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам.

Слайд 42

Для активизации и развития связной речи в процессе занятий по рисованию, аппликации, конструированию рекомендуется использовать речевое планирование и «сопровождающее» описание выполненных действий, словесный отчет ребенка о выполненном задании: составление рассказа по вопросному плану с уточнением последовательности, деталей повествования; дополнение рассказа ребенка другими детьми.

Слайд 43

Анализ опыта работы с детьми привел нас к убеждению, что максимально успешным речевое развитие ребенка будет только тогда, когда у него будет желание и интерес к занятиям. Интересным занятием считается то, в котором используется много нетрадиционных приемов, которые способствуют развитию творческого воображения, активизируют детской словотворчество, побуждают в детях мотив к творческой деятельности.

Слайд 44

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Слайд 45

Организация и содержание работы воспитателя с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной деятельности в процессе работы над связной речью у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие речи и познавательной сферы становятся актуальной проблемой в нашем обществе. Как будет говорить и мыслить взрослый человек, напрямую зависит, какие ресурсы развития были задейстованы в дошко...

Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя в сопровождении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Консультация "Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя в сопровождении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"...

СТАТЬЯ "РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"

Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений комбинированного вида является подготовка детей к успешному обучению в школе, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями р...

Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"

Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"...

Консультация для педагогов «Приемы формирования предметного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Ни для кого не секрет, что  последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с тяжелыми  нарушениями речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями ...

Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа.

Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа....