Использование тактильно – кинестетической стимуляции при автоматизации и дифференциации звуков в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Гусева Маргарита Павловна

При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.

За основу взята методика Елены Филипповны Архиповой, направленная на формирование   звукопроизношения у детей с дизартрией с использованием тактильно – кинестетической стимуляции. (восприятие мира через рецепторы расположенные на теле человека)

Новшество использования:

  1. Оптимизация процесса автоматизации звуков посредством усиления артикуляционных кинестезий и проприорецептивных ощущений в органах речи (т.е. включение в коррекционную работу стимуляцию рецепторных зон кистей рук для развития кинестетического восприятия при автоматизации звуков)
  2. В работе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный (моторный), кожно-кинестестический и зрительный. Я учитывала компенсаторные возможности ребенка. Благодаря анализаторам при выполнении заданий также развивали фонематический слух и выразительность речи (которая у детей с дизартрии страдает)

Я проводила работу над автоматизацией звуков по новой для себя методике по 11 модулям с разными звукосочетаниями. Благодаря методике оптимизируется процесс автоматизации звуков у детей со стёртой дизартрией. У кого-то процесс пошёл быстро, у кого-то медленнее. На фоне уточнения произношения гласных речь у детей речь становится более разборчивой.

Автоматизация звука проводится по 11 модулям (вариантам звукосочетаний)Дифференциация звуков проводится по 11 модулям (вариантам звукосочетаний) 

I модуль. Отдельное произнесение: С…Г (С-согласный, Г-гласный).

II модуль. СГ слитно. Прямой слог.

III модуль. Г…С раздельно

IV модуль. ГС слитно (обратный слог).

V модуль. ГСГ (интервокальная позиция)

VI модуль . С ГС. (С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно).

 VII модуль. . СГ С . (С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно).

 VIII модуль. С СГ. (Слог со стечением согласных. С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно).

 IX модуль . С С Г. (Слог со стечением согласных. С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно).

 X модуль. ГС С . (Слог со стечением согласных. С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно).

 XI модуль. Г С С. (Слог со стечением согласных. С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно).

I модуль . Отдельное произнесение: С…Г.

II модуль . СГ слитно. Повторение пар звукосочетаний. (например: СА-ША)

III модуль . С-Г- изолированное произнесение гласного и согласного. Повторение пар звукосочетаний.

IV модуль . ГС слитно (обратный слог). Повторение пар звукосочетаний.

V модуль . ГСГ (интервокальная позиция). Повторение пар звукосочетаний.

VI модуль . СГС(N). Повторение пар звукосочетаний. В конце каждого звукосочетания стоит звук, который ребенок произносит правильно - С(N).

VII модуль. (N)СГС. Повторение пар звукосочетаний. В начале каждого звукосочетания стоит звук, который ребенок произносит правильно - С(N).

 VIII модуль. СС(N)Г. Повторение пар звукосочетаний, в конструкции которых на первом месте стоит звук, который дифференцируется с оппозиционными.

IX модуль. (N)ССГ. Повторение пар звукосочетаний. Дифференцируемый звук стоит в середине.

X модуль. ГС(N)С. Повторение пар звукосочетаний. Дифференцируемый звук стоит в конце звукосочетания.

XI модуль. ГСС(N). Повторение пар звукосочетаний. Дифференцируемый звук находится в середине звукосочетания.

На этапе стимулирования речи, постановки и автоматизации звуков оптимизирующим процессом является включение пальцевых упражнений, выполняемых на различной тактильной поверхности. При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей рук усиливаются тактильно – кинестетические ощущения.

Из исследований известно, что в организации наших движений, в частности артикуляций, значительное место занимают чувствительные возбуждения. Посредствам чувствительных потоков информация поступает к коре головного мозга. В свою очередь информация от коры головного мозга поступает к действующему органу, к артикуляционному аппарату.

Применяемые материалы:

  1. Иппликтор (скользить ладонями и кончиками пальцев обеих рук по игольчатым и волнистым поверхностям при одновременном произнесении, выполняя задания – выполнять зигзагообразные и круговые движения, поиграть как на пианино, произносить гласный звук (символ которого нарисован у пальцев) и нажимать пальчиком на ребристую ладонь и т.д.)
  2. Тактильно-кинестетическая стимуляция с применением су-джок терапии
  3. Работа с прищепками, пинцетами (проговаривание слова, прицепления прищепки к картинке нужной или снимание прищепки с картинки, когда слово произнёс; захват фигурки и произнесение слова/предложения, затем положить ее в миску, подходящую по цвету)
  4. Работа с сенсорными эталонами (помимо заданий с цветами и оттенками, величиной предмета использовались
  5. Логографические упражнения (рисование и одновременное четкое проговаривание слов, например, ребенок произносит : палочка, палочка, палочка, стол, ёлочка и одновременно рисует то, что произносит. Таким образом появляются проговариваемые картинки)
  6. Нейроподход, развитие моторики и переключаемости (ребенок произносит грамотно слова, одновременно меняя позы пальцев)

Таким образом благодаря обычным предметам в обиходе  можно разнообразить коррекционную деятельность при помощи тактильно-кинестетической стимуляции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost_uchitelya_nsportal.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность учителя-логопеда

Использование тактильно – кинестетической стимуляции при автоматизации и дифференциации звуков в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.

За основу взята методика Елены Филипповны Архиповой, направленная на формирование звукопроизношения у детей с дизартрией с использованием тактильно – кинестетической стимуляции. (восприятие мира через рецепторы расположенные на теле человека)

Новшество использования:

  1. Оптимизация процесса автоматизации звуков посредством усиления артикуляционных кинестезий и проприорецептивных ощущений в органах речи (т.е. включение в коррекционную работу стимуляцию рецепторных зон кистей рук для развития кинестетического восприятия при автоматизации звуков)
  2. В работе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный (моторный), кожно-кинестестический и зрительный. Я учитывала компенсаторные возможности ребенка. Благодаря анализаторам при выполнении заданий также развивали фонематический слух и выразительность речи (которая у детей с дизартрии страдает)

Я проводила работу над автоматизацией звуков по новой для себя методике по 11 модулям с разными звукосочетаниями. Благодаря методике оптимизируется процесс автоматизации звуков у детей со стёртой дизартрией. У кого-то процесс пошёл быстро, у кого-то медленнее. На фоне уточнения произношения гласных речь у детей речь становится более разборчивой.

Новшество использования:

  1. Оптимизация процесса автоматизации звуков посредством усиления артикуляционных кинестезий и проприорецептивных ощущений в органах речи (т.е. включение в коррекционную работу стимуляцию рецепторных зон кистей рук для развития кинестетического восприятия при автоматизации звуков)
  2. В работе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный (моторный), кожно-кинестестический и зрительный. Я учитывала компенсаторные возможности ребенка. Благодаря анализаторам при выполнении заданий также развивали фонематический слух и выразительность речи (которая у детей с дизартрии страдает)

Автоматизация звука проводится по 11 модулям (вариантам звукосочетаний

Дифференциация звуков проводится по 11 модулям (вариантам звукосочетаний)

I модуль. Отдельное произнесение: С…Г (С-согласный, Г-гласный).

II модуль. СГ слитно. Прямой слог.

III модуль. Г…С раздельно

IV модуль. ГС слитно (обратный слог).

V модуль. ГСГ (интервокальная позиция)

VI модуль . С ГС. (С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно).

VII модуль. . СГ С . (С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно).

VIII модуль. С СГ. (Слог со стечением согласных. С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно).

IX модуль . С С Г. (Слог со стечением согласных. С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно).

X модуль. ГС С . (Слог со стечением согласных. С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно).

XI модуль. Г С С. (Слог со стечением согласных. С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно).

I модуль . Отдельное произнесение: С…Г.

II модуль . СГ слитно. Повторение пар звукосочетаний. (например: СА-ША)

III модуль . С-Г- изолированное произнесение гласного и согласного. Повторение пар звукосочетаний.

IV модуль . ГС слитно (обратный слог). Повторение пар звукосочетаний.

V модуль . ГСГ (интервокальная позиция). Повторение пар звукосочетаний.

VI модуль . СГС(N). Повторение пар звукосочетаний. В конце каждого звукосочетания стоит звук, который ребенок произносит правильно - С(N).

VII модуль. (N)СГС. Повторение пар звукосочетаний. В начале каждого звукосочетания стоит звук, который ребенок произносит правильно - С(N).

VIII модуль. СС(N)Г. Повторение пар звукосочетаний, в конструкции которых на первом месте стоит звук, который дифференцируется с оппозиционными.

IX модуль. (N)ССГ. Повторение пар звукосочетаний. Дифференцируемый звук стоит в середине.

X модуль. ГС(N)С. Повторение пар звукосочетаний. Дифференцируемый звук стоит в конце звукосочетания.

XI модуль. ГСС(N). Повторение пар звукосочетаний. Дифференцируемый звук находится в середине звукосочетания.

Применяемые материалы:

  1. Иппликтор (скользить ладонями и кончиками пальцев обеих рук по игольчатым и волнистым поверхностям при одновременном произнесении, выполняя задания – выполнять зигзагообразные и круговые движения, поиграть как на пианино, произносить гласный звук (символ которого нарисован у пальцев) и нажимать пальчиком на ребристую ладонь и т.д.)
  2. Тактильно-кинестетическая стимуляция с применением су-джок терапии
  3. Работа с прищепками, пинцетами (проговаривание слова, прицепления прищепки к картинке нужной или снимание прищепки с картинки, когда слово произнёс; захват фигурки и произнесение слова/предложения, затем положить ее в миску, подходящую по цвету)
  4. Работа с сенсорными эталонами (помимо заданий с цветами и оттенками, величиной предмета использовались

- плоские и объемные фигурки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками, например, на звук Л фигурки лодка, клубника, лак, пила спрятаны в мешочке, надо на ощупь найти и произнести, что спрятано или найти в песке и т.д.;

- разноцветные камешки или мозаика, песок– выкладывание предметов по лабиринту или логопедическим улиткам по мере грамотного произнесения/нахождения слова, затем собрать из камешков/мозаики определенную картинку по контуру;

- шнуровка)

  1. Логографические упражнения (рисование и одновременное четкое проговаривание слов, например, ребенок произносит : палочка, палочка, палочка, стол, ёлочка и одновременно рисует то, что произносит. Таким образом появляются проговариваемые картинки)
  2. Нейроподход, развитие моторики и переключаемости (ребенок произносит грамотно слова, одновременно меняя позы пальцев)

Таким образом благодаря обычным предметам в обиходе можно разнообразить коррекционную деятельность при помощи тактильно-кинестетической стимуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

Семинар-практикум Тема: «Использование биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми имеющими тяжелые нарушения речи»

Семинар-практикумТема: «Использование   биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми  имеющими тяжелые нарушения речи»...

Особенности работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в ДОУ

В статье рассматривается вопрос о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ. Коррекция речевого и психофизического развития детей в дошкольном учреждении позволит ребенку безболезненно перейти...

«Тактильные дощечки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)

Развитие мелкой моторики (гибкость и точность движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, памяти, мышления, речи. Пособие «тактильные д...

«Применение нейропсихологических игр в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков»

quot;Применение неропсихологическихигр в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков"...