ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
статья по логопедии (старшая группа)

Давыдова Евгения Викторовна

в статье отмечено, что использование ТРИЗ-технологии (система коллективных игр, занятий) в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности позволяет специалистам (учителю-логопеду, воспитателю и другим) не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Авторы утверждают, что данная технология позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь ребенка перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Использование в логопедии элементов ТРИЗ имеет очевидный ряд преимуществ. А специально подобранные дидактические игры: для развития лексико-грамматической стороны речи; связной речи; автоматизации звуков максимально этому способствуют.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Давыдова Евгения Викторовна

учитель-логопед

Детский сад с. Богдановка

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ  КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация: в статье отмечено, что использование ТРИЗ-технологии (система коллективных игр, занятий) в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности позволяет специалистам (учителю-логопеду, воспитателю и другим) не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Авторы утверждают, что данная технология позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь ребенка перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Использование в логопедии элементов ТРИЗ имеет очевидный ряд преимуществ. А специально подобранные дидактические игры: для развития лексико-грамматической стороны речи; связной речи; автоматизации звуков максимально этому способствуют.

Ключевые слова: ТРИЗ-технология, дошкольная образовательная организация, дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, учитель-логопед, лексико-грамматическая сторона речи, связная речь, автоматизация звуков.

Современное дошкольное образование находится на новом этапе развития. Перед ним стоит ряд приоритетных задач, в числе которых обеспечение высокого качества, повышение ответственности педагога за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования определяет для педагогов приоритетное направление – создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование познавательных интересов и творческих способностей. Для решения поставленных задач в современном под- ходе каждый педагог становится на путь творческого поиска.

Работа учителя-логопеда дошкольной образовательной организации не исключение. Помимо специфических коррекционных задач, логопед обязан работать над развитием личности ребенка в целом. Однако добиться этого с помощью традиционных приемов работы не всегда возможно.

Одним из способов достижения поставленной цели является использование ТРИЗ-технологии   (Теории   Решения    Изобретательских    Задач,    созданной Г.С. Альтшулером).

Главная идея его теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. Впервые в дошкольные учреждения ТРИЗ-технологии пришли в 1987 году. Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. За эти качества ТРИЗ называют технологией.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь ребенка перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих вопросов.

Это эффективный прием и метод коррекции речи, отвечающий задачам, поставленным перед педагогом в полноценном развитии ребенка.

ТРИЗ представляет собой систему игр, упражнений, заданий, использование которых в образовательном процессе помогает:

  • максимально увеличить эффективность усвоения программы;
  • превращает занятия в увлекательный творческий поиск;
  • повышает самооценку ребенка.

Цель ТРИЗ – научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Данная технология позволяет получать знания без перегрузок и длительных заучиваний. В арсенале ТРИЗ существует огромное количество различных методов и приемов. Ряд игр специалисты используют в процессе коррекционно-развивающей деятельности, так как они эффективно помогают решить задачи развития лексико-грамматической стороны речи, автоматизации поставленных зву-

ков, развития связной речи и другие.

Игры для развития лексико-грамматической стороны речи.

Это игры «Слово за слово», «Один-много», «Префиксы». Суть первой игры заключается в подборе существительных или прилагательных, сходных по ка- ким-либо качествам. Игра «Один – много» помогает находить в одном предмете множество его составных частей, закреплять понятие «один – много» и употреблять существительные и прилагательные в родительном падеже.

Игра «Префиксы» подходит для читающих детей. Цель – научить ребенка комбинировать слова с префиксами, получая новые интересные слова, придумывая рассказы. Далее дети обсуждают все интересные слова и называют их положительные и отрицательные стороны.

Игры для автоматизации звуков «По кругу», «Антилогичное лото», «Запоминай-ка» позволяют детям воспроизвести различные варианты придуманных словосочетаний, предложений. Проговаривая их по очереди, дети следят за правильностью произношения сложных звуков и помогают товарищу исправить речевую ошибку, если он ее допустил; придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и за каждую интересную изобретательскую идею получают дополнительные баллы, которые в дальнейшем определяют победителя.

В связной речи отражаются все особенности недоразвития высших психических функций, лексики, грамматики, фонетики. Развернутые смысловые высказывания детей с речевыми нарушениями отмечаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Для детей подчас бывает очень затруднительно составить небольшой описательный рассказ об объекте, еще более трудно дается им составление творческих рассказов. Так как развитие связной речи – достаточно обширная и сложная задача, требующая поэтапного решения, стоит остановиться лишь на некоторых приемах обучения творческим рассказам.

Игры для развития связной речи «Сказка о самом себе», «Коллаж из сказок»,

«Что потом?» позволяют обогатить, расширить и активизировать словарь дошкольников, развить познавательную активность, расширить представления о предметах через признаки и их проявления.

Использование в логопедии элементов ТРИЗ имеет очевидный ряд преиму ществ:

  • развивает детскую фантазию и творчество;
  • способствует поиску детьми новых нетрадиционных решений поставленных задач; эффективной автоматизации звуков в речи, проявлению интеллектуальной инициативы;
  • помогает научиться не бояться ошибок и нестандартных решений; существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность,

точность и оригинальность высказывания детей; совершенствовать мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству;

  • повышает интерес к предлагаемым заданиям, что делает работу по закреплению навыков более эффективной.

Использование пособий ТРИЗ-технологии позволяет более точно выявить уровень знаний и возможностей каждого ребенка, осуществить индивидуальный подход и, соответственно, спланировать дальнейшую эффективную коррекционную работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, автоматизации звуков, развитию связной речи.

Список литературы

  1. Козырева Н.А. Теремок сказок. 110 развивающих игр со сказками для де тей 4–7 лет в детском саду / Н.А. Козырева. ‒ М., 2010.
  2. Кудрякова И.Г. Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром / И.Г. Кудрякова, В.В. Кузнецова, Л.С. Пыстина. – М., 2009.
  3. Лелюх С.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи до- школьников: учеб. пособ. / С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. ‒ Ульяновск, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Выступление  на  общегородском  семинаре   на  базе  МПК, посвященного   190-летию  К.Д. Ушинского...

"Использование техники "Биоэнергопластика" "в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

Применяя биоэнергопластику в работе с детьми ТНР, пришла к выводу, что этот метод очень эффективен, особенно для детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладон...

Использование интеллект карт в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Выступление на городском методическом объъединении учителей-логопедов ДОУ г. ЗеленогорскаАктуальность внедрения интеллект-карт обеспечивается их содержанием, в основе которого лежат принципы, заложенн...

«Использование нейропсихологических методов в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно-логопедическую работу....

Методические рекомендации «Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

кратко говорится о проектной деятельности, предлогаю вниманию макет проекта....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из важнейших задач является содействие максимально полной реализации личностного потенциала человека, а одним из принципиальных условий для этого является высокий уровень его здоровья, от состоя...