Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
статья (подготовительная группа)
Одной из важнейших задач является содействие максимально полной реализации личностного потенциала человека, а одним из принципиальных условий для этого является высокий уровень его здоровья, от состояния которого зависит не только его физический потенциал, но и состояние его работоспособности, формирование жизненных и социальных мотиваций и многое другое .Сохранение и укрепление здоровья детей , формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни является сегодня одной из приоритетных задач системы дошкольного образования.
Здоровьесберегающие условия дошкольного образования основываются на государственных образовательных стандартах. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФОП ДО, которые предполагают создание программно-методического и материально-технического обеспечения в соответствии с содержанием, организацией дошкольного процесса и физиолого-гигиеническими требованиями к нему.
Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача воспитателя – не просто вести занятия в чистой группе ,а следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в саду, формирующую личность. То есть, по нормативам ФОП ДО, подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
Одной из важных составляющих понятия здоровьесберегающей компетентности являются знания воспитателя в области основ культуры здоровья, ЗОЖ, здоровьесберегающих технологий. В данном случае воспитатель должен не только обладать информацией по данным вопросам, но и владеть теоретическими, практическими и методическими знаниями, составляющими основу здоровьесберегающей педагогики.
Проблема здоровье сбережения особенно актуальна для детей с ОВЗ. В данной статье речь пойдет о здоровьесберегающих технологиях для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Особенности физического состояния у детей с тяжелыми нарушениями речи:
– нарушено дыхание (правильное чередование по длительности вдоха-выдоха);
–общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями;
–может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей;
–недостаточность выполнения сложных движений;
–ошибочная пространственная организация движений.
У детей с речевой патологией наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук.
Воспитателям, работающим с детьми с ТНР необходимо учитывать данные психофизические особенности таких детей и строить свою образовательную деятельность так, чтобы обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях сада.
Перед воспитателем должны стоять следующие задачи:
– определить особенности психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи;
– выделить принципы организации работы по здоровье сбережению с детьми с ОВЗ;
– составить перечень видов здоровьесберегающих технологий для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и определить условия для их успешной реализации в условиях дошкольного образования.
Воспитатель, обладающий широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, имеет возможность выбрать те из них, которые обеспечат в конкретных условиях успех конкретного ребенка.
Здоровьесберегающие технологии эффективнее использовать комплексно, сочетая их и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.
Перечень здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР:
– занятия на развитие правильного дыхания;
– логоритмика, как «терапия движением»;
– артикуляционная гимнастика;
– развитие мелкой моторики;
– физкультурные минутки;
– закаливание и прогулки;
– подвижные игры.
Использование данных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР позволяет укреплять физическое здоровье ребенка, а также способствует развитию речи.
Залогом успешной здоровьесберегающей деятельности воспитанников является сотрудничество с родителями. Ведь именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками воспитательного процесса – важная и ответственная задача воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tnr.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Одной из важнейших задач является содействие максимально полной реализации личностного потенциала человека, а одним из принципиальных условий для этого является высокий уровень его здоровья, от состояния которого зависит не только его физический потенциал, но и состояние его работоспособности, формирование жизненных и социальных мотиваций и многое другое .Сохранение и укрепление здоровья детей , формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни является сегодня одной из приоритетных задач системы дошкольного образования.
Здоровьесберегающие условия дошкольного образования основываются на государственных образовательных стандартах. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФОП ДО, которые предполагают создание программно-методического и материально-технического обеспечения в соответствии с содержанием, организацией дошкольного процесса и физиолого-гигиеническими требованиями к нему.
Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача воспитателя – не просто вести занятия в чистой группе ,а следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в саду, формирующую личность. То есть, по нормативам ФОП ДО, подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
Одной из важных составляющих понятия здоровьесберегающей компетентности являются знания воспитателя в области основ культуры здоровья, ЗОЖ, здоровьесберегающих технологий. В данном случае воспитатель должен не только обладать информацией по данным вопросам, но и владеть теоретическими, практическими и методическими знаниями, составляющими основу здоровьесберегающей педагогики.
Проблема здоровье сбережения особенно актуальна для детей с ОВЗ. В данной статье речь пойдет о здоровьесберегающих технологиях для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Особенности физического состояния у детей с тяжелыми нарушениями речи:
– нарушено дыхание (правильное чередование по длительности вдоха-выдоха);
–общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями;
–может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей;
–недостаточность выполнения сложных движений;
–ошибочная пространственная организация движений.
У детей с речевой патологией наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук.
Воспитателям, работающим с детьми с ТНР необходимо учитывать данные психофизические особенности таких детей и строить свою образовательную деятельность так, чтобы обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях сада.
Перед воспитателем должны стоять следующие задачи:
– определить особенности психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи;
– выделить принципы организации работы по здоровье сбережению с детьми с ОВЗ;
– составить перечень видов здоровьесберегающих технологий для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и определить условия для их успешной реализации в условиях дошкольного образования.
Воспитатель, обладающий широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, имеет возможность выбрать те из них, которые обеспечат в конкретных условиях успех конкретного ребенка.
Здоровьесберегающие технологии эффективнее использовать комплексно, сочетая их и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.
Перечень здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР:
– занятия на развитие правильного дыхания;
– логоритмика, как «терапия движением»;
– артикуляционная гимнастика;
– развитие мелкой моторики;
– физкультурные минутки;
– закаливание и прогулки;
– подвижные игры.
Использование данных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР позволяет укреплять физическое здоровье ребенка, а также способствует развитию речи.
Залогом успешной здоровьесберегающей деятельности воспитанников является сотрудничество с родителями. Ведь именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками воспитательного процесса – важная и ответственная задача воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода моделирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Выступление на общегородском семинаре на базе МПК, посвященного 190-летию К.Д. Ушинского...
«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».
Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...
"Использование техники "Биоэнергопластика" "в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи
Применяя биоэнергопластику в работе с детьми ТНР, пришла к выводу, что этот метод очень эффективен, особенно для детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладон...
Консультация для педагогов "Квест технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи."
Квест технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
в статье отмечено, что использование ТРИЗ-технологии (система коллективных игр, занятий) в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности позволяет специал...
Современные образовательные технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Аннотация: «Теремки Воскобовича» - это игровое занимательное пособие для обучения детей старшего возраста грамоте.Разработано на принципах традиционной методики, основанной на звуковом ана...
Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»
Речевые нарушения остаются одной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...