Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
статья (подготовительная группа)

Одной из важнейших задач является содействие максимально полной реализации личностного потенциала человека, а одним из принципиальных условий для этого является высокий уровень его здоровья, от состояния которого зависит не только его физический потенциал, но и состояние его работоспособности, формирование жизненных и социальных мотиваций и многое другое .Сохранение и укрепление здоровья детей , формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни является сегодня одной из приоритетных задач системы дошкольного образования.

Здоровьесберегающие условия дошкольного образования основываются на государственных образовательных стандартах. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФОП ДО, которые предполагают создание программно-методического и материально-технического обеспечения в соответствии с содержанием, организацией дошкольного процесса и физиолого-гигиеническими требованиями к нему.

Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача воспитателя  – не просто вести занятия в чистой группе ,а следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в саду, формирующую личность. То есть, по нормативам ФОП ДО, подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Одной из важных составляющих понятия здоровьесберегающей компетентности являются знания воспитателя  в области основ культуры здоровья, ЗОЖ, здоровьесберегающих технологий. В данном случае воспитатель  должен не только обладать информацией по данным вопросам, но и владеть теоретическими, практическими и методическими знаниями, составляющими основу здоровьесберегающей педагогики.

Проблема здоровье сбережения особенно актуальна для детей с ОВЗ. В данной статье речь пойдет о здоровьесберегающих технологиях для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Особенности физического состояния у детей с тяжелыми нарушениями речи:

– нарушено дыхание (правильное чередование по длительности вдоха-выдоха);

–общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями;

–может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей;

–недостаточность выполнения сложных движений;

–ошибочная пространственная организация движений.

У детей с речевой патологией наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук.

 Воспитателям, работающим с детьми с ТНР необходимо учитывать данные психофизические особенности таких детей и строить свою образовательную деятельность так, чтобы обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях сада.

Перед воспитателем должны стоять следующие задачи:

– определить особенности психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи;

– выделить принципы организации работы по здоровье сбережению с детьми с ОВЗ;

– составить перечень видов здоровьесберегающих технологий для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и определить условия для их успешной реализации в условиях дошкольного образования.

 Воспитатель, обладающий широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, имеет возможность выбрать те из них, которые обеспечат в конкретных условиях успех конкретного ребенка.

 Здоровьесберегающие технологии эффективнее использовать комплексно, сочетая их и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Перечень здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР:

– занятия на развитие правильного дыхания;

– логоритмика, как «терапия движением»;

– артикуляционная гимнастика;

– развитие мелкой моторики;

– физкультурные минутки;

– закаливание и прогулки;

– подвижные игры.

Использование данных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР позволяет укреплять физическое здоровье ребенка, а также способствует развитию речи.

Залогом успешной здоровьесберегающей деятельности воспитанников  является сотрудничество с родителями. Ведь именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками воспитательного  процесса – важная и ответственная задача воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tnr.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из важнейших задач является содействие максимально полной реализации личностного потенциала человека, а одним из принципиальных условий для этого является высокий уровень его здоровья, от состояния которого зависит не только его физический потенциал, но и состояние его работоспособности, формирование жизненных и социальных мотиваций и многое другое .Сохранение и укрепление здоровья детей , формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни является сегодня одной из приоритетных задач системы дошкольного образования.

Здоровьесберегающие условия дошкольного образования основываются на государственных образовательных стандартах. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФОП ДО, которые предполагают создание программно-методического и материально-технического обеспечения в соответствии с содержанием, организацией дошкольного процесса и физиолого-гигиеническими требованиями к нему.

Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача воспитателя  – не просто вести занятия в чистой группе ,а следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в саду, формирующую личность. То есть, по нормативам ФОП ДО, подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Одной из важных составляющих понятия здоровьесберегающей компетентности являются знания воспитателя  в области основ культуры здоровья, ЗОЖ, здоровьесберегающих технологий. В данном случае воспитатель  должен не только обладать информацией по данным вопросам, но и владеть теоретическими, практическими и методическими знаниями, составляющими основу здоровьесберегающей педагогики.

Проблема здоровье сбережения особенно актуальна для детей с ОВЗ. В данной статье речь пойдет о здоровьесберегающих технологиях для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Особенности физического состояния у детей с тяжелыми нарушениями речи:

– нарушено дыхание (правильное чередование по длительности вдоха-выдоха);

–общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями;

–может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей;

–недостаточность выполнения сложных движений;

–ошибочная пространственная организация движений.

У детей с речевой патологией наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук.

 Воспитателям, работающим с детьми с ТНР необходимо учитывать данные психофизические особенности таких детей и строить свою образовательную деятельность так, чтобы обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях сада.

Перед воспитателем должны стоять следующие задачи:

– определить особенности психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи;

– выделить принципы организации работы по здоровье сбережению с детьми с ОВЗ;

– составить перечень видов здоровьесберегающих технологий для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и определить условия для их успешной реализации в условиях дошкольного образования.

 Воспитатель, обладающий широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, имеет возможность выбрать те из них, которые обеспечат в конкретных условиях успех конкретного ребенка.

 Здоровьесберегающие технологии эффективнее использовать комплексно, сочетая их и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Перечень здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР:

– занятия на развитие правильного дыхания;

– логоритмика, как «терапия движением»;

– артикуляционная гимнастика;

– развитие мелкой моторики;

– физкультурные минутки;

– закаливание и прогулки;

– подвижные игры.

Использование данных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР позволяет укреплять физическое здоровье ребенка, а также способствует развитию речи.

Залогом успешной здоровьесберегающей деятельности воспитанников  является сотрудничество с родителями. Ведь именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками воспитательного  процесса – важная и ответственная задача воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Выступление  на  общегородском  семинаре   на  базе  МПК, посвященного   190-летию  К.Д. Ушинского...

«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

"Использование техники "Биоэнергопластика" "в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

Применяя биоэнергопластику в работе с детьми ТНР, пришла к выводу, что этот метод очень эффективен, особенно для детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладон...

Использование интеллект карт в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Выступление на городском методическом объъединении учителей-логопедов ДОУ г. ЗеленогорскаАктуальность внедрения интеллект-карт обеспечивается их содержанием, в основе которого лежат принципы, заложенн...

Консультация для педагогов "Квест технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи."

Квест технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

в статье отмечено, что использование ТРИЗ-технологии (система коллективных игр, занятий) в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности позволяет специал...

Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»

Речевые нарушения остаются одной из наиболее  распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...