Современные образовательные технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
статья по логопедии (старшая группа)
Аннотация: «Теремки Воскобовича» - это игровое занимательное пособие для обучения детей старшего возраста грамоте.
Разработано на принципах традиционной методики, основанной на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенного
Д.Б. Элькониным. Согласно этой методике, обучение проводится поэтапно: сначала знакомство с буквами, затем чтение слогов и слов, постепенное объединение слов в целые фразы и тексты.
С помощью авторского пособия «Теремки Воскобовича» процесс обучения чтению превращается в интересную игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_v_rabote_s_detmi_s_tyazhelymi_narusheniyami_rechi.docx | 725.84 КБ |
Предварительный просмотр:
А.А. Круглова
МБДОУ «ДС 219 г. Челябинска», город Челябинск, Россия
Современные образовательные технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "ТЕРЕМКОВ" ВОСКОБОВИЧА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Аннотация: «Теремки Воскобовича» - это игровое занимательное пособие для обучения детей старшего возраста грамоте.
Разработано на принципах традиционной методики, основанной на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенного
Д.Б. Элькониным. Согласно этой методике, обучение проводится поэтапно: сначала знакомство с буквами, затем чтение слогов и слов, постепенное объединение слов в целые фразы и тексты.
С помощью авторского пособия «Теремки Воскобовича» процесс обучения чтению превращается в интересную игру.
Игра Теремки Воскобовича, цель которой - решать логические задачи с буквами, путешествовать по лабиринтам, составлять слоги и слова, заниматься словотворчеством. Это прекрасная учебная модель для подготовки детей к обучению грамоте. Теремок – деревянная коробочка с согласными буквами и окошечками на гранях. Кубик – «сундучок» - картонный кубик-вкладыш с гласными буквами на гранях. Кубик вкладываем в теремок, согласный оказывается рядом с гласным – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова.
Всего в комплекте Воскобовича 12 деревянных теремков (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых и 2 серых). А также 12 картонных сундучков с гласными на гранях (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых).
В теремках и сундучках много особенностей, которые понятны детям, знакомым с основными характеристиками звука (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой): цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и другие.
Буквы на гранях не простые. У каждого своего образа. Например, гласные буквы представляет шут в позе буквы А – Арлекин. Если шут представляет букву О, то его зовут Орлекин. А если У – Урлекин. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин – сказочные персонажи, с которыми ребенку до поры до времени интересней, чем со знаком.
Так же есть знаковый «сундучок», на котором изображены молоток, который обозначает ударение, красные точки имеют право заменить гласный звук, попугай и пустое окошко может заменять гласные и согласные буквы.
На "крышке" сундучка изображены синяя и зелёная полоски, которые обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков.
Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, попугай Эник и многое другое – все это методические ноу-хау, которые помогают быстрее освоить чтение.
Обучение чтению проходит в три этапа.
Задачи использования игрового пособия в старшей группе для детей с ТНР:
1. закрепить знание характеристик звуков;
2. закрепить знание букв, умение читать слоги, составлять слова из слогов;
3. формировать навык чтения слогов, слов;
4. вызвать интерес к звукам, буквам, желание играть со слогами, словами;
5. развивать воображение, словотворчество.
На первом этапе сначала я учила детей различать звуки, затем понимать. что буква- это «значок» звука. С помощью осязательных анализаторов (пощупать, потрогать, ощупать) в сознании ребенка складывается моторный образ буквы.
На втором этапе дети учились слитно произносить гласные и согласные буквы в слоге.
На третьем этапе мы с детьми играли в различные словесные игры, составляли из кубиков простые слова, меняя в них буквы, слоги, суффиксы, приставки, придумывали по аналогии забавные несущественные слова. Словом, творили, придумывали, пробовали и незаметно готовиться к настоящему чтению.
В играх с «Кубиками Воскобовича» совершенствуются процессы внимания, памяти, мышления, расширяется словарный запас. Ребенок узнает значение нескольких слов, постигает в процессе игры алгоритм словообразования, придумывает новые слова, знакомится с орфографическими исключениями родного языка. К подготовительной группе на последнем этапе дети уже с лёгкостью различают гласные и согласные буквы. Практически все составляют из букв слоги, затем слова и начали читать небольшие тексты. С помощью игры я заметила, что дети стали более внимательными, усидчивыми, и словарный запас их расширился. Таким образом, использование "Теремков" Воскобовича способствует успешному речевому развитию детей и обучению чтению.
В заключение хочется сказать, что это уникальная конструкция, где присутствует наглядность, образность, простота "конструирования" слогов и слов превращает эту игру в «долгоиграющий восторг». Если игра нравится ребёнку и служит материалом для проявления творчества, то в самостоятельных играх тренируется умение, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
ПУСТЬ РАДОСТЬ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПОСТЕПЕННО ПЕРЕЙДЕТ В РАДОСТЬ УЧЕНИЯ !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».
Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...
Консультация для педагогов "Квест технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи."
Квест технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
в статье отмечено, что использование ТРИЗ-технологии (система коллективных игр, занятий) в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности позволяет специал...
Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»
Речевые нарушения остаются одной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Одной из важнейших задач является содействие максимально полной реализации личностного потенциала человека, а одним из принципиальных условий для этого является высокий уровень его здоровья, от состоя...