Современные образовательные технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
статья по логопедии (старшая группа)

Круглова Анна Артуровна

Аннотация: «Теремки Воскобовича» - это игровое занимательное пособие для обучения детей старшего возраста грамоте.

Разработано на принципах традиционной методики, основанной на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенного     

Д.Б.   Элькониным. Согласно этой методике, обучение проводится поэтапно: сначала знакомство с буквами, затем чтение слогов и слов, постепенное объединение слов в целые фразы и тексты.

С помощью авторского пособия «Теремки Воскобовича» процесс обучения чтению превращается в интересную игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.А. Круглова

МБДОУ «ДС 219 г. Челябинска», город Челябинск, Россия

Современные образовательные технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "ТЕРЕМКОВ" ВОСКОБОВИЧА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Аннотация: «Теремки Воскобовича» - это игровое занимательное пособие для обучения детей старшего возраста грамоте.

Разработано на принципах традиционной методики, основанной на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенного    

Д.Б.   Элькониным. Согласно этой методике, обучение проводится поэтапно: сначала знакомство с буквами, затем чтение слогов и слов, постепенное объединение слов в целые фразы и тексты.

С помощью авторского пособия «Теремки Воскобовича» процесс обучения чтению превращается в интересную игру.

    Игра Теремки Воскобовича, цель которой - решать логические задачи с буквами, путешествовать по лабиринтам, составлять слоги и слова, заниматься словотворчеством. Это прекрасная учебная модель для подготовки детей к обучению грамотеТеремок – деревянная  коробочка с согласными буквами и окошечками на гранях. Кубик – «сундучок» - картонный кубик-вкладыш с гласными буквами на гранях. Кубик вкладываем в теремок, согласный оказывается рядом с гласным – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова.

     Всего в комплекте Воскобовича 12 деревянных теремков (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых и 2 серых).  А также 12 картонных сундучков с гласными на гранях (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых).

 В теремках и сундучках много особенностей, которые понятны детям, знакомым с основными характеристиками звука (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой): цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и другие.

   

      Буквы на гранях не простые. У каждого своего образа. Например, гласные буквы представляет шут в позе буквы А – Арлекин. Если шут представляет букву О, то его зовут Орлекин. А если У – Урлекин. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин – сказочные персонажи, с которыми ребенку до поры до времени интересней, чем со знаком.

   Так же есть знаковый «сундучок», на котором изображены молоток, который обозначает ударение, красные точки имеют право заменить гласный звук, попугай и пустое окошко может заменять гласные и согласные буквы.

На "крышке" сундучка изображены синяя и зелёная полоски, которые обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков.

     Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, попугай Эник и многое другое – все это методические ноу-хау, которые помогают быстрее освоить чтение.

Обучение чтению проходит в три этапа.

     Задачи использования игрового пособия в старшей группе для детей с ТНР:

1. закрепить знание характеристик звуков;

2. закрепить знание букв, умение читать слоги, составлять слова из слогов;

3. формировать навык чтения слогов, слов;

4. вызвать интерес к звукам, буквам, желание играть со слогами, словами;

5. развивать воображение, словотворчество.

  На первом этапе сначала я учила детей различать звуки, затем понимать. что буква- это «значок» звука. С помощью осязательных анализаторов (пощупать, потрогать, ощупать) в сознании ребенка складывается моторный образ буквы.

 

 На втором этапе дети учились слитно произносить гласные и согласные буквы в слоге.

 

На третьем этапе мы с детьми играли в различные словесные игры, составляли из кубиков простые слова, меняя в них буквы, слоги, суффиксы, приставки, придумывали по аналогии забавные несущественные слова.     Словом, творили, придумывали, пробовали и незаметно готовиться к настоящему чтению.

     

В играх с «Кубиками Воскобовича» совершенствуются процессы внимания, памяти, мышления, расширяется словарный запас. Ребенок узнает значение нескольких слов, постигает в процессе игры алгоритм словообразования, придумывает новые слова, знакомится с орфографическими исключениями родного языка. К подготовительной группе на последнем этапе дети уже с лёгкостью различают гласные и согласные буквы. Практически все составляют из букв слоги, затем слова и начали читать небольшие тексты. С помощью игры я заметила, что дети стали более внимательными, усидчивыми, и словарный запас их расширился. Таким образом, использование "Теремков" Воскобовича способствует успешному речевому развитию детей и обучению чтению.

В заключение хочется сказать, что это уникальная конструкция, где присутствует наглядность, образность, простота "конструирования" слогов и слов превращает эту игру в «долгоиграющий восторг». Если игра нравится ребёнку и служит материалом для проявления творчества, то в самостоятельных играх тренируется умение, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить. 


 

ПУСТЬ   РАДОСТЬ  РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПОСТЕПЕННО  ПЕРЕЙДЕТ   В  РАДОСТЬ  УЧЕНИЯ !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

Консультация для педагогов "Квест технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи."

Квест технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

в статье отмечено, что использование ТРИЗ-технологии (система коллективных игр, занятий) в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности позволяет специал...

Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»

Речевые нарушения остаются одной из наиболее  распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из важнейших задач является содействие максимально полной реализации личностного потенциала человека, а одним из принципиальных условий для этого является высокий уровень его здоровья, от состоя...