Консультация для педагогов "Социализация воспитанников с ОНР"
консультация по коррекционной педагогике

Анна Анатольевна Роменская

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_vospitannikov_s_onr.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация воспитанников с ОНР

В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребёнка в процессе общения  возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при этом, дети имеют нормальные потенциальные возможности. В своей теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский обратил внимание на то, что любой дефект, ограничивая взаимодействие ребёнка с окружающим его миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества. 

Г. Айзенк считал, что социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.

На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обуславливают ограничения в их социализации. 

Педагоги также отмечают низкий уровень развития в коммуникативной и познавательной сфере, недостаточность произвольности поведения, эмоциональную неуравновешенность и слабо развитую речь. Конечно, с возрастом эти нарушения могут исчезнуть, но могут и приобрести стойкий выраженный характер.

 Детей с общим недоразвитием речи  отличает, что практически у всех воспитанников существуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, низкая самооценка, повышенная тревожность, неустойчивость эмоциональных состояний и даже агрессивность, а это ведет к недоразвитию социального интеллекта.

 Социальный интеллект (англ. social intelligence) — это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации.

Социальный интеллект  включает в себя: базовые навыки и навыки общения со сверстниками:

К базовым навыкам относятся:

Умение слушать,

умение обращаться за помощью,

умение выражать благодарность,

умение следовать полученной инструкции,

умение доводить работу до конца,

умение сосредотачиваться,

умение вступать в обсуждение,

умение исправить недостатки  в работе

В навыках общения со сверстниками отмечаются:

Умение знакомиться,

 умение начать разговор,

 умение присоединиться к играющим детям,

 умение играть по правилам игры,

умение просить об одолжении,

умение предлагать помощь сверстнику,

 умение проявлять инициативу,

 умение делиться, умение извиняться.

При социализации детей с нарушением речи мы выделили несколько направлений для исправления такой ситуации.

Нравственное направление: Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является родная речь, в частности художественное слово. К.Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе заучиванию и рассказыванию стихотворений. Поэтому неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является приобщение детей к родному языку, фольклору, привитие любви к родной речи. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.д.). Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к здоровому образу жизни, труду. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. Для реализации поставленных задач на занятиях использую следующие формы работы:

чтение и проговаривание стихотворений, четверостиший, чистоговорок;

проговаривание и заучивание песенок, скороговорок, пословиц, считалок, пестушек, потешек, небольших диалогов;

чтение произведения и пересказ с элементами театрализации;

викторины и инсценировки по сказкам, сочиняем сказки;

речевые игры («Телефон», «Цепочка», «Магазин» и др.), где формируются такие качества как коллективизм, дружба, товарищество и взаимовыручка.

дидактические игры: «Вежливые слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), «Похвали соседа», «Моя любимая игрушка рассказывает обо мне», др.

Работа по духовно-нравственному воспитанию не ограничивается только занятиями, так как художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, поэтому праздники и досуги в детском саду являются эффективным средством нравственного и эстетического воздействия на подрастающее поколение. Народные праздники играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, где дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

На первом этапе становления ребенка как личности в социуме важно обеспечение воспитанников знаниями   правильного обращения детей к взрослым и сверстникам.  Во время НОД,  сюжетно-ролевых игр,   вместе учимся знакомиться, играть, обращаться с просьбой, задавать вопросы (как тебя зовут? Можно взять твою игрушку? Помоги собрать мазайку).  В игровой форме  провели  специальные мероприятиях  на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Дружные ребята». 

 Например, на основе известных  сюжетов  мы предлагаем детям творчески преобразовать ход повествования, придумать различные концовки в нравственном направлении, ввести непредвиденные ситуации, соединить несколько сюжетов в один и так далее. Такие творческие задания формируют у ребенка с нарушением речи умение думать, рассуждать, подвигают  к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Дошкольник сможет на конкретных примерах установить несоответствие нормам поведения и решить, как его исправить. 

Игровые модели строим в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями, организовывая экскурсии в магазин, почту, библиотеку. 

Патриотическое направление  является очень важным для формирования целостной личности, как для детей с нормой речевого развития, так и для детей с речевыми нарушениями. Нормой развития является  раннее осознание себя представителем русской нации, гражданином России, жителем родного края, членом своей семьи. 

Дети-логопаты  испытывают затруднения в произношении названия стран, городов, улиц. Бывает, что у ребенка с задержкой речевого развития нарушено восприятие  семейных ценностей, осознания себя членом семьи и общества ( Мою маму зовут Оля , а я Катя). Дети не знают фамилии, отчества своих родителей. Реализация проектов «Моя малая родина », «Моя семья!» положительно отразились как на развитии ребенка, так и на понимании  родителями  своего малыша.  

Художественно-эстетическое направление обеспечивает организацию развивающей среды для занятия творчеством. В группе открыты  центры  изобразительной деятельности (лепка, рисование). Для детей с речевыми проблемами важно усиленное развитие мелкой моторики, поэтому каждую неделю меняется тематика материала в соответсвии с лексической темой, куда входит пальчиковая гимнастика, мини-театр. Упражнения на фонематическое развитие помогает развить способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, наборы картинок для составления рассказов решают проблему логического мышления и развития связной речи,  что положительно сказывается на этапах развития социального поведения детей в комбинированной группе. 

Физическое направление:  На занятиях по физическому развитию организуем интересные развлечения с региональным компонентом. «Кубань – родина моя». Подвижные кубанские игры с проговариванием, речевками, закличками. Во время прогулок игры с мячами, обручами, эстафеты, хороводные игры.   

Такая работа  несомненно проводиться в тесном сотрудничестве логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию и родителей. 

У детей повышается речевая активность, они быстро овладевают речью, как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. Совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе, участвовать в совместных проектах  и видеть динамику развития речи своих детей. 

что способствует формированию их положительной социализации в обществе и это является базой для формирования социально-адаптивной личности воспитанника и предпосылкой к успешному образовательному процессу в школе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультациии для родителей воспитанников

Материал поможет сделать работу с родителями более эффектиной и грамотной...

Консультациии для родителей воспитанников

Консультация для родителей средней группы...

консультация для родителей воспитанников 2 младшей группы "Ребенок на прогулке весной"

оформление  уголка для родителей по теме "Прогулка весной"...

Консультация для родителей воспитанников "Развивающие игры для детей"

В какие игры играть с детьми шести-семи лет, типы и виды игр....

Консультация для родителей воспитанников по теме: "Психологическая готовность к обучению в школе"

Данная консультация будет интересна и  полезна для родителей детей старшего дошкольного возраста. В ней раскрываются основные аспекты понятия "готовность к школе", а также даются рекомендации для...

Консультация для родителей воспитанников "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования"

Презентация кратко излагает содержание нового документа - поставленные задачи, целевые ориентиры, содержание психолого педагогической работы....