Из опыта работы психолога с детьми с ОВЗ:-"Всестороннее развитие ребенка через этнокультурное наследие"
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ольга Владимировна Каширова

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ многогранная, многоплановая. Каждый ребенок-это огромный мир, в котором свои законы, свои индивидуальные восприятия. ощущения, чувства. Задача психолога- не навредить, не разрушить! Помочь понять, скорректировать. дополнить. Помочь социализироваться, поверить в себя!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_korrektsionnoy_raboty_psihologa_s_detmi_s_ovz.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта коррекционной работы психолога с детьми с ОВЗ

«Всестороннее развитие гармоничной личности ребенка методом игровой кинезиологии через этнокультурное наследие»

В душе каждого человека с детства проявляются чувства, стремления, порывы, которые не сразу осознаются, понимаются, оформляются в незыблемые понятия истоков культуры, традиций народа, к которому принадлежит человек.

Мы родились в России!  Непростой период сейчас переживает наша Родина. Какой вклад каждый из нас может внести на благо людей, живущих рядом, на благо подрастающего поколения, на благо своего Отечества? Уверены, каждый сознательный человек, добросовестно выполняя свою работу, беря ответственность за свою судьбу, вносит вклад в гармоничное развитие общества. На нас, педагогов образования, работающих с подрастающим поколением, ложится большая ответственность. Не просто научить, сформировать определенные навыки, воспитать, а помочь каждому ребенку прикоснуться к истокам основ человеческих ценностей, понятий, чувств, в ежедневном общении открывать гармонию человеческих отношений вне зависимости от цвета кожи, разреза глаз, специфики разговорной речи, по крупицам взращивая ростки любви к родным, к окружающим, к своей Отчизне!

Одной из проблем современного общества является искажение связи с национальными    традициями народа – основой духовной культуры, нравственности и внутренней силы человека. В наше время высоких технологий мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа.

     Как раньше жили люди нашего края? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Отвечая на эти вопросы, мы восстанавливаем связь времен, возвращаем утраченные ценности - основу духовной, внутренней силы человека.

В современном мире увеличивается количество детей с трудностями в развитии и социализации, они становятся малоподвижными, замкнутыми, теряют инициативность, самостоятельность, навыки общения, ослабевает естественная потребность организма в движении, игра при этом теряет свои позиции, становится однообразной, неинтересной. Детство начинает сдавать позиции уникального возрастного периода, где подлинный источник развития и радости – живое общение, движение и игра. В связи с этим, в коррекционной работе психолог уделяет внимание вопросам укрепления здоровья дошкольников, оказания помощи детям в активизации естественной потребности детского организма в движении, коммуникативных навыков, расширению и углублению связи с культурно-историческими корнями, традициями и опытом поколений.

Целью инновационного направления коррекционной работы психолога является создание оптимальных условий для гармоничного, всестороннего развития здорового и успешного ребенка, достойного гражданина своего Отечества.  

В процессе коррекционных занятий с детьми с ОВЗ решаются несколько задач:

-   формирование стойкой мотивации на здоровый образ жизни, активизация внутренних ресурсов;

- развитие навыков игровой деятельности, самостоятельности, коммуникации;

- систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа;

-  формирование этики этнокультурного взаимодействия;

- создание единого образовательного пространства по формированию компетенции педагогов и родителей об истоках культуры и обычаях русского народа.

     Актуальность данной инновационной деятельности состоит в направлении решения проблем общества, особенно связанных с воспитанием подрастающего поколения с ограниченными возможностями здоровья— в использовании коррекционных занятий в приобщении воспитанников к народной, этнической культуре, способствующей развитию личности через двигательную активность методом игровой образовательной кинезиологии.

    Ведущая идея заключается в развитии у детей любви и уважения к народной культуре, фольклору, способности к общению, взаимоуважению, воспитанию в детях гордости за свой народ, поддержании интереса к его истории и культуре, лежащих в основе любви к своему Отечеству.  

    Новизна данного направления заключается в том, что здоровьесберегающий метод образовательной кинезиологии плавно интегрируется в народное творчество.

     Замысел работы — помочь детям активизировать естественную потребность организма в движении и расширить, углубить связь с культурно-историческими корнями народных традиций, опытом поколений.

Суть заключается в трансформации комплексов упражнений образовательной, игровой кинезиологии в народные игры, хороводы, физические упражнения, сказки, потешки и скороговорки, в синтезе двигательных и психических процессов («движение-ощущения -эмоции - интеллект-народное творчество»).  

Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок выступает не просто слушателем, а активным участником процесса познания.

Комплексы кинезиологических упражнений позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, повышая мыслительную деятельность, восприятие, стрессоустойчивость, синхронизируя работу всех систем организма ребенка. Совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижая заболеваемость, делая жизнь более безопасной.    

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. А если, при этом, существует эмоциональная составляющая, то наша работа, несомненно, достигнет нужного результата.

На начальном этапе идет знакомство детей с комплексами упражнений, с устным народным творчеством, затем постепенно детям предлагается соединять слова с движением. Проговаривая слова потешек, скороговорок, дети выполняют те или иные комплексы упражнений. Далее добавляются сенсорные предметы разной фактуры, цвета, размера, формы, плотности и наполняемости. Здесь важно учитывать возраст детей, их возможности, желание проявить инициативу, самостоятельное творчество. Детям предлагается самостоятельно подбирать виды упражнений к персонажам сказок и распределять роли. Затем эти сказки инсценируются, принося немало радости юным актерам. С большим интересом дети знакомятся с русскими народными играми, особенно «непривычными» для нашего времени. В игры тоже включаются различные виды упражнений (например, идя по кругу, выполняются перекресты или «крюки», «ухо-нос» и так далее, вариантов множество). Как нравится детям, перебирая пальчиками узелки на веревках, идя по узелкам ногами, плетя косички и веночки на праздник, передавая палочки, одновременно весело проговаривать любимые потешки, чистоговорки, скороговорки, петь песенки! Сказки и народные игры - это и речь, и движение, тесно взаимосвязанные, дополняющие друг друга. Развитие двигательной функции является фактором, стимулирующим развитие речи, формирования нервно-психических процессов у детей.

Психолог интегрирует двигательные индивидуальные комплексы каждого ребенка в народные игры, хороводы, физические упражнения, сказки, потешки, скороговорки, в зависимости от возможностей ребенка и коррекционно-развивающей задачи.

В современном мире очень важно не стоять на месте, постоянно развиваться, искать новые, интересные и эффективные пути решения вопросов укрепления здоровья дошкольников, помочь детям активизировать естественную потребность организма в движении, сформировать, расширить, углубить связь с культурно-историческими корнями народных традиций, опытом поколений., комплексно сочетаются с народным творчеством.  

     Как говорил Шалва Амонашвили «У ребенка есть три страсти…первая - развиваться, это его природа, вторая – взрослеть, третья - поиск свободы, которая нужна, как воздух».

     Жизнь ребенка - дошкольника-это много свободы воображения, творчества, движения, это жизнь тела и чувств.

     Играя в народные игры, водя хороводы, исполняя песни, ребенок познает окружающий мир, ценности и символы культуры своего народа, учится общению со сверстниками и взрослыми, которые являются партнерами игры, учится находить оптимальные пути решения поставленных задач, возникающих проблем.

Чем многограннее у ребенка жизненный опыт, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества.

     В мире детства своя чудесная мудрость. Такой яркой многогранной и живучей мудростью является естественное движение и самобытная народная традиция, народная игра. Игра и утеха. Игра и забава. Игра и школа естественного воспитания.

       Развивайся двигаясь! Развивайся играя!

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Современные подходы к организации работы воспитателя с родителями по воспитанию всесторонне развитого ребенка»

Актуальность:За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспи­тания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, о...

Опыт работы на тему: «Современные подходы к организации работы воспитателя с родителями по воспитанию всесторонне развитого ребенка»

Актуальность:За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспи­тания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, о...

Сообщение из опыта работы: "Культурно - гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка"

Сообщение из опыта работы: "Культурно - гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка"...

Из опыта работы «Сюжетно-ролевые игры как способ всестороннего развития ребенка и его социализации в обществе как личности в целом»

Из опыта работы презентация на тему: «Сюжетно-ролевые игры как способ всестороннего развития ребенка и его социализации в обществе как личности в целом»...

ТЕМА: «Современные подходы к организации работы воспитателя с родителями по воспитанию всесторонне развитого ребенка»

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.Разработать перспективный план по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошко...

Всестороннее развитие ребенка через художественную литературу

Всестороннее развитие ребенка через художественную литературу...

«Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через этнокультурное наследие»

Цель: Развитие и социализация ребенка-дошкольника как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.Задачи:1. Воспитательная: Воспитывать любовь к родному краю, к его уни...