МУЗЫКОТЕРАПИЯ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Зимина Ольга Дмитриевна

Музыкотерапия может эффективно использоваться в процессе создания благоприятных психологических условий для формирования креативных качеств личности у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zim_muzykoterapiya.docx62.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

М У З Ы К О Т Е Р А П И Я

Музыкотерапия может эффективно использоваться в процессе создания благоприятных психологических условий для формирования креативных качеств личности у детей младшего дошкольного возраста.

Использование музыки поможет снизить интенсивность эмоциональных реакций, замкнутость, неадекватность поведения, поэтому так важно правильно подобрать ту или иную мелодию, учитывая эмоциональное состояние ребенка. Этот подбор осуществляется на основе двух основных параметров конкретного произведения – темпа и лада.

Если ребенок испытывает печаль, то можно включить медленную минорную музыку:

  • например, Чайковский – вступление V и финал IV симфоний;
  • Григ – «Смерть»;
  • Бах – вторая часть концерта № 5 ре минор.

При раздражении, гневе, волнении и тревоге хорошо включить быструю минорную музыку: например,

  • Шуман – «Порыв»;
  • Шопен – скерцо № 1;
  • Бах – прелюдия до минор из «Хорошо темперированного клавира»;
  • Дебюсси – «Шаги на снегу», «Сирены».

Спокойное настроение создаст медленная мажорная музыка, например:

  • Шуберт – «Аве Мария»;
  • Бородин – ноктюрн из «Струнного квартета»;
  • Равель – «Павана».

Радость, веселье, торжество выражают быстрые мажорные мелодии, например:

  • Моцарт – «Маленькая ночная серенада»  (финал);
  • Бетховен – финалы V и IX симфоний;
  • Лист – финалы рапсодий № 6, 12;
  • Равель – «Болеро».

Вместо произведений композиторов можно использовать запись звуков природы (море, лес, гроза, дождь и т. д.).

Проведение под музыку режимных моментов в процессе адаптации поможет маленькому ребенку быстрее влиться в новый детский коллектив, к тому же ребенок получит большой эмоциональный заряд.

В процессе занятий, насыщенных эмоционально привлекательными творческими контактами, у замкнутых детей улучшается коммуникабельность, формируются навыки общения, возникают неформальные связи со сверстниками. Робкие, боязливые, тормозимые дети приобретают уверенность в себе. Для десенсибилизации их страхов используется следующий прием. Дошкольникам дается задание приготовить из картона маску страха. Образ рисуется с двух сторон так, что используя маску для того чтобы испугать других, ребенок вынужден оказаться буквально лицом к лицу с собственным страхом. Дома ребенок репетирует перед зеркалом «танец страха», который исполняет затем перед всеми детьми под соответствующую музыку (Григ «В пещере горного короля», Чайковский «Баба Яга»). После того как все дети исполнили свой танец под потенцирующую страх музыку, дается инструкция повторить его под контрастную музыку (регтайм, кантри мьюзик, «В настроении» Г. Миллера). Юмористическое обыгрывание страхов, спровоцированное веселой музыкой, завершает карнавальная пляска.

В процессе использования подобных приемов расторможенные, агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать импульсивные побуждения, считаться с интересами окружающих. В данном случае рекомендуется хоровое пение, участие в фольклорных ансамблях, обладающих большими возможностями использования экспрессии народных песен, частушек, танцев (с притоптыванием, приплясыванием, сюжетным взаимодействием). Дети очень любят играть в «детских оркестрах» на простейших музыкальных инструментах (бубнах, треугольниках, колокольчиках, барабанах, дудках, ложках, ксилофонах), разучивать народные и бальные танцы. Это очень помогает в процессе раскрытия их творческих способностей и формирования креативных качеств личности.

Литература:

Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников». «Просвещение», Москва, 1982 г.

Копытин А.И. «Основы арттерапии». СПб, 1999 г.

Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании». ACADEMA, Москва, 2001 г.

Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия: Теория и практика». Москва, 2000 г.

Использование арттерапии

в процессе формирования креативных качеств личности

у детей дошкольного возраста

М У З Ы К О Т Е Р А П И Я

      Музыкотерапия может эффективно использоваться в процессе создания благоприятных психологических условий для формирования креативных качеств личности у детей младшего дошкольного возраста.

Использование музыки поможет снизить интенсивность эмоциональных реакций, замкнутость, неадекватность поведения, поэтому так важно правильно подобрать ту или иную мелодию, учитывая эмоциональное состояние ребенка. Этот подбор осуществляется на основе двух основных параметров конкретного произведения – темпа и лада.

Если ребенок испытывает печаль, то можно включить медленную минорную музыку:

  • например, Чайковский – вступление V и финал IV симфоний;
  • Григ – «Смерть»;
  • Бах – вторая часть концерта № 5 ре минор.

При раздражении, гневе, волнении и тревоге хорошо включить быструю минорную музыку: например,

  • Шуман – «Порыв»;
  • Шопен – скерцо № 1;
  • Бах – прелюдия до минор из «Хорошо темперированного клавира»;
  • Дебюсси – «Шаги на снегу», «Сирены».

Спокойное настроение создаст медленная мажорная музыка, например:

  • Шуберт – «Аве Мария»;
  • Бородин – ноктюрн из «Струнного квартета»;
  • Равель – «Павана».

Радость, веселье, торжество выражают быстрые мажорные мелодии, например:

  • Моцарт – «Маленькая ночная серенада»  (финал);
  • Бетховен – финалы V и IX симфоний;
  • Лист – финалы рапсодий № 6, 12;
  • Равель – «Болеро».

Вместо произведений композиторов можно использовать запись звуков природы (море, лес, гроза, дождь и т. д.).

Проведение под музыку режимных моментов в процессе адаптации поможет маленькому ребенку быстрее влиться в новый детский коллектив, к тому же ребенок получит большой эмоциональный заряд.

В процессе занятий, насыщенных эмоционально привлекательными творческими контактами, у замкнутых детей улучшается коммуникабельность, формируются навыки общения, возникают неформальные связи со сверстниками. Робкие, боязливые, тормозимые дети приобретают уверенность в себе. Для десенсибилизации их страхов используется следующий прием. Дошкольникам дается задание приготовить из картона маску страха. Образ рисуется с двух сторон так, что используя маску для того чтобы испугать других, ребенок вынужден оказаться буквально лицом к лицу с собственным страхом. Дома ребенок репетирует перед зеркалом «танец страха», который исполняет затем перед всеми детьми под соответствующую музыку (Григ «В пещере горного короля», Чайковский «Баба Яга»). После того как все дети исполнили свой танец под потенцирующую страх музыку, дается инструкция повторить его под контрастную музыку (регтайм, кантри мьюзик, «В настроении» Г. Миллера). Юмористическое обыгрывание страхов, спровоцированное веселой музыкой, завершает карнавальная пляска.

В процессе использования подобных приемов расторможенные, агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать импульсивные побуждения, считаться с интересами окружающих. В данном случае рекомендуется хоровое пение, участие в фольклорных ансамблях, обладающих большими возможностями использования экспрессии народных песен, частушек, танцев (с притоптыванием, приплясыванием, сюжетным взаимодействием). Дети очень любят играть в «детских оркестрах» на простейших музыкальных инструментах (бубнах, треугольниках, колокольчиках, барабанах, дудках, ложках, ксилофонах), разучивать народные и бальные танцы. Это очень помогает в процессе раскрытия их творческих способностей и формирования креативных качеств личности.

Литература:

Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников». «Просвещение», Москва, 1982 г.

Копытин А.И. «Основы арттерапии». СПб, 1999 г.

Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании». ACADEMA, Москва, 2001 г.

Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия: Теория и практика». Москва, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Музыкотерапия

Музыкотерапия– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство....

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Музыкотерапия и ее влияние на человека (консультация для воспитателей)

Консультация для воспитателей по теме  "Музыкотерапия и ее влияние на человека"...

статья " Музыкальному руководителю о музыкотерапии"

Эта статья адресована музыкальным руководителям качестве рекомендаций. Статья вошла в сборник международной  научно - практической конференции, посвящённой проблемам психолого - медико - педагоги...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

После проведения исследования, хочется  поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...