Формирование навыков безопасного поведения с помощью моделирования сюжетов сказок и художественной литературы
методическая разработка по обж (подготовительная группа) на тему

Безногова Надежда Ивановна

В сообщении представлен опыт работы по формирование навыков безопасного поведения с помощью моделирования сюжетов сказок и художественной литературы в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_bezopasnogo_povedeniya.docx55.94 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                 «Детский сад общеразвивающего вида №54 г. Кировска»

Формирование навыков безопасного поведения

с помощью моделирования сюжетов сказок и художественной литературы

Безногова Надежда Ивановна, воспитатель подготовительной к школе группы,

2 квалификационная категория

В современном мире никто не застрахован от непредвиденных ситуаций. Сама жизнь показывает необходимость обучения основам безопасности жизнедеятельности. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан - дошколят. Дети в любой момент могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома.

 Безопасность  - это не только сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.  Социальная ситуация развития старших дошкольников предполагает создание условий для формирования у них предпосылок экологического сознания, представлений об опасных ситуациях  представлений о безопасном поведении, принятии мер предосторожности.

Содержание образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» по разделу обеспечение  безопасности жизнедеятельности заключается в развитии самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий у старших дошкольников при  формировании безопасного поведения в быту, социуме, в природе.

Каждый год в мою группу приходят новые дети. Их чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность, незнание и неумение прогнозировать последствия своего поведения при непредвиденных ситуациях, а также недостаток самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, животным миром, техникой и природными явлениями часто приводящих к печальным последствиям обусловило

Цель - развитие способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения посредством моделирования ситуаций из произведений художественной литературы.  

Исходя из цели,  определила задачи:

  1. Систематизировать знания детей об опасных ситуациях в быту, на улице, на природе, с незнакомыми людьми;
  2. Способствовать развитию у старших дошкольников аналитико – синтетических способностей на примере поведения героев литературных произведений;
  3. Формировать новую линию поведения дошкольников на основе технологии моделирования;
  4. Стимулировать активную диалогическую и монологическую речь с помощью обыгрывания, пересказа литературного произведения;
  5. Развивать умение оценивать собственные поступки в процессе нового результата выхода из ситуации.

В целях эффективной работы по теме, разработала перспективный план, определила основное содержание образовательной деятельности, подобрала литературные произведения, обновила и пополнила предметно – развивающую среду:

  • оформила уголок безопасности,
  • приобрела и сделала с помощью детей дидактические игры,
  • приобрела атрибуты для сюжетно – роевых игр, игр – инсценировок, разыгрывания обучающих ситуаций,
  • пополнила подборку предметных картинок по темам:
  • оформила картотеки игр, стихов и загадок,
  • сделала подборку мультфильмов, сказок, обучающих фильмов по разделам,
  • оформила с детьми фотоширмы «Зная правила движенья, ты в беду не попадёшь», «Я в быту не пропаду»,  «Много интересного в нашем дворе»,
  • приобрела и обновила несколько видов театра, ширму для инсценировок,
  • оформила подборку литературных произведений,
  • Работала и оформила схемы для моделирования ситуаций и др.

Главным действующим героем нашей увлекательной деятельности стал «Стобед» - мальчик, который постоянно попадал в различные ситуации.    

Опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления о безопасном поведении, выделила направления своей работы:

  1. Ребёнок и другие люди:
  • о несовпадении приятной внешности и добрых намерений;
  • опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми;
  • если «чужой» приходит в дом;
  • ребёнок и другие дети, в том числе и подростки;
  • ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
  1. Ребёнок и природа.
  • ядовитые растения;
  • контакты с животными;
  • бережное отношение к  живой природе;
  • в природе все взаимосвязано.
  1. Ребёнок дома.
  • экстремальные ситуации в быту;
  • электроприборы как источники опасности;
  • правила обращения с опасными предметами;
  • незнакомец за дверью;
  • вызов службы спасения (01, 02, 03).
  1. Ребёнок и здоровье.
  • здоровье – главная ценность человеческой жизни;
  • ценности здорового образа жизни;
  • навыки личной гигиены;
  • о роли лекарств и витаминов;
  • врачи – наши друзья;
  • правила оказания первой помощи.
  1. Ребенок на улице.
  •  правила поведения на улице;
  •  правила поведения в транспорте;
  • дорожные знаки для пешеходов и водителей;
  • о работе ГИБДД и милиции;
  • если ребенок потерялся.

Развитие у детей способности к предвидению опасных ситуаций я осуществляла поэтапно:

1этап – «Я знаю».

На этом этапе я старалась заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о различных правилах безопасности.

Для активизации мыслительной деятельности детей, использовала следующие методы и приёмы: беседы, дискуссии по  литературным произведениям, после просмотра обучающих видеофильмов, сказок, рассматривание иллюстраций и предметных картинок.

Так, например, учитывая уже  имеющийся опыт детей о том, какие взрослые могут   быть опасными, мы с детьми разбирали такие ситуации как несовпадение приятной внешности и добрых намерений незнакомца. Опасения обычно  вызывают люди с неприятной внешностью, неприятно одетые, «дядя с бородой», а молодые, хорошо одетые, симпатичные, с дружелюбной улыбкой люди причинить вред не могут. Но, в процессе обсуждения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина дети на примере служанки - «доброй старушки» получили наглядный опыт  коварства и обмана, злых намерений в отношении главной героини. Дети получают новые знания об отношениях между людьми, их поступках, недобрых намерениях. Эти знания помогают детям впоследствии правильно оценить ситуацию и применить их на практике. На этом этапе дети знакомились с ситуациями из следующих литературных произведений:

  • «Приключения Буратино» А. Толстого; англ. сказка «Три поросенка»; русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Терешечка»,  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Лиса в овечьей шкуре», «Марта и Чича в парке» под редакцией Т. Шорыгиной, «Как неразлучные друзья дом охраняли» А. Иванова, сказки: «О глупом мышонке», «Об умном мышонке», С. Маршака, стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Вместе с детьми вспоминали и обсуждали и другие правила:

  • поведения на природе: «Нельзя плавать в неположенных местах», «Нельзя пробовать незнакомые ягоды, грибы», «Нельзя трогать незнакомых животных». Здесь мы обсуждали такие произведения, как  «Как неразлучные друзья в воде не тонули» А. Иванова, Т. Шорыгиной  «Осколок стекла»,  «Прогулка в лес, или мамины уроки», Д. Орловой «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло»,  стихи, загадки, пословицы, поговорки.
  • правила пожарной безопасности: «Нельзя брать спички» «Пользоваться электроприборами можно только под присмотром взрослых». Дети вспоминали такие произведения: С. Маршака «Пожар»,  К. Чуковского «Путаница»,   А. Иванова  «Как неразлучные друзья в огне не горели», Б. Житкова «Дым», «Пожар в море», стихи, загадки, пословицы, поговорки. «Как в селе пожарную каланчу построили», Т. Шорыгиной: «Снежинка», «Бумажный самолетик», «Кот Федот».
  • правила дорожного движения: «Переходи улицу по пешеходному переходу», «Не играть на мостовой», «Знай и различай дорожные знаки»  и др. Здесь использовала такие литературные произведения: «Как Незнайка катался на автомобиле», «Автомобиль» Н. Носова,  А. Иванова  «Как неразлучные друзья дорогу переходили», С. Михалкова «Моя улица»,  «Дядя Степа», Т. Шорыгиной  «Волшебный мяч», «Марта и Чичи идут в парк», «Воробьишка Тишка», стихи, загадки, пословицы, поговорки.
  • правилами личной безопасности: «Не пользоваться без взрослых режущими предметами»,  «Не трогать лекарства», «Если тебе что – то предложили, сначала – подумай, а потом сделай», «Не зная броду – не лезь в воду» и др.  Произведения, способствующие формированию личной безопасности:    Е. Пермяк «Торопливый ножик», Д. Орловой  «Как Стобед качался на качелях», «Как Стобед загадывал загадки», Т. Шорыгиной «Умный напёрсток», «Волшебные вороны», «Золотая рыбка», «Советы лесной мышки», «День рождения Васи», «Муха – грязнуха», «Наводнение в кукольном домике», «Любопытный ветерок», «Неосторожная Резвушка», «Данилка и пилка», «На лесной тропинке», «Добрая Ивушка» и др.

Предлагая детям правила безопасного поведения, я  объясняла,  что есть три группы предметов, которыми:

  1.  Могут пользоваться только взрослые, ребенок не должен к ним прикасаться - спички, плита, газ, розетки, электроприборы, лекарства,
  2. В зависимости от возраста дети могут правильно обращаться с ними. Это - иголка, нож, ножницы;    
  3. Которые хранятся в недоступных местах для детей - лекарства, бытовая химия, кислоты, сигареты, инструменты, спиртные напитки.

2этап – «Я знаю и понимаю»

Второй этап включал в себя применение детьми правил в различных обучающих ситуациях. 

Методы и приёмы:  

  • Ситуативно – имитационное моделирование,
  • инсценировка  и анализ проблемно – обучающих ситуаций,
  • обыгрывание отрывков из литературных произведений,
  • обсуждение сюжетов сюжетно-ролевых игры, мультфильмов,
  • продуктивная деятельность.

Мы познакомились с таким литературным персонажем как  Стобед, который рассказывал истории, происходившие с ним из-за нарушения правил безопасности. На примерах приключений Стобеда мы проводили  анализ ситуаций и обыгрывали  отрывки литературных произведении: «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят на новый лад» и др.  

3этап – «Я знаю, понимаю, могу изменить»

На этом этапе, на основе имеющихся у детей знаний и представлений, я развивала  осознанное отношение к непредвиденным ситуациям,  помогала использовать знания для изменения ситуации (моделирования) с целью обеспечения личной  безопасности и безопасности окружающих.

Здесь я использовала следующие методы и приёмы:

  • проблемно – игровые ситуации,
  • игры – драматизации и инсценировки,
  • игры – тренинги с дальнейшим обсуждением (анализом) сценария событий,
  • формулирование выводов,
  • выбор новой модели поведения.

В процессе обучающих игровых ситуаций я применяла следующий алгоритм:

Во время обсуждения и выработки новой модели поведения я задавала вопросы:

  • определяющие эмоциональное состояние героя при встрече с неприятностями: « Что случилось с героем? Что почувствовал герой, когда встретил (волка, незнакомца, на него едет машина) и др.»;
  • помогающие анализировать ситуацию, стимулирующие развитие причинно – следственных связей: «С кем случилось? Почему так вышло? Что было до того, как? Что может случиться потом?»;
  • формирующие новую линию поведения: «Если я поступлю как герой, что со мной случится? Как оценят мой поступок друзья? Какой будет результат?»
  • формирующие нравственную оценку поведения героя: «Правильно ли поступил герой? Как вы относитесь к тому, что произошло?».

Примером работы детей с алгоритмом моделирования может служить   «Сказка об умном мышонке»  С. Маршака

  1. Встреча с проблемной ситуацией – «… Унесла мышонка кошка…»;
  2. Осознание ситуации – «…Кошке смех, мышонку горе…»
  3. Оценка ситуации - «… Поиграем… только пусть я буду кошкой…»
  4. Выбор правильного решения - «… Нашел он щель в заборе, был мышонок да исчез…»
  5. Новое осознанное поведение – «… Сестренки и братишки с ним играют мышки – мышки…», и,  мышонок слушается маму.    

Дети учились находить выход в проблемно - обучающих ситуациях: «Я дома один»,  «Как правильно перейти через улицу», «Если друг заболел»,

 Здесь основным методическим приёмом был игровой тренинг.  Этот приём даёт  возможность каждому ребёнку побывать  в ситуациях подобных жизненным, самостоятельно или с помощью сверстников  найти решение, выбрать правильный алгоритм поведения. Игровой тренинг определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов,  который я предлагала для решения был разный:

  • Какие правила обязан соблюдать пешеход?
  • Как следует вести себя, если в дом стучится незнакомец?
  • Как обратиться за помощью к прохожим?
  • Что делать если порезался?   и др.

Вместе с детьми рассматривали и обсуждали ситуации о том, какие действия надо предпринять,  чтобы избегать опасности: громко кричать, звать на помощь, привлекать внимание («На помощь, помогите, чужой человек»).

Хорошим тренингом для детей послужила игра «Похитители и дети». Здесь ребята тренировались  звать на помощь, находить выход из положения, правильно себя вести.

Большую помощь в организации досуговой деятельности мне оказывали наши специалисты: инструктор по ФК и музыкальный руководитель. Вместе с ними организовывали различные мероприятия, направленные на закрепление знаний и тренировку навыков: «В гостях у Светофора», «Путешествие в лес»,  «Спасение друзей» и др.

Свою работу по теме проводила в сотрудничестве с родителями. Для выяснения заинтересованности родителей в вопросах  обучения детей правилам безопасного поведения провела анкетирование: «Я и мой ребёнок на улицах города», «Правила безопасности в быту»,  «Грамотный пешеход».

Результаты анкетирования показали, что:

  1. 100 % родителей очень серьёзно относятся к обучению детей ПДД и понимают всю серьёзность последствий.
  2. 90 % родителей считают, что детей надо знакомить с правилами безопасности с 3- 5 лет, делать это должны воспитатели, родители и преподаватель по ОБЖ.
  3. 63 % родителей не видят никаких опасных предметов у себя дома,
  4. 80 % родителей, считают, что дети должны много правил знать, но оставляя их дома одних дают наказ  - «Не подходить к дверям», а остальные правила –не считают важными.

Проанализировав ответы родителей, я разработала план совместных мероприятий по привлечению внимания родителей к ответственному отношению  к своим детям и их безопасности.

В родительском уголке оформила уголок безопасности «Советы от Стобеда»,  подготовила:

  • консультации: «Формирование безопасного поведения детей с помощью  литературных произведений»,  «О правилах дорожного движения»,  «Лучше предупредить, чем лечить»,  «Не оставляйте детей одних», «Безопасность детей в автомобиле», «Осторожно, весна», «Берегите своих детей», «Должен ли ребёнок помогать незнакомцам», «Родителям о правилах дорожного движения», «Как научить ребёнка говорить «нет» незнакомцу»,  «Как научить ребёнка правильному поведению при пожаре», «Безопасность детей в ваших руках», «Правила безопасности на льду»; «Если ребёнок попал в беду»;
  •  цикл бюллетеней: «Советы от Стобеда»: «Безопасность  дома», "Безопасность на воде", "Отравление ядовитыми растениями", "Несколько советов по безопасности на дороге для ваших детей", "Несколько советов по безопасности на дороге для родителей", «Личная безопасность», «Пожарная безопасность», «Отравления ядовитыми грибами»,  «10 правил как обеспечить безопасность дома», «Осторожно: дети!», «Если начался пожар";
  • буклеты: "Фликеры детям", "Использование детских удерживающих устройств";
  • памятки: "Безопасность в новый год", "Азбука для родителей", "Ребёнок и сотовый телефон", «Советы от Стобеда» и др.;
  • фотоширмы: "Путешествие в страну дорожных знаков", "Чтобы не случилось беды";
  • оформили стенгазеты:   «В гости к пожарным»; "Экскурсия в аптеку", "Правила для Стобеда по личной безопасности, "Правила для Стобеда по правилам движения".
  • оформила подборку листовок по всем разделам.

 Чтобы заинтересовать родителей использовала как традиционные формы сотрудничества, так и нетрадиционные:

  • Родительские собрание в форме круглого стола:  «Правила дорожные совсем – совсем несложные», «Если ваш ребёнок остался дома один», «Как научить ребёнка говорить «Нет» незнакомцу»;
  • Семинары – практикумы и игротренинги: «К здоровью вместе», «Правила дорожные – совсем несложные»;
  • Совместные экскурсии в пожарную часть, в аптеку, краеведческий музей, детскую библиотеку.
  • Встреча в  День открытых дверей «День сказки в детском саду»;
  • Оздоровительный проект «Здоровье детей – общая забота»,
  • Информационно – обучающий проект «Советы русской старины. Народные средства при профилактике простудных заболеваний»,
  • Конкурсы творческих работ «Выходной день на природе», «Безопасная дорога» и др.

Работа по данной теме показала хорошие результаты. Наблюдается улучшение уровня социально – коммунивных возрастных  характеристик возможных достижений старших дошкольников по следующим параметрам:

  1. Соблюдение элементарных  правил организованного поведения в детском саду, на улице, в транспорте, в природе.
  2. Развитие способности различать  и называть виды транспорта, значение сигналов светофора, дорожных знаков.
  3. Способность применения знаний на практике в случае необходимости.
  4. Достаточно хорошее владение устной речью,
  5. Способность к принятию решений с опорой на собственные знания и умения.

Таким образом, активно применяя технологию моделирования проблемных ситуаций в образовательной и совместной деятельности, я:

  • актуализировала знания детей, 
  • расширила их кругозор,
  • способствовала  осознанному отношению к своему здоровью и  личной безопасности,  
  • способствовала  развитию  прогностической функции (раннему определению  опасности),
  • мотивировала  детей к выбору  новой модели поведения.

Литература:

  1. Деркунская В. А., Гусарова Т. Г., ОО «Безопасность»: Учебно – методическое пособие. – СПб.:ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012,
  2. Крутецкая В. А. Правила здоровья и оказания первой помощи. - СПб.: Издательство «Литера», 2010,
  3. Макеева, А.Г. Долго ли до беды. – М.: Детство, 2000. – 155 с.
  4. Павлова Г. Я. Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности.- М.: ТЦ «Сфера», 2012,
  5. Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора. – М.: Просвещение, 1989. – 75 с.
  6. Форостьенко, Ю. Защити себя сам! –Спб., 1999. – 120 с.
  7. Хромцева, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту.– М.: Асвета, 2005. – 156 с.
  8. Шинкарук С. А. Правила безопасности дома и на улице. – СПб., 2008,
  9. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей.- М.: Книголюб, 2004,
  10. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5- 8 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2011,
  11.  Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5- 8 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2013,
  12. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ «Сфера», 2012,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов: «Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки».

Семинар-практикум для педагогов:«Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки»....

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников с помощью моделирования ситуаций.

Жизнедеятельность человека  неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире.  Ключевая роль в обеспечении национальной бе...

формирование навыков безопасного поведения детей с помощью художественной литературы

Одной из глобальных проблем человечества является проблема безопасности жизнедеятельности человека, поэтому с раннего возраста нужно готовить ребенка к безопасной жизни в окружающем мир...

Статья «Формирование основ безопасного общения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.»

В формировании и воспитании навыков безопасного общения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы. Слушая новое произведение или уже знакомую сказку, стихотворение, ребенок ...

Инновационный проект "Формирование навыков жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Методическая поддержка и сопровождение педагогов ДОО в ходе реализации инновационного проектаИсследованиями доказано, что жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни...

Консультация для родителей. Формирование навыков безопасного поведения детей на основе сказок.

Консультация для родителей.Как обучать ребёнка правилам безопасности на основе русских народных сказок....