ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР».
материал по обж (подготовительная группа) на тему

Зартдинова Марьям Маулимьяновна

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_dop._obr.doc367 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский  сад №21»

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ  ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ  И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ

«УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР».

2013г.

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка  …………………...…………

6

РАЗДЕЛ 2. Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению правил дорожного движения ………..……

12

РАЗДЕЛ 3. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению  ПДД……………………………………………

27

РАЗДЕЛ 4. Содержание работы с родителями по направлению «Обучение детей правилам дорожного движения» ……………

31

РАЗДЕЛ 6. Результаты работы по обучению детей правилам дорожного движения …………………………………………….

32

Литература ………………………………………………………..

34

Приложения  ………………………………………………………                      

35

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Уважайте светофор»

 Разработчик  Программы

Зартдинова Марьям Маулимьяновна

Исполнитель программы

Педагоги группы.

Юридический адрес

628285 Российская федерация, Ханты –Мансийский автономный округ- Югра, Тюменская область, г.Урай, микрорайон 3, дом 42.            

Сведения об образовательном учреждении

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное     учреждение детский сад №21 является звеном муниципальной системы образования  ХМАО-Югры, создаёт условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного дошкольного образования, которое носит светский характер.

География реализации программы

ХМАО – Югра, Тюменская область, г.Урай,  микрорайон 3, дом 42. МБДОУ Детский сад №21.           

Цель Программы

Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах поселка.

Задачи Программы

1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

2.Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме.

3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

4.Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

5.Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на  три года - 2013-2016 гг.

На кого рассчитана программа

Программа разработана для детей дошкольного возраста (средней, старшей и подготовительной групп). Возрастной состав детей от 4 до 7 лет.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Образовательный:

- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;

- Анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;

- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- Развитие творческих способностей;

- Формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальный:

- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

РАЗДЕЛ 1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города Урай.

Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет мою работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители.  Но, как правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

 

Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

 

Основные направления работы по программе:

Профилактическое:

- Обеспечение знаний о транспортной среде города;

- Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;

- Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий

Организационное:

- Организация предметно-развивающей среды в группе (по ПДД);

- Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;

- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;

- Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.

 

Актуальность:

Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому в МБДОУ «Детский сад №21» необходим поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей.

 

Педагогическая целесообразность:

Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

 

Цель программы:

Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах поселка.

 

Задачи:

1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

2.Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме.

3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

5.Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

 

Принципы организации образовательного процесса:

- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

- Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

- Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Срок реализации программы: 3 года.

 

Формы и режим занятий:

Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД,  в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволяют:

ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;

привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

Рис.1 Формы работы с детьми по обучению безопасному поведению на дороге

 Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

- Интерактивный метод обучения.

- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

- Личностно-ориентированная технология.

- Технология игрового обучения.

- Метод наблюдения и беседы.

Направления работы воспитателя  по реализации программы:

- Создание условий для обучения детей ПДД в группе:

оформление уголка безопасности;

подбор литературы, фотографий по ПДД;

изготовление атрибутов к играм.

Ожидаемые результаты

 

Образовательный:

- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;

- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;

- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- Развитие творческих способностей;

- Формирование устойчивого познавательного интереса.

 

Воспитательный:

- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

 

Социальный:

- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

 

- Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного года,

- Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов,

- Участие в соревнованиях.


РАЗДЕЛ 2. Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению правил дорожного движения

Тематическое перспективное планирование  занятий по ПДД  в  МБДОУ «Детский сад №21»

Занятия по обучению ПДД проводятся 1 раз в месяц в организованной деятельности с детьми в форме занятий, всего 9 занятий в год.

Диагностика проводится 2 раза в год:

1 – вводная (сентябрь)

 2 - итоговая (май)

Данные занятия направлены на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах города Урай.

Перспективные планы составлены с учетом  требований программы, возрастных особенностей, материально- технической базы ДОУ и  интеграции образовательных областей:

  1. изодеятельность - сюжетное рисование по впечатлениям  проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;
  2. ознакомление с художественной литературой- использование на занятиях стихов, рассказов, загадок;
  3. физическое развитие - использование подвижных игр, физкультминуток, игро-тренингов.
  4. ознакомление с окружающим - рассматривание  ситуаций в контексте различных природных проявлений,  ориентировка на местности, история транспорта.

Задачи:

  1. развивать мыслительную деятельность детей;
  2. формировать культуру поведения в условиях дорожного движения;
  3. стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения;
  4. формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения;
  5. научить детей правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах города;
  6. воспитывать культуру поведения.

Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в средней группе

Задачи:

- Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.

- Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.

- Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.

- Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».

- Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.

- Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).

- Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.

- Учить изображать на рисунке сигналы светофора.

- Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.

- Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.

Показатели развития:

Дети знают:

- Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).

- Переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части (пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных средств при движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней.

- Правила перехода проезжей части и опасные места на ней.

- Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.

- Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его.

Тема занятий

Дата

Программное содержание

Оборудование

Предварительная работа

Словарная работа

Компонент ДОУ

Сопутствующие формы работы

      1

     2              

            3

            4

               5

          6

         7

             8

1.Знакомство с уголком ПДД

 

Предварительная диагностика

.2. Цвета, их последовательность и значение в дорожном движении.

3.Городской общественный транспорт.

4. Я еду в транспорте.

5.Железнодорожный транспорт.

6. Знаки, сопутствующие железной дороге.

7. Гужевой транспорт.

8. На перекрестках и площадях.

9. Правила поведения на улицах и дорогах. Переход улиц и дорог.

Итоговая диагностика

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Познакомить детей с автоклассом, его оснащением, функциями. Совершенствование навыков ориентации на местности.

Понимание, значение цвета  в дорожном движении, чередование и расположение цветов.

Формирование понятия «общественный транспорт», расширение знаний о его

видах.

Формирование основ культуры поведения в общественном транспорте.

Расширение знаний о видах. транспорта (назначение железнодорожного транспорта; его особенности; кто управляет поездом?; правила поведения железной дороге).

Знакомство со знаками, сопутствующими железной дороге.

Расширение знаний о видах транспорта (Для чего служит? Кто управляет? Правила движения гужевого транспорта)

Знакомство с перекрестком и площадью; их отличие, расширение знаний об улице.

Расширение знаний о поведении на улицах и дорогах.

 Демонстрационные картины, макеты, схемы, диафильмы, разнообразные игрушки, необходимые атрибуты для управления движением и т.п.

Макет прилегающей территории, модели транспортных средств, фигурки пешеходов, светофор).

Макет прилегающей территории, модели транспортных средств, фигурки пешеходов, светофор.

Дорожные знаки, стулья, рули.

Стулья, макет железной дороги, симафор.

Стулья, дорожные знаки

Вожжи, репка, стулья.

Макет, модели транспортных средств, фигурки пешеходов.

Макет, модели транспортных средств, фигурки пешеходов.

Подвижные игры «Найди предмет», прогулки, экскурсии, беседы.

Рассматривание иллюстраций, плакатов, подвижные игры «Найди свой цвет», «Цветные автомобили», «Лошадки», «Поезд», «Трамвай»

Рассматривание иллюстраций, плакатов, подвижные игры «Найди свой цвет», «Цветные автомобили», «Лошадки», «Поезд», «Трамвай». Чтение художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций, плакатов, подвижные игры.»

 Чтение и обсуждение стихотворения А Усачева «Случай в автобусе»

Чтение стихов, рассказы о ж/д транспорте, игра на макете железной дороге, рассматривание иллюстраций и беседа по их содержанию.

Просмотр мультфильмов с сюжетами о железной дроге, рассматривание иллюстраций.

Беседа, подвижная игра «Лошадки», чтение литературы, просмотр мультфильма «Лиса и волк».

Чтение специальной литературы, рассматривание иллюстраций, плакатов. Подвижная игра «Цветные автомобили».

Рассматривание иллюстраций, плакатов, просмотр мультимедийных слайдов, дид.игры на участке.

Макет, вперед-назад, налево -направо, реже - чаще,

впереди – позади, далеко-близко, быстро-медленно, приближается – удаляется.

Светофор, красный, желтый, зеленый, под, над.

Общественный транспорт. Автобус, троллейбус, трамвай, такси.

Общественный транспорт, автобус, поручень, кондуктор.

Железнодорожный транспорт, машинист, рельсы, шпалы, станция (игровой набор).

Переезд, шлагбаум, симафор.

Гужевой транспорт, вожжи, телега.

Перекресток, регулируемый и нерегулируемый перекресток, дорожная разметка, площадь,

Дорога с односторонним движением (двусторонним)

Рассматривание уголка безопасности, уголка ПДД

Просмотр мультфильма «Смешарики. Правила поведения на дороге»

Просмотр мультфильма «Смешарики. Транспорт нашего города».

Просмотр слайд – презентации на мультимедийном экране «Правилам движения -наше уважение!».

Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково, Ну-погоди!».

Оздоровительная игра – массаж «Рельсы – рельсы, шпалы, шпалы»

Инсценировка по сказке «Репка».

Обозначение на макете перекрестков.

Обозначение (фишками – зеленой, красной) безопасных и опасных участков дороги.

Творческое задание: рисование деревьев, кустов, цветов. Расставка  домов, кинотеатров, аптек, детского сада, школы, магазин, пешеходов, светофоров, дорожных знаков, модели транспортных средств.

Расставка  домов, кинотеатров, аптек, детского сада, школы, магазин, пешеходов, светофоров, дорожных знаков, модели транспортных средств.

Подвижная игра «Водители и пешеходы»

Расстановка транспорта, обыгрывание различных ситуаций.

Рассматривание иллюстраций, плакатов. Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе»

Подвижная игра «Поезд».

Дидактическая игра «Дорожные ситуации».

Сюжетно – ролевая игра по сказке «Репка».

Обыгрывание обычных ситуаций на макете и разметке на полу.

Моделирование на маршруте  различных дорожных ситуаций.

Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в старшей группе  

Задачи:

Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона.

Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.

Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.

Показатели развития:

Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.

Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.

Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Программное содержание

Оборудование

Предваритель-ная

работа

Словарная работа

Компонент

ДОУ

Сопутствующие

Формы работы

Сентябрь

Ориентирование детей в районе детского сада.

Предварительная диагностика.

Знакомство с макетом части города,

Сформировать способность ориентироваться на

макете.

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели тран-спортных средств

дорожные знаки,

бумага, маркер.

Рассматривание оборудования.

Перекресток, тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть,

Составление плана части города.

Закрепления понятия

«план

местности»

Октябрь

Правила поведения на улицах города, в общественном транспорте «Готовы ли мы стать пассажирами?»

Формирование знаний поведения на остановках

общественного транспорта

и в общественном

транспорте.

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспорт-

ных средств

дорожные знаки,

атрибуты к с/р игре.

Чтение литературы

«Уроки вежливости»

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть,

кондуктор, водитель, пассажир, остановка общественного транспорта.

Игра

«Умелый пешеход»

С/р игра «Автобус»

Ноябрь

Дорожные знаки

«Пешеход переходит улицу»

Общее ознакомление детей с дорожными знаками (предупреждающие, предписывающие знаки)

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспорт-

ных средств

дорожные знаки.

Прогулка  к дорожным знакам.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход,

проезжая

часть,

сотрудник ГИБДД.

Игра «Знаки заблудились»

Лабиринт: «Доберись по схеме до места назначения»

Декабрь

Дорожные знаки

Ознакомление детей с запрещающими знаками.

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспорт-

ных средств,

запрещающие знаки.

Рассматривание запрещающих знаков.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть, запрещающие знаки:

«опасность», «движение запрещено» и т.д.

Игра

«Почему незнайка попал в аварию»

Рисование дорожных знаков.

Январь

Дорожные знаки

Ознакомление детей с информационно-указатель- ными знаками.

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспорт-

ных средств,

информа-

ционно-

указательные

знаки куклы.

Рассматривание информа-ционно-

указательных

знаков.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть,

Игра

«Путешествие Лёлика и

Болика»

Аппликация «Информа-

ционно-

указательные

знаки»

Февраль

Дорожные знаки

Ознакомление детей со

знаками сервиса.

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспорт-

ных средств,

знаки сервиса

Рассматривание знаков

сервиса.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть.

Игра

«Собери знак»

Закрепление геометрических фигур.

Март

Дорожные знаки,

ПДД

Обобщение и систематизация представлений о действиях по выполне-нию ПДД

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспорт

ных средств

дорожные знаки,

Формирование навыков и привычек безопасного поведения

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть.

Игра

«Оцени поступок»

Рисование
«На экскурсии»

Апрель

ПДД

Закрепление и систематизация ПДД

Макет части города

фигурки

пешеходов,

кукольный

персонаж

модели транспорт-

ных средств,

дорожные знаки

Чтение литературы, беседы,

рассматривание иллюстраций.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть,

сотрудник ГИБДД.

Игра

«Умники и умницы»

Просмотр мультфильма.

«Смешарики. Правила дорожного даижения»

Май

По схеме макета

научить определять

безопасный маршрут до детского сада.

Формировать у детей целостное восприятие

окружающей дорожной среды.

Воспитывать наблюдательность, дисципли-

нированность.

Макет части города

фигурки

пешеходов,

кукольный

персонаж

модели транспортных средств, дорожные знаки.

Закрепление ПДД, адреса детей

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть,

сотрудник ГИБДД.

Разработка

безопасного

маршрута

от дома до

школы.

Инсценировка

Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дороге  в подготовительной к школе группе

 Задачи:

Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.

Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).

Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.

Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.

Расширять знания детей о работе сотрудников ГАИ.

Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.

Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

Показатели развития:

Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.

Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.

Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе.

Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).

Знают основные знаки и термины дорожного движения.

Тема занятия

Программное содержание

оборудование

Предварительная работа

Словарная работа

Компонент ДОУ

Сопутствующие формы работы

Сентябрь

Диагностика уровня знаний детей по ПДД

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.

слайды, магнитная доска,  макеты светофора и дороги.

показ слайдов, вопросы по диагностике.

знакомство детей с правилами дорожного движения, экскурсии, наблюдения, просмотр учебного фильма о ПДД, рассматривание иллюстраций, беседы о ПДД, о правилах поведения на улице и в транспорте.

Светофор, дорожные знаки, правила поведения, перекрёсток, водитель, пассажир, железная дорога, транспорт (общественный, водный, наземный, железнодорожный, воздушный, легковой, грузовой), впереди – позади, дальше – ближе, пешеходный переход.

Дидактическая игра « Найди безопасный путь до детского сада»

Драматизация сказки «Веселый светофор»

Октябрь

«Знаки, предупреждающие пешеходов об опасности».

Образовательная:

1.Обеспечить в ходе занятия усвоение знаний о предупреждающих знаках: опасный поворот, скользкая дорога, неровная дорога, крутой спуск и крутой подъем.

2.Знакомство с историей появления первых дорожных знаков.

3.Закрепить правила поведения в общественном транспорте.

4.Повторить названия различных видов транспорта.

Развивающая:

Развитие поискового мышления, умения использовать полученные знания в практике.

Воспитательная:

Воспитывать культуру поведения, наблюдательность, уважительное отношение к правилам дорожного движения.

Предупреждающие знаки, версты, опасный поворот, крутой спуск и подъем, неровная дорога, скользкая дорога,  

Экскурсия к светофору, наблюдение за его работой и за движением машин.

Изготовление предупреждающих знаков с использованием шаблонов.

Встреча с работниками ГИБДД.

Демонстрационный материал – слайды.

Раздаточный материал: карточки с цифрами и карточки с изображением знаков.

Проблемные ситуации, сюрпризные моменты, наглядность, художественное слово, вопросы.

Изготовление дидактической игры «Дорожные знаки»

Ноябрь

«Запрещающие знаки»

  1. Образовательная: обеспечить в ходе занятия усвоение запрещающих знаков, учить отличать их от других знаков.
  2. Развивающая: развивать воображение, умение применять знания на практике.
  3. Воспитательная: воспитывать культуру поведения, эстетических взглядов, наблюдательность, уважительное отношение к правилам дорожного движения.

слайды, раздаточный материал. Карандаши

мозаика

 беседа, вопросы, наглядность, игровые приемы, художественное слово (загадки, стихи), сюрпризный момент.

запрещающие знаки, въезд запрещен, движение пешехода запрещена, поворот запрещен, езда на велосипеде запрещено, движение запрещено.

Использование макета прилегающей территории и наглядного материала автокласса

Рисование карандашом, свечкой. Выкладывание мозаикой  запрещающих дорожных знаков

Декабрь

« Если бы я очутился в метро…»

- Закрепить знания детей о городском наземном пассажирском транспорте. Познакомить с новым видом пассажирского транспорта – метро, с правилами безопасного поведения в метро.

- воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

- развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, рассуждать.

-  Развивать умение работать с планом-схемой.

Слайды, жетон, билеты различных видов транспорта, планы-схемы, костюм кота Леопольда.

Наблюдение за транспортом, чтение художественной литературы, дидактические игры.

Метро, метрополитен, эскалатор, жетон, поручни, станция, схема, турникет, дежурный по станции.

Сюжетно-ролевая игра, используя опыт детей

«Поездка в метро»

Рисование на тему: «Поездка в метро», из опыта детей.

Январь

«Приключение Незнайки в Новоаганске»

Учить детей правильно вести себя на улице. Уточнить представления детей о тротуаре, дороге, улице, перекрестке. Учить ориентироваться на расположенных по близости улицах, в названиях общественно –бытовые здания в ближайшем окружении. Учить работать с макетами.

 Макеты детского сада школы больницы,  магазина, разметка дороги, дорожные знаки, светофор, костюм Незнайки, слайды.

Экскурсия на прилегающие  к детскому саду улицы, загадывание загадок, знакомство с дорожными знаками, беседы.

Название улиц Транспортная, Магылорская, Нефтяников, Новая, М-Карамова

Составление маршрутов до детского сада, школы, больницы, магазина на магнитной доске, используя плоскостные модели зданий.

Строительство и обыгрование территории детского сада

Февраль

«Неправильная карта»

Развивать умения читать карту-схему и двигаться согласно ей.

Закрепить умение переходить дорогу согласно дорожным знакамюВоспитывать дисциплинированность на дороге.

Конверт с картой-схемой маршрута.

Карточки с дорожными знаками, кроссворд.

Рассматривание иллюстраций, плакатов, дидактические игры по правилам.

Скорая помощь, знаки особого предписания. Знаки сервиса.

Дидактическая игра «Найди что лишнее», психогимнастика походка и настроение.

Составление кроссвордов, загадок.

Март

«Автомобили бывают разные»

Учить детей создавать мысленные конструкции специализированных машин, уточнить значение звукового сигнала (сирены) развивать

 умение решать проблемные задачи в совместной деятельности со взрослыми используя различные дорожные ситуации, развивать интеллектуальные способности через умение решать проблемные ситуации воспитывать у детей уверенность умение смело высказывать свои мысли.

Костюмы для героев: Карлсона, Малыша, изображение специального транспорта, разрезные детали машин, круги с изображением номеров телефонов, мяч, изображение накладного контура транспорта.

Чтение с детьми рассказа С.Я. Маршака « Рассказ о неизвестном герое», Д.Чуйко «Пожарные», загадывание загадок, наблюдение за дорогой, игры по ПДД.

Активизировать в речи детей понятия: специальный транспорт, проблесковый маячок употреблять в речи название специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, милиция, газовая служба закрепить умение описывать машины, используя прилагательные.

Дидактические игры «Хорошо –плохо», «Зоркий глаз».

Рисование на тему «Машины бывают разные», сюжетно-ролевая игра «Гараж»

Апрель

«Приключение зайчонка»

Познакомить детей с понятиями «тормозной путь», «скользкая дорога», с особенностями движения по ней транспорта; со знаком «скользкая дорога».

Упражнять в умении решать противоречия экспериментальным путем;

Продолжать формировать представление о многообразии звуков. Развивать умение прогнозировать события. Закреплять знания о дорожном движении;

Воспитывать у детей сознательное отношение к соблюдению правил безопасности движения.

Презентация, аудиозапись «Звуки природы», две доски: гладкая и ребристая, игрушечные машины, две ленты, мяч, поощрительные значки.

Экскурсия к дороге, наблюдение за ее изменением в зависимости от состояния погоды; беседы о правилах дорожного движения, чтение стихотворения «Гололед» И. Лешкевича.

Тормозной путь, проезжая часть дороги, длинная, гладкая, сухая, широкая, прямая, извилистая, узкая, мокрая, шероховатая дорога, сигнал автомобиля, дорожное покрытие, пешеход, путь скольжения.

Аутотренинг, художественное слово (сказка про зайца), беседа, вопросы причинно-следственного характера, создание проблемной ситуации, проведение эксперимента.

Составление коллективной сказки « Как зайчонок учил правила дорожного движения».

Май

Викторина по ПДД «Вопросы инспектора Мигалочкина»

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.

Эмблемы команд, карточки, дорожные знаки, краски, кисти, бумага.

Подготовка команд: название, эмблема, девиз, приветствие

Закрепление  овладения понятиями в соответствии с программными требованиями.

Конкурс детского рисунка «Безопасная дорога»


         РАЗДЕЛ 3. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД

«Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение ПДД следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы детских садов и школ.
Только при систематическом изучении правил, использование новых форм пропаганды ПДД, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма». Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с ПДД, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно - транспортных происшествий.

Мониторинг проводится два раза в год:

   1 – вводная (сентябрь)

   2 - итоговая (май).

Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:

высокий – 3 балла;

средний – 2 балла;

низкий – 1 балл.

Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения  и безопасному поведению на дорогах.

1. Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир.

2. Виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, поезд).

3. Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).

4. Правила перехода дороги (посмотреть налево, право и т.д.)

5. Опасные места на улицах и дорогах.

6. Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный.

7. Виды и назначение транспорта.

8. Опасные и безопасные действия.

9. На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.

Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:

Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.

Водитель - человек, управляющий транспортным средством.

Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.

Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.

Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.

Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.

Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.

Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.

Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.

Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.

Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.

Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.

Вопросы для проверки знаний ПДД
старшая группа

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое дорога?

Дорог а - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы

2

Что такое тротуар?

Тротуар - часть дороги, по которой ходят люди (пешеходы), он находится рядом с проезжей частью или отделен от нее газоном.

3

Как нужно ходить по тротуару?

Идя по тротуару нужно держаться середины. Если идти близко к дороге, может сбить машина.

4

Кого называют пешеходом?

Пешеходом называется человек, идущий по дороге, тротуару, обочине или переходящий улицу.

5

Почему нельзя ходить по проезжей части?

По проезжей части нельзя ходить потому, чт о там едут машины. Пешеход, идущий по дороге, мешает водителям, по его вин е может произойти авария или погибнуть люди.

6

Где можно переходить улицу?

Улиц у можно переходить в специальных местах - пешеходных переходах. Если вблизи переходов нет, нужно убедиться, что нет движущегося транспорта, и только тогда переходить улицу.

7

Для чего нужен светофор?

Светофор нужен для регулирования движения машин и пешеходов. Он показывает, когда нужно ехать машинам, когда переходить улицу пешеходам.

8

Какие бывают светофоры?

Светофоры бывают 2 видов: для машин и для пешеходов.

9

Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал?

Светофор подает сигналы трех цветов: красный, желтый, зеленый. Красный свет запрещает движение транспорта, желтый свет - предупредительный. Если желтый свет загорается после красного света - приготовьтесь - скоро можно буде т продолжить движение. Если желтый свет загорается после зеленого - будь внимателен - сейчас движение будет запрещено.

10

Какие сигналы подает светофор для пешеходов?

Светофор для пешеходов подает два сигнала : красный - силуэт человека на светофоре стоит и зеленый - силуэт человека н а светофоре движется.

11

Кто управляет машиной?

Машиной управляет водитель. Он должен знать устройство машины и ПДД. Во время езды водитель следит за дорогой, движущимися машинами, дорожными знаками , пешеходами.

Вопросы для проверки знаний ПДД
подготовительная группа

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое улица?

Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками , пешеходными переходами (зебра, подземный, надземный), домами и учреждениями , школами и детскими садами.

2

Что такое дорога?

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы.

3

Что такое проезжая часть?

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Он а бывает с односторонним (когда машин ы движутся только в одну сторону, в одном направлении) и двусторонним движение м (когда машины движутся в противоположных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

4

Что такое тротуар?

Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от не е газонами.

5

Что такое пешеходный переход?

Пешеходный переход - участник проезжей части, обозначенный зеброй и предназначенный для движения пешеходов через дорогу.

6

Что такое перекресток?

Перекресток - место пересечения двух дорог , регулируемое светофором.

7

Что такое остановка?

Остановка- место, где останавливается транспорт для посадки и высадки пассажиров.

8

Что такое железнодорожный переезд?

Железнодорожный переезд - пересечение дорог и железнодорожными путями.

9

Для чего нужен светофор?

Светофор нужен для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

10

Какие бывают пешеходные переходы?

Пешеходные переходы предназначены для движения пешеходов через улицу и бывают трех видов: наземные (зебра), подземные, надземные.

Вопросы для проверки знаний

по теме «Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части»
старшая и подготовительная группа

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Где ребенку можно играть, когда он выходи т из дома на прогулку?

Можно играть на детской площадке, во дворе.

2

Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе?

Нужно быть очень внимательным, потому, ч то во двор часто заезжают машины. Они могут ехать на большой скорости и сбить ребенка.

3

Почему нельзя играть на проезжей части?

Потому что проезжая часть предназначена дл я движения транспорта. Играя на проезжей част и, ребенок создает аварийную ситуацию, которая может закончиться ДТП , травмой или смертью.

4

Почему нельзя играть около проезжей части?

Играя около проезжей части, ребенок может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под проезжающую машину.

5

Почему нельзя играть с мячом около проезжей части?

Когда играешь с мячом вблизи проезжей части , мяч может выскочить на дорогу , погнавшись за ним, можно попасть под машину.

6

Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части?

Ездить на велосипеде по проезжей част и разрешается детям после 14 лет Маленькие должны ездить на велосипедах н а детских площадках, во дворах, в специально отведенных местах. Катаясь , нужно соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не причинить вред себе и другим.

7

Почему нельзя кататься на санках около проезже й части?

Можно не рассчитать скорость движения санок , не успеть затормозить и выехать на проезжую часть, попасть под машину.

8

Почему нельзя кататься с горки около проезжей част и даже если машин нет?

Спускаясь с горки трудно затормозить и остановить санки, а машина может появиться в любую минуту. Водитель н е рассчитывает, что на дороге появится препятствие, может не заметить и сбить санки, что приведет к серьезны м травмам или гибели ребенка.

9

Почему нельзя ездить по проезжей части н а роликах?

Проезжая часть не предназначена для езды на роликах, ребенка может сбить машина. Кататься на роликах даже около проезжей части очень опасно, может задеть машина. Кататься можно во дворе и в специально отведенных местах.

10

Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку?
Почему оно безопасное?

Во дворе, в специально отведенном месте.
Она находится вдали от проезжей части и от проезжающих машин.

Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство?

Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

2

Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт?

Ожидая транспорт пассажир должен вести себя спокойно, быть внимательным и осторожным.

3

Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным?

Около автобусной остановки очень интенсивно е движение и пассажир может попасть под машину.

4

Как пассажир должен вест и себя в транспорте?

Пассажир в транспорт е должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми.

5

Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь?

Пассажир не должен заходить в транспорт с мороженным, можно запачкать других людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу.
  Фантики от конфет и другой мусор нельзя бросать на пол в автобусе. Бумажку нужно положить в карман, а потом выбросить в урну.
В автобусе нельзя бегать, нужно крепко держаться за поручни, водитель автобуса иногда резко тормозит, можно упасть и получить травму.

6

Что еще нельзя делать в автобусе?

В автобусе нельзя громко включать музыку, ты будешь мешать другим пассажирам. Они могут не услышать, когда объявят их остановку.

РАЗДЕЛ 4. Содержание работы с родителями по направлению «Обучение детей правилам дорожного движения»

Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими Правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.

Перед родителями с информацией о состоянии и причинах детского дорожно-транспортного травматизма в районе, поселке обязательно должны выступать сотрудники ГИБДД.

С целью оказания консультативной и обучающей помощи родителям воспитатели  ведут систематический раздел в «Уголке безопасности» - «Воспитываем пешехода», где размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).

Воспитатели детского сада регулярно (один раз в полугодие) проводят совместные с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Устраивают открытые занятия по теме, инсценировки, вовлекают родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания дошкольников о Правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбираются проблемные ситуации на дороге. Родители получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения.

В группе систематически организовываются выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками Правил дорожного движения. Воспитатели ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.

Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр.

Работа с родителями строится по следующим направлениям:
- создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами Урайского ГИБДД);

- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил

поведения на улицах и дорогах, в транспорте.

Перспективное планирование работы  в течение года.

Время

Цели работы

Способ реализации

Ответственный

Сентябрь

Выяснение компетентности семьи в вопросе соблюдения правил поведения на

улицах и дорогах.

Анкетирование родителей на тему «Что мы знаем о безопасности»

(Анкета № 1 «Правила и безопасность движения»,

Анкета №2 «  приложение1,2)

Воспитатели

Октябрь

Знакомство    родителей    с основными         правилами безопасности  на улице   и дома. Обсуждение    и    принятие перечня жизненно важных правил и запретов для детей и взрослых.

Консультация на тему «Требования к детям предъявляемые в детском саду и дома».

«Родителям о правилах дорожного движения»;

«Безопасность детей на городских улицах»;

 Проведение групповых родительских собраний по ознакомлению воспитанников с правилами дорожного движения – два раза в год.                                                                          

Воспитатели, родительский комитет групп.

Ноябрь

Подбор наглядной агитации для обеспечения реализации программы «Уважайте светофор».

Плакаты.

 

 Воспитатели, родительский комитет групп.

Декабрь

Составление памятки «Безопасность ребенка дома, в детском саду и на улице».

Буклет для родителей.

Воспитатели, родительский комитет групп.

Февраль

Знакомство родителей с педагогической литературой по вопросам безопасности и профилактики дорожно-транспортных нарушений.

Встреча-консультация на выставке в библиотеке ДОУ (все родители).

Воспитатели, родительский комитет групп.

Март

Ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой проблеме.

Посещение родителями собраний, открытых занятий, тематические видеофильмы.

Воспитатели.

Май

Ознакомление родителей с результатами обучения детей.

Посещение открытых занятий, информация в «уголках родителей».

Воспитатели.

РАЗДЕЛ 5. Результаты работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

Программа дополнительного образования по обучению дошкольников правилам дорожного движения «Уважайте светофор» была разработана воспитателем. Программа рассчитана на период 2013-2016 годы.

В рамках этой программы разработаны:

перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге для воспитанников средней, старшей и подготовительной групп;

перспективный план работы с родителями по обучению детей  правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

Анализ результативности по итогам 2013/2016 учебного года свидетельствует о хорошей работе  по программе «Уважайте светофор». На наш взгляд это связано с системным подходом к организации образовательного  процесса, использованием воспитателями в своей работе современных личностно-ориентированных технологий и технологий игрового обучения, совершенствованием форм и методов методической работы, выстраиванием тесного взаимодействия с родителями и объектами социального окружения.

1. Работа по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге:

Рис.1

Сравнительная диаграмма уровня сформированности знаний ПДД и безопасного поведения на дороге детей средней группы за 2013/2014 учебный год.

    Начало года                                                      Конец года  

Рис. 2

Сравнительная диаграмма уровня сформированности знаний ПДД и безопасного поведения на дороге детей старшей группы за 2014/2015 учебный год.

   Начало года                                                         Конец года

Рис. 3

Сравнительная диаграмма уровня сформированности знаний по ПДД и безопасного поведения на дороге детей подготовительной к школе группы за 2015/2016 учебный год.

   Начало года                                                         

                                                                         

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.
  4. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
  5. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973 – 48с.
  6. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
  7. Комарова Л.Г. Строим из лего.- М.: ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с.
  8. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
  9. Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.
  10. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Просвещение», 1989 – 64 с.
  11. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2 – 64 с.
  12. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.
  13. Шурыгина Т.А.Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002 – 80 с.

Приложение № 1

АНКЕТА № 1

        «ПРАВИЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Уважаемые взрослые!

Папы и мамы, дедушки и бабушки!

Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща.

Просим Вас всерьез задуматься об этой проблеме и ответить на следующие вопросы. Ваши искренние ответы помогут нам в дальнейшей работе с детьми.

Считаете ли Вы важной эту проблему для Вас и Ваших близких?

Да.

Нет.

Затрудняюсь ответить.

Знаете ли Вы ПДД?

Да.

Частично.

Нет.

Соблюдаете ли Вы правила безопасного поведения на дороге?

Всегда.

Частично.

Нет.

Случалось ли Вам нарушать ПДД в присутствии Ваших детей?

Никогда.

Иногда.

Всегда.

Почему Вы нарушаете ПДД?

Очень тороплюсь.

Не хватает терпения ждать разрешающего сигнала светофора.

Очень большой транспортный поток.

Не предполагаю, что нарушаю ПДД.

Действую как все.

Часто ли Вам приходится предупреждать нарушение ПДД детьми.

Часто.

Редко.

Никогда.

Ваша реакция на нарушение ПДД родителей с детьми?

Пытаюсь предупредить нарушение.

Делаете замечание.

Внутренне осуждаете поведение взрослых.

Не замечал(а) ничего подобного.

Считаете ли Вы возможным самостоятельный выход на дорогу дошкольника?

Да.

Возможно иногда.

Нет.

Как Вы думаете, какой процент детей от общего числа погибших по разным причинам детей, составляют дети, пострадавшие в ДТП?

  Кто, по Вашему мнению, чаще всего виноват в ДТП?

Водители.

Пешеходы.

Сам нарушитель.

Организация дорожного движения.

Что на Ваш взгляд нужно предпринять, чтобы сократить число ДТП с участие детей?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите, какие трудности Вы испытываете на неизвестном Вам участке дороги в городе и как по Вашему нужно изменить на том участке организацию дорожного движения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОМНИТЕ

Учителя – не доучили

Родители – не досмотрели

ГИБДД – недоорганизовало

Водитель – не среагировал,

Анкета для родителей № 2

Уважаемые родители!

Заканчивается учебный год, который Вы, Ваш малыш и мы, педагоги детского сада, прожили вместе и научились правильному и безопасному поведению на дорогах нашего города. Много в этом году было сделано нового, интересного. Были и трудности.

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет улучшить работу с детьми по данному направлению, найти новые актуальные темы для общения.

Кто из родителей заполняет анкету?

____________________________________________________________________

Возраст Вашего ребёнка?

____________________________________________________________________

Что нового Вы узнали в детском саду о содержании обучения дошкольников Правилам дорожного движения?

____________________________________________________________________

Какие формы получения информации были для Вас наиболее удобны:

переписка с воспитателями___________________________________

групповые собрания_________________________________________

личные беседы с воспитателем________________________________

информационные стенды_____________________________________

другое_____________________________________________________

                          Укажите источник, из которого Вы получали информацию в детском саду по обучению ребёнка Правилам дорожного движения:

воспитатели детского сада_____________________________________

другие специалисты детского сада______________________________

книги, газеты, журналы_______________________________________

видеотека___________________________________________________

Для чего, по Вашему мнению, необходимо обучать ребёнка Правилам дорожного движения?_______________________________________________________________________________________________________________________________

                           Что бы Вы хотели пожелать воспитателям дошкольного учреждения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                      Благодарим Вас за искренние ответы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР».

ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ  ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ  И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР»....

Программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Уважайте светофор"

Проблема обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах села Белозерки является наиболее актуальной. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения ...

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука»

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.Статистические данные  об участии детей в ДТП, а также отсутствие качест...

программа образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Дорожная азбука"

Этой программой я оптимально обеспечиваю процесс обучения дошкольников правилам дорожного давижения....

программа образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Дорожная азбука"

Этой программой я оптимально обеспечиваю процесс обучения дошкольников правилам дорожного давижения....

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Школа Светофорика»

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Школа Светофорика»...