Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Школа Светофорика»
рабочая программа по обж (старшая группа)

Пан Елена Михайловна

Рабочая программа кружка дополнительного образования

 дошкольников по обучению правилам дорожного движения

и безопасному поведению на дороге

 «Школа Светофорика»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_mbdou_ds_18_pan_e.m.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка дополнительного образования

 дошкольников по обучению правилам дорожного движения

и безопасному поведению на дороге

 «Школа Светофорика»

дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет        

Автор-составитель: Пан Елена Михайловна,

воспитатель МБДОУ «Д/с №18»

2023 год

  1. Пояснительная записка

Актуальность

В современных условиях развития образования обеспечение безопасности движения становится все более важной задачей в государственном масштабе. Изучение правил дорожного движения в детском саду необходимо, прежде всего, для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов-детей, которых уже сейчас подстерегают серьезные трудности и опасности.

Детский травматизм на дорогах – серьезная проблема, с которой из года в год приходится сталкиваться сотрудникам ГИБДД. Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения отнесено к приоритетным задачам развития нашей страны. При формировании программы опиралась на программу по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на улицах и дорогах «Воспитать пешехода». В парциальной образовательной программе представлены темы, отражающие специфику погоды нашего края. В процессе  реализации содержания программы отмечается влияние погодных условий на движение транспорта и пешеходов. При изучении правил дорожного движения отмечаются неблагоприятные природно-климатические условия и явления Оренбуржья, которые затрудняют движение транспорта и пешеходов: зимние метели и гололед, заморозки, пыльные бури и осадки ливневого характера.

Обучение детей основам безопасного поведения на дороге включает: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов – беседы, чтение художественной литературы, обсуждения, наблюдения; самостоятельную деятельность детей.

При построении образовательного процесса используются такие формы совместной деятельности с детьми, как, например, практические занятия на территории автогородка под руководством взрослого – вождение транспортных средств, ориентировка по дорожным знакам, выполнение заданий; разработка и презентация проектов, беседы, составления рассказов, чтение художественной литературы, художественно-творческая деятельность, игры, моделирование, целевые прогулки и экскурсии, культурно-досуговая деятельность, труд по расстановке и уборке игрового оборудования.

Педагог организует совместную детскую деятельность – практические упражнения по закреплению навыков езды на велосипеде, ориентировку по дорожным знакам и дорожной разметке, художественно-творческую деятельность, трудовые поручения. Полученные знания и впечатления дошкольники могут отражать в нерегламентированной деятельности – при организации игр с макетами по правилам дорожного движения, сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных игр и практических упражнений, театрализованных праздников и развлечений.

Материал, представляемый детям в рамках образовательной деятельности, постепенно усложняется, уточняется, дополняется, передается через традиционные и инновационные методы и формы организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с тематическим планом работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.  

Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план Программы «Школа Светофорика» включены различные формы взаимодействия с родителями: развлечения, досуги, консультации и т.д.

Образовательная программа «Школа Светофорика» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) приказ № 1155 от 17 октября 2013 года и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям ФГОС ДО – физическому, социально - коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.

Целевая аудитория: программа «Школа Светофорика» разработана для детей дошкольного возраста (старшей и подготовительной групп). Возрастной состав детей от 5 до 7 лет.

Связь с другими дисциплинами: программа составлена с учётом межпредметных связей, что позволяет наиболее полно раскрыть содержание Программы.

«Познавательное развитие» - где дети знакомятся с окружающим миром, правилами поведения на улице, учатся устанавливать причинно-следственные связи возникновения дорожно-транспортных происшествий.

«Музыкальное воспитание» – где разучиваются музыкальные произведения в содержании которых освещаются вопросы безопасности дорожного движения, проводятся досуги и праздники.

«Художественно-речевая деятельность», в процессе которой дети знакомятся с литературными произведениями, основу которых составляет вопрос о безопасности поведения на дороге.

«Изодеятельность», где дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства с целью воспитания познавательного интереса, развития умения отобразить в рисунке свое отношение к окружающему миру, к вопросам безопасности дорожного движения.

«Математика», где дети учатся ориентироваться в пространстве и во времени, развиваются их сенсорные способности.

«Конструирование и ручной труд», в процессе продуктивной деятельности развивается творческое воображение детей, дети овладевают навыками работы по схемам, развивается умение моделировать игровое пространство и т. д.

Цель программы: Формирование у детей основ осознанного поведения на улицах города.

Задачи программы: 

         1.Расширять представления детей о правилах безопасного поведения на дорогах родного края

         2.Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.

    3.Воспитывать у детей дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения,

    4.Воспитывать способность управлять своим поведением и планировать свои действия

    5.Развивать мотивацию к безопасному поведению.

    6.Развивать умение контролировать двигательную активность;

    7.Развивать любознательность, активность в изучении ПДД.

Ожидаемый результат: ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно -  транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.                                                                                                           Формы  и методы   проведения  образовательной деятельности по  изучению  правил  дорожного движения

К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить воспитанникам новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебной книжке-тетради, записью новых слов, понятий, определений.

Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора и т.д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.

Беседы, минутки (пятиминутки).  Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт ребенка, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.

Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.

Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий (по разным темам), например, значимости зеленого света светофора как безопасного, красного - как опасного или правила перехода улиц и дорог (смотрим во все стороны, а затем налево, направо).                           

Решение проблемных ситуаций.

Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом - способ выполнения.

Тематические игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.

Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.

Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий.

В подготовительной группе  в игру вводятся моделирование дорожных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных ситуаций, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.

Экскурсии.  Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т.д. На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.

Конкурсы, викторины, развлечения, досуги.

Чтение художественной литературы.

Продуктивные виды деятельности.

Технологии обучения.

Личностно – ориентированная ставит в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.  

Игровая - подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальных норм.

Проблемного обучения - организация занятий, предполагающая создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего происходит овладение   навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Ситуационного обучения заключается в систематизации и анализе типичных дорожно - транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП, приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребенка в ДТП.

Интегрированного подхода в воспитании навыков безопасного поведения – совокупность деятельностей и их методов, направленных на эффективный процесс организации познавательной деятельности, создающих условия для формирования безопасного поведения.

Новизна Программы

Новизна программы заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, начиная с старшей группы, а также участие детей и их родителей в решении проблемы.

Необходимые ресурсы

Для успешной реализации программы по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах в ДОУ в каждой возрастной группе организованы центры безопасности. Центры оснащены макетами проезжей части, детскими автомобилями и всеми видами дорожных знаков. А также учебными светофорами. С помощью всего этого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. В старшей, подготовительной и группе компенсирующей направленности находится магнитно-маркерная доска с макетом города, магнитными дорожными знаками и набором магнитного транспорта всех видов (специальный, водный, воздушный, наземный, легковой, грузовой). Здесь дети наглядно могут разобрать сложные дорожные ситуации и оптимальные пути выхода из них.

Имеется наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации, транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями); настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами – «ходилки», лото, домино и т.д.); атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора и т.д.); детская художественная литература по тематике дорожного движения; конструкторы;  безопасные маршруты «Дом – детский сад», разработанные для каждого ребёнка (старший дошкольный возраст); действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике. Мною разработаны авторские игровые пособия «Дорожный театр», «Дорожная азбука», «Школа инспектора Мигалочкина». 

В группах старшего дошкольного возраста имеется телевизор, проектор, ноутбук. Наличие специальной техники позволяет демонстрировать презентации, обучающие фильмы и мультфильмы, проводить специальные интерактивные игры по ПДД, что вызывает повышенный интерес у детей.

В раздевальных комнатах и фойе детского сада размещены информационные стенды «Правила для велосипедистов», «Типичные ошибки пешехода», «Правила дорожного движения», плакаты: «Запрещающие знаки», «Предписывающие знаки», Предупреждающие знаки», «Знаки сервиса».

На территории нашего детского сада создана транспортная площадка, где обозначены разметкой проезжая часть, тротуар и пешеходный переход. Здесь с помощью выносного оборудования (светофора, электромобилей, дорожных знаков) дети закрепляют знания безопасного поведения на дорогах.

    Рекомендации по использованию программы в практике

 Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со старшей группы. Программа предполагает систематическую и разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют:

  • ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;
  • привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

  1. Основная часть

Механизм реализации программы.

Механизм реализации программы «Школа Светофорика» предусматривает проведение мероприятий с воспитанниками в рамках календарного плана.

Программа рассчитана на 2 года: первый год – для воспитанников 5-6 лет (старшая группа); второй год – для воспитанников 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Диагностика усвоения воспитанниками программы «Школа Светофорика» проводится 2 раза в год (сентябрь, май).

1 Этап (старшая группа – первый год обучения 2022-2023 г.)

Задачи:

  1. Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств, знать названия ближайших улиц.
  2. Прививать правила пользования транспортным средством: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
  3. Продолжать знакомить с основными терминами и понятиями дорожного движения: все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
  4. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Остановка автобуса», «Остановка трамвая», «Пункт первой медицинской помощи», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Ожидаемый результат:

Ребенок, умеющий свободно ориентироваться вокруг детского сада; знающий основные термины и понятия дорожного движения, имеющий представления о дорожных знаках, умеющий различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки; соблюдающий правила безопасного поведения на дороге и в транспортном средстве. Знает том, что на дороге есть «островок безопасности», и имеет представление о его назначении. Знает об особенностях движения транспорта на перекрестке, правила передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Знает, в каком городе он живет, и какой у него домашний адрес. Знает безопасный путь от детского сада домой. Может называть и объяснять назначение информационно-указательных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Перекресток», «Место стоянки»; запрещающих знаков: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено». Имеет представление об особенности работы сотрудников ГИБДД.

2 Этап (подготовительная к школе группа - второй год обучения 2023-2024 г.)

Задачи:

  1. Систематизировать знания об устройстве улицы, о дорожном движении.
  2. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
  3. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  4. Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
  5. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
  6. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
  7. Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
  8. Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Ожидаемый результат:

Ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно -  транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения. Знает об особенностях труда водителей различного вида транспорта и о правилах поведения водителей на дороге. Знает о том, что на дороге есть «островок безопасности», и имеют представление о его назначении. Знает об особенностях движения транспорта на перекрестке, правила передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Называет и объясняет назначение информационно-указательных, запрещающих, предупреждающих, предписывающих знаков. Знает о назначении поста ГИБДД на дороге; об особенностях работы сотрудников ГИБДД. Имеет представление о регулируемом перекрестке и о работе регулировщика, о знаках сервиса.

Учебный план

Для детей 5-6, 6-7 лет по изучению программы «Школа Светофорика».

Содержание работы

Количество занятий

в месяц

в год

Мероприятия по тематическому плану

4

36

Календарно – тематическое планирование

 по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

Месяц

Тема

Цели

Сентябрь

Старшая группа: «Безопасная улица»

Знакомить с правилами перехода улицы при двустороннем движении. Расширять представления о видах улиц и элементах дороги. Закреплять знания о правилах дорожного движения и о дорожных знаках, о назначении светофора.

Подготовительная группа: «Знай и выполняй правила уличного движения»

Расширять представление о дороге и ее элементах, видах разметки. Закреплять представление о типах улиц. Закреплять знания о правилах дорожного движения и о дорожных знаках.

Октябрь

Старшая группа: «Улица полна неожиданностей»

Расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрестке. Дать представление о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика. Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью трехцветного светофора.

Подготовительная группа: «Дорожные ловушки»

Познакомить с понятием «Дорожная ловушка». Дополнять представление о движении машин на перекрестке. Закреплять знания об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке. Знакомить со знаком «Регулируемый перекресток». Совершенствовать знания о значении сигналов регулировщика.

Ноябрь

Старшая группа: «Правила пешехода»

Расширять знания о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре. Закреплять знания о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности». Закреплять представления о назначении дорожных знаков. Познакомить с запрещающими знаками: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».

Подготовительная группа: «Моя дорожная грамота»

Расширять знания: - о правилах пешеходов на дороге и на тротуаре; - о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей. Закреплять знания: - об информационно-указательных и запрещающих дорожных знаках; - о назначении знаков сервиса. Продолжать учить различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки.

Декабрь

Старшая группа: 

«Пост ГАИ в моем городе»

Дать представление о назначении поста ГАИ на дороге. Познакомить с особенностями работы сотрудников ГАИ. Закреплять правила дорожного движения, предназначенные для пешеходов и водителей.

Подготовительная группа: «Ребенок на улицах города»

Закреплять знания об ориентировке на дороге, применяя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях, используя макеты дорожного движения, правила поведения, если потерялся. Повторять правила поведения, предписанные пассажирам различного вида транспорта, используя различные модели ситуаций. Воспитывать культуру поведения на улице, взаимоуважение в игре. Упражнять внимание и память

Январь

Старшая группа: 

«Моя дорожная грамота»

Закреплять знания об информационно-указательных и запрещающих дорожных знаках. Расширять знания о назначении предупреждающих дорожных знаков, адресованных водителям. Учить различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки. Продолжить закреплять знания о фликерах и их назначении.

Подготовительная группа: «Опасный перекресток»

Расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрестке. Дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где нет указателей. Учить ориентироваться на макете микрорайона. Дать понятие о нерегулируемом перекрестке.

Февраль

Старшая группа: 

«Безопасный маршрут»

Учить внимательности и ориентировке на дороге, закреплять знания о правилах перехода железнодорожных переездов, предупредительных сигналах, подаваемые водителем, средствах регулирования дорожного движения.                                                                     

Подготовительная группа: «Безопасный маршрут»

Дать представление о безопасном пути от дома к школе. Учить использовать свои знания правил дорожного движения при передвижении без взрослого. Развивать ориентировку в окружающем пространстве и умение наблюдать за движением машин по проезжей части города и во дворе.

Март

Старшая группа: 

«Путешествие на метро»

Знакомить с подземным транспортом «метро», его особенностями и правилами поведения в нем пассажиров. Продолжать работу по ознакомлению с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге. Расширять представления о назначении дорожных знаков.

Подготовительная группа: «Транспорт нашего города»

Расширять знания о том, какой транспорт бывает. Закреплять знания о видах общественного транспорта. Продолжать знакомить с особенностями передвижения на подземном транспорте метрополитена и правилами поведения в нем пассажиров. Расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте. Закреплять представления о дорожных знаках «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума».

Апрель

Старшая группа: 

«О чем нам говорят дорожные знаки»

Совершенствовать знания «Дорожной грамоты». Дать представления о знаках «сервиса»: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи».

Подготовительная группа:

 «О чем говорят дорожные знаки»

Продолжать работу по ознакомлению с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге. Расширять представления о назначении дорожных знаков. Знакомить с дорожными знаками «Круговое движение», «Въезд запрещен», «Опасный поворот», «Разрешено движение только велосипеду», «Разрешено движение только пешеходу».

Май

Старшая группа: 

«Кто самый грамотный на дороге?»

Закреплять знания, ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях.

Подготовительная группа: «Азбука дороги»

Определить, как усвоили правила безопасности движения. Закреплять знания о сигналах светофора. Уточнить знания о работе инспекторов ГИБДД. Закреплять значение жестов сотрудников ГИБДД. Воспитывать внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения, быть взаимно вежливыми с окружающими. Дать представление о безопасном пути от дома к школе. Учить использовать свои знания правил дорожного движения при передвижении без взрослого. Развивать ориентировку в окружающем пространстве и умение наблюдать за движением машин по проезжей части города и во дворе.

Всего:

36 занятий

Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД по программе «Школа Светофорика»

Мониторинг проводится два раза в год:   1 – вводный (сентябрь)

                                                                       2 - итоговый (май).

Для выявления уровня усвоения воспитанниками знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения была использована диагностическая методика, предложенная Е.И. Шаламовой. Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить уровень сформированности у детей знаний, умений и навыков по ПДД. Для систематизации работы по обучению детей ПДД выделено 5 блоков (в каждой возрастной группе идет обучение по этим блокам с последующим усложнением):

  • Улица – знакомство с элементами улицы, дороги, безопасными местами для игр, дорожной разметкой, дорожными знаками, работой светофора.
  • Водители – знакомство с правилами поведения водителей, дорожными знаками для водителей.
  • Пешеходы – обучение правилам перехода через дорогу, знакомство с обязанностями пешеходов.
  • Пассажиры – обучение правилам посадки, высадки и движения в различных видах транспорта, элементарными правилами поведения в общественном транспорте, знакомство с обязанностями пассажиров.
  • Инспектор ГИБДД – знакомство с трудом сотрудников ГИБДД, в том числе регулировщика. Определены уровни усвоения знаний и умений по ПДД для каждой возрастной группы

Уровни усвоения ребенком знаний и умений по ПДД (конец года)

Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.  

Старшая группа

В старшей группе дети должны:

- знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая». «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;

- иметь представление об основных правилах дорожного движения;

-узнавать разные виды транспорта, уметь объяснять их назначение;

- называть правила поведения в транспорте, на проезжей части.

Подготовительная к школе группа

Приобретение ранее знания, умения и навыки по правилам дорожного движения необходимо пополнить, закрепить и расширить, добавив новые понятия.   Дети должны:

- уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе;

- узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительный, военный;

- иметь представление о работе регулировщика и его функциях;

- уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, информационно-указательные.

Взаимодействие с родителями:

Консультации.

Беседы.

Буклеты, памятки.

Родительские собрания.

Совместные развлечения, соревнования, конкурсы и выставки по Правилам дорожного движения,  

Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.

В «Уголке безопасности» размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).

- «Взрослые! Вам подражают!»

- «О значении обучения детей ПДД».

- «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода».

- «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»:

Консультации:

- «О значении обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения».

- «О поведении в общественном транспорте».

- «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»

- «Пешеходом быть - наука!»

- «Этого могло не случиться».

- «Что нужно знать детям и родителям о ПДД».

- «Улица требует к себе уважения».

- «Знаете ли вы особенности местоположения детского сада?» и др.

Перспективный план работы с родителями

по правилам дорожного движения

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

  1. Выпуск информационных стендов для родителей по профилактике детского травматизма.
  2. Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре) макет дороги.
  3. Анкетирование родителей «Поговорим о правилах дорожного движения».
  4. Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…».                                               

Октябрь

  1. Памятки по ПДДТТ «Ребенок в автомобиле».
  2. Консультация для родителей «Разработка и использование маршрута «Дом - детский сад».
  3. Памятка по использованию световозвращающих элементов.

Ноябрь

  1. Консультация для родителей: «Безопасность в общественном транспорте», «Перевозка детей в личном и общественном транспорте».
  2. Совместная работа ДОУ с родителями по разработке памятки по обучению детей безопасному поведению на дороге.
  3. Участие родителей в выставках рисунков по данной проблеме.
  4. Конкурс по изготовлению дорожных знаков из бросового материала.

Декабрь

  1. Встреча с работником ГИБДД: «Профилактика детского травматизма на дорогах города».
  2. Аналитические данные дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
  3. Консультация «Безопасность в автомобиле».
  4. Совместное участие детей и родителей в конкурсе «Гирлянда из дорожных знаков на елку».

Январь

  1. Практикум для родителей: «Подвижные игры по правилам дорожного движения».
  2. Совместное участие детей и родителей в конкурсе «Стихи про знаки ПДД все сочиняем, потом рисуем их и все запоминаем».
  3. Консультация для родителей «Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».
  4. Памятка «Осторожно, на дороге дети».

Февраль

  1. Конкурс рисунков детей и родителей «Опасность улиц города».
  2. Буклета для родителей «Как научит ребенка безопасному поведению на улице?» (рекомендации родителям по обучению ребенка ПДД).
  3. Памятки на тему «Правила перехода улицы».
  4. Семинар-практикум «Занимательные игры по правилам дорожного движения»

Март

  1. День открытых дверей: «Профилактика ДДТТ среди детей».
  2. Составление коллажа «Мой двор» в рамках Дня открытых дверей.
  3. Консультация «Чтобы не случилось беды! – меры предупреждения детского травматизма. Родители – пример для детей.»
  4. Конкурс  детей и родителей на лучший плакат по дорожным знакам.

Апрель

  1. Консультация: «Как научить ребенка не попадать в дорожные «ловушки». О дорожных «ловушках».
  2. Консультация для родителей «Работа ДОУ и семьи по профилактике ДТП».
  3. Консультация для родителей» Советы инспектора ГИБДД - маршрут выходного дня».
  4. Папки-передвижки для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»

Май

  1. Листовка «Безопасное лето».
  2. Совместный спортивный досуг «В гостях у светофора».
  3. Оформление с привлечением родителей фото стенда «Мы изучаем ПДД».
  4. Памятки для родителей «Правила катания на велосипеде».
  5. Презентация «Правила дорожные надо соблюдать  и летом их не нарушать»
  1. Цифровой след реализации программы

Личные достижения и презентации собственного педагогического опыта по данной теме:

https://nsportal.ru/pan-elena-mihaylovna 

http://sad-polyanka.ucoz.ru/index/0-115

https://nsportal.ru/node/5965670

https://vk.com/wall-176389915_273

Удостоверение о повышении квалификации по данному профилю:

Литература.

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.О. «Безопасность». Санкт - Петербург «Детство - Пресс». 2002
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников».  Москва «Просвещение», 2000.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Твоя безопасность». Москва «Просвещение», 2004                                                                    
  4. Баринова Е.В. «Улица, транспорт, дорога. Безопасность малышей». Ростов - на - Дону. Феникс 2014.
  5. Беляевскова Г.Д. «Правила Дорожного Движения для детей 3-7 лет». Волгоград «Учитель»2013.
  6. Баряева Л.А. « Азбука дорожного движения». Дрофа Москва 2007
  7. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению Правилам Дорожного движения». Санкт - Петербург «Детство - Пресс» 2011.
  8. Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД?»  Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2011.
  9. Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» Санкт - Петербург «ДЕТСТВО - ПРЕСС»2011.
  10. Елжова  Н.В. «ПДД в детском Саду». Ростов - на - Дону. Феникс 2013.
  11. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. «Занятия по правилам дорожного движения». Москва ООО «ТЦ Сфера» 2009.
  12. Кобзева Т.Г. «Правила Дорожного Движения система обучения дошкольников». Волгоград «Учитель»2010
  13. Майорова Ф.С.. «Изучаем дорожную азбуку».  Москва «Скрипторий» 2007.
  14. Романова Е.А. «Правила дорожного движения для детей  дошкольного возраста». Москва Творческий Центр Сфера  2005.
  15. Черемшанцева «Основы безопасного поведения дошкольников». Волгоград. 2008
  16. Шаламова Е.И. «Правила и безопасность дорожного движения» Москва «Скрипторий 2003» 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука»

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.Статистические данные  об участии детей в ДТП, а также отсутствие качест...

«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА» программа социально-педагогической направленности по обучению правилам дорожного движения с использованием здоровье сберегающих технологий для детей дошкольного возраста 3-7 лет, (срок реализации программы 6 месяцев)

Программа социально-педагогической направленности «Безопасная дорога» (далее – Программа) по обучению детей дошкольного возраста (3-7 лет) правилам дорожного движения с использование...

Программа дополнительного образования по обучению Правилам Дорожного Движения и безопасному поведению на дороге «Красный, желтый, зеленый». для детей 6 – 7 лет

Программа по реализации дополнительных образовательных услуг «Красный, желтый, зеленый», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах ...

Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»

Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»...

Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»

Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»...

Дополнительная образовательная программа кружка по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения «Дорожная азбука»

Программа разработана для детей   4-7 лет. Срок реализации программы 3 года. Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы – обеспечения безопасности дошко...

Дополнительная общеобразовательная программа по формированию основ безопасного поведения на дорогах «Школа Светофорика»

Дополнительная общеобразовательная программапо формированию основ безопасного поведения на дорогах«Школа Светофорика»...