«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА» программа социально-педагогической направленности по обучению правилам дорожного движения с использованием здоровье сберегающих технологий для детей дошкольного возраста 3-7 лет, (срок реализации программы 6 месяцев)
рабочая программа по обж (средняя, старшая, подготовительная группа)

Трифильева Н.П.

Программа социально-педагогической направленности «Безопасная дорога» (далее – Программа) по обучению детей дошкольного возраста (3-7 лет) правилам дорожного движения с использованием здоровье сберегающих технологий имеет социальную направленность и предполагает формирование у младших воспитанников социального центра основ безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте.

В образовательной программе «Безопасная дорога» выстроена эффективная система подготовки воспитанников разновозрастной группы дошкольного возраста 3-7 лет, попавших в трудную жизненную ситуацию, и проживающих в данное время ОСГЮУСОССЗН «ОСРЦдН» к безопасному участию в дорожном движении в качестве пешехода, пассажира транспортного средства, будущего водителя.

Данная программа была разработана для того, чтобы облегчить социальную адаптацию детей, сделать жизнь ребёнка максимально безопасной. Программа позволит    нашим воспитанникам увереннее чувствовать себя в окружающей действительности сегодня, вселит уверенность в завтрашнем дне. В результате освоения программы дети узнают о правилах дорожного движения, правилах поведения на тротуаре, переходе проезжей части, о том, где следует играть на улице, что такое светофор и т.д., что способствует формированию безопасного поведения в окружающем социуме.

Цель программы: формирование знания элементарных правил и навыков безопасного поведения на дороге, воспитание осознанного понимания необходимости выполнения этих правил.

Задачи:

1. Создание условий для поэтапного освоения детьми правил безопасного поведения на дороге по возрастным группам.

2. Расширение представлений детей о различных видах транспорта, машинах специального назначения.

3. Знакомство детей с понятием «улица» (дорога, проезжая часть, тротуар, разметка, «зебра», пешеходный переход, светофор и т. д.)

4. Формирование навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте.

5. Воспитание потребности быть дисциплинированным, формирование положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на улице.

Формы реализации: групповые и индивидуальные занятия познавательного цикла, встречи с инспектором ГИБДД, экскурсии, участие воспитанников в проектной деятельности, сюжетно-ролевые игры, досуговая деятельность.

Ожидаемые результаты.

Воспитанники в результате овладевают базовыми знаниями по ПДД, навыками безопасного поведения на дороге, что развивает:

осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях; проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»

программа социально-педагогической направленности

по обучению правилам дорожного движения

с использованием здоровье сберегающих технологий

для детей дошкольного возраста 3-7 лет,

(срок реализации программы 6 месяцев)

Составила:

воспитатель высшей квалификационной категории

 Трифильева Наталья Петровна

                                                  Белгород 2021

Содержание

I. Целевой раздел……………………………………………………………………..…..3

Пояснительная записка……………………………………………………………...…….3

Актуальность……………………………………………...………………………........….5

Новизна……………………...……………………………………………………..….........5

Цель, задачи программы…………………………………………………...……..….…....5

Основные принципы………..…………………………..……………………..………......5

Формы реализации...............................................................................................................6

Этапы работы…………..………………………………………….…………..…...............7

II. Содержательный раздел…………………………………………………...................7

Сроки реализации…………...…………...………………………………..…….................8

Условия реализации……………………………...………………………...………...........8

Формы работы с детьми………………………………………………………...………....8

Формы работы с родителями……………………………………………..…….…............9

Предполагаемые результаты……………………………………………….….……...…...9

Мониторинг усвоения программы………………………………………..…….…..…….9

III. Организационный раздел……………………….....................................................10

Создание предметно-развивающей среды…………………………………....................10

Материально-техническое обеспечение………………….…………………...................10

Заключение……………………………………………………………………...................11

IV. Перечень методической литературы……………...................................................12

Приложение №1 Календарно-тематическое планирование.............................................13

Приложение № 2 Перспективный план работы с семьями воспитанников…………...17

Приложение № 3 Мониторинг освоения программы…………………………………...18

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период, когда формируется личность и закладываются основы опыта жизнедеятельности, предпосылки безопасного поведения в обществе, основам дорожной грамотности. Дошкольник, в силу возраста не может самостоятельно определить всю меру опасности в определённых ситуациях. Именно поэтому детей, начиная с раннего возраста, необходимо не только обучить навыкам безопасного поведения в наиболее типичных в часто встречающихся ситуациях, но и воспитывать привычку, как надо правильно вести себя во дворе, на улице, в транспорте, где и как можно или нельзя кататься на велосипеде, самокате. Именно взрослые, в силу своего практического опыта, обязаны помочь ребёнку в освоении трудностей «пожизненной профессии» активного участника дорожного движения (пешехода, пассажира, в последствии водителя транспортного средства), воспитывая и обучая у малышей с раннего возраста навыки безопасного поведения, что должно сохранить его жизнь и здоровье в будущем.

Большинство малышей, попадающих в наш Центр, не знакомы как с правилами безопасного поведения в быту, так и с правилами безопасного поведения в транспорте, на улице, дороге. Объясняется это рядом объективных причин – ранний возраст, воспитание в неполных семьях, глубокая социально-педагогическая запущенность малышей, общее недоразвитие речи (встречаются неговорящие малыши), тревожность, страхи и неуверенность в своих силах, в следствие чего, дети не осознают степень опасности для своего здоровья последствий собственных действий и могут попадать в неприятные и опасные ситуации, связанные с нарушением правил дорожного движения, повышением детского травматизма.

В связи с этим была разработана рабочая программа социально-педагогической направленности «Безопасная дорога» по обучению детей дошкольного возраста (3-7 л) правилам дорожного движения. Данная программа разработана в комплексе с программой развития ОСГБУСОССЗН «ОСРЦдН» и на основе программы по обучению правилам дорожного движения «Юные пешеходы» МБДОУ ДС №3 «Эрудит» г. Сургут, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 г.) и с учетом примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой (Пилотный вариант), соответствует требованиям СанПиН 2.4.1. 3049-13 и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание программы «Безопасная дорога» соответствует Закону РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, действующим Правилам дорожного движения, реальным условиям дорожного движения регионального характера, учитывает психофизиологические, возрастные особенности воспитанников, опирается на следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
  •  Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 года №1090 «О правилах дорожного движения» (с изменениями от 8 июня 2016)
  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 15 июля 2016 года)
  • Указ Президента РФ №4042 от 22.09.2006 г. «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»
  • Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 года №1177 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами» (в постановлении Правительства Р.Ф от 30.06.2015 года №652)
  • Муниципальная программа «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения на территории городского округа «город Белгород» на 2015-2020 годы» (Постановление администрации города Белгорода от 10 ноября 2014 года № 227) 

Локальные акты:

  • Устав ОСГБУСОССЗН «ОСРЦдН»
  • Программа развития ОСГБУСОССЗН «ОСРЦдН» на 2021-2022 гг

В программе социально-педагогической направленности «Безопасная дорога» выстроена эффективная система подготовки воспитанников дошкольного возраста 3-7 лет (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы), попавших в трудную жизненную ситуацию, и проживающих в данное время ОСГБУСОССЗН «ОСРЦдН» к безопасному участию в дорожном движении в качестве пешехода, пассажира транспортного средства, будущего водителя.

Содержание программы носит интегративный характер и строится на требованиях правил дорожного движения, знании детьми его «законов», специальных правилах поведения в штатных и внештатных дорожных ситуациях. В основе системы работы лежит не только обучение воспитанников правилам дорожного движения, но и обязательное формирование у них практических навыков, умений и привычек безопасного поведения на дороге, воспитание дисциплинированности и транспортной культуры.

Программа строится на тесном сотрудничестве с родителями и близкими родственниками воспитанников, и другими специалистами. Привлечение родителей обязательное и необходимое условие реализации программы, так как основное количество воспитанников возвращается в семьи и родителям необходимо продолжить работу по данному направлению.

Данная программа разработана для того, чтобы облегчить социальную адаптацию детей в ближайшем окружении сегодня, сделать максимально безопасной дальнейшую жизнь ребенка в обществе. Программа позволит увереннее чувствовать себя в обществе, вселит уверенность в завтрашнем дне.

Актуальность

Обеспечение здоровья и безопасности детей всегда было и остаётся основной целью, главной задачей цивилизованного общества. В сегодняшнее время по результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. В связи с этим обучение правилам дорожного движения – это жизненная необходимость. Ещё в дошкольном возрасте ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге.

К сожалению, родители воспитанников, проживающих в дошкольной группе ОСГБУСОССЗН «ОСРЦдН», не уделяют должного внимания данному направлению социализации собственных детей, пуская его на самотёк. Поэтому у детей, поступающих в группу знания дорожной азбуки разрознены и не полны, не сформированы навыки безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте, в следствие чего, малыши часто не осознают опасность последствий своих действий.

Поэтому главная задача педагогов группы по привитию навыков безопасного поведения в обществе — не только доступно разъяснить правила ребёнку, опасность несоблюдения правил, привить привычки безопасного поведения, не исказив их содержания, но и активизировать роль родителей в данном вопросе, привлечь их к сотрудничеству со специалистами центра, повысить родительские компетенции в вопросе обеспечение безопасности собственных детей.

Новизной программы считаю освоение с самого раннего возраста детьми глубокой социально-педагогической запущенности основных правил безопасного поведения в окружающем социуме в роли пешехода, пассажира, водителя транспортного средства (велосипеда, самоката, роликов), разработку и использование системы таких педагогических методов и приёмов, включенных в программу «Безопасная дорога», опирающихся на тесное взаимодействие с родителями и близкими родственниками воспитанников, которые обеспечат не только эффективное усвоение содержания установленного объема знаний и формирование у детей устойчивых практических навыков по безопасному поведению на дороге, на улице, в транспорте, в условиях кратковременного проживания социально-реабилитационного центра, но и повысят родительские компетенции в данном вопросе.

Цель Задачи

Цель: формирование у детей глубокой педагогической запущенности дошкольного возраста знаний элементарных правил ПДД и устойчивых осознанных практических навыков по безопасному поведению на дороге, улице, в транспорте, воспитание осознанного понимания необходимости выполнения этих правил.

Задачи:

1. Создание условий для поэтапного освоения детьми дошкольного возраста правил безопасного поведения на дороге, в том числе предметно-развивающей среды.

2. Формирование у воспитанников знаний по ПДД (виды транспорта, машины специального назначения, понятий «улица» - дорога, проезжая часть, тротуар, разметка, «зебра», пешеходный переход, светофор, дорожные знаки и т. д., правил поведения на улице, в транспорте, пользования транспортными средствами, и др.).

3. Формирование у детей практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих упражнений, занятий, игр, тренингов.

4. Знакомство с структурами обеспечивающими безопасность жизни, службами спасения.

5. Воспитание осознанной потребности быть дисциплинированным, формирование положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на улице.

6. Обеспечение практической и консультативной помощи родителям и ближайшим родственникам воспитанников по воспитанию у малышей навыков безопасного поведения в социуме, с целью повышения ответственности за жизни собственных детей.

7. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

здоровьесберегающие  технологии  -  методы,  которые  направлены  на

развитие  у  воспитанников  культуры  здоровья,  личностных  качеств,

способствующих  его  сохранению  и  укреплению,  формирование

представления  о  здоровье  как  ценности,  мотивацию  на  ведение

здорового образа жизни.( Н.К.Смирнов)

здоровьесберегающие  технологии  -  методы,  которые  направлены  на

развитие  у  воспитанников  культуры  здоровья,  личностных  качеств,

способствующих  его  сохранению  и  укреплению,  формирование

представления  о  здоровье  как  ценности,  мотивацию  на  ведение

здорового образа жизни.( Н.К.Смирнов)

здоровьесберегающие  технологии  -  методы,  которые  направлены  на

развитие  у  воспитанников  культуры  здоровья,  личностных  качеств,

способствующих  его  сохранению  и  укреплению,  формирование

представления  о  здоровье  как  ценности,  мотивацию  на  ведение

здорового образа жизни.( Н.К.Смирнов)

Программа «Безопасная дорога» разработана с опорой на здоровье сберегающие технологии (методы решающие задачи сохранения и укрепления здоровья детей на основе комплексного и системного использования всех доступных средств воспитания) – развитие у воспитанников культуры здоровья, оптимизации учебной и двигательной деятельности, получение знаний о безопасном образе жизни, использование в педагогической деятельности игрового массажа, дыхательных гимнастик,  лого ритмики, конструктивное партнерство с семьёй воспитанников по формированию навыков безопасного поведения детей в социуме, развитие творческого потенциала воспитанников и их родителей на принципах психологической комфортности, дифференцированного подхода, возрастной адресности, интегративности всех процессов, преемственности в работе с семьёй.

Основные принципы

Принципы реализации программы (по Е.А. Козловской, СА. Козловскому):

  •  Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  • Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Воспитанники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде.
  • Принцип социальной безопасности: воспитанники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, знать, что соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
  •  Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых (родителей детей).

Образовательный процесс состоит из трех видов деятельности:   

1. Обучение теоретическим знаниям (занятия, беседы), наблюдения.

2. Самостоятельная работа - рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач (образовательная зона), прогулка.

3. Отработка практических умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации, экскурсии, использование ИКТ на занятиях по ознакомлению с ПДД).

 Образовательная деятельность, проводимая с детьми, имеет практическую направленность на обеспечение безопасности, на формирование у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения.

Формы реализации программы

В рамках реализации программы по безопасности дорожного движения основными формами работы с детьми являются:

- рассказ; 

- тематические беседы;

- занятия познавательного цикла, практические занятия с применением ИКТ-технологий;

- театрализация;

- игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры;

- проектная деятельность c привлечением родителей;

- самостоятельная деятельность в зоне «Безопасная дорога»;

- прогулки, экскурсии, наблюдения;

- встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

- продуктивные виды деятельности;

- чтение художественной литературы;

- развлечения, досуги с привлечением родителей.

Этапы работы

1 этап. Определение уровня знаний детей о правилах дорожного движения, изучение социального заказа, подбор диагностического инструментария, разработка системы работы с детьми и родителями.

2 этап. Проведение диагностики воспитанников и родителей с целью выявления уровня их знаний о осознанном безопасном поведении на улицах города. В исследовании принимали участие 7 детей. Анализ результатов показал: что не все дети знают как правильно нужно вести себя на дороге: в - 0%, с – 45%, н – 55; недостаточные знания у детей о дорожных знаках: в – 0%, с – 55%, н – 45%; затруднения у детей вызывало задания о дорожных «ловушках»: в – 0%, с – 38%, н - 62%; знания детей о домашнем адресе: в – 10%, с - 30%, н – 60%. Участие родителей в данной работе на начальном этапе составило - 11%. Было выявлено, что не все родители знают, как нужно учить детей правилам дорожного движения. Расширение первоначальных представлений и накопление новых знаний и умений по безопасному поведению в качестве участника дорожного движения и пассажира транспортного средства.

3 этап. Разработка и апробирование программы «Безопасная дорога» формирование у детей дошкольного возраста знаний элементарных правил ПДД и устойчивых практических навыков по безопасному поведению на дороге, улице, в транспорте, воспитание осознанного понимания необходимости выполнения этих правил.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Сроки реализации программы

Программа реализуется через дополнительное занятие (кружок), отраженное в учебном плане ОСГБУСОССЗН «ОСРЦдН» в определённое время (2 половина дня).

Срок реализации - в течении 6 месяцев (2 раза в неделю)

Количество занятий: 36

Длительность занятий: 20-30 мин

Возраст детей: 3-7 лет

Условия реализации

Программа предлагает систематическую, разноплановую работу, использование творческих, инновационных форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы повышения компетентности педагогов и родителей в сотрудничестве с ГИБД, что позволит получить детям систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Формы работы с детьми

При реализации программы использовались разнообразные формы работы с детьми. Это:

- занятия познавательного цикла;

- наблюдения за движением транспорта и пешеходов в ходе прогулок и экскурсий;

- беседы, викторины;

- чтение художественной литературы, отгадывание загадок;

- развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры – соревнования по ПДД;

- праздники, развлечения;

- встречи с инспектором ПДД;

- самостоятельная деятельность в зоне ПДД «Безопасная дорога»;

- создание и показ слайдов (видеопрезентаций, видеороликов),

- продуктивная деятельность.

При использовании данных форм по изучение ПДД использовались разнообразные технические средства обучения (видеопроигрыватель, компьютер, телефон, магнитофон).

Формы работы с родителями

Формы и методы работы с родителями, применяемые в программе «Безопасная дорога» направлены на повышение педагогической культуры родителей по безопасности, повышение ответственности за собственное поведение в различных дорожных ситуациях, на укрепление взаимодействия социального центра и семьи, усиление ее воспитательного потенциала. 

Для активного вовлечения родителей в воспитательный процесс применяются различные формы деятельности:

- информационно-теоретическая (консультации, беседы, буклеты, индивидуальные педагогические консультации);

- практическая (тематическое родительские собрания, анкетирование, консультирование, участие в игровой и творческой деятельности, совместные творческие дела, помощь в укрепление материально-технической базы);

- социокультурная (приглашение на участие в занятиях, мероприятиях, акциях, конкурсах, проектной деятельности, встречи с инспектором ГИБДД).

Работа с родителями отражена в плане работы. Приложение № 2.

Предполагаемые результаты

В результате освоения программы дети овладели знаниями, умениями, навыками безопасного поведения на дороге и в транспорте. Все полученные умения и знания можно подразделить на следующие компоненты:

образовательный – овладение детьми знаниями базовых правил поведения на дороге, в транспорте; готовность анализировать, решать дорожно-транспортные ситуации; формирование у детей самостоятельности и ответственности;  формирование устойчивого познавательного – интереса к дальнейшему изучению ПДД;

воспитательный – формирование культуры поведения в качестве пешехода, пассажира, будущего водителя; привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;

социальный – формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам; развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

В процессе реализации программы разработаны дидактические пособия: рабочая тетрадь «Безопасная дорога»; дидактические игры по ПДД «Проложи безопасный маршрут», «Наши помощники», ЛЭП бук «Безопасная дорога», которые могут быть рекомендованы педагогам и родителям детей дошкольного возраста.

Мониторинг освоения программы

Для выявления уровня усвоения воспитанниками знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения была использована диагностическая методика, предложенная Е.И. Шаламовой. Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить уровень сформированности у детей знаний, умений и навыков по ПДД.

Мониторинг освоения программы проводится в форме анкетирования в начале и конце обучения. См. приложение № 3.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое оснащение образовательного процесса по программе «Безопасная дорога» включает в себя –

в помещении Центра:

  • групповое помещение для проведения занятий;
  • уголки-зоны по ПДД;
  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт» (рули, нагрудные знаки с изображением разных видов машин), атрибуты инспектора ГАИ (фуражка, жезл, накидка со светодиодными отражателями), аптечка водителя;
  • дидактические игры, пособия, лэпбуки, фотоальбомы;
  • информационно-просветительские стенды в групповых помещения и коридорах Центра;
  •  развивающие пособия, методическая литература;
  •  компьютер, видеомагнитофон, магнитофон, телефон, телевизор, интерактивная панель «Правила дорожного движения»;
  •  просветительские материалы для родителей;

на улице:

  •  площадка с дорожной разметкой;
  •  будка инспектора;
  •  дорожные знаки;
  •  набор транспортных средств (машинки, велосипеды, самокаты, ролики);
  •  атрибуты инспектора ГАИ (фуражка, жезл, куртка со светодиодными отражателями).

Создание предметно-развивающей среды

Для успешной реализации цели и задач программы необходима соответствующее материально-техническое обеспечение. Для данной программы социально-педагогической направленности «Безопасная дорога» для дошкольной группы «ОСРЦдН» создана соответствующая развивающая среда в группе:

  •  образовательная зона «Безопасная дорога»
  •  макет перекрёстка со съёмными предметами, на которой дети сами смогут моделировать улицу, макет близлежащего Центру района, карта города с дорогами
  •  набор транспортных средств, спецтранспорт
  •  набор дорожных знаков (иллюстрации): информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»
  •  атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» как в групповой комнате, так и на прогулках (разноцветные рули, нагрудные знаки разных видов машин, жилеты работников дорожных служб и т.д.), атрибуты инспектора ДПС (жезл, фуражка)
  •  дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
  •  схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?»
  •  картинки для игр на классификацию видов транспорта
  •  картотека «Опасные ситуации на дороге»
  •  ЛЭП бук «Правила дорожного движения»
  •  обучающая книга «Безопасная дорога».

Для более эффективной работы по данному направлению необходимо создание соответствующей развивающей среды на территории Центра, участке:

  •  выносные знаки дорожного движения, светофор
  •  соответствующая дорожная разметка для проведения практических занятий на прогулке
  •  атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт».

Методическое обеспечение

Подобран материал:

  •  беседы, сообщения, картотеки стихов, загадок и др.;
  •  картотека презентаций «Опасные ситуации», «ПДД» и др.;
  •  картотека видеофильмов о ПДД, мультфильмы и обучающие фильмы «Уроки тётушки Совы», «Школа Аркадия Паровозова»;
  •  картотека игр по ПДД: дидактические игры – картинки на классификацию, «Умные знаки»; «Какие бывают машины»; «Угадай, какой знак»; «Что показывает регулировщик»; «На чём ездят люди»; «Виды транспорта»; «Найди и назови»; «Собери машину»; «Светофор»; настольные игры - «Автопарк»; «Дорожные знаки»; «Дорожные подсказки»; «Перевертыши»; «Транспорт», подвижные игры: «Внимание на дороге»; «Зимние автогонки»; «Красный»; «Не попал»; «Парковка»; «Светофор»; «Тачки»; «Тише едешь»; «Эстафета»;
  • соответствующая художественная литература: Н. Носов «Автомобиль»; Юрлеин «Любопытный мышонок»; Кончаловская Н. «Самокат»; Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»; С. Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит»; Н. Носов «Кирюша попадает в переплёт»;
  • дидактические альбомы, познавательная литературы: «Разные виды транспорта»; «История развития автомобилестроения»; «Как появились правила дорожного движения»; «История светофора»;
  • ЛЭП бук «Безопасная дорога», электронное пособие «Правила дорожного движения»;
  • разработаны консультации, памятки, книжка-раскладушки для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения».

Заключение.

В результате освоения программы дети получат и усвоят знания о правилах поведения на дороге, научятся применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни. В ходе реализации программы у старших детей разовьётся способность к анализу возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Считаю, что данная программа обоснованно вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов СРЦ, родителей позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения, формировать привычки безопасного поведения на улице, на дороге и в транспорте.

IV. Перечень методической литературы

1. Клименко В. Р. «Обучайте дошкольников правилам движения». М. «Просвещение» 1973 г.

2. Старцева О. «Школа дорожных наук». М. «Сфера» 2012г.

3. Шаламова Е. «Правила и безопасность дорожного движения». М. «Скрипторий» 2013г.

4. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение» 1975 г.

5. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора» М. «Просвещение» 1989 г.

6. Шорыгина Т. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет». М. «Сфера» 2013г.

7. Черепанова С. «Правила дорожного движения дошкольникам». М. «Скрипторий» 2012г.

8. Саулина Т. «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения». М. «Мозаика-Синтез» 2013г.

9. Чермашенцева О. «Основы безопасного поведения дошкольников». Волгоград «Учитель» 2008г.

10. Жатин С. «Правила дорожного движения». Волгоград «Учитель» 2012г.

11. Скоролупова О. «Правила и безопасность дорожного движения». М. «Скрипторий» 2005г.

12. Хабибуллина Е.Я. «Дорожная азбука в детском саду». Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2010г.

Приложение № 1.

Календарно-тематическое планирование

по обучению воспитанников дошкольной группы

правилам дорожного движения и

безопасному поведению на дороге.

Тема

Формы, методы, приёмы

Часы,

а.ч.

Содержание

Сентябрь

1 неделя

Диагностика

Наблюдение, опрос

 

Анкетирование (диагностическая методика Е.И. Шаламовой)

2

неделя

«Дом, в котором мы живём» (знакомство с территорией Центра)

Наблюдение на прогулке, беседа, викторина, эксперимент

2

Ситуативная беседа «Что мы видим вокруг», «Мой адрес», викторина «Наш центр», эксперимент «Опасные места на территории центра определим вместе»

Проект «Наш центр»

Творческая работа

Изготовление макета (территория Центра) со строениями (отметить опасные места)

3

неделя

«Наша улица»

Занятие познавательного цикла, беседа, игры

2

Беседа «Моя улица», д\и «Части улицы», конструирование «Улица» (тротуар, дорога, островок безопасности), знаки «Светофор», «Переход»

Экскурсия по улице Макаренко

Экскурсия по улице, беседа, наблюдение, игры

Ситуативная беседа «Дорожные знаки на улице (светофор, переход)», наблюдение «Опасные места для пешеходов», д\и «Можно – нельзя»

4

неделя

«Я пешеход»

Занятие познавательного цикла, игра, беседа

2

Беседа «Кто такой пешеход», с\р игра «Я пешеход», развивающие картинки «Вежливый пешеход», сл\и «Можно-нельзя», д\игра «Помощники пешехода»

«Помощники пешехода» (предупреждающие знаки)

Игровое занятие, игры, дидактическое задание

Игровая ситуация «Расположи знаки правильно на плане», д\и «Разрезные картинки», сл. игра «Догадайся, что значит этот знак», д\задание «Правильно – неправильно»

Октябрь

1

неделя

«Помощники пешехода» (дорожные знаки)

Занятие познавательного цикла, беседа, д\игры

2

Беседа «Запрещающие и информативные знаки», разрезные картинки «Знаки», д\игра «Расположи знаки на макете»,

«Какие знаки мы увидели»

Прогулка-экскурсия, беседа, эксперимент

Ситуативная беседа «Какие мы видим знаки на дороге», социальный эксперимент «Определи опасные места на дороге»

2

неделя

Светофор

Игровое занятие, беседа, сл. игра, проблемная ситуация, д\игра

2

Беседа «История светофора», д\и «Можно – нельзя», сл. и. «Продолжи предложение», проблемная ситуация «Что делать»

«Наш друг светофор»

Творческая мастерская (аппликация)

Беседа «Виды светофоров», аппликация «Мой друг светофор»

3

неделя

«Перекрёсток и переход»

Занятие познавательного

цикла

2

Беседа «Опасный перекрёсток», ситуация общения «Как перейти перекресток», с\р игра «Перекресток»

«Переход и перекрёсток»

Экскурсия

Ситуативная беседа «Где можно, а где нельзя переходить улицу», наблюдение «Знаки для перехода», д\и «Найди правильные переходы»

4

неделя

«Опасность»

Игровое занятие

2

Беседа «Несчастный случай», карточки «Телефоны спасения», сюжетные картинки «Первая помощь»

Акция «Письмо водителю»

Городская акция, продуктивная деятельность Игровое занятие

Беседа «Письмо водителю», изготовление письма (аппликация, рисунок)

Ноябрь

1

неделя

«Я пассажир»

Занятие познавательного цикла

2

Беседа «Кто такой пассажир», карточки «Права и обязанности пассажира», д\игра «Вежливый пассажир», карточки «Верно-неверно»

«Экскурсия по Белгороду»

Сюжетно-ролевая игра (пассажиры)

Презентация «Улицы Белгорода», карта Белгорода с маршрутом, с\р игра «Автобус», карточки «Правила пассажира»

2

неделя

«Книжки-памощницы»

Литературный салон

2

Знакомство с литературными произведениями по правилам дорожного движения, викторина «О каких правилах говорит автор»

Проект «Микрорайон Крейда»

Экскурсия

Ситуативная беседа «Микрорайон Крейда», наблюдение «Дорожные знаки», эксперимент «Опасные места», зарисовка плана

3

неделя

Сказка «Дорожная азбука»

Театральная студия

2

Подготовка к выступлению на открытом занятии

«В гости к Светофорику»

Открытое занятие с участием родителей

Конкурсы и эстафеты, вопросы, загадки, сказка «Дорожная азбука», решение проблемных ситуаций, картотека «Правила маленького пешехода»

4

неделя

«День правовых знаний»

Встреча с инспектором

2

Ситуативная беседа «Кто такой инспектор», «Вопрос-ответ», «Права и обязанности»

Проект «Микрорайон Крейда»

Проектная деятельность

Изготовление макета микрорайона – «Улица Макаренко»

Декабрь

1

 «Я водитель»

Игровое занятие

2

Беседа «История транспорта», игра на классификацию «Виды транспорта», д\игра «Едет, летит, плывёт»

«Правила ПДД для водителя»

Занятие познавательного цикла

Беседа «Правила дорожного движения», д\и «Разрезные картинки», проблемная ситуация «Чем и где заправить транспорт»

2

 «Транспорт»

Продуктивная

деятельность

2

Изготовление транспорта для проекта

«Безопасная дорога»

Сюжетно-ролевая игра

Изготовление фигурок людей для проекта, изготовление дорожных знаков для проекта

3

неделя

Проектная деятельность

2

Финальное оформление, отчет

«Опасности зимой»

Занятие познавательного цикла

Беседа «Безопасность в зимнее время», картотека «Для пешехода, для водителя»,

решение проблемных ситуаций

4

неделя

«Что? Где? Когда?»

Итоговое занятие

2

Викторина по ПДД, д\игры по ПДД

Просмотр «Уроки тетушки Совы

Видеотека

Просмотр м\ф «Уроки тетушки Совы», картотеки «Безопасность на дороге»

Январь

1

неделя

«Я – участник дорожного движения»

Занятие познавательного цикла

2

Беседа «Кто такой участник дорожного движения», картотека «Можно-нельзя», карточки «Я пешеход, пассажир, водитель»

«Правила участника дорожного движения»

Сюжетно-ролевая игра

Беседа «Мы на улицу выходим», с\р игра при распределении разных ролей – пешехода, пассажира, водителя

2 неделя

«Мой город»

Видео экскурсия

2

Презентация «Интересные места в нашем городе»

«Дорожные знаки»

Презентация

Просмотр видеофильма, карточки «Дорожные знаки»

3 неделя

«Предупреждающие знаки»

Презентация, д\игры

3

Беседа + презентация «Нам помогут…», задание «Найди запрещающие и упреждающие знаки», карточки «Можно-нельзя»

«Информирующие»

Презентация, д\задания

Беседа + презентация «Информирующие знаки», д\задание «Назови знаки», дидактическое задание «Расставь знаки на макете»

4 неделя

«Уроки тётушки Сивы»»»

Игровое занятие

3

Просмотр в\фильма «Уроки тётушки Совы», беседа о ПДД

«Я придумаю знак»»

Продуктивная деятельность

Беседа «Создать знак просто», изодеятельность «Мой знак»

Февраль

1

неделя

«Что я знаю!!! А ты знаешь???»

Развлечение

2

Изготовление дорожных знаков к сюжетно-ролевой игре

«Робокоп Полли»

Видеотека

Развивающие задания с взрослыми воспитанниками

2

неделя

«Правила дорожного движения»

Занятие познавательного цикла

2

Беседа «Для чего нужны правила», картотека правил, решение проблемных ситуаций, задание «Проложи безопасный путь к домику Маша», просмотр м\ф «Робокоп Полли»

Коллаж «Я и ПДД»

Продуктивная деятельность

Изготовление коллажа

3

неделя

«Самокаты, ролики, велосипед тоже транспорт»

Занятие познавательного цикла

2

Диалог «Я люблю кататься…», карточки «Правильно-неправильно», д\игра «Хорошо-плохо», задание «Составь правила для…»

«Не гоните водители, вы же тоже родители»

Социальная акция

Предварительная беседа «Что можно, а что нельзя – так думают взрослые», рассуждение «Что можно – что нельзя, так думаю я»

4

неделя

«В гостях у светофора»

Открытое занятие

2

Открытое занятие, приглашение родителей

Диагностика

Наблюдение, опрос

Анкетирование (диагностическая методика Е.И. Шаламовой)

                                                                             

Приложение № 2

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Содержание деятельности

Сентябрь

  • Анкетирование родителей «Безопасная дорога»

Октябрь

  • Помощь родителей в оформлении предметно-развивающей среды

Ноябрь

Памятка для родителей: «В этом возрасте ребенок должен усвоить…»

Декабрь

  • Целевые прогулки «Такие разные машины».

Январь

  • Конкурс рисунков и плакатов «Наш друг Светофорчик»

Февраль

  • Памятка для родителей «Поведение детей в общественном транспорте

Март

  • Консультация: «Как научить ребенка не попадать в дорожные «ловушки». О дорожных «ловушках».

Апрель

  • День открытых дверей (просмотр образовательной деятельности по ознакомлению детей с ПДД)

Май

  • Участие в подготовке и проведении праздника «Мы - пешеходы»
  • Листовка «Безопасное лето»

                                                                                                                                   

Приложение № 3.

Мониторинг освоения программы

Для выявления уровня усвоения воспитанниками знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения была использована диагностическая методика, предложенная Е.И. Шаламовой. Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить уровень сформированности у детей знаний, умений и навыков по ПДД.

Мониторинг освоения программы проводится в форме анкетирования в начале и конце года.

Формы педагогической диагностики:

- педагогические наблюдения, опрос;

- открытые занятия с последующим обсуждением;

- итоговые занятия;

- конкурсы.

В ходе образовательной деятельности создаются диагностические ситуации, на которых оценивается индивидуальная динамика усвоения знаний и умений детей. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

3 балла - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.       

Уровни усвоения дошкольниками начальных компетенций, основных понятий и терминов: понимание - наглядное представление – воспроизведение - практическая реализация - автоматическое реагирование.

 

Вопросы к детям

1. Что такое транспорт, какой транспорт ты знаешь?

2. Какой транспорт перевозит пассажиров?

3. Правила посадки и высадки пассажиров.

4. Назови правила поведения в автобусе.

5. Назови машины специального назначения.

6. Кто является пешеходом?

7. Какие правила пешехода ты знаешь?

8. Что такое улица? Назови части дороги (проезжая часть, тротуар, островок безопасности).

9. Что такое дорожные знаки. Какие дорожные знаки ты знаешь?

10. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей.

11. Что такое переход? Обозначение перехода

12. Для чего нужен светофор? Значение цветов светофора.

13. Кто такой инспектор ГАИ.

14. Какие службы спасения ты знаешь (телефоны, единый телефон 112).

№№

Ф.И. ребенка

11

22

33

44

55

66

77

78

89

810

111

112

113

114

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР».

ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ  ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ  И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР»....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР».

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транс...

Обучение правилам дорожного движения в процессе непосредственной образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Актуальность проблемы. Обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупрежд...

Дыхательная гимнастика Стрельниковой Программа одной из форм здоровье сберегающих Технологий для детей дошкольного возраста

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость организма. Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укрепле...

Проект «Дыхательная гимнастика как основной вид здоровье сберегающих технологий для детей дошкольного возраста»

- укреплять физиологическое дыхание у детей, формировать дыхательный аппарат...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Очумелые ручки» (для детей дошкольного возраста 4-5 лет) срок реализации 1 год.

Дополнительная общеобразовательная программасоциально-педагогической направленности«Очумелые ручки»(для детей дошкольного возраста 4-5 лет)срок реализации 1 год....

Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год

открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...