Дыхательная гимнастика Стрельниковой Программа одной из форм здоровье сберегающих Технологий для детей дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа)

Жильцова Марина Викторовна

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость организма. Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное           учреждение «Детский сад № 60 «Теремок»                                   комбинированного вида города Белово»

   

                     

                     Дыхательная гимнастика  

                             Стрельниковой    

                Программа одной из форм здоровье сберегающих

                            Технологий для детей дошкольного возраста   

                                                           Составитель: Жильцова М.В.

                                          2018-2019 учебный год    

                                                 Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………4

Тематический план……………………………………………………………...6

Программное содержание……………………………………………………..14

Список литературы…………………………………………………………….16

   

                                       

                                      Пояснительная записка

       В настоящее время мы все чаще наблюдаем прогрессирующее ухудшение здоровья детей дошкольного возраста. Причин роста числа заболеваний много. Это плохая экология, несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и эмоциональные перегрузки. Развитие детей и создание условий, препятствующих ухудшению их здоровья в процессе обучения в дошкольном учреждении – одна из самых актуальных задач современной педагогики.

        Здоровье, физическая и умственная деятельность человека во многом зависят от дыхания. Правильное дыхание есть основа основ в жизнедеятельности организма. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности особенно детского организма, т.к. усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Дыхательная система ребенка-дошкольника не достигла полноценного развития, дыхание у детей поверхностное, учащенное.

        Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать, что следует дышать через нос. Это очень важно, т.к. атмосферный воздух в носовых ходах согревается, увлажняется и частично очищается. Понятно, что воздух в помещении, где находятся дети и особенно, где проходят физкультурные занятия, должен быть свежим и чистым. Обычная прогулка многократно усиливает насыщение тканей организма кислородом, нехватка которого чаще всего резко ограничивает физические возможности детей.

При занятиях дыхательной гимнастикой развивается и совершенствуется диафрагмальное дыхание. Подвижность диафрагмы увеличивается, что способствует более полному расширению грудной клетки для большего забора воздуха. Детский организм лучше насыщается кислородом, повышается тонус кровеносных сосудов. Активные дыхательные движения не только укрепляют мышцы грудной клетки, но и производят тренировку сердечной мышцы, улучшая кровообращение. Научив ребенка-дошкольника управлять своим дыханием, мы дадим ему возможность воздействовать на свои эмоции. Активные дыхательные движения действуют отвлекающее и способствуют снижению эмоциональной нагрузки.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость организма. Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.    

Цель: Оказать направленное воздействие на дыхательный аппарат, увеличить его функциональные резервы

Задачи:

1. Погрузить детей в проблему по необходимости использования дыхательной гимнастики.

2. Познакомить детей с особенностями дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

3. Заинтересовать и вовлечь детей в совместную деятельность, вызвать интерес к данному виду деятельности.

                                             

                                                     Учебный план

Месяц

неделя

           Дыхательные упражнения

Кол-во

вдохов

Кол-во

повторов

Кол-во

вдохов

Сентябрь

1

2

3

4

5

«Ладошки»

«Погончики»

«Насос»

«Ладошки», «Погончики», «Насос»

«Ладошки», «Погончики», «Насос»

4

8

8

8

8

8

4

4

4

4

32

32

32

32

32

Октябрь

1

2

3

4

«Ладошки», «Погончики», «Насос»,

«Ладошки», «Погончики», «Насос»,

«Кошка»

«Ладошки», «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Ладошки», «Погончики», «Насос»,

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

8

8

4

8

8

4

8

8

8

4

4

4

4

4

4

8

4

4

4

8

96

112

160

192

Ноябрь

1

2

3

4

5

«Ладошки»

«Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

8

8

8

8

8

4

8

8

8

8

8

8

4

8

8

8

8

8

8

8

4

8

8

8

8

8

8

8

8

4

8

8

8

8

8

8

8

8

8

4

4

4

4

4

4

8

4

4

4

4

4

4

8

4

4

4

4

4

4

4

8

4

4

4

4

4

4

4

4

8

4

4

4

4

4

4

4

4

4

8

224

256

288

320

352

Декабрь

1

2

3

4

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

 

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

 

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

4

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

4

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

8

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

8

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

384

416

448

448

Январь

1

2

3

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

12

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

448

448

480

Февраль

1

2

3

4

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

12

12

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

12

12

12

4

4

4

4

4

4

4

4

4

12

12

12

12

4

4

4

4

4

4

4

4

12

12

12

12

12

4

4

4

4

4

4

4

544

608

672

736

Март

1

2

3

4

5

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

12

12

12

12

12

12

4

4

4

4

4

4

12

12

12

12

12

12

12

4

4

4

4

4

12

12

12

12

12

12

12

12

4

4

4

4

12

12

12

12

12

12

12

12

12

4

4

4

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

4

4

800

832

896

960

1024

Апрель

1

2

3

4

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

4

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

1088

1152

1152

1152

Май

1

2

3

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

«Ладошки»

 «Погончики», «Насос»

«Кошка»,

«Обними плечи»

«Большой маятник»

«Повороты головы»

«Ушки»

«Маятник малый»

«Перекаты правой ногой»

«Перекаты левой ногой»

«Передний шаг»

«Задний шаг»

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

1152

1152

1152К


                                                Содержание программы

Упражнения:

1. «Ладошки»

И.п. (исходное положение) - стоя:

Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед - «поза экстрасенса». Стоя в этом положении следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения. Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

В норме нужно сделать по 4 вдоха 24 раза.

Это упражнение можно делать в любом исходном положении. В начале занятия может возникнуть головокружение, ничего страшного! Можно присесть и продолжать сидя, увеличив паузу до 10 сек.

2. «Погончики»

И.п. - стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу). Затем вернуть кисти на уровень пояса в и.п. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

В норме 12 раз по 24раза

3. «Насос» («Накачивание шины»)

И.п. - стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу (о.с. - основная стойка). Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох. Можно представить, что Вы как будто накачиваете шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса. Спину округлить, голову опустить. Важно!! «Качать шину» в ритме строевого шага.

В норме упражнение выполняется 12 раз.

4 «Кошка» (приседание с поворотом)

И.п. - о.с. (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются). Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох.

Потом тоже самое с поворотом влево. Выдохи выполняются самопроизвольно. Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто). Руки слева и справа выполняются хватательные движения. Спина прямая, поворот в районе талии.

В норме упр. выполняется 12 раз..

5. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки)

И.п. - стоя, руки согнуть и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как буд-то бы хотите обнять себя за свои плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко встороны разводить не стоит.

В норме упражнение выполняется 12р - 8 вдохов-движ. Можно выполнять в разных исходных положениях.

6. «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»)

И.п. - стоя, ноги уже плеч. Наклониться вперед, руками потянуться к полу - вдохнуть. Сразу, не останавливаясь (немного прогнуться в пояснице) наклониться назад - руками обнять плечи. Тоже - вдохнуть. Выдыхать произвольно между в вдохами.

В норме: 12 раз. Упражнение можно выполнять сидя.

7. «Повороты головы» (вправо — влево)

И.п. - стоя, ноги уже плеч. Поворот головы вправо - короткий, шумный вдох через нос. Тоже самое влево. Голово посередине не останавливается, шея не напряжена.

Важно помнить! Выдох нужно делать ртом после каждого вдоха.

В норме: 12 раз.

8. «Ушки» («Ай-ай»)

И.п. - стоя, ноги уже плеч. Легкий наклон головы вправо, ухо к правому плечу - вдох через нос. Тоже самое влево. Немного покачать головой, взгляд направлен вперед. Упражнение похоже на «китайского болванчика».

Вдохи выполняются вместе с движениями. Выдыхая, не открывать рот широко!

В норме: 12 раз.

9.  «Маятник головой» («Маленький маятник») (вниз—вверх)

И.п. - стоя, ноги уже плеч. Опустить голову вниз (смотреть в пол) - короткий, резкий вдох. Поднять голову вверх (смотреть в потолок) - вдох. Напоминаю, выдохи должны быть между вдохами и через рот.

В норме: 12 раз.

10. «Перекаты»

 И.п. - стоя, левую ногу вперед, правая - назад. Тяжесть тела перенести на левую ногу. Корпус и нога - прямые. Согнуть правую ногу и поставить на носок, для равновесия (но опираться на нее не стоит). Немного присесть на левой ноге, одновременно вдыхая носом (левую ногу после приседания нужно сразу выпрямить). Сразу же перенести центр тяжести на другую ногу (корпус оставить прямым) и также немного присесть со вдохом (на левую ногу не опираемся).

11. «Передний шаг».

И.п. - стоя, ноги уже плеч. Поднять согнутую левую ногу вверх на уровень живота (от колена ногу выпрямить, носок натянуть). На правой ноге при этом немного присесть и шумно, коротко вдохнуть. После приседания ноги необходимо вернуть в исходное положение. Выполнить тоже самое, поднимая другую ногу вперед. Корпус должен быть прямой.

12. «Задний шаг»

И.п. - то же. Левая нога, согнутая в колене, отводится назад, при этом немного приседая на правой ноге и делаем вдох. Вернуть ноги в исходное положение - выдох. Тоже самое выполнить на другую ногу. Данное упражнение делаем только стоя. В норме: 4 раза - 8 вдохов.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как одно из средств здоровье сберегающих технологий, одна из форм арттерапии.

Одно из важнейших направлений по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" -забота о здоровье воспитанников. Игровая форма  в использовании здоровье сберегающих технологияй, перечень при...

Воспитание культуры здоровья у детей, как одно из навправлений здоровье сберегающих технологий

Данная статья посвящена воспитанию культуры здоровья до- школьника. Авторы приходят к выводу о здоровом образе жизни на основе здо- ровьесберегающих технологий как приоритетном направлении в деятельно...

Проект «Дыхательная гимнастика как основной вид здоровье сберегающих технологий для детей дошкольного возраста»

- укреплять физиологическое дыхание у детей, формировать дыхательный аппарат...

Педагогический практикум "Экспериментирование – одна из форм развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.Задачи:систематизировать знания педагогов по развит...

Родительское собрание" Здоровье сберегающие технологии с детьми дошкольного возраста

Знакомство родителей с современными здоровье сберегающими технологиями....

«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА» программа социально-педагогической направленности по обучению правилам дорожного движения с использованием здоровье сберегающих технологий для детей дошкольного возраста 3-7 лет, (срок реализации программы 6 месяцев)

Программа социально-педагогической направленности «Безопасная дорога» (далее – Программа) по обучению детей дошкольного возраста (3-7 лет) правилам дорожного движения с использование...