Реализация проекта, как одна из форм работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста.
статья по окружающему миру на тему

Гильфанова Баглан Жоламановна

 

                                                   Все меньше – окружающей природы.

                                                       Все больше – окружающей среды.

                                                                            Р. Рождественский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация проекта, как одна из форм работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

                                                          Гильфанова Баглан Жоламановна,

                                                                 воспитатель бюджетного дошкольного

                      образовательного учреждения г. Омска

                                                            « Детский сад № 329 комбинированного

                                                                 вида».       

                                                   Все меньше – окружающей природы.

        Все больше – окружающей среды.

         Р. Рождественский.

        В век модернизации, мобильности и инновационных технологий, мы совсем забыли о природе, за чем-то  постоянно гонимся: за модой, новизной, за совершенством. И, порой, совсем не замечаем, как пробился первый росток, появился первый листок, наполнился ароматом цветов воздух.

        А ведь природа оставляет большой след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую траву, слушая щебетание птиц, ощущая запах цветов. Первые восприятия важны и неожиданны для ребенка, а все новое удивляет и вызывает интерес. Будет ли развиваться любознательность малыша, будут ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире, зависит от взрослого.

        Вы скажете, а как же театры, музеи, выставки, соревнования? Да, конечно! Вперед! Это всесторонне развивает ребенка, делает его умным, всезнающим, уверенным. Но частичку природы, частичку «живого», « живой души», вы там не увидите, не почувствуете. Не надо никуда ехать, тратить время, которого вечно у нас не хватает. И рядом с домом, во дворике, скверах, парках можно знакомить детей с природой.

        В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. И, вроде бы, много говорят и пишут о том, что экологическое воспитание детей должно быть приоритетным, но на самом деле это не всегда так. В наши дни в детском саду дети получают большой объем знаний по математике, иностранному языку, русскому. В то же время бытует мнение, что в экологическом образовании знания такого большого значения не имеют, а основной акцент делается на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях. Наблюдается и тот факт, что зачастую наши дети неплохо знают растения и животных других стран, в виду того, что многие  часто отдыхают за границей и гораздо хуже знают те объекты, которые  находятся рядом с нами. Также  отмечается, что чаще  в процессе обучения обращается внимание детей  на живые объекты, особенно животных, крайне мало внимания уделяется объектам неживой природы. Вместе с тем известно, что у детей велик интерес и к объектам неживой природы, и при правильной организации работы( проведении опытов, наблюдений) ребенок легко усваивает знания о неживой природе и ее связи с живой природой.

        В работе по экологическому образованию в детском саду важно развивать у детей эмоциональное отношение к объектам природы, знакомить  дошкольников с рядом животных, растений,  учить ухаживать за ними. Все это играет большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако, этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно.

        Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого - физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка.

        Учитывая данное положение и изучив наиболее эффективные формы работы с детьми по экологическому образованию, мы сделали акцент в работе на организацию проектно – исследовательской деятельности, которая предусматривала, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Работу вели с детьми старшего дошкольного возраста в течение всего учебного года. В качестве объекта проекта было выбрано дерево, что обусловлено рядом причин:

1) Деревья окружают нас постоянно, однако, дети, как правило, почти не обращают на них внимания.

2) Дерево – прекрасный объект экологических наблюдений.

3) С деревом ребенку проще общаться « на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить его своим другом.

        Наш проект состоял из этапов: подготовительный, исследовательский и заключительный.

Вначале вместе составили план реализации проекта. Работу с детьми начали с беседы о деревьях, их значимости, что помогло выяснить представление детей об этих растениях, их отношении к ним. Были заданы вопросы, предлагались различные ситуации. В процессе обсуждения дети высказывали разные точки зрения. Так, Маша К.  на вопрос « чем отличаются деревья от других растений?», ответила: « Ничем. Это все природа. А природа  - это жизнь». Егор М.  на вопрос « в нашем городе мало или много деревьев?», ответил: « Конечно, мало. Машин много стало, а деревья не успевают « глотать» пыль, грязь. Надо посадить еще много деревьев».

        Затем проводились экскурсии к деревьям  в разное время года, где особое внимание уделялось особенностям внешнего вида, сходству, различиям.         Основным объектом исследования вместе с детьми выбрали дерево вяз, которое растет у  нас на участке, хотя при выборе объекта исследования, дети предлагали и другие виды деревьев. К этому подойти было непросто: с одной стороны, нужно было сохранить свободу выбора каждого ребенка, с другой – сделать так, чтобы группа пришла к согласию, что именно это дерево нравится всем. Путем долгих бесед и дискуссий, дети пришли к единому мнению. Далее детям  предложили  выбрать имя дереву. Они называли самые разные имена, их фантазии не было предела (« вяз – волшебник», « чудо – дерево», « наш друг», « вяз Красавец»).

        На следующем этапе вместе с детьми сделали «Папку наблюдений», где фиксировали изменения, происходившие с деревом; рисовали различные объекты ( явления) природы, без чего не сможет прожить ( обойтись!) дерево ( солнце, вода, земля, дождевой червь, ветер, пчела). Помимо природных факторов, дети рисовали и предметы ухода за деревом: лопату, лейку, грабли.

        Затем дети изучали листву, кору, ствол. Наблюдали, какие животные, птицы, насекомые посещают дерево. Изучали почву,  выясняли, где лучше дереву: там, где больше земли, травы или асфальта?

        Следующим шагом было создание «Паспорта нашего дерева», где указывались общие данные дерева ( «имя» дерева, его возраст, наличие              « деток», « место прописки», внешний облик и другое). Эта работа помогла       « одушевить» дерево, подвести детей к пониманию того, что дерево живое и у него во многом схожие признаки с человеком.

     Далее, в процессе наблюдений изучали дерево в разные сезоны. Отметили, что зимой снег – это защита от холода для дерева, летом само дерево защита от жары и др. Также угадывали с детьми « настроение» дерева в разное время года, погоду и в разные части суток.

        Все больше чувствуя себя опытными исследователями, дети сочиняли рассказы про деревья, загадки, тем самым, развивали речь, мышление, умение обобщать.

        Поскольку,  игры занимают главную роль в развитии дошкольника,  игровая деятельность  организовывалась как на прогулках, экскурсиях, так и в группе и в качестве физминуток ( « Раз, два, три – к дереву беги», « Детки на ветке», « Угадай дерево» и другие).

        У ребенка дошкольного возраста любая деятельность тесно связана с художественно – творческой деятельностью, через которую ребенок может выразить свои впечатления, эмоции. Это, прежде всего, рисунки, поделки, аппликация ( « Дерево- мой друг», «Дерево-помощник», «Друзья деревьев» , «Волшебное дерево» и другие).

        Важное место в нашей работе занимала и музыкальная деятельность. Так, на музыкальных занятиях дети слушали разные музыкальные произведения, пели песни, в которых отображался тот или иной характер деревьев, выражали в пластике эмоциональное состояние того или иного дерева. Кульминацией стал организованный, совместно с музыкальным руководителем, праздник        «День Дерева», на котором  все вместе водили хороводы, пели песни. А также знакомились с народными приметами, пословицами, отгадывали загадки.

        В ходе реализации проекта большое внимание было уделено природоохранной деятельности. Так, вечерами занимались ремонтом книг, тем самым развивая не только бережное отношение к книгам, но и к деревьям, лесу,  уменьшению его вырубки. Этому способствовала и акция по сбору совместно с детьми и родителями макулатуры. Также была организована и проведена акция «Зеленый наряд планеты», целью которой было не только преумножить             « зеленое богатство» улиц города, но и украсить город, улучшить его экологию.

        Активными участниками в реализации проекта были и родители. Прежде  чем увлечь их проектом, выяснили отношение родителей к экологическому воспитанию дошкольников, провели анкетирование.  Оно показало, что многие родители не имеют представления об экологическом воспитании детей, более того, считают его не первостепенным, не столь важным как умственное развитие. С этой целью проведены консультации, беседы: « Сбережем родную природу», « Прикоснись к природе сердцем». Папки – передвижки: «Охрана растений и животных», памятка «Общение с ребенком в семье». Провели родительское собрание «Актуальные проблемы экологического воспитания». Помимо консультации, бесед, родители привлекались ко всем мероприятиям по реализации проекта. Так, вместе с детьми они придумывали рекламу какого – либо дерева, делали макет своего дерева на улице, огороде, даче и т.д., создавали альбом фотографий деревьев « Мое любимое ( необычное ) дерево» и т.д.

        Можно отметить, что экологические проекты, акции помогают расширить кругозор детей; детям нравится творить, познавать, исследовать, наблюдать.

Проект в целом способствует не только экологическому образованию, но и развитию ребенка как личности, оказывает оздоровительное влияние ( часть работ проводится на открытом воздухе).

        В результате проведенной работы, мы отметили не только углубление знаний о растительном мире, но и заметили изменения в отношении к нему, желание ухаживать за растениями, разговаривать с ними, делать для них добро.

        Таким образом, работа в рамках проекта способствовала формированию и поддержанию семейных традиций, углублению совместной работы детей и родителей. Многие взрослые с удивлением обнаружили, что деревья – это интересный объект для наблюдений и развития ребенка. Человек – это часть природы и они взаимосвязаны.

        Экологическая культура, экологическое воспитание должны идти рядом с ребенком с дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста- СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2006.- 496 с.
  2. Копцева Т.А. Природа и художник.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-208с.
  3. Методика ознакомления детей с природой в детском  саду/ под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991.-24-с.
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 184 с.
  5. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез.
  6. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево»- М.: «КАРАПУЗ-Дидактика», ТЦ «СФЕРА», 2006.-256 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Тематическое планирование».

В рамках тематического планирования, в частности «Животные и птицы Кольского Севера»,  целесообразно использовать ведущий вид деятельности дошкольников – игру.  По определению Л. М. Ма...

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструктированию моделей). Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об осо...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Публикация "Система работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста"

Наша работа была организована по трем направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями....

Консультация для педагогов "Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников - это ознакомление детей с природой через дейсАктуальным в дошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего эко...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕТРАДИЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:-устойчивых знаний...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...