Главные вкладки

    «Система работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Тематическое планирование».
    консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Богатырёва Жанна

     В рамках тематического планирования, в частности «Животные и птицы Кольского Севера»,  целесообразно использовать ведущий вид деятельности дошкольников – игру.

      По определению Л. М. Маневцовой  дидактическая игра – это игра с правилами, имеющая готовое содержание, которая направлена на уточнение, закрепление и расширение имеющихся у детей представлений. (слайд 1)

     

    В процессе ознакомления с  животными и птицами нашего родного северного края  можно использовать различные виды дидактических игр.

     

     Дидактические игры делятся на  словесные игры, настольно-печатные игры, игры с природным материалом, ИКТ. (слайд 2)

     

    1)Сначала я расскажу о словесных играх, которые использую в своей работе.

           Например, игра «Кто летает, бегает, плавает».

    Цель данной игры : дать представление о среде обитания объекта природы и способах его приспособления к ней.

    Условия игры:  взрослый с помощью мяча называет действие объектов природы, дети  по цепочке называют объекты природы, которым принадлежит данное действие.

     

    2) следующий вид дидактических игр – это настольно-печатные игры фабричного производства : лото, экологическое домино, парные картинки.

             Игры, формирующие представление о животных и птицах северного края, воспитывающие любовь и гуманное бережное отношение к ним  можно сделать своими руками.

                 Настольно – печатная игра «Наши соседи».

    Цель данной игры : формировать  представление дошкольников о среде обитания животного мира  ближайшего окружения.

    Условия игры:  выбрать и расположить вокруг посёлка  обитателей, встречающихся в   тундре и в водоёмах.

    В этой игре два поля, с помещённым в центре планом посёлка. Одно поле по краю зелёного цвета. Это тундра. Другое поле по краю голубого цвета. Это водоём.  Задача ребёнка выбрать и расположить вокруг посёлка  обитателей, встречающихся в   тундре и в водоёмах.

    «Кольца Лулия»:

      это игра с неподвижной основой и со съёмной  крышкой. Между основой и крышкой кладутся пластинки с играми. Эти игры могут быть разнообразны и зависеть от тематической недели.

     Чей след? (рассказать)

     

     

     

    3) Проводить словесные игры можно и с использованием ИКТ. Мною разработана презентация «Кто живёт в тундре?»,   «Перелётные птицы Севера».

    «Кто живёт в тундре?»

           На первом слайде выводится панорама тундры  с её обитателями. Взрослый читает загадку, ребёнок по признакам, данным в загадке, находит на слайде обитателя северного края и называет его.  Если ребёнок отгадывает правильно, открывается слайд с животным в среде его обитания. ( поиграть)

     

    Раскидистые ветки                           

    Ношу на голове.

    На Севере холодном

     Приходится жить мне.

     Лишайник, мох и травку

    Весной и летом ем.

    Зимой людей на санках

    Вожу на радость всем.

     


     

    Корешки морошки гложем,

    Мох грызём в конце концов.

    Но без тундры жить не можем,

    Хоть пугаемся песцов.   

     

          Хвост поджав, в снегу ночую,

          Выношу мороз любой.

          И  по тундре я кочую

          В тёплой шубе голубой.   

     


     

     

     

    Оперенье белое,

    Большая голова.

     Морозов не боится,

     Ей не страшны ветра,

     Над тундрою кружится,

     Проворна и быстра.

     Под толстой снежной крышей,

     Под коркой ледяной

     Писк лемминга услышит

     Она  порой ночной.

     


     

     

    «Перелётные птицы Севера».

    В процессе игры дети  знакомятся   с зимующими и перелётными   птицами Севера.

    Цель игры: формировать представление детей о птицах Севера, перелётных и зимующих.

    Условия игры: определить на картинке какая это птица: перелётная или зимующая и с помощью фишек выложить цепочку. (проиграть)

    Проиграв данную экологическую игру, хорошо  проговорить с ребятами о том, какую помощь мы, люди, можем оказать зимующим птицам в  суровых условиях севера.

    Таким образом, использование дидактических  игр  в рамках тематического планирования,    знакомит  дошкольников с животными и птицами нашего северного родного края. А также воспитывает любовь к природе Севера, к бережному, гуманному отношению к ней.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_po_prirodnomu_miru.docx22.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 комбинированного вида.

    Конспект занятия

    в старшей группе «Непоседы»

    по природному миру с использованием календарей наблюдений за погодой и птицами.

    «Путешествие в осень».

    Воспитатель: Богатырёва Ж. В.

    Пгт. Росляково.

    2014 уч. год.

    Задачи: 1. Систематизировать представления детей о характерных признаках осени;

                      Способствовать закреплению умения устанавливать причинно – следственные связи.

                      Формировать умение работать с условными обозначениями в календаре погоды, фиксировать с их помощью свои наблюдения.

                  2. Развивать речь – доказательство.

                  3. Воспитывать любовь к родной природе.

    Ход занятия.

    1. Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда узнаете, если отгадаете загадку.

    Прошла она по лугам, по полям.

    Припасы она заготовила нам.

    Упрятала их в погреба, в закрома.

    Сказала: « За мною наступит зима».

    Мы совершим путешествие в осень.

    Ребята, сегодня утром я получила письмо.

    - От кого же письмо? Давайте посмотрим и послушаем. (видеописьмо)

    «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут Вам утки. С появлением первого снега мы улетели в тёплые края, но очень скучаем по родным местам.

    Ребята, нам очень интересно, какая   погода осенью у вас на севере, и какие пернатые друзья вас навещают?

    Будем ждать вашего ответа.

    Утки – кряквы»

    Действительно, утки улетели рано, они не знают, какая погода осень в нашем краю. Я предлагаю нарисовать рисунки о нашей северной осени и отправить уткам, но сначала давайте вспомним, какая погода осенью в нашем краю и какие птицы остаются зимовать.

    1.  – какие осенние месяцы вы знаете?

    ( воспитатель берёт цветные квадраты и располагает их неправильно)

     

       

    1. – а теперь давайте посмотрим на наши наблюдения в календаре погоды и определим, одинаковая ли погода осенью.

    - в каком месяце больше солнечных дней?

    - в каком месяце больше  пасмурных дней?

    - какие осадки выпадают осенью?

    - в каком месяце больше   дождей?

    - в каком месяце больше снежных дней?

    -в каком месяце больше  ветреных дней?

     Теперь закройте глаза и представьте осеннюю погоду.

    - какую осеннюю погоду ты нарисуешь?...

    А я представила пасмурную погоду, идёт дождь вместе с мокрым снегом. Дует холодный порывистый ветер.

    - погоду какого месяца я представила?

    Игра «Осенние листочки».

    А теперь представьте, что вы осенние листочки. Подул холодный осенний ветер, поднял листья осины и они полетели. Потом он поднял листья берёзы. И они полетели за листьями осины. Ветер подхватил листья осины, и они тоже полетели.

     Все   листочки осенний ветер закружил, стих. И листья опустились на землю.

    Но снова порыв холодного осеннего ветра подхватил  листья рябины, листья осины, листья берёзы и они полетели. Закружил их, стих. Осенние листья опустились на землю.

    - ребята, где мы можем наблюдать за осенними листьями?

    (на

     Сейчас предлагаю отправиться на осеннюю прогулку. Итак, будем одеваться:

    (Игра-имитация «Одеваемся на прогулку»)

     

    Мы на пухлые ручонки,

    Надеваем рубашонку.

    Повторяй за мной слова:

    Ручка – раз, и ручка – два! .

    (Сгибание и разгибание рук в локтях)

    Застегнём застежки

    На своей одежке:

    Пуговки и кнопочки.

    Разные заклепочки

    (имитация застегивания пуговиц на кофте)

    На девчонку и мальчишку

    Надеваем мы штанишки.

    Повторяй за мной слова:

    Ножка – раз, и ножка – два!

    (Поднимаем ногу, согнутую в колене и делаем под коленом хлопок)

    А теперь на ножки-

    Носочки и сапожки!

    Повторяй за мной слова:

    Ножка – раз, и ножка –два!

    (Встаем на пяточки, потом плавно перекатываемся на носочки, и обратно)

    Ох, устали одеваться,

    Но не будем возмущаться!

    Что осталось – голова?

    Вот и шапочка – раз, два!

    (Наклоны головы вправо и влево поочередно)

    Звучит фонограмма птичьего пения.

    - что мы слышим? (птичье пение)

    - это кто чирикает? (воробей)

    - кого мы слышим сейчас? (ворона)

    - а это что за птица? (сорока)

     

    1.   -  какие  птицы прилетали к  нам в сентябре, октябре, ноябре.

    - какие птицы прилетели к нам зимовать? (синицы, снегири)

     Посмотрите на календарь наблюдений за птицами и определите, в каком месяце птиц у кормушки больше

    - почему?

     Что нам надо сделать для того, чтобы помочь птицам перезимовать? (сделать кормушки, подкармливать)

    ( показать выставку кормушек)

    1. Теперь я предлагаю нарисовать рисунки о нашей северной осени и зимующих птицах и отправить уткам.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.

    Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....

    Публикация "Система работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста"

    Наша работа была организована по трем направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями....

    СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое воспитание необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Кому-то может показаться это преждевременной мерой. Однако детские психологи...

    статья "Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ в экологическом образовании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

    В наше время проблемы экологического образования вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического образования является деятельность человека в природе, част...

    Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

    Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...

    Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

    В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Именно в первые...