Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Галкина Елена Михайловна

В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Именно в первые годы жизни человека, закладываются основы экологической культуры личности дошкольника, как части его культуры духовной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по экологическому воспитанию

детей дошкольного возраста 

Галкина Е.М.

МБДОУ д/с № 44 г. Арзамас

Нижегородская область

В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Именно в первые годы жизни человека, закладываются основы экологической культуры личности дошкольника, как части его культуры духовной.

Природа рано входит в его жизнь ребенка. Малыш начинает знакомиться с ней еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу. У него рано проявляется и стремление к активному познанию природы, поскольку она притягательна для малыша, благодаря ярким впечатлениям, радостным переживаниям, которые дарит, развивая любознательность. Непосредственность тех воздействий, которые оказывают объекты природы на душу малыша, объективно обусловливает привлекательность и незаметность для детей многих воспитательных воздействий экологической направленности.

Исходя из выше сказанного, основными путями реализации системы  экологической работы  в ДОУ мы определили:

- создание условий (экологизация развивающей среды)

- обновление содержания, форм и методов работы  с детьми; внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;

- повышение экологической грамотности педагогов;

- просвещение родителей в вопросах экологического воспитания детей, вовлечение в природоохранную деятельность;

Детский сад - это место, где ребенок проводит большую часть времени, поэтому  создание  определенных условий, соответствующей эколого-развивающей среды просто необходимо. Её разнообразные элементы выполняют свою функциональную роль.

Эколого-развивающая среда  ДОУ представлена внутренней и внешней природными зонами.

Внутренняя эко-зона, - центры природы в каждой группе, «Огород на окне», центры экспериментирования; экологический мини-музей, экологический театр,  библиотека.

Внешняя - включает в себя огород, цветники, участок «Экологическая тропа», деревья и кустарники. Природные объекты экологической среды предоставляют  воспитаннику возможность  познавательного развития, оказывают  влияние на его мироощущение, самочувствие, здоровье.

Экологические уголки  в группах являются зеленым островком, предназначаются для формирования у детей  навыков ухода за растениями. Воспитанники знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.

Лаборатория, созданная в целях развития у детей устойчивого интереса к исследовательской деятельности, способствует также формированию основ научного мировоззрения детей.

В то же время, лаборатория, - это и база для игровой деятельности ребенка. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в результате закрепленные знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

В качестве действующего элемента развивающей среды нами создан экологический мини- музей природы, одним из важнеших компонентов которого стала познавательно-исследовательская деятельность детей. Беря на себя роли «ученых-испытателей», дети успешно изучают различные природные объекты. Они не только создают экспозиции для мини – музея, но и проводят  эксперименты («Вода в жизни растений», «Дышат ли растения?», «Влияние музыки на рост растений», «Растение меняет цвет», «Свет в жизни растений»,  «Что находится у нас под ногами?», «Где растение получает воду?».), и делают свои научные выводы.

Разнообразной познавательной литературой о природе, альбомами с иллюстрациями, подборкой  картин из жизни животных и растений, по сезонным изменениям; аудио записями  звуков природы, видеоматериалами  о природе, карты, глобус представлена зона библиотеки. Рядом соседствует зона, насыщенная различными дидактическими играми экологического содержания.

Для  формирования основ экологической культуры дошкольников успешно может быть использована и театрализованная деятельность. С помощью мини постановок экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней. Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок, костюмы и атрибуты для  игр инсценировок.

Контакт с природой, ее эмоциональное, эстетическое восприятие являются хорошим средством поддержания и восстановления психологического благополучия человека в условиях населенного пункта. При озеленении территории нашего дошкольного учреждения мы стремимся к обеспечению  видового разнообразия растений, что создает красивую визуальную среду: зеленые щиты из вечнозеленых растений (ели), деревьев и кустарников,  которые  позволяют сформировать территорию  особым, улучшенным микроклиматом.

Огород привычен для дошкольного учреждения, дети совместно со взрослыми выращивают овощные         культуры         и зелень.  На территории располагаются цветущие растения на клумбах, правильно подобранные сорта растений для посадки позволяют нам любоваться ими до поздней осени. Ухаживая за растениями, дети наблюдают за их ростом и развитием, приобретают определенный опыт.

В результате  проектной деятельности  на территории МБДОУ был создан специально организованный маршрут- экологическая тропа. Имеется карта-схема, которая является обязательным атрибутом  экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе. Экологическая тропа включает в себя несколько станций: «Цветочная поляна», «У озера», «Поляна экологов», «Насекомые», «Дорожка здоровья», «Удивительные пеньки», «Пасека», «Поляна сказок», «Место отдыха», станция –стенд «Следы зверей», станция- стенд «Красна книга Нижегородской области», «Вишневый сад», «Метеостанция», «Зеленая аптека», станции: деревья «Тополь» «Ясень» «Рябина» «Ель обыкновенная»«Ива».  Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Дети  получают навыки ориентирования во времени и пространстве, развивается логическое мышление, речь, память. Свои впечатления об увиденном они выражают в музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности. А самое главное – у детей появляется  чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Осуществление экологического воспитания детей невозможно без своевременной и планомерной работы с кадрами, развитие понимания значимости, важности решения  экологических проблем. В процессе опроса, анкетирования  педагогов определяются задачи на дальнейшую работу по вопросу экологического воспитания детей. Проводимая методическая деятельность в форме семинаров-практикумов, экологических тренингов, выставок и открытых просмотров даёт положительные результаты в практической работе педагогов (развитие умения составлять цикл наблюдений, проводить интегрированные занятия, экологические развлечения). Музыкальный руководитель подбирает танцы, песни, произведения, связанные с природой, организует развлечения «Праздник русской березки»,  «Осенние посиделки» и др.

Успех экологического образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Педагогами используются методы: наглядные (иллюстрации, плакаты, наблюдения, экскурсии), словесные (художественное слово, беседы, рассказы и т.д.), практические (дидактические игры, отгадывание загадок, ребусы, проведение опытов, акций и т.д.); активно применяется ИКТ-технология. Технологии здоровьесбережения в  условиях экологического  воспитания применяются  во время проведения мероприятий и праздников, посвященных проблемам связи здоровья с экологической ситуацией в мире, осознанию ребенка частью природы.

Результативность экологического воспитания детей зависит и от включения родителей в образовательную деятельность. От того, как они относятся к окружающей среде, зависит и отношение к природе детей. Взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам экологического воспитания – это и совместные мероприятия детей и родителей, организации выставок работ из природного материала, привлечение к участию в экологических конкурсах, акциях, проектах, в облагораживании территории ДОУ; изготовлению  экологических плакатов, стендов. На протяжении нескольких лет родители и дети принимают участие в  акциях: «Поможем птицам пережить зиму», «Чистота вокруг нас», «Посади дерево» и др. В процессе общения с природой  учим детей  видеть не только красивое, но и замечать грубое обращение людей к живой природе.  В МБДОУ проводятся как родительские собрания, так и конкурсы, в которых участвуют родители, дети и педагоги: «Дары осени», «Новогодняя елка», «Весенний букет», «Чудо-дерево» и др.

Соблюдение всех условий экологического воспитания даёт возможность более эффективней развивать экологическую культуру детей дошкольного возраста, ведь от того как подрастающее поколение будет относиться к природе зависит жизнь и здоровье людей. Ведь именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.

Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма

·        перспективное планирование по работе с детьми и родителями;·        перспективное планирование целевых прогулок;·...

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по детскому книгоиздательству

Презентация системы работы по детскому книгоиздательству  "Книгоиздательство" была представлена на районной Ярмарке Педагогических Идей « Развитие у детей интереса и любви к книге»....

"Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по РЭМП с использованием блоков Дьенеша"

 Предлагаются игры и упражнения  с блоками Дьенеша в системе, с  усложнениями....

Система работы по адаптации детей дошкольного возраста к специализированному детскому саду

Создание  благоприятных социально-педагогических условий для адаптации детей дошкольного возраста к специализированному дошкольному учреждению. Цель работы заключается в значительном сокращении с...

Система работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики пальцев рук

Данная работа представлена информацией о работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, развитию речи детей дошкольного возраста....