Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.
учебно-методический материал на тему

Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_1.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

        

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста

Коваленко Юлия Николаевна,  

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №54» г. Воркуты

В настоящее время наблюдается переосмысление дошкольного и школьного экологического образования, что влечет появление нового образа жизни, мышления и поведения в окружающем мире, основанном на психологической активности людей в экологической деятельности, на экологической этике добра и милосердия, на экологизации сознания в целом. Это позволит формировать у детей умение адаптироваться к природной среде и вырабатывать навыки экологически целесообразного поведения.

На сегодняшний день немало исследований в дошкольной педагогике посвящено данной проблеме. Раздел экологического воспитания включён в каждую комплексную программу. Более 20 парциальных программ, одобренных  Министерством образования Российской Федерации, таких как -  «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог», «Мы» посвящено этой проблеме. Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка. В работах С. Н.Николаевой определена общая направленность обучения как системы эколого-педагогической работы с дошкольниками в каждой возрастной группе. С.Н.Николаева отмечает, что начало становления экологического мировоззрения приходится на период дошкольного детства, когда впервые закладываются основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой. Н. Ф.Виноградовой, Г. Г.Ивченко, Л. В.Моисеевой, Л. П.Симоновой, Н. А.Плешаковым, И. В.Потаповой созданы программы дошкольных курсов по ознакомлению детей 6-7 лет с природным окружением. Общей чертой этих программ является интегративный подход и направленность их содержания на достижение экологической образованности дошкольников, становлению у них научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Суть экологизированного педагогического процесса в дошкольных учреждениях заключается в том, что он должен охватывать ребенка полностью, принимая его таким, какой он есть, и созидать в нем свободного, развитого, экологически образованного человека. Результатом такого процесса должна стать сформированность и развитость экологического сознания личности дошкольника.

Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.

В таких условиях особую важность приобретает экологическое образование, которое рассматривается рядом ученых как важнейший фактор нравственного формирования личности. По мнению И.Л. Бондаренко, Н.Н. Достовалова, М.С. Каган, Н.В. Картомышева, воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.

Цель экологического образования - формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, и должно начинаться с раннего детства, когда закладываются первые основы миропонимания и нравственно ценностного опыта взаимодействия с предметно - природной средой. Недостаточная устойчивость положительного и бережного отношения детей к природе связана с небольшим опытом общения с природой. Это должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями.

Система работы по экологическому образованию дошкольников в ДОУ предусматривает  решение следующих задач:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
  • развитие познавательного интереса к миру природы;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).

 Отбор экологического содержания образования  воспитанников основывается на  общепедагогических принципах (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципов, специфических для экологического образования (прогностичности, интеграции, деятельности и др.), и принципов, свойственных именно экологическому образованию дошкольников.

   Система работы с детьми включает:

- создание эколого - развивающей среды (уголки природы, уголки экспериментирования, зимний сад, экологическая комната, экологическая тропа);

- экологическое образование дошкольников;
-  совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (проекты «Здравствуй осень, в гости просим», «Лечебные растения тундры», акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);
- работа с цоциумом.

Для детей первых семи лет характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышления.  В этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий, методов и приёмов работы. Как показывает опыт, ни лозунги, ни самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Для детей дошкольного возраста актуально эмоциональное переживание, связанное с процессом общения, разнообразная деятельность.

        Эффективными формами экологического образования на наш взгляд являются «уроки доброты», экологические тропы, экологические акции, игры – тренинги, моделирование, «Прогулки с увеличительными стёклами».

«Уроки доброты» способствуют развитию развитию интереса детей к природе, воспитанию чуткости, сопричастности, сопереживания. Тематика «уроков»может быть разнообразной: «Кто может считаться заботливым», «Как можно заботится о комнатных растениях», «Что такое бережливость?», «Что такое красота?», «Чем красив цветок?», «Как ты проявляешь любовь  к животным?» и др.

        Экологическая тропа является одним из эффективных способов систематизации материала. Они позволяют оставлять окружающую природу в действенной неприкосновенности и любоваться её нетронутыми красотами. Экскурсионными объектами являются растения зимнего сада, прилегающей территории ДОУ, парки, скверы.

        Экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы.

Игры – тренинги направлены на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребёнка.

        Моделирование направлено на обобщение представлений детей о животных, строении растений и сезонных изменениях в природе, установление причинно – следственных связей и зависимостей, существующих в природе.

«Прогулка с увеличительными стёклами» позволяет детям детально  изучить объект, которые трудно обнаружить невооружённым глазом. Предварительно необходимо научить детей пользоваться увеличительным стеклом (лупой) и лишь затем отправляться на улицу или в зимний сад для изучения деталей, которые трудно обнаружить невооружённым глазом.

В настоящее время заметно возрастает роль семьи в экологическом развитии детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка.

Наиболее эффективными методами являются игровое взаимодействие родителей и детей, обращение к опыту родителей, обсуждение различных точек зрения на вопрос, ролевое проигрывание ситуаций. Хорошо зарекомендовали себя природоохранные  акции  выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», участие  родителей  в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки.

Актуализация экологического образования и воспитания дошкольников является важнейшей государственной задачей, которая служит не только укреплению национальной безопасности страны, но и обеспечивает решение долгосрочных общественных и государственных проблем. Чтобы ответственное отношение к окружающей среде превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста

консультация для педагогов "Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста"...

Современный подход к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Без сомнения, и раньше с помощью обычных иллюстрированных картинок и бесед педагоги формировали все те качества и знания, что и сейчас, с помощью современных технологий. Но, согласитесь, просто посмот...

Презентация. Семинар - практикум для воспитателей «Современные подходы к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Презентация поможет повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах экологического воспитатания детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста любви к родному краю через организацию наблюдений и труда в природе»

Консультация для педагогов «Современные подходы к формированию  у детей дошкольного возраста любви к родному краю через организацию наблюдений и труда в природе»...

Современные подходы к экологическому воспитанию детей раннего возраста.

В данном материале представлены современные подходы к экологическому воспитанию детей раннего возрата. А также представлена вариативная модель экологического центра в первой младшей группе....

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...

Удостоверение о повышении квалификации "Современные подходы к организации познавательногоразвития детей дошкольного возраста" 2019 г.

Удостоверение о повышении квалификации "Современные подходы к организации познавательногоразвития детей дошкольного возраста" 2019 г....