СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья

Алюшева Юлия Ранисовна

 

Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на природу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Люди должны осознавать ограниченность природных ресурсов территории, которую они используют, и соблюдать законы природы, тем самым меняя свое отношение к ее потреблению. Экологическое образование является необходимым условием преодоления негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе "человек - окружающая среда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_alyusheva_yu.r.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Алюшева Ю.Р., воспитатель

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №1"

городской округ Самара

Россия, 443028, г. Самара, Красноглинский район, микрорайон Крутые ключи,

ул. Виталия Жалнина, д. 24 (3 корпус)

julijasafiullina@rambler.ru

«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твердое правило: встал по утру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.»                                                    

                                                                                                          Антуан де Сент-Экзюпери

Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на природу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Люди должны осознавать ограниченность природных ресурсов территории, которую они используют, и соблюдать законы природы, тем самым меняя свое отношение к ее потреблению. Экологическое образование является необходимым условием преодоления негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе "человек - окружающая среда".

Целью экологического образования является формирование нравственного и ценностного отношения к природе и человеку, самоконтроля, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды и способности к практическому участию в восстановлении нарушенного равновесия между человеком и природой.

Дошкольное образование является первым звеном в системе экологического образования. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, его эмоциональности, особой восприимчивости и большого интереса к природе. Ребенок с малых лет должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса. Кроме того, дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, связанные с природой. Ведь маленькие дети чувствуют себя частью природы и у них еще не сформировано потребительское отношение к природе. Поэтому главная задача – сделать так, чтобы чувство неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС дошкольного образования, поэтому я включаю в образовательную деятельность по экологическому воспитанию с детьми следующие современные технологии:

Здоровьесберегающие технологии. Правильная организация экологического воспитания детей дошкольного возраста, оптимальное чередование различных здоровьесберегающих технологий оказывает огромное влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма, способствует получению новых знаний, обеспечивает практическая модель правильного поведения на природе, развивает эмоциональную реактивность, помогает обрести уверенность в себе. Например, через здоровьесберегающую технологию в экологическом воспитании приобщаю детей к исследовательской деятельности (игры с песком, водой, ароматерапия, босохождение). Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают эффективность физических упражнений на детский организм и одновременно закаляют его, что способствует слаженной работе всего организма, улучшает обменные процессы и способствует формированию надежный защитный барьер организма от вредных воздействий внешней среды. Занимаясь на свежем воздухе, при различной температуре воздуха, в соответствующей одежде, ребенок повышает защитные силы организма и обменные процессы. Так же процессе занятий, игр на свежем воздухе дети познают явления природы. Пальчиковая гимнастика, служит основой для развития ручных навыков, мелкой моторики и координации движений рук, развивает внимание, память, мышление. Так же процессе занятий, игр на свежем воздухе дети познают явления природы. Пальчиковая гимнастика, служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук, развивает внимание, память, мышление. Она уникальна, я провожу ее как на прогулке, так и в группе, в раздевалке, используя при этом художественное слово. В работе с детьми применяю игровой самомассаж шишками сосны, кедра, ели с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук, релаксации и повышения иммунитета детей. Особое место в оздоровительной работе с детьми занимают дыхательные упражнения. При выполнении физических упражнений организму необходимо больше кислорода. Это возможно только за счет увеличения количества дыхательных циклов в минуту и ​​увеличения глубины дыхания. Для ослабленных детей правильное дыхание – залог выздоровления. Правильное дыхание стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, нервной системы, головного мозга и способствует способности контролировать свое поведение. Формируя здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности, которая будет сохранять здоровой природу или оздоравливать её.

Личностно-ориентированные технологии. Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества, равенства во взаимопонимании, когда я и ребёнок общаемся и действуем «на равных». В общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!» В работе с детьми я стараюсь обеспечить психологический комфорт, ритмично выстраивая каждый день жизни детского коллектива. А если ребенок растет чутким и доброжелательным, он не навредит природе и окружающим его объектам. Совместно с детьми изготавливаем игрушки, подарки к праздникам. Вместе с родителями и детьми готовим экологические праздники и развлечения: «Весенний праздник птиц», лепим жаворонков на праздник Сороки. Растения, украшающие групповую комнату, игрушки, способствующие индивидуальным экологическим играм, зимний сад, где я провожу развивающие занятия с детьми по экологическому развитию дошкольника, центры художественно-эстетического воспитания, где дети могут выбрать интересующее занятие и изготовление поделок. из натуральных материалов – здесь нет принуждения, все это способствует полному уважению и любви к ребенку, вере в его творческие силы. Например, в центре литературы и книгоиздательства дети самостоятельно создают экологические книги «Хищные животные», «Травоядные животные», «Животные жарких стран и Севера» и т. д. В центре «Природы и естествознания» дети с помощью аппликации из готовых картинок или вырезая из журналов, оформляют альбомы «Детеныши диких животных», «Кто, чем питается» и т. д. В центре дизайна дети с удовольствием составляют объемную композицию с помощью веточек, салфеток «Дубок для белочки», «Яблоня в цвету» и др. В центре математики и настольных игр дети решают простейшие арифметические задачи, в которых вместо чисел нарисованы домашние животные, перелетные птицы и т. д. Ребенок должен решить задачу, наклеив соответствующее количество картинок снегиря, кота, медведя и т. д. У ребенка незаметно закрепляются знания по ФЭМП и расширяются представления о природе. Ребенок играет, не осознавая, что он обучается. В результате данной технологии у детей неуклонно повышается качество знаний по экологическому воспитанию, при этом ребенок развивается как всесторонняя личность.

Игровые технологии. Игровые технологии в детском саду – это ключик к каждому ребенку. В играх дети лучше усваивают материал, им легче выражать свои мысли. Они по праву занимают важное место в воспитании дошкольников. Игры, используемые в экологическом образовании, разнообразны по форме и содержанию и не отличаются от обычной игровой деятельности ребенка. Это и театрализованные игры, и настольные игры, и подвижные, различного рода аттракционы, игры с природным материалом, соревновательные, сюжетно-ролевые, дидактические игры и др. Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер: «Путешествие в чудесный лес», «Путешествие в подводное царство», «Зоологический магазин», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов»  и т.д. Игры-ребусы, игры-исследования, игры-медитации, игры-опыты («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы, её изменениях; пробуждают интерес к природе, а так же развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, собственно, что их интересует, волнует, радует.

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации. При работе с дошкольниками часто сталкиваешься с нехваткой информации и наглядных материалов. В своей работе с детьми по экологии я нашла ее решение в использовании современных информационных технологий. Мультимедийные презентации являются одним из самых доступных способов использования компьютерных технологий для обучения дошкольников. В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно услышать, рассмотреть, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Вот почему так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным им информационным каналам. В своей рабочей практике по сближению детей с природой я использую самые разные материалы: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.); при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия. Активно использую мультимедийные презентации как готовые, так и готовлю их сама. На сайтах для воспитателей детского сада можно найти много готовых презентаций на экологическую тематику, которые я применяю при проведении занятий. С помощью современных цифровых технологий и Интернета мне удалось собрать богатый иллюстративный и информационный материал о растениях, животных, явлениях природы. Использование компьютера помогло мне существенно изменить предметно-пространственную среду в группе. Подготовлены презентации «Природные достопримечательности Самарской области», «Красная книга Самарской области», «Правила поведения в природе», которые используются на занятиях.

Технологии, относящиеся к проектной деятельности. Наиболее эффективным способом реализации задач экологического образования является организация проектной деятельности. Стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаю его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создаю игровую мотивацию на основе интересов детей и их эмоционального отклика. Предлагаю детям доступную для понимания проблемную ситуацию, основанную на личном опыте детей. Работая над проектом, дети шире и глубже познают мир природы. В результате использования метода проектов в экологическом воспитании дошкольников повышается уровень знаний о животном и растительном мире, уровень экологической грамотности, повышается любовь к природе родного края, происходит формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка. А также позволяет сделать жизнь в детском саду разнообразной и интересной. Например, большой интерес вызывают у детей проект - «Приключения капельки» о свойствах воды, в ходе реализации которого мы познакомились со свойствами воды с помощью простых экспериментов. Реализуя проект «Огород на подоконнике», чтобы подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений, проращивали семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Чтобы подвести детей к выводу, что тело необходимо для роста растений, поставили два одинаковых растения в разные условия: одно в теплое, другое в холодное место и наблюдали за их ростом.

Технология ТРИЗ. Технология ТРИЗ, целью которой является развитие, с одной стороны, таких мыслительных качеств, как гибкость, подвижность, системность, диалектика, а с другой стороны - поиск, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения. Она позволяет формировать в сознании ребенка единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира. Возникает ситуация успеха, происходит обмен результатами решений, решение одного ребенка вызывает мысль другого, расширяет границы воображения, стимулирует его развитие.

ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит их нестандартно мыслить, что также является основной целью ФГОС ДО. Разрешение противоречий в ходе ТРИЗ – ключ к творческому мышлению, выявление противоречий в объекте, явлении.

В арсенале технологии ТРИЗ множество методов и приемов, хорошо зарекомендовавших себя в работе с детьми дошкольного возраста.

- Метод противоречия (проблемные ситуации). Этот метод помогает увидеть противоречия в окружающей действительности, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия можно и с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо – плохо». Например, что хорошо, что плохо на примере природных явлений «Мороз – это хорошо, потому - что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз - это плохо, потому – что нельзя долго гулять, можно заболеть и т. д.» Можно поделить детей на группы – одна группа говорит, что хорошо, а вторая – что плохо. В методе противоречий также можно использовать игры «Наоборот», как умение сопоставление строить сложные предложения. На примере животных:

-Волк злой, а лиса хитрая (повадки)

-Волк серый, а лиса рыжая (внешность)

-Олень большой, а заяц маленький (размер)

- Собака живет в будке, а медведь в лесу (среда обитания) и т.п

В старшей группе этот вариант игры использую для того, чтобы наделять животных обратными качествами. «Заяц был трусливым, а стал храбрым; был маленьким, а стал большим»

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы, основанный на стимулировании творческой деятельности, при котором участникам дискуссии предлагается высказать как можно больше решений, в том числе самых фантастических. Отличительной особенностью метода является запрет на критику и оценку. Затем из общего количества высказанных идей выбираются наиболее удачные и могут быть использованы на практике. Этот метод используется для решения различных экологических проблем. Например, «Что будем делать, чтобы воздух был чище?»

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (круглый стол «Воспитание доброты к природе», КВН «Волшебный мир природы»). Вместе с родителями были реализованы экологические акции: «Посади дерево», «Наши добрые дела», «Кормушки для птиц». Родители являются активными участниками наших праздников. Они помогают шить костюмы, оказывают помощь в изготовлении атрибутов, предстают перед детьми в образе сказочных персонажей и, конечно же, вместе с детьми переживают и радуются их успехам. Вместе устраиваем сезонные выставки: рисунки детей и родителей «Волшебница зима», выставка поделок из овощей и фруктов «Дары осени», оформление участка «Зимняя сказка».

В заключение следует отметить, что современные технологии экологического образования являются целостной системой экологического воспитания детей. Его реализация на практике повышает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает изменение уровня экологической образованности дошкольников. Применение технологии требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, специфику природной среды, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат желаемый эффект в воспитании экологической культуры детей. И в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Используемая литература:

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников/З.Ф. Аксенова. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
  2. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ//Управление ДОУ. - 2012.
  3. Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием / Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2013 г.
  4. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. / С.Н. Николаева. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004.
  5. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ//Е.А. Сыпченко – Детство-Пресс, 2012 г.
  6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  7. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004.
  8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. – 2005.- № 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста

консультация для педагогов "Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста"...

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.

Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРеформирование дошкольного образования с ц...

Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста: игры - квесты.

Данная работа посвящена проблеме экологического развития детей дошкольного возраста. Автор статьи отмечает важность современных технологий в образовательном процессе....

"Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста"

Доклад из опыта работы об использовании современных игровых технологий в экологическом образовании, современные образовательные технологии – квест-игра, ТРИЗ, технология  В.В. Воскобов...

Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста...