"Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста"
материал

Доклад из опыта работы об использовании современных игровых технологий в экологическом образовании, современные образовательные технологии – квест-игра, ТРИЗ, технология  В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Современные игровые технологии28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы "Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста"

Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, обеспечивающих ответственное отношение ребенка к окружающей природной среде и здоровью.  

Непрерывность экологического образования дошкольников прослеживается в задачах их экологического образования, вытекающих из его главной цели, заключающейся в воспитании начальных формах экологической культуры детей.

Экологическое образование дошкольников включает такие компоненты, как различные виды деятельности по экологии; экологизация различных видов деятельности детей; экологическое просвещение родителей; подготовка и переподготовка педагогических кадров; экологизация развивающей предметной среды; оценка окружающей среды; координация работы с другими учреждениями, прежде всего, со школой. При этом в экологическом образовании дошкольников должно быть определено его конкретное содержание для детей каждого возрастного этапа, выявлена необходимость его экологической направленности.

 Таким образом, экологическое образование дошкольников имеет целью привитие начальных форм экологической культуры, создание условий для понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки у них первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Содержательную основу составляют понятия биоэкологи, адаптированные до уровня познавательных возможностей дошкольников. Дидактическая система знаний о природе, построенная на различных аспектах взаимосвязи растений, животных, а также человека с внешней средой и являющаяся экологической по своей сущности, составляет сущностную характеристику экологического воспитания дошкольников.  

В результате экологического образования и воспитания у детей формируются экологическое мышление, экологическое сознание, закладываются основы экологической культуры.

Экологическое образование дошкольников по праву занимает особое место в системе дошкольного образования. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивности просвещенческой работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в ДОУ - первом звене системы непрерывного образования. Экологическое образование дошкольников имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры, что является частью духовной культуры.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. (Сухомлинский В. А., советский педагог, писатель, публицист).

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Какая технология расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни?  Конечно же - игровая.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога.

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.

Игровые технологии – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве. В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма ООД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.

Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.

Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему, покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим содержанием и сюжетом. Ключевое отличие от развлекательных игр заключается в том, что педагогическая игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно включаются:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для младших групп);

группы игр на обобщение предметов по определённым признакам (подходит для средней и старшей групп);

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных (подходит для старшей и подготовительной групп);

группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и подготовительной групп).

Экологические игры бывают: ролевые; дидактические; имитационные; соревновательные; игры-путешествия.

Все эти виды игр мы используем в экологическом образовании наших детей.

Ролевые игры:  основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Например "Путешествие в Африку с Айболитом", "День рождения слоненка Лип-Липа». В экологическом воспитании также  используем элементы сюжетно-ролевой игры для обучения дошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям, животным и людям, как к части природы. Благодаря ролевой игре решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость.

Соревновательные игры:  стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: Квест-игра, Триз, конкурсы, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Имитационные экологические игры: основаны на моделировании экологической деятельности. Дети идентифицируют себя с животными, растениями, насекомыми: «Медведь в берлоге», «Кто живет в дупле?», «Танец бабочек», «Танец цветов».

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы («Найди дерево по листику», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку - самый большой, поменьше, маленький» и т.д.), которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность.

Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки ("Овощи и фрукты", "Чей малыш", "Чей домик"," Животные и птицы", и т.д.) В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

Игры - путешествия - широко применяются в практике дошкольных учреждений, в которых дети  попадают на Северный полюс, в жаркую пустыню, на дно океана: «Поездка на выставку растений», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. В процессе игры-путешествия дети узнают много нового. Здесь воспитатель должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.  

В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Приоритетной формой воспитания и обучения детей стала игра.

В экологическом образовании детей в своей работе мы применяем  современные образовательные технологии – квест-игра, ТРИЗ, технологию  В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

При организации и проведении квест-игры придерживаемся следующего алгоритма:

1. Определение цели и задачи,

2. Выбор места  проведения игры,

3. Составление  паспорта прохождения этапов или карту маршрута и регламент прохождения по этапам (просчитать примерное время на выполнение заданий).

4. Формирование состава участников-педагоги, дети, родители, рассчитать количество организаторов и помощников.

5. Разработка легенды игры.

6. Подготовка заданий, пособий для игры.

В работе с детьми  используем  три структурные формы квест-игры:

• Линейный,

• Штурмовой,

• Кольцевой.

Линейный квест - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получаешь следующее, и так пока не дойдешь до финиша. Здесь команда следует по заданному маршруту, выполняет задания, требующие сообразительности, эрудиции, выносливости и умения нестандартно мыслить. Например: проводили квест-игру «Друзья природы».  Цель игры: закрепление знаний детей по экосистеме лес. Дети получили задание собрать все лепестки для цветика-семицветика, так как с его лепестков тетушка-Непогодушка смыла все краски. Группа детей проходила станции:

Музыкальная, здесь детей встречает герой и они выполняют задание.

Физкультурная, здесь дети вместе с героем играют в подвижные игры.

Экологическая, провели с детьми «мини-викторину».

Далее станция Групповая, на которой дети составляли цепь питания животных.

В результате выполненных заданий дети собирали все цветные лепестки.

В конце игры дети обнаружили, что на лепестках есть буквы, из которых можно сложить слово ПРИРОДА. Дети поделились своими впечатлениями от игры и получили от Цветика-семицветика раскраски.

Штурмовой квест – здесь каждый игрок решает свои задачи цепочки, чтобы в конце получить общий результат группы.

Например, при проведении квест-игры «Поможем петрушке выздороветь», дети закрепили  знания о лечебных свойствах лука о его сортах, цвете, вкусе и запахе, упражнялись в работе по схеме, выполняли алгоритмические действия, готовили витаминный салат. Была создана проблемная ситуация - не пришел в гости Петрушка, потому что заболел, существует опасность заболеть детям, дети предлагали пути решения заявленной проблемы. При помощи наводящих вопросов дети пришли к решению самим вырастить лук и принимать в пищу. Детям предложена самостоятельная работа по картам схемам по посадке лука на перо, с последующим занесением результатов наблюдений в календарь роста, изготовленный самими детьми, а так же предложено приготовить витаминный салат для Петрушки и сверстников. Дальше дети разошлись по центрам, где каждый выполнял разные задания. В центре творчества - дети играли в игру: «Что сначала что потом», делали зарисовки к наблюдению за луком. В центре природы - дети по карте - схеме самостоятельно сажали лук. В центре сюжетно-ролевой игры дети самостоятельно готовили витаминный салат по карте - схеме для больного Петрушки, чтобы тот быстрее выздоровел. В ходе рефлексии выяснилось: дети научились строить последовательную работу по картам схемам, детям понравилась такая форма работы, наблюдалась взаимопомощь и эмоциональная поддержка детьми друг друга.

При использовании кольцевой квест- игры  – дети отправляются по кольцевой траектории, выполняя определенные задания, и  вновь и вновь возвращается в пункт «А». Кольцевой квест, это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.

В ходе выполнения групповых заданий дети научились слушать собеседника не перебивая его. Научились оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогли  реализовать принцип сотрудничества.

Так же на занятиях по экологическому образованию детей, прогулках, экскурсиях, во время трудовой деятельности используем следующие методы ТРИЗ. Метод ассоциаций – использование ассоциативного жизненного опыта,  например: «На что похоже? (по цвету, форме, размеру, запаху, функциям и т. д.) «Узнай по форме лист», используются схемы, модели, символические рисунки, созданные совместно.

Метод аналогий. Например: «Чем похожи и чем отличаются …?», «Что было бы, если… ?.», «Если я стал бы деревом, бабочкой, кого бы боялся, где бы жил» и т. д.

Метод мозгового штурма – высказывание идей в группе, отсутствие критики. Например:  «Как помочь сломанному деревцу?», «Кто медведя весной разбудил?» и другие, с использованием опорных картинок, альбомов, фильмов.

Метод морфологического анализа – с помощью таблиц знакомим детей с объектами и явлениями природы, свойствами и учим создавать новые. Например, игра «Составь необычного питомца» (по картинкам, по признакам.) 

Системный оператор или «Волшебный экран», который учит дошкольника закладывать знания в определенную систему, классифицировать, моделировать. Например: «Что сначала, что потом?», «Дерево во все времена года»,  «Посадка лука»,  «Как добыть томатный сок?».

Метод маленьких человечков – моделирование агрегатных состояний веществ, используем для демонстрации свойств и результатов опытов со льдом, сахаром, песком и водой.

 В своей работе применяли следующие категории занятий с элементами ТРИЗ:

 «Занятия-путешествия», во времени и в пространстве, во время которых детям предстоит  совершить «путешествия» мысли, воображения в страну настроения или, к примеру, незнакомый город. Эти упражнения обостряют внимание и наблюдательность.

 «Занятия-беседы», на которых нужно решить противоречие, сделать открытие и, в результате, что-то узнать. Одним из преимуществ этой формы упражнения является радость творческого открытия, которую испытывает ребенок.

«Занятия-загадки», в процессе которых дети решают логические задачи, думают, догадываются, приводят доказательства, сравнивают и припоминают.

«Занятия-эксперименты», на которых ребенок вместе с родителями познает тайны природы, выявляет свойства объектов и их связи.

 В своей  работе с детьми особое место  уделяем  экологическим сказкам, способствующим приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.

Дети в процессе игры погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами, которые развивают у ребенка творческий потенциал, фантазию и логику. Одной из таких технологий является технология  В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Путешествуя по  «Фиолетовому  лесу», закрепляем с детьми  времена года, расселяем  животных и птиц, знакомимся  с насекомыми, сажаем  цветы на полянке. Например, гуляя по Фиолетовому лесу провели игру  «Откуда выпал листик?» Детям была предложена сказка: Гном Фи прогуливался по Фиолетовому лесу и увидел, что с его любимого дерева осыпались фиолетовые листочки. Стал он думать, как вернуть листочки обратно. И так пробовал, и сяк, но ничего не получалось. Давайте попробуем поставить листочки на место. Дети подбирали  листочки в отверстия на кроне.

 На занятиях- « Осень в фиолетовом лесу», «Зима в Фиолетовом лесу»  закрепляли  основные признаки наступления осени (день становится короче, листья желтеют, краснеют, опадают, идут дожди),  основных признаков зимы.

Применяем Коврограф «Ларчик» на занятиях. При проведении игры «Вкусный цветок» детям была рассказана сказка: « Гусеница Фифа любит поедать цветы. Сначала она съела цветок, потом лист, стебель. А в последнюю очередь корень». Детям предлагается построить все части растения с помощью разноцветных веревочек. При проведении игры «Фифа и растения» на коврографе геометрические фигуры, предлагается с помощью веревочек превратить  в овощи и фрукты.

Большой популярностью у детей пользуется «Игровизор». С помощью пособия  дети рисовали  по клеточкам  животных, насекомых, деревья и цветы, дорисовывали  птицу,  узнавали отгадку, узнавали силуэт животного; находили детенышей и его маму.

С помощью игр - «Чудо-соты», Чудо – крестики», «Фонарики», дети  закрепили  строение насекомых, деревьев, растений, птиц, бабочки, цветов, рыб.

Логические игры «Чудо-соты», «Чудо-крестики», «Фонарики» имеют методические схемы-пособия, которые помогают ответить на вопросы: кто живет в воде, кто летает, назови фрукт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные игровые технологии коррекции и развития детей дошкольного возраста.   

Игровая  технология – это специальный набор форм, методов, приёмов обучения и воспитательных средств. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.  ...

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста: игры - квесты.

Данная работа посвящена проблеме экологического развития детей дошкольного возраста. Автор статьи отмечает важность современных технологий в образовательном процессе....

Мастер-класс "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи.Подробное описание для чего нужны пальчиковые игры,иры с клавесами,кинезеологические упражнения,орто-палы,с приве...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую сил...