ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме

Азгамова Эльмира Рафаиловна

Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

     Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Применительно к сфере образования инновацией можно считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации образовательного процесса либо в новом подходе к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных запросов родителей, т.е. новых форм дошкольного образования. Не стоит забывать, что новое считается более эффективным, чем старое, в том случае, если его применение позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

 

Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

 

Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.

На сегодняшний день инновационных технологий, применяемых в наших детских садах, насчитывается более сотни. Среди них пристальное внимание следует уделить:

 

·      здоровьесберегающим технологиям;

 

·      технологиям, относящимся к проектной деятельности;

 

·      информационно-коммуникационным технологиям;

 

·      личностно-ориентированным технологиям;

 

·      игровым технологиям.

 

Одним из важнейших направлений дошкольной педагогики, реализуемым во многих дошкольных учреждениях страны, в настоящее время стало экологическое образование. Инновационные технологии, столь актуальные в деятельности современного дошкольного учреждения, получили свое новое развитие и в экологическом образовании.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников:

 

1. здоровьесберегающие технологии.

 

Цель здоровьесберегающих технологий в экологическом образовании дошкольников – это обеспечение высокого уровня здоровья, осознанного отношения к растительному и животному миру, способность чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, научить бережному отношению к своему здоровью и природе, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, оказание самопомощи и помощи другим.

 

Правильная организация экологического образования дошкольников, оптимальное чередование разных здоровьесберегающих технологий оказывает огромное влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма, способствует овладению новых знаний, дает практическую модель правильного поведения на природе, развивают эмоциональную отзывчивость, помогают обрести уверенность в себе.

 

2. технологии, относящиеся к проектной деятельности.

 

Проектирование образовательной деятельности является актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.

 

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.

 

Во время работы над проектом дети шире и глубже изучают мир природы. В результате использования метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста повышается уровень знаний о животном и растительном мире, уровень экологической грамотности, воспитывается любовь к природе родного края, происходит формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка. А также позволяет сделать жизнь в детском саду разнообразной и интересной.

 

Проекты можно классифицировать следующим образом:

 

1.    «Игровые» – занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.

2.    «Экскурсионные» – проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.

3.     «Повествовательные», посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.

    4.    «Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.

 

3. информационно-коммуникационные технологии.

 

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе и в деятельности экологической направленности. Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс экологической направленности более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому образованию.

 

4. личностно-ориентированные технологии.

 

Использование личностно-ориентированных технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях. В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества

 

 

 

5. игровые технологии.

 

Игровые технологии в детском саду – это ключик к каждому ребенку. В игре дети лучше усваивают материал, им легче выразить свои мысли. Они по праву занимают важное место в воспитании подрастающего поколения.

 

Особое место в этой работе отводится играм экологического содержания. Использование игр в экологическом образовании способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Виды игр, используемые в экологическом образовании, разнообразны по форме и содержанию и не отличаются от обычной игровой деятельности ребенка. Это и театрализованная игра, и настольная игра, и подвижная, различного рода аттракционы, игры с природным материалом, соревновательные, сюжетно-ролевые, дидактические игры и др.

Таким образом, применение инновационных технологий в области экологического образования дошкольников позволяет педагогам строить процесс экологического образования в соответствии с современными требованиями и вместе с тем без излишней нагрузки для дошкольников. Использование инновационных технологий в ДОУ в целом приводит к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в экологическом развитии детей дошкольного возраста.

    Острота современных экологических проблем выдвинула перед дошкольным образовательным учреждением задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколени...

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...

Создание условий для использования инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

        Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлен...

Статья "Инновационные технологии в экологическом развитии детей дошкольного возраста".

quot;Инновационные технологии в экологическом развитии  детей дошкольного возраста"....

Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста...

«Инновационные подходы в экологическом образовании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС».

Статья посвящена проблеме экологического образования определяется она тем, что сегодня вопрос бережного отношения к природе напрямую связан с вопросом о будущем человечества. В период дошкольного детс...