Статья "Инновационные технологии в экологическом развитии детей дошкольного возраста".
статья

Мингазова Лейсан Гамилевна

"Инновационные технологии в экологическом развитии  детей дошкольного возраста".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мингазова Лейсан Гамилевна,

Воспитатель,

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №88»

НМР РТ гор. Нижнекамск

Инновационные технологии в экологическом развитии  детей дошкольного возраста.

Экологизация образования все больше и больше затрагивает учебные заведения. Важнейшим звеном в этой цепи является дошкольные учреждения, т.к. именно в детстве, особенно в дошкольном возрасте, человек более всего ближе к природе, и именно в этом возрасте велика роль воспитания и обучения. Экологическое образование можно определить как создание целостной взаимосвязанной системы целей, задач, содержания, форм, методов и средств, в единстве влияющих на развитие экологического сознания, развитие всех сторон ответственного отношения к окружающему миру: познавательной, ценностной, нормативной и практически-действенной.

Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста является: воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.

Задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста являются:

  • Образовательная — пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы родного края.
  • Развивающая — сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды.
  • Воспитательная — становление экологического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.

        Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях. Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, при реализации задачи экологического воспитания, педагог должен проводить информационные работы, направленной на экологическое просвещение, развивать внутреннюю культуры субъектно-непрагматических отношений с природой и должен использовать инновационные технологии и интегрированные подходы во всех видах детской деятельности.

        Инновационные процесс представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновационные технологии получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников.

Вот одни из важнейших условий реализации системы экологического образования:

1. ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

2. Содержание образовательной программы дошкольного образования должно отражать аспекты образовательной среды для ребенка: предметно-пространственная развивающая экологическая среда, характер взаимодействия с ребенком, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

3. Игровая деятельность. 

Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить.

Содержанию сюжетно-ролевых игр можно придать экологический характер: «Путешествие в лес (осенний, весенний и т.д.)», «Путешествие в царство Нептуна», «В гости к лисенку (бобренку, медвежонку и т.д.)». Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.

4. Проектная деятельность и кейс-технология.

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. От проектной деятельности она отличается тем, что это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. С внедрением кейса в проектную деятельность дети сами находят проблемную ситуацию, при этом активно развивается самостоятельность и инициативность детей.

5. ИКТ-технологии и мультимедийные презентации.

Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.

Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации. Это различные виды иллюстраций и наглядных материалов на электронных носителях: звуковые материалы (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.); слайды (серия отдельных кадров, посвящённых отдельной теме); обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире.

6. Экологический театр (сказок и, легенды на экологическую тему)

Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.

7. Конкурсы, викторины, развлечения, праздники экологического характера

Проведение конкурсов, викторин, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник леса», «Мы – друзья природы», «День земли», «Здравствуй Осень золотая», также помогает детям ощутить себя частью природы. Дети с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые также участниками на таких мероприятий.

8. Природоохранные акции

В акциях дошкольники формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т.к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.

Каждая акция проходит под своим девизом и имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

9. Экологическая тропа

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды — экологическая тропа, которую активно используют как инновационную форму экологического образования.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе – ознакомительная прогулка, наблюдения, игры, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: свои впечатления об увиденном и приобретённые знания о природе дети выражают в разных видах деятельности – изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.

10. Кружковая работа

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Именно дети дошкольного возраста, с их желанием познать окружающий мир, представляют большие возможности для развития нравственной позиции по отношению к родному краю.

Инновационным подходом в экологическом воспитании и образовании можно считать создание кружка по экспериментальной деятельности, где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования. Кружковая работы в сфере юных натуралистов совершенствует эмоционально-мотивационную область, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.

11.Активные формы работы с семьёй

Проблема формирования экологической культуры решается также с участием родителей, которые приглашаются на занятия, праздники и другие мероприятия экологического содержания. Активное участие в природоохранительных акциях, проектной деятельности, викторинах и конкурсах подводит к цели экологического воспитания.

12. Экологическая комната

Предназначена для проведения занятий экологического содержания. В экологической комнате могут быть сосредоточены все необходимые материалы о природе (карты, схемы, модели, дидактические игры), способствующие формированию у детей системы представлений о мире природы, разнообразие растений и животных, сезонных изменениях в природе, позитивном воздействии человека на природные окружения в целях сохранения и преумножения природного достояния.

13. Экологическая лаборатория

Предназначена для организации детской исследовательской деятельности в природе. Этот вид экологического образования обеспечит детям не только осознание связи и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями.

В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края. Она оказывает благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и развитие духовности и нравственности.

Рассматривая экологическое воспитание дошкольников, необходимо «затронуть» внутренний мир детей с их чувствами и переживаниями.

В ДОУ должны быть такие укромные уголки, где бы ребенок смог испытать чувство эстетического наслаждения, чувство радости и самоутверждения, чувство гармонии с собственным «Я».  

Осваивая экологические знания, дошкольники узнают о своих собственных конституциональных особенностях – телесности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это совершенствует нравственность, духовность личности, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с окружающим миром. Возрастает возможность совершенствовать познавательные умения, наблюдательность, познавательный интерес, способность понимать последствия поступков, осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по конструированию с использованием ИКТ технологий, здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Дикие животные из ТИКО-конструктора"

Цель: уточнение и расширение знаний учащихся о диких животных.Задачи.1. Образовательные:-уточнить и расширить представления о диких животных на основе знакомства с волком.- расширить кругозор и словар...

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста.ция взглядов на качество дошкольного образования.

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...

Технология формирования экологических представлений дошкольного возраста

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка пр...