РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия (старшая группа)

Рита Николаевна Белик

Учебно - воспитательный материал...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белик Рита Николаевна,

 воспитатель

             МБДОУ Детского сада  

№11 «Светлячок»

г.Гуково.

Ростовской обл.


РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

Борис Теплов

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Театрализованная деятельность в детском саду является важным компонентом образовательной программы, так как позволяет реализовать практически все цели, связанные с развитием познавательной, эмоциональной и творческой сторон личности ребёнка. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение [7]. Театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что ему интересно, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие. Таким образом , театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость [4].

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д. [1].

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

—    создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

  • приобщать детей к театральной культуре;
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Я организовываю театрализованную деятельность  в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включаю в различные другие занятия (музыкальное,  познанию и др.). Одним из основных средств развития личности ребенка, является среда. Причем предметно-развивающая среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной его формой самообразования.  

Таким образом, театрализованная деятельность очень увлекает детей моей группы своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, а они любят это искусство необычность тех зрелищ, которые развертываются мною или самими детьми, захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир. Театрализованная деятельность не копирование, а творческий процесс создания образов, декораций, пьес. Это деятельность доступна детям с младшего возраста. Мы играем с детьми в театрализованные игры, и они доставляют удовольствие, радость, вызывают хорошее настроение. Но не только в этом воспитательные возможности этого вида деятельности. Через такую игру дети получают образец дружбы, правдивости, отзывчивости через положительные персонажи спектакля. Театрализованная деятельность должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать творческому развитию детей, формированию у них базиса личностной культуры [2].

Наш детский сад работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, дополняя ее различными современными парциальными программами. Анализируя существующие программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи стоящие перед нами - педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщение детей к театрализованной деятельности и развитие творческих способностей детей.

В нашем детском саду в каждой группе созданы зоны для театрализованных игр, где собран богатый дидактический материал: оформлены папки «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра» и др.; разработаны картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превращения», «Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий», «Ритмопластика», «Игры на развитие двигательных способностей» и др. А также имеются картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, зарядка для шеи и челюсти, игры и упражнения на расширение диапазона голоса, творческие игры со словами. Яркие альбомы с иллюстрациями и картинками к сказкам привлекают внимание детей. В создании театрализованных уголков родители принимали самое активное участие. В результате совместной работы появились разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой театр,  бибабо, театр «Щелкающей головки», театр «Забавная перчатка» и др. Были подобраны разнообразные материалы и лекала для самостоятельного изготовления детьми атрибутов и элементов костюмов к спектаклям.

Театрализованные зоны стали одними из любимых уголков, где дети с большим удовольствием разыгрывают полюбившиеся сюжеты сказок, репетируют роли, рассматривают иллюстрации. Все это дает детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое, то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Игры - драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.

Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение спектаклей для малышей, старших воспитанников и родителей. Работа по подготовке детей к постановке спектакля осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе знакомлю детей с художественным произведением. Как показала практика, наиболее интересным материалом служат сказки. Для них характерны драматический конфликт между действующими лицами, острота ситуации, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка. В процессе ознакомления детей с произведением обсуждаем характер, поступки героев, одновременно решаю задачу обогащения словаря детей эмоционально–оценочной лексикой. В дальнейшем читаем с детьми текст по ролям, распределяем роли, уточняем предполагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей, организуем репетиции по отрывкам. Работаю индивидуально с каждым ребенком. Я ненавязчиво помогаю детям объединяться в небольшие творческие группы вместе подготовить, оформить и проиграть фрагмент инсценировки, учу детей модулировать голосом: говорить громко, тихо, грубо, мягко, передавать радость, печаль, грусть, страх, произносить текст в характере разных персонажей, выполнять имитационные движения. После таких упражнений дети становятся более раскрепощёнными, свободными, лёгкими в общении, проявляют своё творчество. После разучивания текста начинаем работать над пластикой движений: учу детей посредством движений передавать характер литературного героя (например: лиса хитрая, ходит на цыпочках, заглядывает всем в глаза, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться). Дети моей группы принимали участие в театрализованной экологической сказке  собственного сочинения «Муха – Цокотуха». Познакомили воспитанников школы и жителей поселка шахты            «Ростовская» с экологическими проблемами, нависшими над нашей планетой. Инсценировали произведения А. А. Фета, С. Есенина. По сказкам   Ш. Перро и отрывкам произведений А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане и его славном сыне Гвидоне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и его работнике  Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,  «У лукоморья» показали театрализованную деятельность. Дети, взрослые и родители  получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, учат роли. Учувствуют в проектах, которые мы организуем совместно. Родители выступают с презентациями своего опыта «Театр дома» на родительских собраниях. А так же сами в рамках проекта «Театр каждый день», приходят и совместно с детьми учувствуют в инсценировке русских народных сказок. Все это способствует сближению и взаимопониманию в семьях воспитанников.

Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводим в тесном контакте с музыкальным руководителем, и родителями. В подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив детского сада: совместно с воспитателями готовим декорации, афиши, разрабатываем эскизы костюмов. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами.

Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! Хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка неоспоримо. Анализируя наш опыт работы, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность дает положительные результаты.   Считаю, что каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Несмотря на то, что театрализованная деятельность практикуется в нашем саду  давно, сегодня она вышла на новый, современный уровень полностью соответствующий требованиям ФГОС.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  1. В процесс театрализованной игры дети узнают об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы.
  3. Развивается речь.
  4. Совершенствуется моторика.
  5. Развивается эмоционально-волевая сфера.
  6. Происходит коррекция поведения.
  7. Развивается чувство коллективизма.
  8. Происходит развитие творческих способностей.

Литература

  1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24.
  2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - 48 с.
  3. Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 320 с.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. - 128 с.
  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000. - 128 с.
  6. Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу... - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 160 с.
  7. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.



Предварительный просмотр:

Белик Рита Николаевна,

 воспитатель

             МБДОУ Детского сада  

№11 «Светлячок»

Г.Гуково

 Ростовской обл.

Конспект занятия  по экологическому воспитанию в старшей  группе  

Тема:   Театрализованное представление    сказки  « Муха – Цокотуха» на новый лад

 Цель: воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
Задачи: продолжать формировать навыки культуры поведения в природе ,   воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому. Формировать доброжелательность,  развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы,  развивать умение слушать друг друга.

Предварительная работа:

 Изготовление костюмов для сказочных героев и декораций для театрализованной деятельности.  Рассматривание наглядно – дидактических пособий с изображением насекомых , цветов, глобуса.                                                                       Чтение стихотворений и   загадок  о цветах и насекомых                                                  Работа с родителями – вместе с детьми  изготовить кормушки,  развесить их на участке детского сада  и на  прогулках  кормить птиц.

Ход занятия

 

Дети под музыку входят в зал, воспитатель проводит с ними  гимнастику:

Мы ладошку к ладошке сложили

И друг другу дружить предложили.

Будем мы заниматься, играть,

Чтобы умными, добрыми стать.

Воспитатель: Ребята вы любите отгадывать загадки?  

-Она имеет круглую форму, на ней есть горы, леса, реки, на ней живут люди, звери, птицы.

Что это?

Дети: Земля.    Слайды  

Воспитатель: Правильно, ребята - это наша  планета Земля                                                                     Дети читают стихи:                       Слайды  

«Вот на земле огромный дом                  
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,


Живут в нём птицы и цветы,                  
Весёлый звон ручья.                                                                                                             Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья.


Куда б дороги ни вели,                                
Всегда ты будешь в нём.
Природою Родной Земли
Зовётся этот дом»

Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много - много дней, даже месяцев, что бы объехать его вокруг.

Слайд    

Все мы – люди, животные, птицы, растения – жители Земли!
Наша планета Земля в опасности! На ней   много больных мест! Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух. Его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их. Люди выбрасывают мусор. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, насекомые, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности! Она требует помощи.
Чтобы помочь ей, надо научиться любить природу, понимать. Заботиться о ней, беречь её. Ведь недаром говорится: «Земля – тарелка, что положишь, то и возьмёшь», «Земля заботу любит».

 А это что?   Слайд 

Воспитатель показывает глобус. Ребята, что у меня в руках? Как это называют?

Дети: Глобус – маленький макет нашей земли.

Воспитатель: Ребята,   на глобусе  много разных цветов, давайте вспомним, что они   означают?

(ответы детей)

 

Зеленый цвет - леса;

Голубой - вода;

Белый - снег;

Желтый - земля.

Посмотрите, ребята,  на глобусе красный сигнал.

  Кто-то  из насекомых хочет  рассказать нам  свою  сказочную историю.  Вы согласны  отправиться  в  сказочное путешествие?    Ответы детей.                                                          Тогда в путь!

 Но  для этого нам всем надо встать в круг и произнести дружно слова:

Слайд

 В сказку мы  сейчас пойдем,

Всех друзей с собой возьмем.

Рюкзаки и фляжки взяли,

По тропинке побежали.

Мы ногой два раза топнем,

Громко все в ладоши хлопнем.

Как листочки, покружились,

Чтобы в сказке  очутились.

Вот так чудо из чудес:

 Наша сказка уже здесь!            (Дети присаживаются на стулья)

 Слайд сказочных героев « Мухи Цокотухи»  

2.     Театрализованное представление детьми   старшей  группы   экологической сказки   на новый лад  « Мухи – Цокотухи »

 Муха – Цокотуха  в городе жила                                                                                                                 Муха – Цокотуха,  модницей была,                                                                                  И любила Муха,   перстеньки, сережки                                                                                               Модные , красивые , красные сапожки.                                                                    И гуляла Муха вечером и днем,                                                                                       Хвасталась обновками – все ей нипочем!                                                                              Как то вечерком Муха нарядилась                                                                                   На прогулку  Муха, очень торопилась.                                                                                 Подошла тихонько к зеркалу она,                                                                              Улыбнулась, Муха,  и тут же обмерла…

« Ах, какие волосы!                                                                                                                           Ах, какая Кожа!                                                                                                                                   Мех, какой- то тусклый,                                                                                                          Да и ногти тоже!»

Опустив головку, Муха, побрела,                                                                                             Тихо, тихо   плача к доктору пошла.                                                                                         Сдвинув брови, доктор, к Мухе подошел:

« Что случилось,  Муха ?                                                                                                                Плачешь ты о чем?»

« Что со мной случилось?                                                                                                                 Что произошло?                                                                                                                                                    Почему такое странное лицо?                                                                                                  Глазки не сверкают,                                                                                                                 Зубки все болят                                                                                                                          Волос  выпадает,                                                                                                                  голос пропадает »

Доктор думал, думал                                                                                                                              И  Мухе говорит:

« Экология плохая – она здоровью и вредит!                                                                                                  Дым заводов затянул                                                                                                                    Все у нас вокруг.                                                                                                                                          Лес горит,                                                                                                                                         Земля кричит – помоги ей, друг!                                                                                                         Юг и север, полоса,                                                                                                                                                     Тают вопреки,                                                                                                                     Экология – больная,                                                                                                                          Человек – спаси!»

Отправляйся , Муха,    к другу Муравью,                                                                              Воздухом подышишь,   поможешь, что ему»

Побежала Муха, прямо на вокзал                                                                                                       И купила Муха , билет на аэроплан.                                                                              Полетела  Муха, прямо к Муравью                                                                                                   И сказала, Муха, другу своему:                                                                                              Будем  мы с тобою, друг, мой дорогой                                                                                        Землю нашу охранять, беречь ее, озеленять.»

« И всем землянам, наказ такой -                                                                                                          Беречь планету надо всем,                                                                                                                не только нам с тобой!»

 

3. Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. 

На каждую примету слайд  14   штук.

  1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
  2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).
  3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
  4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег – ( к оттепели).
  5. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
  6. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
  7. - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).                                                   8 . - Цветы перед дождем –  (пахнут сильнее).                                                                         9  - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).                                                                                10  - Ворона кричит зимой – (к метели).                                                                                      11  - Лягушки квакают – (к дождю).                                                                                                           12  - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).                                                                                           13   - Около луны звезда народилась – (к потеплению).                                                                                       14 . - Муравьи засуетились и дружно пошли дорожками к муравейнику -                         ( к дождю)

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

 4.  « Музыкальная   разминка». Угадай мелодию и текст песен о природе.  

     Слайд  - Два веселых гуся

     Слайд    - В траве сидел кузнечик

      Слайд       - Чунга – Чанга

    Слайд  -  Я  на солнышке лежу

    Слайд  -   Видеоролик-    На танцующих утят.  ( Предложить детям потанцевать танец « Утят» вместе с героями на экране)

 Я припасла для Вас не только музыкальные загадки, вот послушайте внимательно и отгадайте их. Правильный ответ вы увидите на экране.

 

В саду расцвел цветок
Ярко-алый огонек
На него ты погляди-ка
Это красная …
(гвоздика).    Слайд 

Над цветами кто-то летает
Сок цветочный собирает
В домик свой его несет
Из него готовит мед.
(Пчелка)    Слайд 

Летит цветок – яркая краса
Над цветком цветок тот пляшет
Веерками крыльев машет
Так прекрасен, так хорош
Но на клумбе не найдешь.
(Бабочка)    Слайд 

 Целый день летает,                                                                                                      Всем надоедает,                                                                                                                         ночь настанет,                                                                                                                                    Тогда перестанет      ( Муха)    Слайд 

 Разрешенья не спросил,                                                                                                       подлетел и укусил        ( Комар)    Слайд 

Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш)    Слайд 

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелек  
(Одуванчик)    Слайд 


Длинный тонкий стебелек
Сверху – алый огонек
Не растенье, а маяк –
Это ярко-красный …
(мак )  Слайд 

 

Воспитатель:

Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты

Дети: 

Мы не будем рвать цветы                              
Это капли красоты.
Пусть они растут, цветут
Радость нам они несут.

Ты, дружок,                                                      

Смотри не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижать ни птахи, ни сверчка,                      

Не покупай для бабочки сачка,

Люби цветы, леса,                                        

Простор полей -

Все, что зовется

Родиной твоей.

 

Любите родную природу-                                          Слайд 

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

 

На ней мы с тобою родились,                  

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей !

Воспитатель:  Ребята, вам понравилось занятие?                                                                                                       А что вам особенно понравилось, запомнилось?                                                                                                    Как вы будете относиться к природе, животным, насекомым?

                                                                                   



Предварительный просмотр:

Белик Рита Николаевна,

 воспитатель

             МБДОУ Детского сада  

№11 «Светлячок»

 Конспект - путешествие    по ознакомлению старших дошкольников с творчеством великого русского поэта А.А.Фета

 

                                                    (1820-1892)

 
Программные задачи:
1. Познакомить дошкольников с творчеством знаменитого поэта  А.А.Фета.  
2. Развивать поэтический слух детей.
3. Развивать связную, выразительную речь  при чтении стихотворений.
4. Формировать эстетический вкус у воспитанников средствами изобразительного и  музыкального искусства.
5. Воспитывать гордость, за творчество  поэта  А.А.Фета, знаменитого на весь мир.

Материал: портрет А.А.Фета, картина   «На рыбалке », картинка рыбки.

Видеоролик романса:   «Снова слышу голос твой..» и песня «Весна»                                           Видеоролики  стихотворений: « Я пришел к тебе с приветом» ,                                                                               « Ель рукавом мне тропинку завесила».                                                                                                                     Предварительная работа: разучивание детьми  стихотворений  А.А.Фета.

ХОД  занятия:

  1. «Музыка души»
  2. Звучит стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила». Видеоролик.
  3. Фото А.А.Фета.

 Ведущий: Сегодня нас ждет необычное, интересное путешествие в творчество великого русского поэта А.А.Фета. Обстоятельства его рождения покрыты тайной. Точная дата рождения до сих пор неизвестна, но поэт отмечал ее 5 декабря. Родился А.Фет в  1820 года в селе Новосёлки  Орловской губернии.

 Афанасий  в детстве всегда хорошо учился, а став взрослым,  получил   хорошее образование.  

 По его собственным словам, он  с детства любил стихи. Он разыскивал их, учил наизусть, сам очень рано стал писать.                                                                                        Ребята, как называют человека, который пишет стихи? ( Правильно – поэт.)  А.А.Фет был поэтом.                                                                                                    Наблюдая в детстве  за  жизнью,   зимними  развлечениями  детей и  поведением кошки,  он написал свое  первое  стихотворение – обращение к маме.

Мама! глянь-ка из окошка

Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой,
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"

 Ведущий:  Ребята, а как называют  человека, который пишет музыку?  ( Правильно – композитор.) Многие композиторы сочиняют музыку на понравившиеся им стихи, так одному композитору  так  понравилось стихотворение А.А.Фета                          «Кот поёт, глаза прищуря», что получилась вот такая песня.

 Кот поет глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
"Полно тут тебе валяться, -
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай".
Мальчик встал, а кот глазами
Проводил и все поёт;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.

Ведущий:  В своих чудесных стихах Афанасий Афанасьевич воспевал шелестящие рощи, яблоневые сады, росы,  звезды,  любовь и преданность  к Отчизне.
«Сколько раз в день в течение нескольких годов случалось мне каждое утро неторопливым шагом спускаться по тропинке от дома  в сад…  », - писал А.А.Фет.
Этим местам поэт посвятил такие проникновенные слова:                              
4.Видеоролик. « Я пришел к тебе с приветом»


Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом,
По листам затрепетало;

 Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся,
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью,
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду,                                                                                                       На меня весельем веет!                                                                                                                     Что не знаю сам,  что будет!                                                                                                     Петь! Но только песня зреет!

 Ведущий:  Жизнь живого мира природы также не стояла в стороне от его поэтических строк. Например, он в стихотворной форме так описывает рыбку в своем стихотворении «Рыбка», что кажется: вот она перед вами плещется в речных струях.

                                                                                                                                                5. Фото рыбки

Тепло на солнышке. Весна
Берет свои права;
В реке местами глубь ясна,
На дне видна трава.

…Чиста холодная струя,
Слежу за поплавком,-
Шалунья рыбка, вижу я,
Играет с червяком.

Голубоватая спина,
Сама, как серебро,
Глаза – бурмитских два зерна,
Багряное перо.
(Бурмитские зерна – крупный жемчуг).
• Как вы думаете, что описал в своем стихотворении «Рыбка» поэт?
(Рыбалку).

6.Фото- слайд  рыбалки.
• А вы любите с папами ходить на рыбалку? (Ответы детей).

Физкультминутка  игра  «Рыбак - рыбачок».
Дети стоят в кругу (они рыбки). Рыбак с «удочкой» (скакалкой) в руке стоит в середине круга и, произнося слова: «Рыбак, рыбачок, поймай рыбку на крючок!», проводит скакалкой по полу, под ногами играющих «рыбок», а те стараются подпрыгнуть, чтобы скакалка «Крючок» прошла под ногами и не задела «рыбку». Пойманная рыбка  выбывает из игры.

 Ведущий:  В   стихах А.Фета звучит   удивительная свежесть, искренность и еще что-то неуловимое, от чего так хорошо на душе!   Блаженство, наслаждение, восторг испытывают люди, читая его стихи. А.А.Фет пришел в этот мир, чтобы воспеть земную красоту –  Земную ночь   и находил необыкновенные краски, чтобы передать нам свой восторг.

                                                                                                                                                             7. Фото- слайды ночи.

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

 Ведущий: А. А.Фет, как очень наблюдательный человек, любил все времена года и  тонко замечал  все   явления и приметы природы, но больше всего А.А.Фет любил весну. Послушайте стихотворение  « Весна».      

8.Видео  « Весна».      

Это  утро, радость  эта,
Это  мощь и дня и света,
Этот  синий свод,
Это  крик и вереницы,
Эти  стаи, эти  птицы,
Этот   говор  вод,

Эти  ивы и берёзы,
Эти  капли - эти слёзы,
Этот  пух - не лист,
Эти  горы,  эти  долы,
Эти   мошки, эти  пчёлы,
Это  всё весна.  

Эти  зори без затменья,                                                                                                                                                                  Этот  вздох  ночей селенья,                                                                                                                                                                                     Это  ночь без сна,                                                                                                                               Эта  мгла и ночь постели,                                                                                                                     Эта  дробь  и  эти трели,                                                                                                               Это  все весна!                          

 
Ведущий:  Поэт очень любил весеннее обновление в природе и  весенний  дождь и именно ему -  он  посвятил свое прекрасное стихотворение. Послушайте.

Уж верба вся пушистая,
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая,
Повеяла крылом


Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.


Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

 Ведущий: Стихи о весне А.Фета светлые, радостные, звонкие слушая их,   хочется не только читать,   петь, но и играть. Предлагаю поиграть в игру ручеек 9.Видеоролик. Весна.     

10.  Фото осени.   Ребята, а какие приметы осени вы знаете?  Послушайте  стихотворение «Осень». 

Ласточки пропали,
А вчера зарей,
Все грачи летали,
Да как сеть мелькали,
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью втер  злится,
Да стучит в окно…

 Ведущий: Ребята, какие приметы осени прозвучали в этом стихотворении?    

А давайте мы с вами поиграем в игру «Кто больше соберет осенних листьев».

  Осень со словами: « Ветер веет, завевает, листья на  земь  он бросает.  Соберите листья все и конец моей игре.», разбрасываю  по залу осенние листья .  Дети по команде собирают их.   Подводятся итоги.

11. Фото - слайды зимы.  Ведущий:   А теперь будьте все очень внимательны,  послушайте   следующее  стихотворение  А.Фета  и скажите, о каком оно   времени года?

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Ребята, о каком  времени года это стихотворение? ( О зиме)

12. Фото- слайды  лета.  

 Ребята, а о каком времени года эти строки стихотворения?   

Сияют небеса, нетленные, как рай,
Далеко выгнулся земли померкшей край,
Прохлада вечера и дышит, и не дышит,
И колос, зреющий, едва-едва колышет…»    

 

Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,
Ветр ползёт лесною высью.
Слышишь ржанье по долинам?
То табун несётся рысью
.

    (Правильно о лете)

 Ведущий:  Известный композитор П.И. Чайковский, часто обращаясь  к стихам   А.А.Фета  говорил: «…Ему дана власть затрагивать… те  струны нашей души, которые недоступны художника . Это не просто поэт, скорее поэт – музыкант ».  На стихотворение  А.Фета « Снова слышу голос твой…»  П.И. Чайковский написал музыку и получился  романс -  сердечный, напевный, мелодичный, нежный, душевный.  Предлагаю вам его послушать  и посмотреть цыганский танец в исполнении девочек группы                    « Капитошка».

 В  заключении  хотелось бы заметить, что все произведения Фета пользуются огромной популярностью на протяжении вот уже целого столетия. Его стихи похожи на песни, а песни существовали всегда и шли из самого сердца, затрагивая душу слушателя!                                                                                        Стихотворения Фета   навсегда вошли в золотой фонд отечественной поэзии          .Подведение итога занятия                                                                                                                                                • О каком поэте   мы сегодня вели разговор?
• Что вам больше всего запомнилось из нашего занятия?
• Появилась ли у вас гордость за то, что А.А.Фет, как поэт,  известен  и  знаменит  на весь  мир?
 











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста

Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа.   Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребе...

Значение театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Театрализованная деятельность для детей дошкольного возраста». «Кто сказал: «Мяу!»

Цель: создание условия для развития творческой активности детей втеатрализованной деятельности.Задачи:Обучающие: формировать умение детей в игре перевоплощатьсяв сказочных героев.Развивающие: развиват...

Роль театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте

роль театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...