Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста.ция взглядов на качество дошкольного образования.
материал

Лукашевич Светлана Анатольевна

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 5 «Степнячок»

Тема: Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста.

Подготовила: Лукашевич С.А., воспитатель

 МБДОУ «Детский сад № 5 «Степнячок»

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования.

В современных условиях развития российского общества продолжается процесс модернизации образовательной системы. Существенным аспектом модернизационных процессов является осуществление комплекса мер по обеспечению высокого качества образования, обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Поэтому закономерно, что феномен качества образования становится предметом не только сферы управления, но и научных исследований.

Управление качеством возникло в начале XX в. и прошло в своём становлении несколько этапов, на каждом из которых реализовывались определённые идеи и подходы.

Проблема качества образования в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях:

понятие качества образования;

способы оценивания качества образования;

целостность системы и качество образования;

взаимодействие ступеней образования и его качество;

фундаментализация образования и его качество;

факторы, обусловливающие качество образования;

рыночная среда и качество образования;

информационные технологии, мониторинг и качество образования;

система управления качеством образования и др. ( 1 слайд)

Актуальным и правомерным, в данной связи, является рассмотрение данной проблемы в одном из имманентных компонентов системы – кластере дошкольного образования, что ставит вопрос о качестве образования детей дошкольного возраста. В данной связи особую задачу в современной психолого-педагогической науке представляет определение содержания данной дефиниции и разработка подходов к повышению качества    дошкольного образования. При этом необходимо отметить, что разработка данного понятия и его содержательное наполнение разворачивается в контексте решения ряда проблем, связанных с развитием самой системы современного дошкольного образования в РФ. Основные из них это: изменение статуса дошкольного образования; разработка образовательных стандартов; сохранение самоценности дошкольного периода развития

(2 слайд)

Цель – на основании теоретического анализа нормативно-правовой и научной психолого-педагогической литературы  рассмотреть эволюцию взглядов на качество дошкольного образования.

Задачи исследования:

1.  Раскрыть сущность понятия «качество дошкольного образования»;

2. Описать взгляды исследователей на управления качеством дошкольного образования;

3. Изучить современные подходы к качеству дошкольного образования. (3 слайд)

  1. Сущность понятия «качество дошкольного образования» (4слайд)

Рассмотрение эволюции подходов к управлению качеством позволяет сделать вывод о том, что её основу составляет изменение взглядов:

1.на объект управления качеством:

– от конечного продукта к целостному процессу его создания;

2.на сущность управления качеством:

 – от концепции обеспечения качества на основе контроля к концепции всеобщего обеспечения качества, в которой контроль выступает как звено целостной системы, включающей помимо него проектирование, исполнение и регулирование; от трактовки управления качеством с позиции производителя к трактовке с позиции потребителя;

3.на роль человека в процессе обеспечения качества:

 – от простого исполнителя до носителя качества;

4.на механизм управления качеством:

– от воздействия на отдельные факторы и условия улучшения качества к системно-комплексному использованию всей совокупности таких факторов и условий.

Закономерно возникает вопрос о возможности применения теории управления качеством в сфере дошкольного образования. А.В. Гличёвым выделены исходные условия, при которых возможно приложение основных принципов теории управления качеством к любому управляемому объекту. (5 слайд)

1.Наличие плановых значений параметров управляемого объекта. Применительно к дошкольному образованию это могут быть образовательные стандарты, образовательные программы, различные нормы и требования, зафиксированные в документах федерального и регионального уровней и т.п.

2.Неустойчивость управляемого объекта относительно заданных параметров.

Так как качество дошкольного образования определяется многочисленными факторами, которые даже в одинаковых условиях могут проявляться по-разному, то оно является динамической категорией, а, следовательно, подвержено переменам и заключает в себе возможность уклоняться от заданной программы.

3.Наличие средств, позволяющих обнаруживать и измерять отклонения объекта от заданного состояния.

В дошкольных организациях сотрудники регулярно осуществляют измерение и оценку качества образовательного процесса и его результатов, используя для этого имеющийся контрольно-оценочный инструментарий.

4.Наличие возможности влиять на объект управления с целью ликвидации возникающих отклонений от заданных параметров.

Качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов (6 слайд)

По мнению С.Г. Молчанова, качество образования – это совокупность его свойств или признаков как объекта. При этом каждый признак обладает количественными и качественными характеристиками. Следовательно, управлять качеством образования означает управлять его количественными и качественными характеристиками, делая их все более адекватными внешним «вызовам».

Итак, качество образования определяется как нормативный уровень, которому должен соответствовать определенный образовательный продукт. При этом понятие «качество дошкольного образования трактуется специалистами как многогранный и многоаспектный феномен».

Так, характеризуя дошкольное учреждение как целостную динамическую систему, Л. М. Денякина, Л. В. Поздняк предлагают рассматривать качество образовательного процесса многогранно 

Разносторонность взглядов на качество образования (7 слайд)

с точки зрения детей

интерес к обучению

с точки зрения родителей

эффективность обучения

с точки зрения воспитателя

оценка труда, успешные результаты индивидуального обучения, психическое и физическое здоровье детей

с точки зрения руководителя

эффективность деятельности каждого педагога, индивидуальный прогресс каждого воспитанника

В исследованиях Н. А. Вераксы выявлено, что качество дошкольного образования зависит от многих причин и факторов. В их числе: состояние финансирования дошкольных образовательных учреждений на современном этапе; совершенствование содержания дошкольного образования в условиях его вариативности; построение преемственности, непрерывности содержания дошкольного и начального общего образования; кадровое обеспечение дошкольного образования.

При этом ученый утверждает, что качество дошкольного образования как процесс и понятие постоянно находится в развитии, а значит, не может быть статическим и неизменным. Оно зависит от нужд, запросов и потребностей общества, политики государства в области образования, изменения условий финансирования и качества образовательных услуг, которые будут насыщать рынок, т. е. товара, удовлетворяющего потребности и запросы общества.

Разрабатывая проблемы научно-методического обеспечения качества дошкольного образования, М.В.Крулехт обращает внимание на соответствие качества дошкольного образования целям воспитания и развития детей дошкольного возраста, образовательному стандарту, запросам потребителей образовательных услуг.

Таким образом, управление качеством образовательного процесса, по сути, является основным предметом управленческой деятельности на всех уровнях системы дошкольного образования.

Развитие системного подхода к управлению качеством берет свое начало с разработки стандартов качества продукции. Под «качеством продукции» понимается совокупность потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя (в моем случае потребителем является социум, точнее – семья, родители воспитанников). Набор этих качеств определяют стандарты. Затем выбирают эталоны качества, и достигнутое качество сопоставляется с эталоном.

Качество дошкольного образования – такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. Качество работы дошкольной образовательной организации зависит от: (8 слайд)

1.От качества работы воспитателя.

2.От сложившихся в педагогическом коллективе отношений.

3.От условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов работы с детьми.

4.От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении – это управляемый процесс. Поэтому в основе перечисленных выше составляющих «качества» можно выделить два подхода к управлению качеством.

Один – через управление всем педагогическим процессом и его составляющими. Другой – через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем.

Выделив эти, пожалуй, основные позиции, можно утверждать, что качество – это результат деятельности всего коллектива, который определяется двумя позициями: как организован педагогический процесс в детском саду; как ребенок (дети) в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями. Следовательно, качество работы дошкольной образовательной организации – это и процесс, и результат.

Выделив эти, пожалуй, основные позиции, можно утверждать, что качество – это результат деятельности всего коллектива, который определяется двумя позициями: как организован педагогический процесс в детском саду; как ребенок (дети) в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями. Следовательно, качество работы дошкольной образовательной организации – это и процесс, и результат.

В целом специалисты утверждают, что качеством образования можно управлять, поскольку оно является главным показателем состояния, эффективности оптимальности системы школы или детского сада, Управление качеством есть управление по свойству качества, через качество и посредством качества как состояния системы в целом, так и отдельных её элементов, на которые можно влиять как извне, так и изнутри.

Таким образом, мы определили 4 базовых подхода к качеству дошкольного образования: (9 слайд)

Аксиологический подход– анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования.

Социокультурный подход – определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно-пространственным миром.

Компетентностный подход– компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую — школьную жизнь

Системный подход – оценка качества дошкольного образования, рассматриваемая как сложная многоуровневая система, каждый уровень которой имеет свой объект оценки, предполагает использование многоуровнего подхода.

Синергетический подход– на   первый   план   должны выдвигаться ценностно-смысловой и креативный компоненты содержания управления, где сотрудничество, сотворчество, самоуправление и соуправление.

Современные технологии в развития детей дошкольного возраста.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв). (10 слайд)

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. 

  Основные требования (критерии) педагогической технологии:

К числу современных образовательных технологий можно отнести: (11 слайд)

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ»
  • технологии предметно – развивающей среды
  1. Здоровьесберегающие  технологии

Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы: (12 слайд)

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 
  • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
  • подвижные и спортивные игры
  • контрастная дорожка, тренажеры
  • стретчинг
  • ритмопластика
  • релаксация
  • Технологии обучения здоровому образу жизни. (13 слайд)
  • утренняя гимнастика
  • физкультурные занятия
  • бассейн
  • точечный массаж (самомассаж)
  • спортивные развлечения, праздники
  • День здоровья
  • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
  • Игротренинги и игротерапия
  • Занятия из серии «Здоровье»

Коррекционные технологии (14 слайд)

  • технология коррекции поведения
  • арттерапия
  • технологии музыкального воздействия
  • сказкотерапия
  • технология воздействия цветом
  • психогимнастика
  • фонетическая ритмика

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. 
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. 
Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

    Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных технологий социального развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Качественным инструментом модернизации дошкольного образования являются социальные технологии, которые по ряду параметров (обратимости во времени, цикличности, информационности и др.) выгодно отличают...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматрив...

педсовет "Использование современных технологий в развитии детей дошкольного возраста"

форма проведения педсовета в режиме «дискуссии» для  стимулирования активности и повышения компетентности педагогов ДОУ по вопросу использования современных педагогических технологий ...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Представлены методы технологии ТРИЗ (метод составления загадок и работа с пособием круги Луллия)....

Мастер класс «Развитие креативного мышления, как одна из современных технологий в развитии детей дошкольного возраста»

С приходом обновленной системы дошкольного  образования, перед педагогом стоит задача воспитать дошкольника «нового поколения» с творческим или креативным мышлением.Безусловно, врожде...

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка пр...

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей....