Педсовет «Современные подходы к организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
материал

Пузанова Елена Владимировна

Педсовет

«Современные подходы к организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет

«Современные подходы к организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

 Форма проведения: с использованием квест-игры

Цель педагогического совета: Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования инновационных подходов к построению речевого пространства. Проанализировать состояние работы по речевому развитию детей в ДОУ, наметить пути совершенствования в данном направлении. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников

Повестка:

1. Актуальность «Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

2.  Мини-игра «Речь педагога особенна»

3. «Методики и технологии работы над развитием речи дошкольников:

3.1. «Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития. Игры, влияющие на речевое развитие детей.»

3.2. Методика обучения диалогу детей 6-7 лет в образовательном процессе.

3.3. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников.

4. Квест-игра «Путешествие по технологиям обучения развитию речи дошкольников»

5. Итоги тематического контроля в направлении речевого развития воспитанников.

6. Награждение по результатам конкурса «Лучший речевой уголок».

7. Решение педсовета.

8. Разное.

 

1.     Вступительное слово:

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С. Выготский.      

    Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира.

Известно, что речь – необходимый компонент общения.   Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль.

Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена основная образовательная область -«Речевое развитие».

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного возраста.

Условия успешного речевого развития.

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

1. Педагоги должны побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, а также, побуждать детей к речевому общению между собой.

2. Педагоги должны обеспечивать развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями: следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения); наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

3. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей: условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность; помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них; обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

4. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

5. Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей: поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания; организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

6. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

7. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями: стимулируют детей комментировать свою речь; упражняют в умении планировать свою деятельность.

8. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

9.  Педагоги поощряют детское словотворчество.

10. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.

Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Взрослые, пользующиеся разговорным стилем, не осознают своей фонетической небрежности. Между тем они должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения,

Особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл.

Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь.

2.  Мини-игра «Речь педагога особенна»

Упражнение – тренинг «Ударение»: педагогам раздаются листочки с записанными словами, им необходимо расставить ударение.

Слова: Каталог, красивее, петля, свекла, сироты, цемент, позвонит, начала, начался, простыня, звонишь, алфавит, аргумент, договор, досуг, звонит, каталог, квартал, начать, петля, процент, танцовщица, ремень, избаловать.

Упражнение  «Исправь ошибки».

«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистю свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».

Упражнение – викторина «Почувствуй разницу».

«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать)______________, куртку стала _____________, шапку стала________________. А потом стала сына (надевать или одевать) ___________________.

Надевать что-то, одевать –кого-то.

Поговорим об интонационной выразительности. Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.

3. Методики и технологии работы над развитием речи дошкольников.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

·        воспитания звуковой культуры речи,

·        обогащения, закрепления и активизации словаря,

·        совершенствования грамматической правильности речи,

·        формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи,

·        воспитания интереса к художественному слову,

·        подготовки к обучению грамоте.

Для решения данных задач педагогами используются различные методы и приемы.

Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей.

Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных технологий и методик.

Совокупность определенных методов и приемов могут образовывать методику или технологию. Некоторые методики и технологии мы с вами применяем уже давно, без которых невозможен образовательный процесс. Все мы знаем, что обучать детей дошкольного возраста необходимо через игру, т.к. она является ведущей деятельностью детей.

4.1. Выступление «Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития. Игры, влияющие на речевое развитие детей».

4.2. Выступление «Методика обучения диалогу детей шести-семи лет в образовательном процессе ДОУ».

 

4.3. Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Для себя я отметила один интересный метод, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи. Это работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат, также может использоваться для закрепления изученной темы, являться диагностическим инструментом и носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление) и кроме всего, является игровым приемом.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

Основные правилам составления синквейна:

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно это существительное.

Схематически модель синквейна выглядит так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Социально -коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов в детском саду ,разрешение задач образовательной области " Социально-коммуникативное развитие".Совершенствование знаний педагогов о...

Организация сенсорной деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования в ДОУ

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ

Особое место в системе дошкольного образования занимает взаимодействие дошкольной организации и семьи, которое обеспечивает повышение педагогических возможностей семьи, оказывает влияние на изменение ...

Открытое итоговое занятие в старшей группе в рамках Педагогического совета « Современные подходы в организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» На тему: «Продуктовый магазин , звуки [Г],[Г’]»

13.02.2020г. Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе « звуки [ Г ] [ Г`]» Воспитатель : Ермоленкова Виктория ВикторовнаТема: Звук Г-Гь .Цели заняти...

Педагогический совет на тему: «Современные подходы к организации речевого развития детей дошкольного возраста»

Цель педагогического совета: Обновление и актуализация знаний воспитателей в организации речевого развития детей дошкольного возраста».   Задачи:  • сформирова...

Презентация к выступлению на педсовете по теме: "Современные подходы к организации речевого развития детей дошкольного возраста" 2024 г.

Презентация к выступлению на педсовете по теме: "Современные подходы к организации речевого развития детей дошкольного возраста" 2024 г....