Педагогический практикум "Экспериментирование – одна из форм развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Коннова Ирина Николаевна

Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

  • систематизировать знания педагогов по развитию исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
  • развивать навыки и умения экспериментирования и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми
  • стимулировать развитие творчества и инициативы
  • вызвать желание сотрудничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_praktikum.docx932.4 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический практикум
"Экспериментирование – одна из форм развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

  • систематизировать знания педагогов по развитию исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
  • развивать навыки и умения экспериментирования и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми
  • стимулировать развитие творчества и инициативы
  • вызвать желание сотрудничества

Планируемые результаты:

  • педагоги повысят методическую и педагогическую грамотность в области детской экспериментально-исследовательской деятельности
  • у участников мастер-класса появится желание применять полученные знания на практике

Содержание педагогического практикума:

  • Актуальность темы
  • Презентация «Детское экспериментирование»
  • Практическая часть
  • Рефлексия

Входя в зал, участники берут из корзин магниты жёлтого или зелёного цвета.

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги. Входя в зал, вы выбирали магниты жёлтого или зелёного цвета. Они будут нашими помощниками. Разделимся на 2 группы: занимайте места за столом, где наклеен круг, соответствующий цвету вашего магнита.

Ведущий: Уважаемые коллеги, поднимите руку те, для кого экспериментирование является увлекательным и естественным процессом. Улыбнитесь те, кто хоть раз экспериментировал со своей внешностью. Хлопните в ладоши те, кто любит экспериментировать на кухне. Мы все такие разные. Но всё же нас объединяет одно, так или иначе мы все экспериментаторы. Педагогический процесс-один большой и интересный эксперимент, результатом которого является полноценная и насыщенная жизнь ребёнка.

 

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

                                                                                 В.А. Сухомлинский

Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку.  

                                                                                    Д.И. Писарев

Актуальность.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Одним из ведущих методов познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является экспериментирование. Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую. Педагогам важно в детском саду создать условия для познавательного развития ребенка через самостоятельное добывание и применение знаний об окружающем мире, чтобы развивать «…интерес детей, любознательность, познавательную мотивацию» для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследования предоставляют возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать.

Роль экспериментирования в развитии ребёнка – дошкольника.

Опыты и эксперименты способствуют:

  • формированию у детей познавательного интереса;
  • развитию наблюдательности, мыслительной деятельности;
  • развитию творческих способностей;
  • ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • расширению кругозора детей;
  • поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
  • обогащению словарного запаса;
  • формированию трудовых навыков;
  •  воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

Детство — неповторимый этап в развитии личности. Полноценной и насыщенной жизнь ребёнка будет в том случае, если, чувствуя себя активным деятелем, открывая что-то новое, он будет приобщаться к опыту взрослых.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Знание, добытое самостоятельно, всегда является осознанным и прочным, недаром китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».

Ведущий: Коллеги, предлагаю вам посетить нашу фото-выставку.

Фото-выставка «Юные экспериментаторы»

(Приложение)

Формы экспериментальной деятельности:

наблюдения, эксперименты, проблемные ситуации, комплексные и интегрированные занятия, беседы, метод проектной деятельности, игры-экспериментирования.

Вывод:

«Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».  

                                                                                       К.Е. Тимирязев

Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы, что является залогом успешной учёбы ребёнка в школе.

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого».   
                                                                      Антуан де Сент-Экзюпери

Ведущий: Уважаемые педагоги, предлагаю вам включиться в работу и выполнить задания, ответить на вопросы.

Задания для педагогов «Мозговой штурм».

1задание «Найдите определение опыта и эксперимента»

  • Опыт —основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации этих задач можно использовать специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.
  • Эксперимент — метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его.

Отличие опыта от эксперимента

  • последовательность — эксперимент подтверждает или опровергает гипотезу, а опыт закрепляет её на практике;
  • множественность — единичное исследование называют экспериментом, множественное — опытом;
  • цели — до проведения эксперимента ставят цель, опыт может осуществляться спонтанно.

2 задание: «Этапы экспериментирования»

  • постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;
  • определение цели;
  • выдвижение гипотез;
  • проверка предположения (проведение опытов);
  • если гипотеза подтвердилась, то делаются выводы, если нет — возникает новая.

3 задание: «Способы мотивации»

сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, ситуация выбора, мотив помощи, интрига, тайна, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением, новизна

4 задание: «Формы работы по экспериментальной деятельности»

  • занятия - путешествия;
  • беседы познавательно-эвристического характера;
  • проектная деятельность;
  • прослушивание аудиозаписей;
  • дидактические и развивающие игры, упражнения; сюжетно-ролевые игры;
  • решение занимательных задач, проблемных ситуаций;
  • эксперименты и опыты,
  • наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы;
  • экскурсии и целевые прогулки;
  • работа в уголках природы;
  • акции добрых дел;
  • коллекционирование;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях;
  • создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет;
  • создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, (в уголке природы, в лаборатории и др.);
  • совместное творчество детей и родителей (мини выставки).

5 задание: «Оформление результатов экспериментирования»

  • В виде схем-моделей, мнемотаблиц, календарей (погоды, природы), дневников наблюдений, составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении), фотографии, схематические зарисовки.

6 задание: «Уголок экспериментирования»

  • наборы для опытов с инструкциями-картинками;
  • игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
  • различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
  • измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
  • инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
  • другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
  • писчие принадлежности для фиксации результатов.

                    Игра «Объясни скорее» (от детей)

  • Место, где делают эксперименты. Там какие-то жидкости, стоит много всяких баночек. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. Там изобретают что-то. Всем очень интересно, Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ)
  • Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень маленькое, оно становится большим. Можно и микробы увидеть. Он похож на бинокль. (МИКРОСКОП)
  • Это такая стеклянная трубочка, в неё что-то наливают, в ней всё булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)
  • Когда что-нибудь очень маленькое, а через неё всё становится большим. У неё есть стекло и ручка. (ЛУПА)
  • Когда хотят что-то узнать, то специально устраивают его, а потом смотрят, что получилось. Бывает, всё получится, а иногда не получается. Делают его, пока не получится. Это интересно и весело. (ЭКСПЕРИМЕНТ)

7 задание: «Классификация экспериментов»

  • По характеру объектов, используемых в эксперименте:
  • Опыты с растениями
  • Опыты с животными
  • Опыты с объектами неживой природы
  • Опыты, объектом которых является человек
  •  По месту проведения опытов:
  • В групповой комнате
  • На участке
  • В лесу, в поле
  • По количеству детей:
  • Индивидуальные
  • Групповые (5 – 10 детей)
  • Коллективные (вся группа)
  • По причине их проведения:
  • Случайные
  • Запланированные
  • Поставленные в ответ на вопрос ребенка

8 задание: «Структура занятия-экспериментирования»

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования и его размещение с детьми в зоне исследования.
  • Выполнение эксперимента под руководством воспитателя.
  • Наблюдение и Фиксирование результатов эксперимента.
  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

9 задание: «Алгоритм подготовки к проведению эксперимента»

  • Выбор объекта исследования.
  • Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов).
  • Определение тематики эксперимента.
  • Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  • Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей, изучаемой темы.
  • Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
  • Подготовка к фиксации результатов эксперимента в различных формах (таблицы, модели) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам эксперимента.

10 задание: «Кто больше»

  • Приведите примеры использования опытно – экспериментальной деятельности на занятиях по ФЭМП, ИЗО, физкультуре, развитию речи и т.д.
  • ФЭМП-- измерение длины, объёма с помощью условной мерки, расстояние между предметами, упорядочивание предметов по размеру и массе.
  • художественно – эстетическое развитие -- смешивание красок, рисование раздуванием капли, рисование мылом.

             Мини-лаборатория «Юные экспериментаторы»

Ведущий: Опыты напоминают детям сказочные фокусы. Поэтому они так интересны и вызывают много положительных эмоций. Я предлагаю вам посмотреть на волшебный мир экспериментирования глазами детей и приглашаю в мини-лабораторию «Юные экспериментаторы». Нас ждут фокусы с проблемными вопросами, ответить на которые необходимо при помощи опытов.

Правила безопасного поведения в лаборатории

  • Одеваем белые халаты, перчатки
  • Предметы и материалы для опытов брать с разрешения педагога
  • Аккуратно обращаемся с инвентарём, экспериментальным материалом
  • Не шумим – этим мы мешаем другим
  • Соблюдаем порядок

                           Сюрпризный момент.

Ведущий: К нам прилетел Карлсон. Всем известно, что он лучший в мире экспериментатор. Карлсон приготовил задания для педагогов: просит объяснить научную природу опытов.

                        Практическая часть.

Задание для педагогов: Объясните научную природу данных опытов.

Опыт № 1«Кувшинки»

Материал:

1. Бумажные цветы.

2. Ёмкость с водой.

3. Карандаши.

Я предлагаю вам понаблюдать за процессом, как распускаются кувшинки. Возьмите цветок с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите цветок на воду лепестками вверх. Надеюсь, мы увидим разницу в бумаге. Ждём, наблюдаем за цветами. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Почему это происходит?

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, лепестки раскрываются. Наблюдая за цветами, сделанными из разной бумаги, могут проследить, какие раскроются первыми, а какие последними. Быстрее раскрываются кувшинка из тонкой бумаги, чем из плотной бумаги.

Опыт №2 «Спасательный жилет»

Материал: мандарины, вода, стаканы.

У меня мандарин без кожуры, а у вас в кожуре. Какой тяжелее? (в кожуре)

А теперь отгадайте, какой из мандаринов утонет быстрее — в кожуре или без нее? (ответы)

Процесс: Опускаем мандарины в воду. Что произошло? (мандарины в кожуре плавают, хотя они тяжелее, а мандарин без кожуры утонул)

- Почему так получилось? (Ответы)

Несмотря на то, что мандарин в кожуре, тяжелее, он всё рано будет продолжать держаться на воде, ведь в его кожуре есть много пузырьков воздуха, как в спасательном жилете или надувном круге, которые выталкивают тонущий мандарин на поверхность воды.

Вывод: В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность.

Опыт№ 3«Сухой из воды»

Материал: стакан, салфетка, вода.

Скажите, можно ли выйти сухим из воды? (ответы)

Процесс: Предложить педагогам выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку.

Коллеги объясняют, что воздух в стакане помешал воде намочить салфетку.

- Что произойдет с салфеткой, если стакан наклонить в воде (из него выйдет воздух, его место займет вода, салфетка намокнет)

Опыт №4 «Тучка с дождём»

Эксперимент позволит узнать, как устроены облака и как появляется дождь.

Материал:

1. Стакан.

2. Пена для бритья или мусс для фиксации волос.

3. Вода.

4. Жидкий пищевой краситель (можно заменить гуашью, разбавленной в воде).

5. Пипетка.

1. Для этого очень красивого эксперимента наливаем в стакан воду, но не доливаем до краев, оставив место для облака (для этого можно фломастером пометить границу, чтобы ребенку было понятно).

2. Сверху воды, аккуратно выдавите из флакона пену для бритья или мусс для фиксации волос (не очень плотно, чтобы «дождик» быстро появился). Прозрачная вода — это атмосфера. Облако– это большое скопление мелких капель воды.

Набирайте в пипетку немного пищевого красителя синего цвета и капайте сверху на пену. Наблюдайте: из белых «тучек» скоро пойдёт дождь!

Вывод: (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю) Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.

Опыт№5 «Многослойная жидкость»

Материал: фруктовый сок, растительное масло, спирт, высокая стеклянная ваза.

Процесс: Налейте на дно вазы сок, затем постепенно влейте растительное масло, по стенке вазы. Добавьте в спирт краску или пищевой краситель любого цвета, чтобы было интересней, и налейте его поверх масла в вазу. Вы увидите, что жидкости не смешались и можно наблюдать красивую трёхслойную палитру!

Опыт №6 «Салют»

Материал:

- лимонная кислота

- пищевые красители

- сода

- стаканчики

- вода

- тарелка.

Проведение:

Развести в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя тёплой водой. Подождать пока растворится кислота, чтобы не было осадка. На тарелку рассыпаем ровным слоем соду. Аккуратно капаем из стаканчиков по очереди разноцветную жидкость на соду и наблюдаем за разноцветным фейерверком над тарелкой.

Вывод: цветная вода с лимонной кислотой попадая в соду вызывает химическую реакцию- выделение углекислого газа и воды. Эту реакцию в данном опыте мы наблюдаем в виде цветной пены. 

Опыт№7 «Лавовая лампа»

Что нужно: Высокая емкость

                      Вода

                      Масло растительное

                      Соль

                      Краситель

Выполнение: Наливаем воду на 2/3 от общего объема емкости. Остальные 1/3 заливаем маслом. Но если вы возьмете ровные пропорции, то будет только зрелищнее. Капните несколько капель жидкого красителя (сыпучий компонент лучше предварительно развести в воде). Начинаем бросать по 5 г соли (примерно 1 ч. л.), которая и будет вызывать образование пузырьков. Чем чаще будете ее бросать, тем больше будет пузырьков

Объяснение: Масло легче воды, но вода легче соли. При попадании соль захватывает капли масла и опускает их на дно. Но когда кристаллы растворяются, то эти капли поднимаются. Краситель создает более зрелищный эффект.

Опыт № 8. «Цветные узоры на молоке»

Материал: Молоко, тарелка, пищевой краситель, ватная палочка, моющее средство.

Ход выполнения:

  1. Наливаем в тарелку молока
  2. Добавляем любые красители (разных цветов). Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
  3. Ватную палочку окунаем в любом жидком мыльном средстве, ставим ее в некоторых местах на молоке
  4. Оно начинает двигаться, а цвета смешиваться

Объяснение: Молекулы моющего средства вступают в реакцию с частицами жира в молоке, заставляя их перемещаться. Они как бы расходятся от молекул моющей жидкости. По этой причине обезжиренный продукт не подходит.

Ведущий: Готовы сделать пушистый, холодный и очень мягкий снег? Ингредиенты простые и доступные. Никаких опасных составляющих! Рецепты легкие. Чтобы сделать снег своими руками, вам нужно тщательно перемешать между собой следующие компоненты:

Опыт№9«Снег»

*Снег из ПВА и крахмала

Материал:

2 столовые ложки крахмала,

2 столовые ложки ПВА,

2 столовые ложки серебряной краски.

Процесс: смешиваем все материалы. Мы получили отличный снег для объёмного украшения любой поделки для детского сада или декора предметов интерьера.

*Снег из крема для бритья

Материал:

кукурузный крахмал,

крем для бритья,

блёстки.

Процесс: смешиваем все материалы. Снег готов.

*Снег из кукурузного крахмала

Материалы:

3 стакана кукурузного крахмала

1/2 стакана растительного масла

Важно: присутствие масла в рецепте затрудняет уборку после игры!

Процесс: Замешиваем ингредиенты очень тщательно, можно также взять венчик. В результате получаем хрустящий, приятный на ощупь, живой снег.

Рефлексия

  • Все ли вам было понятно в содержании практикума?
  • Полезна ли была вам данная информация?
  • Что было интересно, неинтересно?
  • Прикрепить магниты: интересная и полезная информация - чаша знаний; бесполезная, неинтересная информация -мусорная корзина; информация интересная, но надо усовершенствовать- отправляем на переработку.

  

                  Буклет «Нескучные эксперименты»

 

Ведущий: Уважаемые коллеги, надеюсь, что наша встреча была плодотворной.

Закончить её хочется притчей: «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» — то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец неправ и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках».  В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

Информационные источники:

  • Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ сост. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  • Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
  • Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.:ТЦ Сфера, 2004.
  • Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, - СПб.: Питер, - 2000, - 512 с.
  • https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-v-dou-po-fgos.html
  • https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/2103


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания» ...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые пре...

Экспериментирование – одна из форм развития познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «...