Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

"Самое лучшее открытие-то, которое ребенок делает сам"!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozn.deyat_.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ральф У. Эмерсон

«Любознайка», «Почемучка» - так можно назвать любого современного ребенка. Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия.

Сегодняшний день, наше государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения в отношениях с окружающим миром, социально подготовленным к взрослой жизни.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. 
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование  имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в нашем детском саду используются различные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы, экскурсии, лабораторные работы, мультимедийные презентации, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты и т. Д

Я считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. 

Цели экспериментирования - это:

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.  

Приведу некоторые практические примеры из опыта работы.

«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Цель: выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). Формирование навыков слухового восприятия.

Материалы и оборудование: пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев, иллюстрации комара и шмеля.

Ход экспериментирования

Проведите пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определите, одинаковый ли звук. Обратите внимание на частоту зубьев и размер расчески. Расскажите детям от чего зависит частота звука: « У расчески с крупными и редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий. У расчесок с частыми мелкими зубьями звук тонкий и высокий».

Рассмотрите иллюстрации комара и шмеля. Определите их величину. Попробуйте вместе с детьми изобразить звуки, которые издает комар: звук тонкий, высокий - «зззз». Затем изобразите звук, который издает шмель: звук низкий, грубый, звучит как «жжжжж».

Вывод. Комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

Источник: О.В. Дыбина и др. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».

« Купим Васе обувь»

Цель:

  • познакомить со свойствами кожаной обуви;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • научить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала, из которого изготовлен предмет и способом его использования;
  •  воспитывать уважение к труду человека.

Материалы и оборудование:

обувь из дерева, ткани, глины, лапти, ботинки из кожи, кожаный мешочек.

Ход экспериментирования

Представьте куклу-мальчика, которого зовут Вася. Обратите внимание на то, что он грустный, так как у него порвались ботинки. Попросите ему помочь: «Где можно взять новые ботинки? (ответы детей). Из каких материалов шьют обувь? (называют) Почему не делают обувь металлическую?»

Рассмотрите разные виды материалов и сравните их.

Рассмотрите  с детьми виды обуви, обсудите качество.

«Как вы считаете, какая обувь самая прочная? Самая удобная? Говорят, кожаная обувь не пропускает воду. Правда ли это? Сейчас проверим».

В мешочек из кожи налейте воду и следите за происходящим.

Можно поиграть в игру «Да-нет». Взрослый называет предметы. Если их можно изготовить из кожи, дети говорят «да», если нельзя - «нет».

Вывод. Кожаная обувь легкая, крепкая, нога в ней «дышит», самая удобная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...

"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Что за чудо этот сок?!".

Данная работа посвящена познавательной, опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития по...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...