"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Надежда Борисовна Сиверскова

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.

Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длинный бумажный лист на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время»

Основной развивающей задачей исследований – путешествий является освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему)

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_reka_vremeni_siverskovoy.pdf1.17 МБ
Microsoft Office document icon tekst_k_slaydam.doc41 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Современные технологии развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольников

СЛАЙД 2

К познавательно-исследовательской деятельности относятся:

 I.  Опыты (экспериментирование)

II.  Коллекционирование (классификационная работа) 

III.  Путешествие по карте

IV.  Путешествие по «реке времени»

  1. Прошлое и настоящее  человечества (историческое время) в «метках»    

      материальной   цивилизации.

  1. История  жилища и благоустройства.

СЛАЙД 3

Меня, как педагога, заинтересовал один из типов детского исследования - путешествие по “реке времени”. Эта технология направлена на упорядочение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: жилища, транспорта..). Она интересна  тем, что во время таких “путешествий” дети становятся более раскрепощенными в общении, внимательными, активными и любознательными. Я изучила рекомендации Н.А. Коротковой в пособии “Организация воспитательно-образовательного процесса в старших группах детского сада”

СЛАЙД 4

 Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Помочь ребенку «увидеть» музей вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни возможно, используя технологию «Путешествие по реке времени», описанную в пособии Н.А. Коротковой «Организация воспитательно-образовательного процесса в старших группах детского сада». Огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

СЛАЙД 5

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

СЛАЙД 6

Остановка «Древность» -  это эпоха древнего мира первобытных людей

СЛАЙД 7

Остановка «Старина» – это мир средневековья и чуть позже

СЛАЙД 8

Остановка «Наше время» -  современный мир

СЛАЙД 9- 10

Вместе с детьми мы отправляемся в прошлое и настоящее предметов, таких как жилище людей, бытовых предметов. Начинается работа с самого доступного для дошкольника — обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину», и еще раньше — в «древности». Из подобранных картинок дети выбирают подходящие и вставляют в кармашки соответствующих «остановок». Дети не приклеивают картинки, а вставляют в кармашки, что позволяет многократно работать с пособием «Река времени».

СЛАЙД 11

Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникам, в своей работе я использовала следующие методы:

             Словесный метод.

В работе с пособием нам помогают рассказы, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.

Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

СЛАЙД 12 - 13

 Наглядный метод.

Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.

Использование видеофильмов и диафильмов, показ презентаций.

Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

СЛАЙД 14 - 15

 Практический метод.

Проводим  игры- эксперименты, например, чем лучше писать палочками на глиняной доске или ручкой на бумаге, светлее при свече или при электрической лампочке.

СЛАЙД 16, 17, 18

 Игровой метод.

Дети помогают придумывать дидактические игры такие как: « Вчера, сегодня, завтра», « Найди пару», « Какой предмет лишний», « Собери картину». Игры систематизировали и углубили знания детей о прошлом и настоящем времени. Умение ориентироваться в прошлом и настоящем предметов развиваем в играх с мячом, например, я называю предмет из прошлого и бросаю мяч одному из детей, тот, кто поймал мяч, называет предмет настоящего времени: веник- пылесос, пещера – дом, костёр- плита и т.д. Сюда же входят элементы театрализованной деятельности, что даёт возможность ребёнку «прожить» то, о чём он узнал.

СЛАЙД 19

Подбор методов и приемов основывался на следующих принципах при ознакомлении детей с различными историческими эпохами:

- Принцип доступности, который предполагал отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.

- Принцип наглядности предусматривал подбор демонстрационного и раздаточного материала.

- Принцип эмоционального восприятия информации позволял использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

СЛАЙД 20

      Соблюдая требования в создании условий в предметно-развивающей среде мы  взаимодействовали  с семьями воспитанников.

Подбирали иллюстрации с изображением предметов быта, одежды, посуды;

шили костюмы для постановки спектаклей.

СЛАЙД 21

Данный опыт работы показывает, что технология “путешествие по реке времени” дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно“река времени” способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Дети стали более открытыми, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать.

        Применение технологии в практике будет, на мой взгляд, приносить ощутимые результаты в познавательном развитии старших дошкольников.

СЛАЙД 22

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Главной целью экологической работы нашего сада  – развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, становление начал экологической культуры.Экологическая троп...

Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Главной целью экологической работы нашего сада  – развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, становление начал экологической культуры.Экологическая троп...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста....