Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Что за чудо этот сок?!".
методическая разработка

Крохалева Екатерина Владимировна

Данная работа посвящена познавательной, опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение окружающего мира посредством наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности, дидактических игр и игровых ситуаций.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что за чудо этот сок, проект28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный познавательно - исследовательский проект для детей дошкольного возраста «Что за чудо этот сок?!»

Актуальность

     Выбор темы познавательно-исследовательского проекта «Что за чудо этот сок?!» не случайный.

     Кто из детей не любит сок?! Пожалуй, практически  не найдешь такого ребенка, конечно, вкусы наших малышей различаются, кто-то любит яблочный, кто-то ягодный, кто-то с мякотью, а кто-то без, но сок любят все дети - и это правда!

     В детском саду второй завтрак - чай с соком, еще год назад это был просто сок и, тем не менее, стоит посмотреть на горящие глаза детей, когда они слышат: «Ребята, принесли чай с соком», их радости нет предела!

     Уверена, что и узнать, откуда берется сок, какой он бывает, проводить опыты с ним, всем ребятам и нашим малышам будет очень интересно!

     Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» поэтому очень важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

     Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

     Реализация проекта позволит:

- разработать цикл занятий и мероприятий по познавательной и опытно-экспериментальной деятельности;

- расширить и систематизировать знания детей о соках, овощах и фруктах, окружающей среде;

- обогатить предметно-развивающую среду в группе;

- привлечь родителей к жизни группы.

Целеполагание

Цель проекта:

Расширить знания детей об окружающем мире через познавательную, опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, развивать речь, воспитывать трудолюбие, приобрести практические навыки, которые пригодятся в повседневной жизни.

Задачи проекта:

- сформировать знания, из чего получают сок - из объектов живого или неживого мира;

- сформировать и закрепить понятия детей об овощах и фруктах и месте их произрастания;

- закрепить сенсорные понятия цвета, формы, структуры  предмета через поисково-исследовательскую деятельность; 

- познакомить со свойствами соков;

- выявить способы получения соков и наиболее эффективного из них;

- организовать экспериментальную деятельность по смешиванию разных соков и получению разных вкусовых оттенков; 

- познакомить со значением соков в жизни человека, с понятием «витамины»;        - расширить знания  о правильном питании, культурно-гигиенических навыках;

- провести сравнительный лабораторный анализ свежевыжатых соков и соков, полученных промышленным путём;

- познакомить с понятием «консерванты», «краситель» и других химических добавках и их ролью в промышленном производстве продуктов питания;

- сформировать знания детей о соках, добываемых из деревьев;

- познакомить с историей появления соков и приборов для их использования;

- развивать интерес к самостоятельной практической деятельности;

 - развивать умение проявлять исследовательское поведение, с удовольствием участвовать в экспериментах, организуемых взрослым;

 - развивать познавательную активность через самостоятельную практическую деятельность с некоторыми бытовыми предметами и приборами (тёрка, толкушка, соковыжималка);

 - развивать творческие способности детей посредством организации конкурса «Сочные фантазии», познавательного альбома «Что за чудо этот сок?!» (совместно с педагогом);

- научить готовить различные блюда из соков - смузи, желе и др.;

- способствовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни, ценностному отношению к собственному здоровью и здоровью других людей.

Ожидаемые результаты для детей

Овладение обобщенными представлениями об объекте неживой природы – соке.

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире.

Расширение знаний о правильном питании и здоровье человека.

Развитие поисково-исследовательской деятельности: умение самостоятельно делать простейшие опыты по словестному описанию, опорной схеме, делать соответствующие выводы, самостоятельно находить ответы на вопросы.

Развитие у детей инициативы, самостоятельности, творческих способностей.

Овладение практическими навыками.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Определить направления работы по реализации проекта.

Выявить у детей

имеющиеся знания о соках, уровень заинтересованности детей данной темой.

Определить формы и методы работы с детьми по реализации задач проекта

Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности

Приобщить родителей к проектной деятельности, определить роль родителей в данном проекте

Изучение методической литературы по теме проекта.

Диагностика детей. Беседа «Что мы знаем о соках?»

Составление перспективного плана кружка «Сочная лаборатория», разработка конспектов занятий.

Подбор оборудования для экспериментальной деятельности: материального (приобретение овощей и фруктов, соков; оснащение проекта лабораторным оборудованием (соковыжималка, тёрка, толкушка, марля, стаканы, тарелки, фартуки), подготовка материала для выпуска альбома «Что за чудо этот сок?!»). Разработка картотеки экспериментов с соками.

Оформление дидактических игр.

Разработка памяток для родителей «Что за чудо этот сок?!».

Основной

- сформировать знания, из чего получают сок - из объектов живого или неживого мира;

- знакомить со свойствами соков (разный цвет, консистенция, с мякотью и без)

Беседа «Откуда сок к нам пришел?»:

в формате мини - презентация с чтением сказки собственного сочинения  «Большое путешествие маленькой семечки» + экспериментирование (с добыванием сока из свежих овощей и фруктов);

Сравнительный анализ по цвету и консистенции соков, купленных в магазине и свежевыжатых соков.

- сформировать и закрепить понятия детей об овощах и фруктах и месте их произрастания;

- закрепить сенсорные понятия цвета, формы, структуры  предмета через поисково-исследовательскую деятельность;

- приобщить родителей к проектной деятельности.

Д/и «Чудесный мешочек»,

д/и «Четвертый лишний»,

д/и «Сад и огород»,

д/и «Найди по описанию».

Раскрашивание раскрасок «Фрукты, овощи и ягоды».

Игры на ковролинографе  с фруктами, овощами и ягодами, изготовленными из фетра «Что где растет».

Театрализованное представление с изготовлением костюмов «Загадки с грядки».

-уточнять представления детей о названиях соков.

Р/у «Скажи какой».

Рассматривание  тематических альбомов с информацией о соках из овощей, фруктов и ягод.

- познакомить со значением соков в жизни человека, с понятием «витамины»;

 - формировать знания  о правильном питании, культурно-гигиенических навыках; 

- приобщить родителей к проектной деятельности.

Презентация с выступлением родителей «Жили-были витамины» или «Путешествие витаминов в моем организме».

- продолжать знакомить детей со свойствами соков.

Цвет:

- сравнительный анализ разных соков, купленных в магазине;

Прозрачность (соков с мякотью и без):

- сравнительный анализ разных соков, купленных в магазине;

Способность окрашивать различные материалы и предметы:

- окрашивание бумаги;

- окрашивание ваты;

- окрашивание снега;

- окрашивание ткани;

- окрашивание круп;

- окрашивание цветов и др.

Устойчивость к воздействию кислорода воздуха:

- сравнительный анализ соков, купленных в магазине и свежевыжатых соков через определенные промежутки времени.

- познакомить с историей появления соков и соковыжимающей техники.

- выявить способы получения соков и наиболее эффективного из них (сравнить энергозатраты и усилия);

Развивать познавательную активность детей

- познакомить с понятием «консерванты», «краситель» и других химических добавках и их ролью в промышленном производстве продуктов питания;

- организовать экспериментальную деятельность по смешиванию разных соков и получению разных вкусовых оттенков;

- провести сравнительный лабораторный анализ свежевыжатых соков и соков, полученных промышленным путём;

- сформировать знания детей о соках, добываемых из деревьев;

- формировать знания о применении соков в промышленности и быту.

Способствовать овладению практических навыков:

- вовлечь родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс группы;

учить готовить различные блюда из соков - смузи, желе и др.;

учить пользоваться простейшими бытовыми приборами (терка, соковыжималка, толкушка  и др.).

Интеллектуальный клуб:

«Хочу все знать»

- презентации и рассказы детей;

- приготовление соков при помощи терки и соковыжималки (ручной и электрической);

- элементарное экспериментирование - попробовать натереть яблоко на крупной и мелкой терке и посмотреть есть ли разница в объемах сока.

- беседы по безопасности при работе с бытовыми приборами.

Решение проблемных ситуаций:

- Почему сок готовят только из овощей, фруктов и ягод, а не из, например, конфет или круп;

- Почему из яблок, у которых мякоть белая, сок получается золотисто-коричневым;

- Почему из одинакового количества по массе фруктов или овощей объем сока получается разным;

- Почему добавляют фруктовые и овощные пюре в соки;

- В какой упаковке сок хранится дольше;

- Почему свежевыжатый сок хранится меньше, чем сок в магазине;

- Можно ли смешивать разные соки между собой, и какой результат это дает;

- Какой сок полезнее - свежевыжатый или купленный в магазине;

- Можно ли добыть сок из деревьев и для чего его используют.

- Презентация «Применение соков в быту и промышленности».

- презентация и рассказы детей «Как я готовил дома блюда из сока».

- Беседа «Устройство и принцип действия соковыжималки».

Заключительный

- повторить и закрепить знания детей о соках.

- развивать творческие способности детей.

- разработать рекомендации для родителей по организации опытов и экспериментов в домашних условиях.

Игра-викторина «Сочное путешествие».

Конкурс поделок «Сочные фантазии»;

Изготовление познавательного альбома «Что за чудо этот сок?!» (совместно с воспитателем).

Создание книги рецептов «Сочное меню».

Памятка для родителей «Экспериментируем дома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»

Конспект познавательно-исследовательской  деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»Цель: формировать представления о природных объ...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...