Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Радушинская Василина Васильевна

Конспект познавательно-исследовательской  деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»

Цель: формировать представления о природных объектах, находящихся на территории региона, создавать условия для исследовательской деятельности,   систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33»

Конспект познавательно-исследовательской

деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»

Автор: Радушинская Василина Васильевна,

воспитатель первой квалификационной

категории

Славгород 2017 г.

Цель: формировать представления о природных объектах, находящихся на территории региона, создавать условия для исследовательской деятельности,   систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи:

-обучающие: обогащать и расширять представления детей о соли, о её свойствах; познакомить с природными богатствами края;

-развивающая: развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь; развивать навыки экспериментирования.

-воспитательная: формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; любовь к родной земле.

Материалы: конверт с письмом, соль в одноразовых стаканчиках, чайные ложечки, лупы, 2 ёмкости с водой, 2 сырых картофеля, бумажные салфетки, мешочек (тряпичный и целлофановый).

ХОД ООД

Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся с вами.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые, и они поделились своим теплом с нами.

Вводная часть (мотивационный этап)

Воспитатель: «Ребята, когда я шла сегодня к вам, почтальон мне передал письмо. Хотите узнать, что в нём и от кого оно? Давайте прочитаем….

«Здравствуйте, ребята. В нашем Солнечном городе случилась беда – закончилась соль. Я вёз соль в мешке в наш городок из другого города. Нечаянно  упал в лужу и соль куда-то подевалась. Куда она делась, я не знаю. Помогите мне, пожалуйста, узнать, куда подевалась соль. Ваш Незнайка. (Мешок высылаю)»

Воспитатель: посмотрите, здесь тот самый мешочек, из которого пропала соль.… Вот это задал Незнайка нам задачу! Вот проблема у него так проблема!!! А как мы можем помочь Незнайке? (узнать, куда делась соль). Давайте вместе поможем Незнайке решить его проблему!

Основная часть 

Воспитатель: ребята, ведь Незнайка совсем не случайно прислал письмо именно вам. Вы знаете, что именно в нашем районе есть место, где добывают соль? Кто знает, где это? (Ответы детей)

Посмотрите на этот слайд. (2,3 слайд) Это Озеро Бурлинское, расположенное рядом с посёлком Бурсоль.

Соль с этого озера раньше подавали на стол самой императрице Екатерине 2. Петр 1 это место называл ЦАРСКОЙ СОЛОНКОЙ.

А теперь посмотрите, как добывали соль раньше.

Раньше это делали вручную (слайд 4) это был тяжелый физический труд. 

Сейчас в наше время при добыче соли используют специальные комбайны-

солесосы (слайд 5,6). Прямо по озеру проходит ветка железной дороги, где соль загружается прямо в вагоны.

А сейчас, чтобы помочь Незнайке выяснить, что же произошло с его солью, мы должны с вами пройти в лабораторию.

А, что такое лаборатория? Как вы думаете? (Это специальное место, где проводятся опыты и эксперименты, где имеется специальное оборудование и специальная одежда). Кто работает в лаборатории? /Учёные и лаборанты. Именно учёные делают открытия/. Ребята, в любой лаборатории есть свои правила безопасности. В нашей лаборатории я главный лаборант, поэтому все предметы со стола можно брать только с моего разрешения и работать очень аккуратно. Теперь вы можете надеть халаты, как настоящие маленькие учёные и занять свои места.

Опыт № 1.

Посмотрите, что в стакане? (соль). А как можно проверить, что это соль? (попробовать). Какая она на вкус? (соленая). Есть ли у соли запах? Что сделать? (понюхать). Понюхайте. (без запаха). Насыпьте соль на поднос. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит она какая? (сыпучая).

 Возьмите увеличительные стекла (лупы, рассмотрите и скажите, на что соль похожа? (зернышки, кристаллы). На что соль ещё похожа? (на снег). Чем похожа? Надавите ложечкой, что слышите? (скрип, хруст, как снег скрепит).

Итак, какой вывод сделаем, какая соль? (соль не имеет запаха, состоит из кристаллов, соленая, сыпучая, (показываю картинки). Вот эти картинки-схемы мы и будем отправлять Незнайке.

Ну что, ребята, соль мы нашли, рассмотрели, а теперь давайте проверим, что же произошло с Незнайкиной солью. Давайте насыпим в мешок соль и положим в воду, а потом посмотрим, что же произойдет…

Опыт №2

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли.

-насыпьте немного соли на подносы и разровняйте её. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

 «Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, а на новый год важна (елка) дети рисуют елку)

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Воспитатель: «Молодцы, все справились, а как красиво вы рисуете!»

Физминутка.

В нашем Алтайском крае горы высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы – ребята вот такие!

Опыт № 3

Вы все, наверное, знаете ещё об одном чуде природы, рядом с которым мы живём? Недалеко от нашего города есть ещё одно солёное озеро. Вы были на этом озере? Как оно называется?

Это наше соленое озеро Яровое. (слайд7)

В этом озере вода очень солёная и поэтому все предметы плавают на поверхности и не тонут. (слайд 8)

Давайте мы с вами проведем эксперимент и проверим, как соленая вода будет выталкивать предметы на поверхность.

Для этого нам понадобятся 2 сырых картофелины, 2 стакана. В обоих стаканах пресная вода. Берем картофелину и опускаем в стакан с пресной водой. Что произошло?

А теперь ложечками насыпаем соль во второй стакан, размешиваем хорошо и опускаем картофелину.

Что можно сказать про эту картошку? (она осталась плавать на поверхности)

Какой вывод сделаем?

Действительно, в соленой воде предметы не тонут, так как соль помогает предметам удерживаться, она повышает плотность воды. А вот и картинка…

Опыт № 4

А теперь пришло время посмотреть, что же произошло с мешочком Незнайки. Куда соль пропала? (Ответы детей) Так вот что, оказывается, произошло с Незнайкой! Соль растворилась! У вас на столах тоже лежат мешочки с солью, опустите их в любой стакан с водой. Что происходит? Соль растворяется? А почему? (мешочки из полиэтилена) Что было бы, если бы Незнайка перевозил соль в полиэтиленовом пакете? (ответы детей – соль бы не растворилась)

Вот именно поэтому и у нас в магазинах соль продается только в полиэтиленовых мешках.

Так какой совет мы можем дать Незнайке? (ответы) Правильно, соль нужно перевозить только в пакетах из полиэтилена.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Ребята, мы смогли помочь Незнайке?

Что же мы сегодня узнали о соли? (соленая, без запаха, сыпучая, растворяется в воде, повышает плотность воды)

А теперь давайте эти картинки и мешочек мы отправим Незнайке в Солнечный город, чтобы он больше узнал о свойствах соли и  не попадал в такие ситуации.

Вы были сегодня такие молодцы, такие  сообразительные и за это  я вручаю вам медали ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ.

 

САМОАНАЛИЗ 

Тема ООД: познавательно-исследовательская  деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Чудо-соль. Поможем Незнайке»

Цель ООД: формировать представления о природных объектах, находящихся на территории региона, создавать условия для исследовательской деятельности,   систематизировать представление детей о соли и её свойствах

ЗАДАЧИ ООД:

-обучающие: обогащать и расширять представления детей о соли, о её свойствах; познакомить с природными богатствами края;

-развивающая: развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь; развивать навыки экспериментирования.

-воспитательная: формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; любовь к родной земле

При планировании ООД были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Виды детской деятельности:

 (двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная). 

В ходе ООД реализовывалась совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей являлось взаимодействие.

Этапы ООД:

Вводная часть (мотивационный этап). Я мотивировала воспитанников на включение в познавательную деятельность при помощи проблемной игровой ситуации  (Незнайка написал письмо. Проблема: помочь Незнайке, узнать, куда делась соль?)

Итог вводной части: сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность.

Основная часть (содержательный,  деятельностный этап). В основной части я применяла следующие методы:

Методы наглядные:  презентация, наблюдение; 

Методы практические:  опыт, экспериментирование.  

Методы словесные:  рассказ, беседа,  художественное слово.

Активизировала мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов: как? какой? Что способствовало  развитию наблюдательности и внимания.

Проблемные вопросы: почему? зачем? что было бы, если бы? Что способствовало определенной мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей.

Итогом  основной части  послужило решение проблемной ситуации

Итог/рефлексия зафиксировала новые понятия и новые знания вопросами:

— Мы смогли помочь Незнайке?

Что нового узнали о соли? (соленая, без запаха, сыпучая, растворяется в воде, повышает плотность воды)

Дети сами являлись активными помощниками, что позволяло на протяжении ООД сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Поставленные задачи удалось реализовать полностью. Цель ООД достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Развитие связной речи по сказке "Крошечка - Хаврошечка".

Из опыта работы с детьми логопедической группы детского сада. Интеграция в работе специалистов ГБДОУ. С использованием ЭОР....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Секреты личной гигиены»

Материал составлен в виде краткого конспекта  с иллюстративным материалом -слайдами /в реальности-настраиваемая динамичная презентация/ и представляет собой, небольшое "путешествие", по закреплен...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Истории о символах»

Цель занятия:Формировать патриотические чувства. Познакомить детей с картой России.Знакомство с государственной символикой герб, флаг, гимн.Развивать конструктивные умения и навыки работы с бумагой. У...

Конспект Познавательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в далекое прошлое Приангарья»

Цель: Уточнять и расширять представления детей о коренных народах Сибири на территории  Приангарья –  русских, эвенках, бурятах.Задачи:-Продолжать знакомить с их историей и культурой –...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема:«Прогулка в зоопарк »

Образовательные – Продолжать формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства – мимику, пантомимику, речевую мимику. Закреплять ум...

Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста тема "Путешествие по сказке В.Катаева "Цветик-семицветик".

На развивающем занятии дети повторили сказки которые проходили в младшем и среднем возрасте. Познакомились с новой сказкой. Узнали что сказки бывают народные и авторские. Дети охотно пересказывалиизве...

Конспект проведения НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой любимый город»

Очень важно с детства воспитывать у ребенка любовь к родине. А начинать нужно с воспитания любви к родному краю, к малой Родине. Для реализации поставленных задач разработаны занятия по знакомству дет...