«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания»
статья на тему

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

«Развитие  познавательно-исследовательской  деятельности   детей  дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

(региональный компонент образования).

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном краю, Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте.

Давайте сохраним ромашки на лугу,

Кувшинки на реке и клюкву на болоте.

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом развития познавательно-исследовательских способностей детей. В условиях реализации ФГОС ДО  познавательное развитие предполагает: формирование интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных  ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Образовательная программа ДОУ предусматривает использование регионального компонента,  обеспечивающего духовно- нравственное развитие и воспитание детей. Именно эти принципы лежат в основе развития познавательно-исследовательской деятельности  детей.  

Эффективным  средством работы по данному направлению, стало создание в условиях ДОУ специально организованной  предметно-пространственной  среды -  экологической комнаты.  На мой взгляд, становление первоначальных основ  экологической культуры должно происходить именно в дошкольном возрасте. Очень важно создать условия, чтобы дети могли «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете». В экологической комнате имеется фотовыставка «Уникальные памятники природы Рачейского леса»- Сосновый бор, Семиключье, Моховое болото, Узилово болото и  Рачейские скалы. Дети всегда с большим интересом  рассматривают фотографии, а также внимательно слушают мой рассказ, проявляют любознательность, задают вопросы. К. Д. Ушинский говорил: « Удивительный мир -  природа. Он встречает ребёнка морем загадок, тайн. Заставляет его остановиться, присмотреться и задуматься…». Главная задача – ознакомление детей с объектами природы родного края, с её необычайной красотой. Дети, ощущающие природу, дыхание растений, ароматы цветов, шелест травы, пение птиц, уже не смогут  уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появиться потребность, например, помогать животным, ухаживать за растениями, любить и оберегать природу. В экологической комнате имеется необходимый наглядный материал: гербарий, коллекция камней, мох, шишки, жёлуди, различные ягоды, плоды, берёзовая  кора,  сосновая, осиновая, липовая, дубовая и так далее. В прозрачных контейнерах размещены образцы почвы. На полках расставлены поделки,  выполненные из природного материала родителями и детьми. Ручной труд способствует установлению гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, являющиеся  посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребёнка. Кроме этого в экологической комнате мною проводиться кружковая работа. Дети охотно занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, проводят интересные опыты и эксперименты. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Такого рода деятельность развивает мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно увидеть связь между живым и не живым в природе.                                          Экологическое воспитание детей гармонично вписывается в НОД. Дошкольники любят отгадывать загадки,  слушать и рассказывать стихи, исполнять песни и хороводы, рисовать, лепить и наклеивать. Предварительная работа включает наблюдения на прогулке, беседы, игры. Например, на открытое мероприятие приходит Дед Лука и рассказывает о том, как нужно вести себя в лесу, что можно делать, а что нельзя. Использование ИКТ позволяет мне в доступной форме объяснить детям как некоторые «любители природы» засоряют лес, разоряют муравейники, гнёзда, разжигают костры, из-за них  случаются лесные пожары. Необходимо донести до сознания каждого ребёнка главную мысль, что  человек  должен охранять природу, заботиться о растениях и животных. Видеоматериалы и  презентации  способствуют накоплению экологического опыта детей, позволяют мне на конкретных примерах показать работу сотрудников лесного хозяйства. Рассказать о смелых пожарниках, показать, как высаживают саженцы, как лесники охраняют животных от браконьеров.  В  летний период появляется возможность закрепить и расширить представления детей. На участке детского сада можно рассмотреть деревья, кустарники, цветы, лекарственные растения и даже различных насекомых.  Ознакомление с объектами природы, их частями, свойствами – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, являющихся основой правильного  отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. На мой взгляд, знание важно не само по себе, оно необходимо для  выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действия с ним. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте  они не поймут, что растению на окне нужна вода, тепло и свет солнечных лучей, попугаю в клетке  нужны корм и вода, растениям на участке необходима поливка, а воробьям зимой крошки хлеба. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности.  

Таким образом, экологическое воспитание (региональный компонент образования) является эффективным средством развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

Содержится план работы и диагнстика по теме самообразования "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания"...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя САИТОВОЙ З. Ш. (подготовительная группа)Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

Содежится план работы по самообразованию для воспитателей по теме: "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания"...

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания.

Проблема развития познавательных способностей детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания....

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания. Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивно...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания в ДОУ

    Экологическое воспитание является оптимальным средством в развитии творческих способностей дошкольников. Именно в процессе ознакомления с окружающей природой происходит естественн...

Дорожная карта Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания» 2019 -2020 учебный год

Дорожная карта Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания» 2019 -2020  учебный год...