Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания.
статья на тему

Азгамова Эльмира Рафаиловна

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания.

 Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому именно в дошкольном возрасте возможно и необходимо формировать у детей основы экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, помогающие ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную, можно утверждать, что применение художественно-эстетических средств в формировании у детей гуманного отношения к природе особенно эффективно. Это связано с тем, что чувства сострадания, сопереживания, успешно стимулирующиеся, проявляющиеся и развивающиеся в процессе различных видов художественно-эстетической деятельности, определяют действенное отношение детей к природе.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний с использованием различных видов художественно-эстетической деятельности наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, что стимулируется и подкрепляется художественно-эстетическими средствами.

Дети жаждут ярких впечатлений. И если не учить их умению находить красоту в неярком луговом цветке, если в них не развивать способность изумляться величайшей целесообразностью муравейника, либо очарованием или мощью и величием разнообразных погодных явлений, то вырастут люди с обедненной душой. Именно этому способствуют произведения различных видов искусства о природе и собственная художественно-эстетическая деятельность детей по изображению и отражению природных объектов.       

Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…».

Художественное творчество, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия по художественному творчеству являются важной составляющей формирования экологической культуры дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

В целом формирование экологической культуры наиболее эффективным представляется интегрированный подход, предполагающий экологизацию различных видов деятельности.

Занимательные дела по изоэкологии способствуют расширению представлений детей о природе, свойствах материалов. Занятия по изоэкологии включают в себя – флористику, конструирование из природного материала, аппликацию из природного материала, тестопластику. На занятиях дети не только работают с природным материалом, но и получают достоверную информацию о природных объектах.

Общение с природным материалом развивает ребёнка: деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им; воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность; исподволь знакомит с важнейшим принципом «не навреди!» (так как учит брать для работы листья лежащие на земле, кору на поваленном дереве); помогает осмыслить роль человека в сохранении природы, проникнуться идеей связи всего живого и не живого; развивает глазомер, аккуратность и, что очень, важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторика).

Изоэкология – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из природных материалов, и сюжеты работы черпаются в природном окружении.

Изоэкология строится на основе двух производных слов, где главным является «экология» (наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия) и изобразительная деятельность (как динамичная форма и процесс формообразования в самом общем смысле этого слова).

Изоэкология – это такой вид художественного творчества, в котором произведение создаётся в сотворчестве с великим художником – Природой.

Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, листа, ракушки, камня) и при этом сохраняются её исходные признаки и свойства (конфигурация, цвет, фактура).

Понятие «изоэкология» включает в себя и такую многогранную составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны натуральность и естественность (т.е. безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).

Дети очень любят создавать поделки из природного материала. Малыш, прицепив с помощью пластилина пёрышки к шишке – получает забавную птичку, перевернув шишку и добавив носик из пластилина – забавного ёжика. Так дети учатся видеть в простой форме необычные образы.

Когда дети начинают мастерить из природных форм, они не сразу понимают, что их замыслы ограничены готовой природной формой. Дети не сразу могут увидеть и создать в своём воображении художественный образ, соотнести его с природным материалом, найти приёмы позволяющие реализовать замыслы.

Большое значение для активизации художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста имеет создание соответствующей «образовательной среды», ведь учебно-воспитательный процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса и на него в целом.

Для полноценного процесса формирования экологической культуры групповое помещение необходимо оформить растительными композициями (флористика), плакатами, фотовыставками, папкам с детскими работами на природные темы, коллекции разнообразных природных материалов и др. Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более значимым и убедительным (В.А. Ясвин). Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для художественно – эстетического творчества детей дошкольного возраста.

Таким образом, главная роль в процессе формирования экологической культуры через художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста отводится педагогам. Педагог должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны пробудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и многое другое, которые несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания» ...

Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста,посредством театрализованной деятельности.

"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» - Б.М. Теплов.Детское творчество – одна из актуальных пр...

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания.

Проблема развития познавательных способностей детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания....

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания в ДОУ

    Экологическое воспитание является оптимальным средством в развитии творческих способностей дошкольников. Именно в процессе ознакомления с окружающей природой происходит естественн...

План по самообразованию по теме: «Формирование художественно – эстетической направленности у детей дошкольного возраста посредством росписи на ткани »

Роспись по ткани – очень древнее и вечно юное искусство. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанная кистью художника. Ведущие потребности ребенка ...