Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)
Способность мыслить аналитически присуща каждому человеку. Первый и важнейший фактор, способствующий эффективности развития такого рода мышления — это формирование аналитических навыков, второй — владение информацией для анализа. И первое, и второе требует определённых усилий: в детском возрасте со стороны родителей и педагогов, а в будущем — со стороны самой личности.
Аналитическое мышление нередко путают с логическим, но между ними существует разница. Аналитическое мышление — отвечает за анализ информации. Оно помогает правильно понимать, оценивать, систематизировать и структурировать информацию, находить взаимосвязи и делать выводы. Логическое мышление — помогает установить причинно-следственные связи. То есть, логическое мышление – это предыдущая ступень развития аналитического мышления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация – эти универсальные мыслительные операции, присущие человеку, являются составляющими аналитического мышления. Формирование аналитического мышления требуется для: Быстрого определения главного и второстепенного Решения сложных бытовых, жизненных и профессиональных проблем и задач Поиска преимуществ и недостатков в происходящих событиях Анализа полученного опыта Создания обоснованных выводов и заключений Планирования своей деятельности, исходя из реальных целей Грамотного разделения процесса достижения целей на этапы Т.е., развитие аналитического мышления поможет человеку сделать повседневную жизнь, учебу, работу более структурными, организованными и повысит уровень психологического комфорта.
Алгоритм действия аналитического мышления, независимо от возраста Развитие аналитики у детей требует тренировки достаточно простого алгоритма – разделение информации на составные части; – всестороннее логическое осмысление этих частей и информации в целом; – получение недостающей информации путём логических умозаключений и возобновления из памяти накопленной информации; – если решается задача, то продумываются варианты решения; – далее выбор оптимального варианта умозаключения или решения (если выводов и решений несколько). — осознание проблемы (пояснение проблемы со стороны родителей, педагогов), — поиск решения полученных проблем, — внедрение полученных результатов в действительность.
Мышление является важнейшей составляющей общего интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте их восприятие уже начинает носить аналитический характер. Ребенок начинает осознанно пользоваться зачатками аналитического мышления. Чтобы этот процесс был более успешным, необходимо сначала развить произвольное внимание, его длительную концентрацию на одном объекте. Старшие дошкольники способны вычленить отдельные стороны , черты объектов, на основе элементарных форм ориентировочно-исследовательской деятельности. У них проявляются способности к прогнозированию, которое имеет особое значение для современной экологической ситуации, так как людям просто необходимо предвидеть последствия существующих ныне форм использования природы.
Такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и др. помогают дошкольникам систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую из окружающего мира. При выполнении практической природоохранительной работы или опытов, дошкольники учатся систематизировать известные им факты, устанавливать их взаимосвязь, творчески применять к ним уже известные законы и, исходя из этого обобщения, делать новые выводы . Для развития предпосылок аналитического мышления у детей дошкольного возраста можно использовать следующие методы: Развитие произвольного внимания и умения сконцентрироваться. Развитие внимания и наблюдательности. Моделирование жизненных ситуаций.
Развитие произвольного внимания и умения сконцентрироваться. Упражнение «Обследование объекта»
Развитие внимания и наблюдательности . Упражнение «Беглое осматривание»
Моделирование Закрепление представлений о хвойных растениях
Закрепление представлений о пищевых связях в различных природных сообществах
Коллекционирование помогает приобретению новых знаний и закреплению имеющихся
Укрепление аналитического мышления дошкольников посредством загадок, ребусов, логических задач
Упражнения на развитие аналитического мышления . Реальная ситуация «Как помочь птицам зимой?»
Таким образом, аналитическое мышление является важнейшей составляющей интеллектуального развития детей дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен понять простейшие связи между явлениями, правильно строить суждения, согласовывать их друг с другом, что обуславливает использование возможностей экологического образование в развитии мышления детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания»
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания» ...
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания.
Проблема развития познавательных способностей детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания....

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания. Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивно...
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания в ДОУ
Экологическое воспитание является оптимальным средством в развитии творческих способностей дошкольников. Именно в процессе ознакомления с окружающей природой происходит естественн...

«Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии».
«Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ...

Проект по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания "Мы - ЭкоНижний!"
Проект по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания "Мы - ЭкоНижний!"...

Мастер-класс для воспитателей "Цветик-семицветик" на тему "Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания"
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, устано...
