«Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии».
консультация (средняя группа)

Елена Глущенко

          «Развитие аналитического мышления у детей

    дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ        

                                  технологии».

Обеспечение качества образования в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. 

Сегодня знание инновационных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ– одно из условий эффективной деятельности воспитателя для достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС. Я остановила свой выбор    на ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) технологи.

Главная задача адаптированной методики ТРИЗ – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. 

ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Игра – это ведущая форма в дошкольных учреждениях. Используя игры с применением технологии ТРИЗ, педагог увлекает детей в мир знаний, где незаметно для них развивается мышление, умение находить нестандартные решения, смекалку.

    Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения, а это позволит вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни станут изобретателями, генераторами новых идей.

   Наиболее продуктивными, являются такие приемы и методы:

 1. Мозговой штурм. Метод позволяющий избежать инерционной направленности поиска, активизирующей ассоциативные способности человека. Этот метод позволяет формировать у детей умение давать большое количество идей по заданной теме, выбрать оригинальное решение задачи.

 2. Морфологический анализ. Формирует у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы. Формировать подвижность мышления, усваивать ребенком принцип вариативности.

 3. “Синектика”. Личностное уподобление /эмпатия/ - умение сопереживать объекту. Символическая аналогия - использование символов, сравнений для характеристики объекта. Прямая аналогия - поиск сходных процессов в других областях знаний.

4. Системный оператор. Побуждает ребенка к самостоятельному рассуждению по отношению к объекту, имеющему прошлое, настоящее и будущее.

 5. Игры с использованием элементов ТРИЗ:

- математические игры на классификацию,

- игры и тренинги на выявление ресурсов (формы, цвета, размера, пространственного положения, пропорций и т.д.)              

Основным средство работы с детьми является педагогический поиск. Если ребенок задает вопрос, педагог не должен сразу давать  готовый ответ. Наоборот, спрашивает его, что он сам об этом думает. Приглашает его к рассуждению, и наводящими вопросами и подводит к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда укажу противоречие, тем самым ставлю ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.       На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Широко используем следующие игры:

«Чем был - чем стал»

"Где живет?"

"Теремок"

«Какое число потерялось?»

«Где встречаем в жизни это число?»

«Где встречаем эти линии?»

«Где спрятались геометрические фигуры?»

«Измерить длину предмета»;

«Выложить узор»;

«Построение объектов по заданию»;

«Сравнение объектов по количеству кубиков…»;

 «строительство объектов».

Также часто используем такие математические игры по технологии ТРИЗ блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, кубики и квадраты Никитина, различные головоломки.

Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Используя палочки как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит и преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между ними.

Палочки Кюизенера могут стать своеобразной «цветной алгеброй». Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок — в числовую последовательность,

сочетание полосок в узоре — в состав числа.

С помощью сопоставления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения, решаются «цветные» уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок). При этом не только «считываются» готовые конфигурации, но прежде всего создаются самим ребенком по условиям.

Логические блоки Дьенеша (ЛБД) — абстрактно - дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной.

ЛБД позволяют моделировать множества с заданными свойствами, например, создавать множества красных блоков, квадратных блоков и др. Блоки можно группировать, а далее и классифицировать по заданному свойству: разбивать блоки на группы по величине (большие и маленькие, цвету (красные и не красные) и др. Далее детям можно раскрыть и более сложные операции над множеством (объединение, включение, дополнение, пересечение).

Итак, играя с блоками, ребенок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игр с абстрактными блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным «жизненным» материалом.

Игра «Сложи узор» - разноцветные кубики.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В игре "Сложи узор" хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.

В своей работе с детьми я использую такие игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра».  Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей.

Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию. Все игры результативны, получается плоскостное, силуэтное                       изображение предмета. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт, составленный играющим, интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.

Используя в своей работе игр по технологии ТРИЗ можно сделать вывод, что дошкольник, овладев умениями понимать задание, быстро ориентируется в них, умеет принимать самостоятельное решение, успешно справляется с массой творческих задач, у него высокий уровень познавательной активности, хорошо развита речь, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

          «Развитие аналитического мышления у детей

    дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ        

                                  технологии».

Обеспечение качества образования в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи.  

Сегодня знание инновационных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ– одно из условий эффективной деятельности воспитателя для достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС. Я остановила свой выбор         на ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) технологи.

Главная задача адаптированной методики ТРИЗ – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. 

ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Игра – это ведущая форма в дошкольных учреждениях. Используя игры с применением технологии ТРИЗ, педагог увлекает детей в мир знаний, где незаметно для них развивается мышление, умение находить нестандартные решения, смекалку.

    Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения, а это позволит вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни станут изобретателями, генераторами новых идей.

   Наиболее продуктивными, являются такие приемы и методы:

 1. Мозговой штурм. Метод позволяющий избежать инерционной направленности поиска, активизирующей ассоциативные способности человека. Этот метод позволяет формировать у детей умение давать большое количество идей по заданной теме, выбрать оригинальное решение задачи.

 2. Морфологический анализ. Формирует у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы. Формировать подвижность мышления, усваивать ребенком принцип вариативности.

 3. “Синектика”. Личностное уподобление /эмпатия/ - умение сопереживать объекту. Символическая аналогия - использование символов, сравнений для характеристики объекта. Прямая аналогия - поиск сходных процессов в других областях знаний.

4. Системный оператор. Побуждает ребенка к самостоятельному рассуждению по отношению к объекту, имеющему прошлое, настоящее и будущее.

 5. Игры с использованием элементов ТРИЗ:

- математические игры на классификацию,

- игры и тренинги на выявление ресурсов (формы, цвета, размера, пространственного положения, пропорций и т.д.)              

Основным средство работы с детьми является педагогический поиск. Если ребенок задает вопрос, педагог не должен сразу давать  готовый ответ. Наоборот, спрашивает его, что он сам об этом думает. Приглашает его к рассуждению, и наводящими вопросами и подводит к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда укажу противоречие, тем самым ставлю ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.       На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Широко используем следующие игры:

«Чем был - чем стал»

"Где живет?"

"Теремок"

«Какое число потерялось?»

«Где встречаем в жизни это число?»

«Где встречаем эти линии?»

«Где спрятались геометрические фигуры?»

«Измерить длину предмета»;

«Выложить узор»;

«Построение объектов по заданию»;

«Сравнение объектов по количеству кубиков…»;

 «строительство объектов».

Также часто используем такие математические игры по технологии ТРИЗ блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, кубики и квадраты Никитина, различные головоломки.

Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Используя палочки как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит и преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между ними.

Палочки Кюизенера могут стать своеобразной «цветной алгеброй». Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок — в числовую последовательность,

сочетание полосок в узоре — в состав числа.

С помощью сопоставления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения, решаются «цветные» уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок). При этом не только «считываются» готовые конфигурации, но прежде всего создаются самим ребенком по условиям.

Логические блоки Дьенеша (ЛБД) — абстрактно - дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной.

ЛБД позволяют моделировать множества с заданными свойствами, например, создавать множества красных блоков, квадратных блоков и др. Блоки можно группировать, а далее и классифицировать по заданному свойству: разбивать блоки на группы по величине (большие и маленькие, цвету (красные и не красные) и др. Далее детям можно раскрыть и более сложные операции над множеством (объединение, включение, дополнение, пересечение).

Итак, играя с блоками, ребенок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игр с абстрактными блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным «жизненным» материалом.

Игра «Сложи узор» - разноцветные кубики.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В игре "Сложи узор" хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.

В своей работе с детьми я использую такие игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра».  Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей.

Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию. Все игры результативны, получается плоскостное, силуэтное                       изображение предмета. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт, составленный играющим, интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.

Используя в своей работе игр по технологии ТРИЗ можно сделать вывод, что дошкольник, овладев умениями понимать задание, быстро ориентируется в них, умеет принимать самостоятельное решение, успешно справляется с массой творческих задач, у него высокий уровень познавательной активности, хорошо развита речь, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие любознательности у детей раннего возраста через игры - занятия с элементами экспериментирования».

Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно ...

Календарно-тематическое планирование по развитию логического мышления средствами занимательной математики через игры на учебный год

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольного учреждения в области формирования элементарных математических представлений является создание интер...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ старшего возраста ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВ

Одним из видов творческой деятельности детей дошкольного возраста является художественно-изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Аппликация весьма актуальна в работе с детьми. Вед...

Педагогический эксперемент "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста, через реализацию технологии блоков Дьенеша"

Логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они по...

Мастер класс для родителей: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством игры "Судоку" и её изготовление."

Познакомить родителей с игрой «Судоку» для развития логического мышления и опытом работы по использованию игры. Обучить участников мастер-класса методам и приемам использования игры «...

Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии.

Обеспечение качества образования в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития ло...