Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии.
консультация (младшая группа)

Обеспечение качества образования в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. 

Сегодня знание инновационных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ– одно из условий эффективной деятельности воспитателя для достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС. Я остановила свой выбор    на ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) технологи.

Главная задача адаптированной методики ТРИЗ – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. 

ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Игра – это ведущая форма в дошкольных учреждениях. Используя игры с применением технологии ТРИЗ, педагог увлекает детей в мир знаний, где незаметно для них развивается мышление, умение находить нестандартные решения, смекалку.

    Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения, а это позволит вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни станут изобретателями, генераторами новых идей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Гимназия №1» города Мытищи Московской области.

Использование триз - технологии с детьми дошкольного возраста.

                                                                                                                                                               Воспитатель: Васина С. В.

2023 год.

Пояснительная записка.

  ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

  Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и много требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться.

  Принципиальная задача педагогов и родителей – развитие личности и ее активности.

Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит ее активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного воспитания.

  Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствуют разностороннему развитию личности ребенка. ТРИЗ – педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества. Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим. ТРИЗ – педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.

Методику ТРИЗ называют школой творческой личности, поскольку ее девиз – « творчество во всем»: в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами « изобретают» свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и детям, и родителям.

  Актуальность.

  Я считаю проблему развития творческого мышления и познавательной активности одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. Кроме того, изменилась и концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

  Созданная Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательных задач ( ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Кроме того, автор книги « Занятия по ТРИЗ в детском саду» С. И. Гин писала « Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка». Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем!».

Проблема.

Вместе с тем ТРИЗ – технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.

Цель: привить ребенку радость творческих открытий.

Задачи.

Обучающие:

-систематизировать представления детей о противоречиях, учить воспринимать объекты как совокупности противоположностей;

-систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей;

-систематизировать знания детей о свойствах веществ в различных агрегатных состояниях;

-познакомить с моделью анализа объекта « системный лифт»;

-систематизировать представления о единицах измерения времени, формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации;

-познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения;

-познакомить с моделью анализа объектов « пятиэкранки»;

-обучать приемам обучения загадок.

Развивающие:

-развивать такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;

-активизировать мышление путем решения проблемных ситуаций;

-развивать поисковую и познавательную активность, стремление к новизне; речь, творческое воображение, навыки фантазирования, эмпатию;

-развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать;

-развивать умение инсценировать;

-закрепить умение системного анализа объекта.

Воспитывающие:

-формировать навыки групповой работы;

-ориентировать детей на здоровый образ жизни.

Ожидаемый результат:

 - положительное эмоциональное отношение к занятиям;

-возрастание познавательной активности и интереса;

-раскрепощенные нестандартные детские ответы;

-расширение кругозора;

-стремление к новизне, фантазированию;

-более образная и логичная речь;

- « работа» знаний по ТРИЗ на других занятиях и повседневном общении.

  Занятия, предлагаемые в пособии С. И. Гин, рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми пятого и шестого года.

Первый год обучения.

Темы.

 Противоречия:

1. Противоречия в погоде;

2 - 3. Противоречия в предметах;

4. Противоречия в ситуациях;

5. Противоречия в размерах;

6. Противоречия в количестве;

7. Противоположные признаки;

8. Обобщающее занятие по противоречиям.

Системный оператор:

9.Подсистемы человека;

10. Подсистемы предметов – объект « чайник»;

11. Подсистемы предметов – объект «машина»;

12.Обобщающее занятие по подсистемам.

 Метод маленьких человечков:

13.Метод  « маленьких человечков»;

14.Твердые и жидкие человечки;

15. Газообразные человечки;

16.Цветные человечки;

17. Обобщающее занятие по ММЧ.

 Системный оператор: надсистемы и под системы.

18. Функции подсистем – объект « дом»;

19. Системный лифт;

20. Надсистемы и подсистемы объекта – системный лифт;

21. Обобщающее занятие по над – и – подсистемах.

Ресурсы:

22. Прошлое различных объектов;

23.  Будущее человека;

24. Будущее предметов;

25. Знакомство с системным оператором;

26. Обобщающее занятие по « системному оператору».

Сочинение загадок» ( по методике А. Нестеренко):

27. Анализ сказки по « системному оператору»;

28. Использование ресурсов для сочинения сказки;

29. Другая точка зрения;

30. Обобщающее занятие за год.

Продолжительность занятий 15 – 20 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.        Наблюдая за детьми ...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.Наблюдая за детьми старшей группы, мы отметили, что дети очень...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

Разработать систему мероприятий по созданию условий для самостоятельного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

Индивидуальный план профессионального развития «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича» воспитателя Мельниковой Ольги Сергеевны на 2020 – 2025 уч.г.

Индивидуальный план профессионального развития«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича»воспит...

«Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии».

        «Развитие аналитического мышления у детей     дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ...

«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игру»

laquo;Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игру»...