Главные вкладки

    Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста,посредством театрализованной деятельности.
    презентация к уроку (старшая группа) по теме

    "Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» - Б.М. Теплов.

    Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.

    Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

    Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр уже в дошкольном возрасте учит видеть прекрасное в жизни и в людях, побуждает самому нести в жизнь светлое и доброе. Таким образом, театр помогает ребёнку развиваться эмоционально и духовно.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Иваник  Оксана Васильевна

                                                         МБОУ «Прогимназия №1» г. Воркуты

            воспитатель

       базовая квалификационная категория

            

    "Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» - Б.М. Теплов.

    Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.

    Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

    Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр уже в дошкольном возрасте учит видеть прекрасное в жизни и в людях, побуждает самому нести в жизнь светлое и доброе. Таким образом, театр помогает ребёнку развиваться эмоционально и духовно.

            Актуальным для нас является то, что, участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру, становится ярким воспоминанием,  детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.    

            Как же перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей.

            Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:

    • Создать базу для проведения театрально-игровой деятельности.
    • Формировать желание у детей перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (позу, движения, жесты, мимику).
    • Привлекать родителей к участию в совместной театрализованной деятельности.

            Работа эта начинается с построения предметно-пространственной развивающей среды, поэтому большое внимание было направлено на обогащение театрализованного уголка в группе. Я разместила различные виды театров: пальчиковый, плоскостной настольный, шапочки-маски, стигисы «Сказки», «Петрушек» (бибабо), ложек, магнитиков.                                  В решении этих задач огромную помощь оказывают нам родители. Подбирая материал  соответствующего содержания, ставлю перед собой педагогические задачи, целью которых является формирование творческих способностей детей.

            Однако, для того, чтобы дети могли играть,  уделяю внимание самостоятельной художественной деятельности,  учу разыгрывать с помощью взрослых знакомые сказки, народные песенки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Помогаю детям организовать деятельность, объединиться в небольшие творческие группы, вместе подготовить, оформить и проиграть от начала до конца литературное произведение.

     Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.

            Для оживления игр с пальцами был изготовлен пальчиковый театр. Связала крючком миниатюрные фигурки  к сказкам «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Рукавичка». С помощью таких игрушек обыгрываю с детьми знакомые сказки. Также использую  «Ролевой театр» (костюмированный).

    При подборе театрализованной игры, использую хорошо знакомые детям произведения, обязательно содержащие диалог. Выбранное произведение читаю с установкой на последующее его обыгрывание. После чтения задаю вопросы, которые помогают воспроизвести последовательность действий, характерные черты персонажей. Так, выбирая  для обыгрывания русскую народную сказку «Теремок», дети отмечают, что все звери добрые, веселые, хотят жить дружно. В прошлом году нашими зрителями были родители, где мы показали кукольный театр по сказке «Теремок», а потом дети второй младшей и средней групп.

    Работаю с детьми индивидуально или небольшой подгруппой. Каждый ребенок должен знать текст  действующих лиц, уметь вовремя дать реплику взятой роли, включаться в действие. Поэтому повторяю с детьми пересказ произведения в лицах.

    Культура и техника речи – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией.                                                                        

    Одним из них является техника ритмопластики. Ритмопластика – включает в себя комплексные  ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей, развивает свободу и выразительность телодвижения. «Креативная гимнастика» – предусматривает целенаправленную работу  по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

    «Художественно-речевая деятельность» – объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, интонационной выразительности и логики речи.

    Основы театральной культуры – обеспечивают условия для овладения детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

    Первый этап работы над спектаклем связан с выбором произведения.  Готовя  инсценировки по русским народным сказкам, провожу беседу о жизни и быте русских людей много лет назад. Просмотр иллюстраций к сказкам, презентаций, фильмов, прослушивание музыкальных произведений помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. Это расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст, звучит много раз, это позволяет детям быстро выучить все роли. Дети, наблюдая  за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценивать, у кого это получается лучше, затем  выбрать лучших исполнителей. После спектаклей дети обмениваются впечатлениями, раскрывают замысел автора – побеждает дружба, искренность, справедливость, доброта. Также свои впечатления отражают в самостоятельном художественном творчестве: рисовании,  лепке, аппликации. Для таких постановок привлекаю стеснительных детей, для приобретения уверенности в себе. После спектаклей речь детей становится более чёткой, яркой, интонационно выразительной. У детей возникает желание постоянно принимать активное участие в постановках.

    В процессе работы стало видно, что робкий, нерешительный ребёнок, входя в роль, раскрепощается, чувствует себя свободнее и увереннее. Не уверенные в себе дети чаще предпочитают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которой ребёнок стремиться спрятаться в стрессовой ситуации. Эффективность воздействия  спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, насколько высоки требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовке и проведению кукольного спектакля. Я стараюсь проводить эту работу качественно, и никогда не забываю, что кукольный театр – это первое приобщение дошкольников к театру.

            Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, его способность к созданию новых образов.

            Сейчас мы репетируем сказку «Волк и семеро козлят на новый лад».

    Подготовка спектакля обычно строится по следующей примерной схеме:

    • Мы вместе читаем сказку-сценарий, обсуждаем её, выбираем, кто кем бы хотел быть.
    • Рисуем по сказке, рисуем декорации, лепим сказку, как бы моделируя спектакль.
    • Слушаем музыку для разных сцен спектакля.
    • По возможности создаём необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации.
    • Репетируем - играем, стараясь вслушиваться в музыку, которая создаёт настрой, помогает лучше передать образ героя и создаёт необходимую атмосферу.

            

            Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями.

            Посредством организации театральной деятельности, я решаю многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии:

    • художественное образование и воспитание детей;
    • формирование эстетического вкуса;
    • нравственное воспитание;
    • развитие коммуникативных качеств личности;
    • воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
    • создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру;
    • создание атмосферы творческого переживания и перевоплощения, импровизации;
    • предоставление возможности для проявления творческих способностей в различных видах деятельности.

            Чтобы выяснить результативность проделанной работы, провела диагностическое обследование умений и навыков детей. Результаты диагностики показали, что у детей к концу года значительно более ярко проявились творческие способности, способности владеть своим телом, развилась гибкость, ритмическая четкость движений.

    В заключении хочу отметить, детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты: художественные, актерские, музыкальные. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

    Недаром дети любят сказку,

    Ведь сказка тем и хороша,

    Что в ней счастливую развязку

    Уже предчувствует душа.

    И на любые испытанья

    Согласны храбрые сердца

    В нетерпеливом ожиданье

    Благополучного конца.

    Прекрасен сказок мир воздушный –

    К нему с младенчества привык,

    Мне мил и дорог простодушный,

    Животворящий их язык. (К.М. Фофанов)

    Используемая литература:

    • программа М.Д.Маханёвой «Театрализованные занятия в детском саду»;
    • программа «Театр – творчество – дети» Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович.
    • Е.А.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;
    • Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр»;
    •  Е.В.Мигунова «Театральная педагогика в детском саду»;
    • Н.М.Трифонова «Кукольный театр своими руками»;
    • Т.Ткаченко и К.Стародуб «Театр кукол и мягкой игрушки»;
    • А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по развитию интелектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

    Разработка по развтитию интелектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности...

    Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

    Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

    Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиям...

    "Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера"

    Опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюиз...