Главные вкладки

    Инновационный педагогический опыт работы "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
    материал по теме

    Чугунова Надежда Николаевна

    Инновационный педагогический опыт работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл innovatsionnyy_pedagogichesiy_opyt.docx973.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Инновационный педагогический опыт воспитателя структурного подразделения «Центр развития ребенка – детский сад №14» комбинированного вида»

    МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

    Чугуновой Надежды Николаевны

    по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей  дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

    Актуальность и перспективность опыта

            Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность.      

           Познавательно-исследовательская  деятельность  дошкольников получила новый толчок в развитии с введением  Федеральных Государственный Образовательных стандартов  дошкольного образования. Одной из форм работы, за счет которой обеспечивается реализация  образовательной области «Познавательное развитие», в части развития познавательно-исследовательской деятельности является экспериментирование.

          Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

         Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,  обобщения.  Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.

         Новизной данного опыта считаю комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, а также структуризацию практического и диагностического материала  для  дошкольников.

    Условия формирования опыта.

         Цель моей работы - развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности.

         Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

    -  подобрать познавательный, игровой материал, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

    -  способствовать  участию детей в исследованиях и обобщениях результатов опытов.

    -  формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.

    -  способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

    - вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию.

            Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Детское экспериментирование  имеет огромный развивающий потенциал и тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко, мягкий - твёрдый  и прочее).

         Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает  все сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»                                                      

            Проанализировав состояние  воспитательно-образовательного процесса в нашей группе, я  пришла к выводу, что метод экспериментирования  недостаточно используется в практической работе с детьми. Поэтому было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность. В формировании моего педагогического опыта принимали участие воспитанники младшей группы. В процессе развития у детей данной возрастной категории постепенно углубляются знания, развиваются умственные способности, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности. В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности.

         

    Теоретическая база

           Результаты современных психологических и педагогических исследований следующих ученых-психологов, педагогов - Ю.К. Бабанского, Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, И.Д. Зверева, В.В. Запоржца, И.Я. Лернера, А.И. Савенкова, Г.И. Щукиной и др. - показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами, поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал, тем быстрее развиваются познавательные способности, и повышается познавательная активность.

             Академик  Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно-исследовательской деятельности. Он считает: «..экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская  деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее полноценнее он развивается.»

    По мнению Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания

    - творческий процесс, и наша задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

    В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский.

    Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э.,      Дыбина     О.В.      и     др.) также    рекомендуют    использовать     метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.

     В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

    Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справится с самыми простыми заданиями, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую область или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

    Все исследователи метода  экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

                               

    Технология опыта

         Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов.

          Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

         Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего дошкольного возраста, опыт - наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.

         Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

         В группе младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

          Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.

    Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

         Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

         На первом этапе мною была проведена диагностика на определение уровня познавательной активности  детей II младшей группы.

         На втором этапе мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.

         Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов.

         Согласно тематическому плану был разработан цикл совместной организованной деятельности «Любознательные малыши» и картотека опытов, игры по экспериментированию.

         Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков: непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения; совместная деятельность педагога и детей;

    самостоятельная деятельность детей.

         Непосредственно-образовательную деятельность построила на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей.

        Опыты проводила как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

         В ходе опыта дети высказывали свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирали способ решения познавательной задачи.

    Большую радость, удивление и даже восторг они испытывали от своих маленьких и больших открытий, которые вызывали у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

         Проводила разные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками. Организуя игры,  побуждаю детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.

         Игры, пособия, модели, книги которые использовала на занятиях и в совместной деятельности, доступны детям и находятся в их свободном пользовании.

         В своей работе использую следующие правила:

    - создавать условия для возникновения интереса к игре.

    - развивать  двигательную активность детей.

    - хвалить ребенка за успехи.

    Тема: «Вода»

         Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

         На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.

         С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

         Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

         Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Тани день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

    Тема: «Песок»

         Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

         С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

         А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

         Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.

    Тема: «Воздух»

         С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.

         При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

         На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.

         Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.

    Тема: «Камни»

         На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

         На организованной совместной деятельности «Галка» дети выяснил, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше.

         Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

    Тема: «Бумага»

         При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

         Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют,  тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Я помогла детям разнообразить игры с водой: подкрашивала ее пищевыми красителями,  делала пену, вместе с детьми пускали мыльные пузыри. Детям интересно пересыпать фасоль или горох в миску, насыпать ложкой в чашку крупу.         Такие игры - экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнали, что играть лучше с влажным песком,  а сухой рассыпается; что вода льётся, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают; лёд скользкий, холодный.

         Использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития:

    - «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Малыш – следопыт», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».

         Игры на развитие чувственного восприятия: «Мир звуков», «Умные пальчики», «Живая природа», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».

         Игры способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».

         Серия развивающих игр на магнитах: «Ферма», «В лесу», «Времена года – оденемся на прогулку».

         Настольный материал: «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные».

         Игровой материал развивающего характера, используемый в ходе работы, постоянно варьировался, усложнялся.

         Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

         Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость,

    удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.

         Я считаю, что использование элементарных опытов и исследований  помогли сделать деятельность детей действительно более интересной и разнообразной.

    Анализ результативности опыта

           Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

    Анализ результатов диагностики показал, что у детей заметно повысился уровень познавательного интереса.

           Уже сейчас видны результаты нашей работы. Они с большим интересом проводят опыты.       Интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в их глазах.

           При  беседах с ребятами и наблюдением за их деятельностью выявляется степень популярности и использования уголков экспериментирования.

           Благодаря сотрудничеству и сотворчеству педагогов, детей и родителей удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи.

    Диагностика высокого и среднего уровней познавательного развития у детей младшего дошкольного возраста

    C:\Users\АНЯ\Desktop\IMG_0015.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".

    Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...

    Собственный инновационный педагогический опыт «ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ИХ ОБЫЧАЯМ» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ханттимеровой Ирины Александр

    Актуальность и перспектива опыта Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усво...

    Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"

    Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...

    Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование физических качеств дошкольников в процессе физической деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»

    Сущность инновационного опыта по теме:  «Формирование физических качеств дошкольников в процессе  физической деятельности  с использованием здоровьесберегающих  технологий&ra...

    Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

    laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...

    Инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие исполнительских умений детей младшего школьного возраста в процессе обучения выразительному чтению наизусть».

    laquo;Развитие исполнительских умений детей младшего школьного возраста в процессе обучения выразительному чтению наизусть». Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение ...

    Инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие любознательности дошкольников в процессе образовательной деятельности». воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Шумкиной Елены Вячеславовны

    Современному обществу на новом этапе его развития необходимы активные, интеллектуальные, всесторонне развитые личности, которые способны творчески мыслить, видеть проблему, принимать не стандарт...