Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование физических качеств дошкольников в процессе физической деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»
учебно-методический материал по теме
Сущность инновационного опыта по теме: «Формирование физических качеств дошкольников в процессе физической деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий» состоит в обеспечении физического здоровья воспитанников, здорового образа жизни путем оптимального выбора и сочетания современных средств, методов и форм работы с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_opyta.docx | 36.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт
Инструктора по физической культуре МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Янгляевой Ольги Александровны
по теме:
«Формирование физических качеств дошкольников в процессе физической деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»
Физическое образование ребенка есть база
для всего остального. Без правильного
применения гигиены в развитии ребенка,
без правильно поставленной физкультуры
и спорта мы никогда не получим здорового
поколения.
Анатолий Васильевич Луначарский
Пояснительная записка
Сущность инновационного опыта по теме: «Формирования физических качеств дошкольников в процессе физической деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий» состоит в обеспечении физического здоровья воспитанников, здорового образа жизни путем оптимального выбора и сочетания современных средств, методов и форм работы с дошкольниками.
Представленный опыт позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, увлечь его игрой, направленной на укрепление его физических и эмоциональных качеств. Инновационный опыт подскажет педагогам и родителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить свое здоровье и ответственно относиться к нему.
Педагогический опыт имеет практическую значимость, которая заключается в возможности применения его в практике любого образовательного учреждения.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из главных задач является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
В настоящее время практически нет абсолютно здорового ребенка. Общая картина при поступлении в детский сад такова: дети испытывают двигательный дефицит, более позднее возрастное развитие таких физических качеств как быстрота, ловкость, координация движений, выносливость, гибкость и сила. Многие дети имеют излишний вес, нарушение осанки. А родители, зачастую, имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они лишь оберегают своих детей от физических усилий.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, эмоционального речевого и общего психического развития.
В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Поэтому необходимо организовать непосредственно образовательную деятельность с акцентом на решение оздоровительных и развивающих физические качества задач, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
Актуальным стал выбор образовательных технологий, соответствующих возрастным особенностям, устраняющих перегрузки и сохраняющие здоровье дошкольников. Это здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых не мыслим педагогический процесс современного детского сада при комплексном использовании которых, можно воспитать физически здоровых, крепких детей. Внедрение здоровьесберегающих технологий строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурной деятельности современного детского сада.
Свою деятельность по закреплению физического и психического здоровья детей я строю с учетом рекомендаций примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой и в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида».
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения,
становления опыта.
Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждой дошкольной образовательной организации, так как более 70% времени ребёнок проводит в детском саду. Это время, когда он растёт, развивается, поэтому забота о здоровье занимает в нашем детском саду одно из приоритетных направлений работы.
Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются его педагоги. Опираясь на эти программы перед детским садом и родителями стоит большая работа - создать условие для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сенситивных для развития определенных двигательных умений периодов. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.
Основной задачей ДОО на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с правильной спецификой внедрения, которая должна строиться с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, его рационального использования, а также разрешение возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри организации, педагогическим коллективом и родителями.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий (технология сохранения и стимулирования здоровья, технология обучения здоровому образу жизни, технология коррекции) даёт положительный результат в оздоровлении детей.
Для достижения положительного результата использовались разнообразные формы работы с родителями в этом направлении: знакомство родителей с методами и приемами здоровьесберегающих технологий с помощью информационных стендов, родительских уголков, папок-передвижек, распространением агитационных буклетов, проведение тематических консультаций. Положительный эмоциональный настрой дают мероприятия, проводимые совместно с родителями.
В процессе использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе, подобран большой наглядный, практический материал, создана богатая картотека подвижных игр, комплекс гимнастик после дневного сна, пальчиковых игр, релаксационных игр, игр (этюдов) по психогимнастике, дыхательной гимнастики, физкультминуток и т.д.
Как сказал Ж. - Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» и я убеждаюсь в этом год от года.
Теоретическая база опыта.
Начиная работу по теме «Формирования физических качеств дошкольников в процессе физической деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий», мною была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также определены задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Это было необходимо для того, чтобы изучить содержание физического воспитания, чтобы осознать то, как эта проблема рассматривается учеными - разработчиками, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников. Вот что показало изучение литературы.
Т. И. Осокина по изучаемой теме выделяет такие задачи:
а) охрана жизни ребенка; б) укрепление здоровья; в) совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию; г) повышение работоспособности.
В.И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:
а) охрана жизни и укрепление здоровья; б) обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма; в) формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.
А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаева сформулировали три следующие группы задач:
а) оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.
Б) образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.
В) воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.
М.А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.
Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных систем организма.
Итак, задача физического развития и оздоровления ребенка – дошкольника в работах вышеуказанных ученых признается одной из наиболее важных. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Процесс физического воспитания и двигательный режим детей дошкольного возраста необходимо выстроить так, чтобы одновременно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Поэтому при осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми были определены следующие цели и задачи.
Цель. Создание современной педагогической модели сохранения здоровья и развития физического и психического потенциала детей дошкольного возраста в рамках воспитательно-оздоровительной, коррекционно-профилактической деятельности. Организация физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ таким образом, чтобы обеспечить каждому ребёнку гармоничное развитие, помочь использовать резервы собственного организма для сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья детей; приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.
Оздоровительные задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
- формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Воспитательные задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания патриотических чувств.
В процессе инновационной деятельности собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей.
Инновационная деятельность по формированию физических качеств дошкольников включает:
1) воспитательно-образовательный процесс: физкультурные занятия, гимнастика, упражнения на релаксацию, познавательные занятия, минутки здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки;
2) строгое соблюдение режима: утренняя гимнастика, занятия, подвижные игры на прогулке, спортивные развлечения и досуги, корригирующая гимнастика после сна, закаливающие процедуры, режим питания, сон, прогулки и пр.;
3) наглядная агитация и работа с родителями: уголки здоровья для детей и родителей, дни и недели здоровья, беседы, консультации и пр.;
4) цикл бесед для детей: «Изучаем свое тело», «Правила гигиены», «Как правильно чистить зубы», «Что такое настроение?» и др.
Реализация работы ведётся по следующим направлениям:
- Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;
- Проведение динамических пауз, во время проведения образовательной деятельности;
- Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
- Организация оздоровительного часа в конце прогулки один раз в неделю;
- Организация оздоровительного бега в утренние часы, в теплый период года;
- Гимнастика после дневного сна;
- Организация занимательной двигательной деятельности различного вида: пальчиковые игры и упражнения;
- Самостоятельная, двигательная деятельность детей;
- Проведение досугов, праздников, работа с семьёй.
Ведущее место в организации двигательного режима в работе с детьми дошкольного возраста отводится занимательной двигательной деятельности. Необходимое условие – доброжелательное отношение к детям со стороны педагога. Педагоги проявляют к детям искренний интерес, помогают преодолевать трудности и неудачи, радуются вместе с ними успехам, стараются, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость.
В системе физкультурно-оздоровительной деятельности прочное место занимают физкультурные праздники, развлечения и досуги. Интересное содержание, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности дошкольников. Темы праздников могут быть самыми разными: «А ну-ка, мальчики», «Сильные, смелые, ловкие», «Весёлые старты» и т.д.
Наибольшую пользу для оздоровления детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
Широко использую физкультурные досуги, которые не требует специальной подготовки, строятся на хорошо знакомом детям материале и проводятся несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы).
Организация мероприятий с детьми включает разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения во время прихода в дошкольное учреждение и на прогулках, несложные спортивные соревнования, туристические прогулки-походы в близлежащий парк.
Важную роль в укреплении здоровья детей имеет совместная работа с семьёй, которая строится на следующих основных положениях:
- единство целей и задач в воспитании ребёнка;
- систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания в ДОО;
- взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей на основе доброжелательного отношения друг к другу;
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьёй включает:
- ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребёнка и его психологического развития;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
- обучение конкретным методам и приёмам оздоровления (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, зрительные гимнастики).
Анализ результативности.
Анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Я стала замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально - двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной.
Для создания целостной системы двигательной активности детей очень важным является организация двигательной развивающей среды. В дошкольном учреждении оборудован спортивный зал, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, которое повышает интерес детей к занятиям физической культурой, увеличивает эффективность образовательной деятельности.
Приемы здоровьесберегающих технологий широко используются всеми педагогами ДОУ в разных формах организации педагогического процесса: в непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах, в свободной деятельности детей.
Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей и их интересы. Физкультурное оборудование размещено так, чтобы оно было безопасно и доступно детям.
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Трудности и проблемы
Современные родители мотивированны к непрерывному образованию своих детей. Их стремление начать раннее обучение ребенка без учета реальных возрастных возможностей, с одной стороны и желание учителей школ получить подготовленного ученика - с другой.
Слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад: дети испытывают «двигательный дефицит», у детей задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди»), даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Применение данного опыта возможно в условиях работы с детьми дошкольного возраста во всех образовательных организациях, всеми педагогами в любых формах детской деятельности: непосредственно образовательной деятельности, в свободной игровой деятельности, в форме индивидуальных, подгрупповых взаимодействий педагога с воспитанниками. Данный инновационный педагогический опыт может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города, через организацию предметно-развивающей среды»
Условия возникновения опытаДошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Недостаточное воспита...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы".
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы"....
Инновационный педагогический опыт на тему: "Развитие познавательной деятельности дошкольников с использованием информационно - комунникационных технологий"
Инновационный педагогический опыт на тему: "Развитие познавательной деятельности дошкольников с использованием информационно - коммуникационных технологий" Содержание образования является одним и...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста».
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»....
Педагогический опыт по теме: Формирование творческих способностей младших дошкольников (2 – 3 лет) через театрализованную деятельность
Ранний возраст - время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личного становления ребенка.В развитии способностей детей помогает театр, ...
Педагогический опыт по теме: Формирование творческих способностей младших дошкольников (2 – 3 лет) через театрализованную деятельность
Ранний возраст - время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личного становления ребенка.В развитии способностей детей помогает театр, ...
Педагогический опыт на тему : «Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада»
Инновационный педагогический опыт Ильиной О.Н....