Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста».
методическая разработка на тему

Венчакова Валентина Дмитриевна

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт

воспитателя МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида» Старошайговского муниципального района Республики Мордовия

Венчаковой Валентины Дмитриевны

по теме: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста».

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
     Интерес к проблеме формирования культуры поведения дошкольников обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.
     В детском саду для этих немалы возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Исследованию проблемы содержания культуры поведения детей дошкольного возраста были посвящены труды Э.К. Сусловой, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной и др. Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей, видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблемы формирования культуры поведения у детей (Т.И. Когачевская, Р.Н.Курманходжаева, Т.В. Лукина и др.).

Для успешного воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста необходимы соответствующие педагогические условия. Данная проблема рассматривалась многими исследователями (С.В. Петерина, В.Г. Нечаева, ТА. Маркова, Р.И. Жуковская, СА. Козлова, Г.Н. Година, Э.Г. Пилюгина и др.).

Проблема воспитания культуры поведения дошкольника нашла свое отражение в научных исследованиях отечественных педагогов. Так, например, в работах Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева, М. Н. Сокольникова и др. подчеркивается значение культуры взаимопонимания в старшем дошкольном возрасте для развития дружеских, гуманных отношений к сверстникам; в работах Р. С. Буре, 3.С. Целенко, Е. В. Субботского, Л. С. Римашевской — вопросы сотрудничества и партнерства.
Работая с детьми, учитывая цели и требования, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития, я поставила перед собой цель: воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста.

Задачи:

  Образовательные:

  • формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни;
  • познакомить с правилами культуры поведения; 
  • знакомить с правилами этикета;

Развивающие:

  •   учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; 
  • научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;

Воспитательные:

  •   воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;  
  •  воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку.

   Оздоровительные:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

     Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.

Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

В содержании программы культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты:

  • культура деятельности
  • культура общения
  • культурно-гигиенические навыки и привычки.

   Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Для знакомства с культурой деятельности использую коллективную лепку «Три медведя”; чтение и обсуждение стихотворения “Что такое хорошо и что такое плохо”.

    Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах. Для знакомства с правилами общения использую подвижную игру “Горелки”; сюжетно-ролевую игру «Библиотека»; игры-драматизации.

 Культурно-гигиенические навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Культуру еды относят к гигиеническим навыкам. но её значения не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.   Для знакомства с правилами поведения провожу сюжетно-дидактическую игру “Накорми куклу”.

Основные способы педагогического воздействия на детей:

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

6. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

7. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

8. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

                                                              Этапы работы

Вежливые сказки.

Сказка необходима ребенку как воздух. Ведь именно из сказок дети впервые узнают о противостоянии зла и добра, о проявлении коварства и благородства, предательства и верности.

Детям предлагала истории - сказки, которые знакомят детей с простыми правилами этикета. Герои - животные, птицы, игрушки взяты самые обыкновенные. Вежливые сказки дают детям возможность анализировать поступки героев. В доступной и увлекательной форме дети усваивают социальные нормы и правила, приобретают навыки культурного поведения. Вежливые сказки дают ребенку возможность эмоционально пережить последствия соблюдения или нарушения норм общественного поведения, а также помогут воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию этических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство с пиктограммами эмоций, настроений.

Многие дети затрудняются выражать разные виды эмоций и понимать их. Если ребенок не умеет выражать свои эмоции, то чувства и эмоции других ему тоже трудно понять. Поэтому на данном этапе с детьми следует рассматривать альбомы: «Разные виды настроения», пиктограммы эмоций, проводить игры: «Наше настроение», «Угадай эмоции», «Покажи какое у тебя настроение».

Знакомство с волшебными словами: приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности. С разнообразием вариантов слов вежливости детей помогут познакомить разные виды наглядного материала (слайды на темы «Учимся культуре общения», «Волшебные слова»; игра «Ручеек вежливых слов»). Игры «Подари доброе слово», «Скажи по-другому» вызовут у детей желание говорить эти слова с разной интонацией и настроением, что поможет им понять интонационное значение слова. Оно звучит красиво и становится по-настоящему добрым, если сказано с доброй интонацией, от сердца, с душой и наоборот – может ранить, если звучит грубо

Интегрированные занятия.

В соответствии с поставленными задачами непосредственно-образовательную деятельность строила в интересной, занимательной для детей форме.  В содержании занятия использовала игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной (М.И.Чистякова, С.И.Семенака, И.Н.Пикулева) и зарубежной литературе, а также авторские находки. В качестве основных методов и приемов использовала:

-   имитационные игры;

-   социально-поведенческий тренинг;

-   психогимнастика;

-   чтение и обсуждение художественных произведений;

-   проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать ее.

Разыгрывание игровых ситуаций.

Предлагала детям разыгрывать те или иные ситуации, которые направлены на формирование осознанного отношения детей к социальным   нормам   поведения.   Побуждала   детей   проявлять доброжелательность в повседневной жизни.

Примеры: Ситуация1.

Юра пришел в детский сад с утра рассерженным, так как мама не купила ему игрушку. Увидев, что Коля и Миша строят игрушечный гараж для новой машины, он подошел к ним и сказал:

-    Мне, не нравится ваш гараж, не так нужно строить, - и ногой разрушил постройку.

Как поступит Коля и Миша? (Ситуация обыгрывается разными детьми).

Беседы.

Беседы - специально организованный разговор с детьми на определенные темы. Целью бесед является уточнение и систематизация знаний детей по отдельным вопросам; научить общаться в ходе разговора: правильно отвечать на вопросы, самостоятельно задавать их; высказывать суждения.

Удачное соединение нравственных бесед с разнообразными играми, психогимнастическими упражнениями, этюдами помогает развитию эмоциональной и двигательной сфер, формированию этических представлений у детей.

Ознакомление с художественной литературой.

Подбирала художественные произведения, сказки для детей старшего дошкольного возраста. Почему именно художественную литературу и в особенности сказки?     Потому что искусство, литература - богатейший    источник    и    побудитель    чувств,

переживаний, и именно высоких чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).

На занятиях, во 2 половине дня читали сказку В.Катаева «Цветик- семицветик», итальянскую сказку «Ленивая Бручолина», русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и другие, которые учат наших детей, как вести себя в той или иной ситуации. Слушая сказки или другие художественные произведения, такие как «Волшебное слово» Осеевой, «Когда можно плакать?» С.Прокофьева, «Дружба» С.Козлова и другие, дети глубоко сочувствовали персонажам, у них появился внутренний импульс к содействию и помощи, к защите, но эти эмоции быстро гасли, так как нет условий для их реализации.

     Таким образом, мои дети, обсуждая поступки героев подобранных сказок, рассказов, стали понимать основы нравственного, этического поведения, научились анализировать свои поступки и поступки своих товарищей.

Игры и упражнения на умение общаться в социуме, соблюдая правила этикета.

Для освоения детьми наиболее трудных правил культурного поведения использую коллективные игры - занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают выравнивать уровень овладения навыками каждым ребенком группы.

Через игры-занятия в увлекательной форме я не только раскрываю содержание требований в необходимой последовательности, но и связываю эти требования с конкретными поступками ребёнка, что дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

В игры занятия включаю разнообразные игрушки, предметы (носовые платки, посуду, столовые приборы, зеркало и т.д.). Детей очень увлекают игры- упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в которых использую кукольный театр, игрушки, юмористические картинки и т.п. Использую игры-занятия «Мы едем в транспорте». Таким образом, игры-занятия, упражнения на умение общаться в социуме, соблюдая правила этикета, увлекают детей и служат переходом от игры к серьезным, сознательным действиям.

Просмотр мультфильмов.

В целях закрепления воспитываемых навыков культурного поведения положительных взаимоотношений, и поддержании интереса к ним у детей, родителям рекомендую вместе с детьми просмотреть мультфильмы: «кот Леопольд», «Дядя Степа», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Трям! Здравствуйте!» и др. Эти мультфильмы способствуют формировать у детей дружеские взаимоотношения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным героическим персонажам мультфильмов.

     Работа с родителями.

В работе с родителями оформила стенд для родителей, разделы которых в наглядной форме раскрывают общие вопросы воспитания культуры поведения - ее значение, сущность, необходимость, предпосылки, а также реальные возможности детей.

Предлагала родителям анкеты, которые позволяют выявить уровень коммуникативных умений родителей и раскрывают особенности общения родителей с детьми. Ежемесячно организую консультации, содержание которых соответствует темам предстоящих родительских собраний, отвечаю на все интересующие родителей вопросы по данной теме.

Провела собрание в нетрадиционной форме «круглый стол» для родителей вместе с детьми, где разыгрывались игровые ситуации, с участием родителей и детей.

Работа с педагогами.

В работе с педагогами по вопросам воспитания у дошкольников культуры поведения использую следующие формы:

  • проведение консультаций на темы: «Планирование работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста», «Методика формирования культуры поведения в разных возрастных группах»;
  • выступление на педагогических часах по вопросам воспитания у дошкольников культуры поведения;
  • проведение семинара- практикума «Социально- нравственное воспитание детей дошкольного возраста»;
  • показ открытых занятий по формированию у детей культурно- гигиенических навыков и этикета.

Результаты

У детей появились культурные навыки общения в социуме:

  • самостоятельно     вступают    в     общение     со    взрослыми, сверстниками;
  • научились пользоваться ласковыми и вежливыми словами;
  • проявляют интерес ко взрослым, их действиям;
  • применяют правила культуры поведения в общественных местах;
  • участвуют вместе со взрослыми в добрых делах.
  • правильно понимают эмоциональные состояния других,
  • активно выражают готовность помочь младшим.
  • сформировался у детей чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
  • укреплены дружеские взаимоотношения детей в коллективе.
  • повысился уровень культуры детей и педагогический уровень родителей.

 

     Воспитание культуры поведения, нравственных привычек осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Здесь необходимо помнить про единство следующих принципов обучения и этикета: принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников. Такая совместная планомерная и поэтапная работа с детьми, конечно, дает хорошие всходы - мои дети умеют общаться, внимательны и вежливы друг к другу, к окружающим, соблюдение правил поведения для них - норма. Они не только знают, как себя вести, но и ведут, как гласит правило: относись к людям так, как бы ты, хотел, чтобы относились к тебе.

                                      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алябьева, Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет / Е. А.      Алябьева. – М. : Академия, 2011. – 178 с.
  2. Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Педагогика, 2006. - 250 с.
  3. Богуславская Н. Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка. - Екатеринбург: АРГО 2007. - 191 с.
  4. Дворкина, Н.И. Половозрастные особенности динамики физической подготовленности и психических процессов детей 3-6 лет // Теоретико-методологические основы физического образования / Под общ. ред. доц. В.А.Вострикова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. - 480 с.
  5. Детские подвижные игры / Сост. В. Гришков. - Новосибирск: Кн. изд-во, 2002. - 96 с.
  6. Друшанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: О коммуникативном развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6,7,8,11. - 1999. - №2.
  7. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10. С.26-35.
  8. Игра дошкольника / Сост. Е. В. Зворыгина. - М.: Просвещение 1999. - 286 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью....

«Нравственное воспитание, формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»

Главное в дошкольном возрасте заложить основы для формирования энергичного, достойного и полезного обществу человека. Помочь ребенку, увидеть и понять мир, в котором он живёт....

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики» на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики»  на тему:  «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения  детей дошкол...

Презентация опыта работы «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

«Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»...

Презентация «Мой инновационный педагогический опыт» по теме: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

Презентация «Мой инновационный педагогический опыт» по теме:«Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»...

Проект по этикету «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»

laquo;Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»...