Педагогический опыт по теме: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города, через организацию предметно-развивающей среды»
статья на тему

Бушуева Нина Владимировна

 

Условия возникновения опыта

Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Недостаточное воспитательное воздействие нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.

Безопасность ребенка на улице зачастую не соблюдается ни водителями, ни службами жилищно-коммунального хозяйства, что ведет к попаданию ребенка в дорожно-транспортные происшествия, да и сами дети в возрасте до 7 лет не всегда ознакомлены с правилами дорожного движения.

Актуальность опыта

 Актуальность этой темы  обусловлена тем, что в наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать как со стороны халатного поведения взрослых, так и со стороны современных тенденций детского развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_po_pdd.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение

воспитателей 2-младшей группы

Вязниковского района

Педагогический опыт по теме:

«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города, через организацию предметно-развивающей среды»

        

Исполнитель:

Бушуева Нина Владимировна

воспитатель 2-й младшей группы

МБДОУ «Центр развития ребенка-

детский сад №29 «Улыбка»

Вязники, январь 2014

Тема: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города, через организацию предметно-развивающей среды»

Цель :Создание предметно-развивающей среды для формирования навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на улицах и дорогах города.

Условия возникновения опыта

Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Недостаточное воспитательное воздействие нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.

Безопасность ребенка на улице зачастую не соблюдается ни водителями, ни службами жилищно-коммунального хозяйства, что ведет к попаданию ребенка в дорожно-транспортные происшествия, да и сами дети в возрасте до 7 лет не всегда ознакомлены с правилами дорожного движения.

Актуальность опыта

 Актуальность этой темы  обусловлена тем, что в наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать как со стороны халатного поведения взрослых, так и со стороны современных тенденций детского развития.

Ведущая педагогическая идея

Решить эти, и некоторые другие задачи призвана программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», которая уже прошла экспертизу федерального уровня и получила гриф Министерства образования России.

Для своей работы я выбрала один из пунктов этого документа- «Ребенок на улицах города», на основании которого, дети знакомятся с правилами дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Таким образом, моя ведущая педагогическая идея заключается в использовании полученных знаний правил дорожного движения в повседневной жизни детьми дошкольного возраста.

Теоретическая база

Основанием моей педагогической деятельности в данной области служит пакет нормативно-правовых документов и инструктивных материалов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2.Федеральный закон от 10.1201995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

3.»Правила дорожного движения РФ»

4.Федеральные целевые программы повышения безопасности дорожного движения

5.Должностные инструкции и т.д.

Основной целью вышеперечисленных документов, является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения.

Новизна опыта

Занятия, которые я  провожу с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения.

Считаю своей задачей, не столько обучить детей, сколько научить правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах города. Для этого создаю специальные игровые ситуации в предметно-развивающей среде для формирования навыков безопасного поведения подрастающего поколения.

Технология опыта

Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняю, уточняю и дополняю, для этого составляю тематический план работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения по каждой возрастной группе, начиная со второй младшей группы, а также создаю условия для разыгрывания ситуаций в предметно-развивающей среде.

   Работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дорогах осуществляется  через:

  • тематические занятия ( Приложение №1)
  • беседы.
  • чтение художественной литературы
  • рассматривание картин, плакатов.
  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
  • целевые прогулки.
  • экскурсии.
  • развлечения.
  • конкурсы рисунков.
  • изготовление атрибутов для игр.
  • картотеку игр по ОБЖ и ПДД ( Приложение №2)
  • разыгрывание ситуаций в предметно-развивающей среде.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности, в которой формируются пространственная ориентация и умение применять эти знания на практике. Большое значение для закрепления знаний о правилах дорожного движения отводится настольно-печатным играм специальной тематики и др.

Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения считается  наличие соответствующей материальной базы. Возникла необходимость  создания уголка по обучению детей правилам дорожного движения. Создавая эти уголки, я творчески и с фантазией отнеслась к этой работе. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком - только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, поэтому главной задачей для меня, является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Важно знать, что могут сами дети:

  • ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.
  • ребёнок имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;
  • большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
  • они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.  Мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

Поэтому, именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые сведенья о правилах движения и поведения на улице. Они должны понять опасность уличного движения, но в то же время не испытывать боязни к улице так как чувство страха парализует способность не растеряться в возникшей ситуации.

Дошкольники старшего возраста могут научиться «читать» сигналы светофора, регулировщика, указанные знаки, на всю жизнь запомнить законы улицы, дорог, умение вести себя на воде, на льду. Всему этому дети учатся на специальных занятиях, целевых прогулках, экскурсиях.

 В работе с детьми я использую цветные яркие иллюстрации, плакаты, картины, альбомы, знаки доступные пониманию детей, беседы, встречи с работниками ГИБДД.

Я считаю, что в первую очередь детей старшего дошкольного возраста необходимо познакомить с устройством проезжей части, с правилами поведения на улицах, рассказать о правилах дорожного движения, объяснить: для чего предназначены тротуары, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Провожу с детьми беседы о том, как часто они бывают на улице, знают ли названия машин, почему нельзя выходить на улицу без взрослых и играть на тротуаре. Объясняю, как переходить дорогу, знакомлю с пешеходным маршрутом, даю понятия, что такое светофор и его сигналы.

Закрепляю  представления детей о предназначении светофора и  сигналах  в игровой форме, а также знакомлю с дорожными знаками для водителей и пешеходов: предупреждающими, запрещающими, предписывающими, разыгрываю дорожные ситуации.

Вот несколько понятий для формирования представлений у детей:

Правила езды на велосипеде

Необходимо познакомить детей с правилами передвижениями на велосипеде: ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей; дети дошкольного возраста должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых.

О работе ГИБДД

Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила; чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным.

 Регулировщик

Периодически  рассказываю детям о работе регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрёстках, где нет светофоров. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в черно - белое полоски) команды, кому стоять, кому идти или ехать. Регулировщик поднимает правую руку с жезлом вверх - это соответствует жёлтому сигналу светофора. Регулировщик стоит лицом или спиной к движению - это соответствует красному сигналу. Повернулся боком - можно идти, как на зелёный свет светофора.

Правила поведения в транспорте

Регулярно знакомлю детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняю, что:

  • входить в автобус, трамвай, троллейбус через заднюю дверь, а выходить - через переднюю;
  • маленькие дети пожилые люди могут входить и через переднюю дверь;
  • маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте;
  • разговаривать надо так, чтобы не мешать другим;
  • нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров;
  • нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна;
  • принято уступать место пожилым людям, пассажирам с детьми, инвалидам.

Если ребёнок потерялся на улице

 Объясняю, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, своё имя и фамилию.

Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определённый, порой жизненно важный, смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путём прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективен. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребёнок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребёнка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям, травмам.

Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, их отбор должен быть тщательно продуман. В своей работе я использую каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.

Значение воспитательной - профилактической работы с детьми дошкольного возраста для формирования отношения к правилам безопасного поведения на улицах переоценить невозможно. Это важнейший этап в освоении моделей социального поведения. Именно в дошкольном возрасте чтение сказок и историй, проведение игр и специальной организованных занятий в форме игр являются для ребёнка не только развлечением. Играя, ребёнок усваивает социальные нормы, правила поведения, модели реагирования и активности в разных ситуациях. Именно поэтому профилактическая работа с детьми дошкольного возраста заключается не столько в формировании знаний правил безопасного поведения на улице, сколько в выработке право послушного поведения, дисциплинированности и соблюдения осторожности на улице.

Большинство дорожно-транспортных происшествий, в которые дети попадают, происходят не потому, что они не знают правил безопасного поведения на дороге, а потому что, не привыкли или не хотят их выполнять. Кроме того, дети часто забывают об этих правилах

Результативность.

С ранних лет ребёнок должен усвоить, что дорога несёт потенциальную опасность, которой можно избежать, если выполнять правила, быть дисциплинированным. Основное положение, которое я должна  реализовать в своей работе, - жизнь в городе (в семье и в ДОУ) происходит по правилам; правила бывают разные, но все они помогают людям и поэтому их следует выполнять. Это положение является ключевым в воспитательной работе с дошкольниками.

В связи с этим, в группе регулярно пополняется предметно-развивающая среда, проводится диагностика и анкетирование родителей дошкольников, а также, имеет важное значение –оценка детской деятельности из наблюдений воспитателя.

К середине года в моей группе заметно повысился уровень знаний детей и соблюдение  правил дорожного движения на улицах и дорогах города. Действия родителей на проезжей части стали более обдуманными и грамотными, т.к. они  несут ответственность за жизнь и здоровье своих детей, поэтому случаев травматизма и дорожно-транспортных происшествий в группе нет.

Адресная направленность

Опыт может быть использован воспитателями ДОУ и родителями, а также педагогами других дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка : «Создание автогородка как одно из условий формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улице»

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желани...

Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города.

Обучение детей правилам дорожного движения в детском саду....

Консультация для воспитателей на тему «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством различных игр»

Консультация для воспитателей на тему:«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством различных игр»...

ООД по формированию культуры безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города «Торопыжка и его друзья»

Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput109.htmДанный материал будет полезен  для отработки безопасного маршрута «Дом-детский сад»....

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством различных игр"

 Очень важно каждого ребёнка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда опасными жизненными ситуациями. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей в детском саду -...

Семинар Тема: «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города»

Семинар  «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города»...

"Воспитание навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах города"

Формирование осознанного отношения к безопасному поведению. Учить решать на модели дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах...