Семинар Тема: «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города»
учебно-методический материал по обж (старшая группа)

Шунайлова Лариса Альбертовна
Семинар  «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар

Тема: «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города»

     Дороги,  транспорт – реалии сегодняшней  жизни.  Скорость  движения,  интенсивность  транспортных потоков  на  улицах  нашего  города  быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем.

     Нынешним  детям  предстоит  жить  при  несравненно  большей  агрессивности  автомобильного  движения,  а потому  с каждым  днём  всё  сложнее  обеспечить  их  безопасность.

     Социальные,  экономические,  криминогенные  изменения,  происходящие  в стране  в целом  и в  нашем  городе  в  частности,  привели  к пониманию  необходимости  сообщения  детям  дошкольного  возраста  жизненно  важных  норм  поведения  в социуме. В  последние  годы  стало  очевидным,  что  безопасность  и  здоровый  образ  жизни – это  не  просто  сумма  усвоенных  знаний,  а стиль  жизни,  адекватное  поведение  в  различных, в том  числе  и неожиданных,  ситуациях  на  улицах  города.

В период  дошкольного  детства  ребёнок  знакомится  с большим  количеством  правил,  норм,  предостережений,  требований.  Однако  ему  трудно  представить  степень их значимости.  Любая  общепринятая  норма  становится  действенным  регулятором  поведения  человека  только  тогда,  когда  она  осознана  и принята  им. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением т.к. безопасность это не стиль жизни, а адекватное поведение в неожиданных ситуациях. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком, только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

      Воспитание  безопасности – непрерывный,  систематический  и  последовательный  процесс,  начинающийся  с раннего  возраста (воспитывают  родители),  продолжающийся в системе  дошкольного,  школьного  образования.  И  пока  на всех  этих  возрастных  этапах  воспитание  безопасности не станет  делом  практическим, тревожная  статистика  детского  травматизма  не  изменится.

Таким образом, мы ставим цель: знакомство дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения  для приобретения  социального опыта.

Для реализации поставленной цели выделяем следующие задачи:

  • развивать  у детей самостоятельность и ответственность;
  • создавать  условия  по  ознакомлению  дошкольников  с  основами  безопасного  поведения  на  дороге;
  • воспитывать  у детей  осознанное  отношение  к правилам и нормам поведения  в различных ситуациях на дороге;
  • формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных дорожных ситуациях;
  • учить детей регулировать свои поведенческие реакции;
  • учить  детей   выходить  из  сложных,  проблемных  ситуаций  на   дороге;
  • обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.

Безопасные прогулки

     Взрослая жизнь, особенно в городах, становится все сложнее для ребенка. Плотный поток транспорта на улицах, нерегулируемые переходы, площадки, дворы, подъезды, переставшие быть безопасными…. Навыки безопасного поведения во время прогулок стали необходимостью для каждого ребенка! Формировать такие навыки нужно как можно раньше.  Дети дошкольного возраста, как правило, с трудом воспринимают мамины советы по поводу того, как надо себя вести в опасной ситуации или как избежать ее. Более доступной и эффективной информация может стать в том случае, если взрослый будет опираться на жизненный опыт ребенка.

       Одной из многочисленных опасностей являются проезжая часть и ее участники. Наверное, практически каждый из нас, гуляя с ребенком, становился свидетелем возможного или случившегося дорожного происшествия… То малыш вырывается из маминых рук и выбегает на проезжую часть, то ребята перед "самым носом" автомобиля пересекают дорогу на велосипеде,  то автомобиль несется через "зебру", не снижая скорости…

       Дети, так же как и взрослые, не могут не заметить беспокойство и волнение, которые вызывают такие ситуации, тем более, если сами стали участниками.

       Увиденное вызвало бурю эмоций: страх, удивление, негодование, сочувствие. Самое время разобрать с ребенком ситуацию, проговорить о причинах происшедшего, о правилах поведения и о помощниках на дороге. Именно в этом случае ребенку запомнится самое главное! Затем полезно дома дать ребенку возможность рассказать об увиденном другим членам семьи, проиграть ситуацию с машинками и куколками, зверюшками. Ребенок более старшего возраста может нарисовать происшествие.

       Вообще полезно, гуляя, ненавязчиво показать ребенку все наиболее опасные места, где и как можно угодить под машину. Конечно, следует заранее выбрать маршрут, по которому ребенок будет ходить в школу и на дополнительные занятия, объяснив ему и показав, как он должен вести себя в пути. Особенно внимательным следует быть родителям детей младшего возраста. Важно не лениться, предупреждать малыша и напоминать о том, что дорогу можно переходить только за ручку с мамой, выбегать на дорогу запрещено, так как  это опасно. Даже маленькие дети с интересом следят за сигналами светофора. И если взрослые хотят, чтобы дети усвоили правила поведения на дороге, то они сами должны всегда переходить дорогу в установленном месте и на зеленый сигнал светофора.

       К сожалению, не только мчащаяся машина представляет угрозу для детей любого возраста. Автомобиль может намеренно и аккуратно притормозить рядом с ребенком. Варианты заманивания взрослыми детей могут быть разнообразными. Ребенок тоже должен это знать. Частично обезопасить от «заманивающих» преступников можно, если  дети хорошо усвоят правило, которое доказывает свою эффективность: «Запрещено вступать в разговоры, выполнять просьбы, откликаться на предложения незнакомца. Необходимо немедленно отойти от него туда, где есть люди!». Преступники выбирают доверчивых детей. Чтобы ребенок не стал объектом нападения, надо убедить его избегать во что бы то ни стало опасных мест:  безлюдных пустырей,  придорожных лесопарков, новостроек, заброшенных домов, чердаков и подвалов.

Увидев на доске объявлений фотографию ребенка с подписью: «Ушел из дома и не вернулся», обратите на нее внимание детей. Расскажите ребенку о случаях исчезновения детей. Спросите, как, по его мнению, выглядят преступники, пытающиеся обмануть и обидеть малыша. Как правило, дети описывают внешний вид бандита со всеми атрибутами: маска, нож за спиной, черный плащ, горб и т.д.  В момент такой беседы поясните ребенку, что нападающие на детей преступники выглядят как обычные люди. Они ничем не отличаются от других. Зачастую они наоборот ведут себя вежливо и даже ласково.

       Но как помочь ребенку не обмануться и не затеряться в мире, где находится место жестоким взрослым? Важно научить ребенка безопасному поведению. Обучить безопасному поведению – это значит приучить детей к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который в нужный момент сработает автоматически.

Рекомендации для взрослых:

  • Изучайте специальную литературу, посвященную безопасности детей. Интересуйтесь мнением людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников милиции.
  • Сохраняйте доверие между Вами и ребенком. Имея постоянный контакт с ребенком, понимая его, взрослый может судить о том, насколько можно доверять, предоставлять свободу своему чаду.
  • Занимайтесь с ребенком систематически. Обучение ребенка безопасному поведению – это работа на много лет. Соблюдение правил должно быть доведено до автоматизма.
  • Будьте примером для своих детей. Все усилия могут быть сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения.
  • Проявляйте участие к чужим детям. Если вы стали свидетелем опасной ситуации, в которую попал ребенок, не будьте безучастным.
  • Познакомьте ребенка с правилами безопасности, которые знать необходимо:

1.    Гуляй вблизи своего дома, двора. Заранее оговаривай с родителями разрешенные места для прогулок.

2.    Возвращайся домой до темноты.

3.    Заговаривать с незнакомцами, откликаться на их предложения запрещено. Сразу отходи в сторону.

4.    Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в подъезде, в транспорте.

5.    Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов,  подвалов, чердаков и сараев.

6.    Опасно отправляться одному в дальние поездки.

7.    Входи в лифт только со знакомыми людьми или один.

8.    Открывать дверь незнакомцам опасно и запрещено.

9.    В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай!

Не запугивайте ребенка! Часто попытки родителей обезопасить ребенка от преступных посягательств, приводят к обратному результату. Страх просто парализует ребенка.

Помните главное: цель «безопасного» воспитания – это внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он избежит опасной ситуации. А если и случится такое, то он найдет выход!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

Об актуальности темы Безопасность можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анали...

Презентация к НОД по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста "Огонь- хороший слуга, но плохой хозяин"

Тема: "Огонь-хороший слуга, но плохой хозяин" Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие. Цель: Формировать представления детей о пользе и вреде огня,о пожарной безопасности. Обогащат...

" Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах и улицах города "

Улица для маленького человечка - это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Но, благодаря совместной работе детского сада и семьи по обучению детей правилам дорожного движения, ...

ПРОГРАММА « ДЕТИ И ДОРОГА » по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге

Программа «Дети и дорога» направлена на совместную деятельность педагогов и родителей по формированию социальной компетентности безопасного поведения детей в дорожном движении. В ней предл...

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте дети усваивают информацию о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения в природе, правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми, с жи...

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города

Методическая разработка из опыта работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах.Безопасность жизни детей является важнейшей задачей взрослых. Все мы хотим видеть наших де...

Педсовет «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту и социуме» Тема: «Презентация проекта кабинета ОБЖ в ДОУ»

Подготовила воспитатель: Беляева Елена ВладимировнаПедсовет «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту и социуме» МАДОУ №43, 15.09.2019Тема: «Презент...