Консультация для воспитателей на тему «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством различных игр»
методическая разработка по обж

Егорова Ирина Александровна

Консультация для воспитателей на тему:

«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством различных игр»

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»

                                         (АОУ детский сад № 10 «Лучик»)

Консультация для воспитателей на тему:

«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством различных игр»

Подготовила и провела воспитатель Егорова Ирина Александровна

20.04.2017г.

г. Долгопрудный

2017г.

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш ещё не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому взрослые всегда защищают ребёнка. Об актуальности темы безопасности можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д.

Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей в детском саду - дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще и потому, что каждый день, ежеминутно и ежесекундно, мы отвечаем за сохранение здоровья и благополучия каждого ребенка.

Дети дошкольного возраста любознательны, активно двигаются. Стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения.

Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, проблема создания условий для усвоения этих знаний детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности.

Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считается игровая деятельность. Именно в игровой деятельности дети соотносят своё поведение с образцом поведения, анализируют свои поступки и поступки окружающих, осознают свои действия и вырабатывают отношение к окружающей действительности.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны

быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные

ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает несколько направлений:

  1. Ребёнок в общении с другими людьми
  2. Ребёнок и природа.
  3. Ребёнок дома.
  4. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
  5. Ребёнок на улицах города.

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Поэтому, использование игровой мотивации для развития навыков безопасного поведения, закрепление норм поведения в различных ситуациях позволяют приобрести способность сохранять жизнь и здоровье в ЧС, неблагоприятных угрожающих жизни условиях. Игровая деятельность включает в себя дидактические игры, строительные, подвижные, сюжетно- ролевые. По окончании каждой организованной деятельности дети попадают в предметно- развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • игры с предметами,
  • настольно-печатные
  • и словесные.

В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы.

К примеру: «Скорая помощь». 

Цель этой игры: учить детей безопасному поведению для предотвращения несчастных случаев, в случае необходимости звонить в экстренную медицинскую службу, уметь оказать экстренную медицинскую службу, уметь оказать первую помощь пострадавшему.

Оборудование: аптечка, телефон.

«Большая безопасная прогулка».

Цель игры: закрепить у детей правила дорожного движения; довести до сознания детей, к чему может привести их нарушение; воспитывать внимание, чуткость, умение оказать помощь друг другу.

Оборудование: макет проезжей части, игрушки – машины, знаки, светофоры, фигурки пешеходов и регулировщика, кубик с цифрами.

Настольно-печатные игры – они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т.д.

Например: игра «Здоровый малыш. Зубы, зрение, слух».

 Цель: прививать детям культурно-гигиенические навыки. Объяснить, что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровые зубы, не испортить зрение и слух. Формировать осознанное отношение к необходимости охранять и укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

Оборудование: игровые поля с позитивными и негативными картинками, разрезанные картинки с изображением вредных и хороших привычек.

Ход игры: детям раздаются поля, разделенные на квадраты, в центре поля изображена картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо». Выигрывает тот, кто первым закроет свое поле картинками.

Игра «Как избежать неприятностей дома»

Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; предостеречь от несчастных случаев.

Оборудование: набор сюжетных картинок с изображением различных опасных ситуаций дома, карточки со стихами к данным картинкам.

Ход игры: играть могут двое и более детей. Ведущий раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в нее. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением. Выигрывает тот, у кого больше карточек.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.

Например: «Загадай, мы отгадаем»,

 Цель этой игры: учить описывать орган человека, его функцию, значение и находить по описанию. Научить ребенка заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

Игра «Что делать?»,

Цель: научить детей быстро и правильно принимать решения в различных ситуациях, связанных с насильственными действиями незнакомого человека.

Дидактическую игру следует использовать как звено между образовательной и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме.

Но самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, когда дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

Дети с удовольствием играют в игры из серии «Как избежать неприятностей» и в дидактические игры с использованием загадок: «Загадай – мы отгадаем», «Если возник пожар».

Для того, чтобы этот интерес не пропал нужно усложнять условия игры, расширять их вариативность, или на время просто убирать.

К примеру. Играя в игру «Как избежать неприятностей во дворе и на улице», могут быть такие варианты:

1 – ведущий раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в нее. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.

2 – карточки и стихи раздаются участникам поровну, дети по очереди читают свои стихи, тот, у кого есть картинки с нужной ситуацией, забирает стихотворение себе. Выигрывает тот, кто первым закроет свои картинки стихами. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.

Выбор игр определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих. Это могут быть задачи, направленные на закрепление знаний об источниках опасности, о причинах возникновения травмоопасных ситуаций, на углубление знаний о возможной угрозе и способах действий в конкретной ситуации.

Игра – тренинг «Незнакомец».

Если данная игра проводится с детьми дошкольного возраста, то необходимо выработать у них умение отвечать отказом на любое обращение к ним взрослого, научить говорить: «Я Вас не знаю». Если дети группы не знакомы с понятиями «опасный и безопасный незнакомец», необходимо объяснить, что они означают. Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить ребенка:

  • что-то поднести до квартиры;
  • что-нибудь найти (например, выпавший ключ);
  • что-либо показать (например, где находится аптека, магазин или дом с таким-то номером и т.д.).

Незнакомец может также сказать, что ребенка зовут родители; пригласить к себе домой под каким – либо предлогом; предложить сфотографироваться. В ходе проигрывания желательно предложить детям самостоятельно придумать просьбы, с которыми, по их мнению, может обратиться к ним взрослый. Расспросить детей о том, есть ли у них в семье установленное родителями правило: «Когда ты гуляешь на улице, и тебе захочется куда-то пойти, то ты обязательно приди домой и отпросись. Родители всегда должны знать, где ты находишься». Или предложить детям правило: «Всегда говори своим родителям, куда ты идешь». Далее следует сказать детям о том, что ни один взрослый человек, который действительно заботится о ребенке, никогда не предложит ему нарушить родительское правило. Даже если он скажет: «Я уверен, что твоя мама одобрит это». «Твоя мама в курсе. Она разрешила». «Мы скоро вернемся, поэтому давай не будем ничего говорить твоей маме». Никто не должен просить ребенка что-либо хранить в тайне от родителей.

«Подкуп»

В ходе игры необходимо сориентировать ребенка: то, что ему кажется просто подарком, на самом деле может оказаться подкупом. Человек, сделавший подарок, может в ответ ожидать чего-то от ребенка. Следует помочь детям различать взрослых, которые в ответ на подарок ждут только «Спасибо», от тех, кто в обмен на свою щедрость рассчитывают получить какие-либо «услуги». Эти взрослые, скорее всего, попросят ребенка куда-то с ними пройти: в машину, в подъезд; показать куда-либо дорогу, пригласят к себе домой, пообещают еще один подарок или угощение, могут отвести в безлюдное место. Правило: Ничего не брать у незнакомца. Если все-таки ребенок забыл о безопасности и откликнулся на приглашение, но вдруг понял, что его куда-то уводят, напомнить, что есть правило: «Кричать, бежать, рассказывать» (например, можно проиграть сказки: «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Список литературы:

  1. Башинова С.Н. Советы психолога по основам безопасности жизни детей/ С.Н. Башинова, М.Г. Матвеева, Э.Э Ульянова // Детский сад от А до Я. Научно–методический журнал для педагогов и родителей. – 2016. – №4. – С.15–20.
  2. «Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице». Сост. К.Ю. Белая. И др. / М.: Просвещение. 2004.
  3. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина Безопасность/ СПб.: Детство-Пресс, 2002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций.

Жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в современных условиях....

«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций» Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука: по материалам международной научно-практической конференции

laquo;Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций»Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука:...

Разработка педсовета на тему «Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности»

Цель: изучение состояния работы по  формированию навыков безопасного поведения в быту, природе, социуме через реализацию образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»...

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством различных игр"

 Очень важно каждого ребёнка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда опасными жизненными ситуациями. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей в детском саду -...

Методическая разработка на тему : "Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством различных игр»

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш ещё не может самостоятельно определить всю меру опасно...