Разработка педсовета на тему «Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности»
методическая разработка по обж

Цель: изучение состояния работы по  формированию навыков безопасного поведения в быту, природе, социуме через реализацию образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» раздел «Безопасность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_pedsoveta_po_obzh.docx49.87 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка педсовета

на тему

«Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности» .

  Цель: изучение состояния работы по  формированию навыков безопасного поведения в быту, природе, социуме через реализацию образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» раздел «Безопасность».

  Задачи: 

дать оценку работе педагогического коллектива по  реализации образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» в разделе «Безопасность»;

определить перспективы деятельности педагогического коллектива в  организации работы по социально - коммуникативному развитию дошкольников раздела «Безопасность».

Состав комиссии: заведующая О.Л. Ткач, старший воспитатель Н.Н. Перегудова, члены совета педагогов – В.В. Смагина, С.Н. Коптева, .В.В. Юшина.

План проведения

1.Решение предыдущего педсовета и выступление по вопросу актуальности проблемы (Заведующая ДОО)

2.  Брей-ринг « Дома безопасности» (старший воспитатетль)

3 .Итоги тематической проверки «Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности»

( Старший воспитатель)

4. Просмотр презентации ««Формирование у воспитанников навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов» (в том числе компьютерных технологий в сфере антитеррористической деятельности) -  воспитатель подготовительной группы.

5. Обеспечение техники безопасности на физкультурных занятиях в ДОУ

 ( инструктор по физической культуре ).

6. «ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»

 ( воспитатель старшей группы)

-Решения педсовета . (Заведующая)

1.  Выступление заведующей о выполнении решений предыдущего педагогического совета,  выступление по  вопросу актуальности темы безопасности.

В стране с каждым годом увеличивается число ДТП, в которых участвуют дети. Вопрос антитеррористической защищённости также стоит остро в нашей стране. Поэтому формированию основ безопасного поведения дошкольников должно быть отведено особое внимание.

2. Игра «Брей-ринг» «Дома безопасности»

 

  Проводит старший воспитатель.

-Фактором успешного функционирования детского сада является обеспечение безопасности воспитанников. Поэтому цель нашей встречи - формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности.

- Возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

 -Уважаемые коллеги! А сейчас мы перенесёмся в страну «Безопасных наук», чтобы помочь жителям этой страны построить прочный безопасный дом. Для этого нам нужно вдохнуть, выдохнуть.

- Вот мы и в волшебной стране. Ой, посмотрите, кто-то оставил здесь волшебный мешочек. Давайте посмотрим что там. Тут записка. В ней говорится, чтобы построить прочный и безопасный дом, надо справиться с заданиями. Но сначала надо разделиться на две команды.      (Предлагаю взять из корзины круги красного и зеленого цвета.)

-Вот вы и поделились на две команды, пройдём на строительную площадку.

Я хотела бы представить педагогов - инженеров, которые будут оценивать результаты строительства: заведующая ДОО О.Л. Ткач и председатель профсоюза Рогова Т.Н.

         Итак, начнём строительство, и прежде чем возводить стены, мы заложим фундамент. За правильный ответ кирпичик, ответы должны быть у обеих команд правильные, полноценные (дома возводятся из мягких модулей).

1.Сказочные вопросы по ОБЖ

  1 команде

- Какая сказка учит детей тому, что нельзя впускать в дом незнакомых («Волк и семеро козлят»)

       -Какое правило безопасности нарушил Кай из сказки “Снежная королева”? (Не цепляться за транспорт, не доверять незнакомцу).

         2 команде

Какое произведение учит детей слушаться старших, не уходить из дома?(«Гуси – лебеди»)

Какого правила безопасности не знала царевна из сказки А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях”? (Не брать угощение у незнакомых людей).

- Итак, фундамент наших домов заложен крепкий, продолжим наше строительство.

2.Программные вопросы

1 команде: Что включает в себя цикл безопасности и жизнедеятельности детей?

  • Ребёнок и другие люди;
  • Ребёнок и природа;
  • Ребёнок дома;
  • Здоровье ребёнка;
  • Эмоциональное благополучие ребёнка;
  • Ребёнок на улице.

             2 команда. Назовите безопасные условия пребывания детей в детском саду.

  • Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности);
  • Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте);
  • Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели;
  • Маркировка постельного белья и полотенец;
  • Правильное освещение

          1 команде: С какого возраста в примерную программу «От рождения до школы» включена работа по формированию основ безопасности в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие.

           2 команде: В какой раздел программы «Безопасность» Н.А. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной входит пожарная безопасность? (ребёнок дома)

3. «Педагогические ситуации»

  1. Команда .

Ситуация 1 : Назовите правила поведения при обнаружении запаха газа в квартире.

Ответ: Не включать свет и электроприборы, не зажигать спички, открыть окна и форточки, звонить в газовую службу от соседей по телефону –104- , оповестить других соседей о случившемся.

2 команда.

Ситуация2: Назовите правила поведения при пожаре в  квартире.

Ответ:  Не открывать окна, не тушить водой загоревшиеся электроприборы, дышать через мокрую ткань, к выходу двигаться, пригнувшись, покиньте помещение, закройте за собой дверь, вызовите пожарную охрану по телефону: 112, 02, сообщите о пожаре соседям.

4. Игра «Скоростное шоссе»

- Итак, мы подходим к завершению строительства, нашим домам осталось поставить только крыши. Игра «Скоростное шоссе».

Узнать по описанию, о чём идёт речь?  За каждый правильный ответ можно заработать 1 балл, отвечать сразу же.

Вопросы для первой команды:

Сердце машины -… (мотор)

Главная автомагистраль -… (шоссе)

Знак, обозначающий “Проезд запрещен” - …(кирпич)

Край дороги - …(обочина)

Изменение направления движения - … (поворот)

Наказание за нарушение ППД - … (штраф)

Заторы транспорта на дороге - …(пробка)

Животное, обозначающее переход дороги - … (зебра)

Пересечение двух дорог - … (перекресток)

Транспорт, выравнивающий дорогу - … (каток)

Вопросы для второй команды:

Человек, управляющий транспортом - … (водитель)

Человек, идущий вдоль дороги - … (пешеход)

Пассажирский транспорт, работающий на бензине - … (автобус)

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут,

Вдоль по улицам бегут (метро)

Транспортное происшествие - … (авария)

Место ожидания транспорта - … (остановка)

Конец дороги - … (тупик)

Человек, не соблюдающий правила - … (нарушитель)

Устройство, останавливающее движение людей и машин, - … (светофор)

Двухколесный транспорт с очень низкой скоростью, - … (велосипед)

- Вот и завершили наше строительство.  Главные инженеры – члены нашего жюри - оценят результаты работы. Я считаю, у нас получился очень прочные безопасные дома. Займёмся теперь их благоустройством.

3.    Старший воспитатель и совет педагогов зачитывают справки по итогам тематической проверки по формированию основ безопасного поведения через различные виды деятельности.

4. Чтение доклада с презентацией из опыта работы на тему «Формирование у воспитанников навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов» (в том числе компьютерных технологий в сфере антитеррористической деятельности).

Россия в  XXI веке  живет в условиях все нарастающего количества чрезвычайных ситуаций самого разнообразного характера. Увеличиваются масштабы потерь среди населения. Ежегодно в результате производственного и бытового травматизма, террористических актов, пожаров и дорожно-транспортных происшествий страна теряет свыше 50 тысяч человек, более 250 тысяч получают увечья.  

Современная жизнь доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует  обучения сотрудников детского сада,  их родителей  и детей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Мы прекрасно понимаем, что, самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения – дети. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. 

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие основные формы работы по данной проблеме:

  • ознакомление с правилами безопасности на специально-организованных занятиях;
  • ознакомление с правилами безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений, познавательных бесед;
  • организация тематических конкурсов детских рисунков и поделок;
  • использование тематических альбомов и плакатов, дидактических игр и пособий;
  • встречи с интересными людьми профессии «пожарный», «полицейский», «врач», и др.;
  • экскурсии на предприятия, отнесенные к структуре  МЧС;
  • просмотр презентаций по данной тематике;
  • игры-драматизации, развлечения;
  • познавательные минутки;
  • проекты.

Технология предполагает комплекс методов ознакомления детей с основами безопасности, в частности:

Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами. Важна и специальная организация наблюдений за поведением носителей нормы.

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь — это хорошо или огонь — это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например, детям предлагаются изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. В младшей группе предлагаются элементарные проблемные ситуации, но всякий раз усложняя для детей задачу. Детей старшего дошкольного возраста целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и даже модель микрорайона. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту в процессе заданий типа «Составим план - карту групповой комнаты и отметим опасные места красными кружочками».

Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение проговаривать то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие в лес, какая-нибудь нестандартная ситуация в которую попали персонажи.

«К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровая ситуация раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например, «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе, на участке?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

Придумывание сказок и историй на разные темы. Придумаем сказку «Как я был светофором на перекрестке…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например, чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

Использование в работе с детьми информационных технологий:

1. Использование персональных компьютеров, которое помогает решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи индивидуально с каждым ребенком. Игры развивают творческие способности детей, их логическое мышление, память, речь, воображение, двигательные навыки - мелкую моторику рук.

Например, в игре «Виды транспорта» дети соединяют линиями одинаковые виды транспорта с левой и правой стороны картинки. Понимание детьми левой и правой стороны важно для обучения их правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.

В игре «Продолжи ряд» дети из предложенных знаков выбирают необходимые и перемещают их в соответствующий назначению ряд.

В игре «Найди отличия» дошкольники анализируют предложенные знаки и делают вывод об их отличительных признаках.

В игре «Путешествие» воспитатель предлагает, используя программу Paint, начертить линию, воображая при этом, что ребенок едет на автомобиле по загородной, извилистой дороге. При этом просит детей рассказывать, что они видят вокруг. Используя показ наглядных образов, рассказ, интерактивный опрос, педагог развивает познавательные способности детей и приобщает их к дорожной лексике и познанию основ безопасности дорожного движения.

2. Использование мультимедийного проектора и проекционного экрана предполагает групповую форму работы с детьми и значительно снижает риск возникновения различных видов утомления. Такой вид организации занятий близок к традиционному. Все внимание детей сосредоточено на педагоге, который с помощью проектора демонстрирует материалы занятия. Это могут быть наглядные пособия, видеоролики, фрагменты прикладных программных средств и т.д. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию, лучшему запоминанию материала. Например, с помощью презентации педагог помогает ребенку визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях; сформировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные ситуации.

3. Использование интерактивной доскиВ качестве учебного материала можно использовать презентации, видео-фильмы, флэш-анимацию, прикладные программные средства, которые проецируются на экран с помощью компьютерного или видеосигнала и с помощью специального маркера, указки или пальца руки можно работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить, рисовать, перемещать, исправлять текст и т.д.. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность детей означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в процесс познания.

Например, для занятий можно использовать программно-диагностический комплекс - диагностическое лото по формированию основ безопасности, которое включает в себя следующие тематические разделы «Безопасность на дорогах и в транспорте», «Безопасность собственной жизнедеятельности», «Бережем свое здоровье», «Безопасный отдых на природе», «Съедобное и несъедобное». Каждый раздел представлен в виде игрового интерактивного лото с набором сюжетных тематических картинок. Задача ребенка – проанализировать изображенную ситуацию и оценить поведение персонажей.

При помощи компьютерных технологий педагоги могут создавать различные компьютерные презентации, обучающие игры, учебные фильмы, видеосюжеты с целью повышения качества овладения детьми правилами безопасности и формирования осознанного поведения у выпускников детского сада в опасных ситуациях.

Образовательная работа в процессе всех видов деятельности производится с опорой на зрительный и слуховой контроль. Все занятия составляются, учитывая возрастные особенности детей. Различные формы изложения электронного учебного материала позволяют учитывать индивидуально-психологические характеристики личности ребёнка, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию, интенсификации процесса обучения и повышению качества образования с опорой на зону ближайшего развития.

Для создания мультимедийных презентаций, игр, фильмов, анимаций дорожных ситуаций, видеосюжетов, показа опасных ситуаций, картинок, показа образца действий педагога в опасных ситуациях и т.д. могут использоваться следующие программы Microsoft Power Point, Windows Movie Maker, Windows Media, киностудия Windows Live, Microsoft Word, используя при этом иллюстрации, фотографии, конспекты занятий, картинки, мультфильмы, обучающие фильмы.

Для решения поставленных задач можно также использовать прикладные программные средства. Это компьютерные программы, предназначенные для использования в учебном процессе. Для проведения занятий с детьми дошкольного возраста, наиболее широкое применение нашли обучающие программы, развивающие игры и учебно-игровые средства для подготовки воспитателей к занятиям с использованием иллюстративных и раздаточных материалов – демонстрационные средства, информационные источники и электронные учебные пособия и др.

Проводя   системную работу по ознакомлению детей с основами безопасности, можно добиться того, что дети продемонстрируют высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появится стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Они научатся выделять основной круг опасных предметов домашнего обихода, будут иметь полные, точные представления о мерах предосторожности, понимать и аргументировать значимость их соблюдения; будут знать, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации. Появится потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.

Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.

5. Чтение доклада инструктором по ФК  «Обеспечение техники безопасности на физкультурных занятиях в ДОУ»

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности. 

 Требования к условиям организации занятия дошкольников 

    Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:

а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;

б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.

Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг. (Для ребенка старшего дошкольного возраста). Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования.

Материалы и оборудование. 

1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.

2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.

3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей.

4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.

Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду 

1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения.

2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.

3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра преподавателя, следить за организованным входом и выходом детей из зала.

4. При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети.

5. При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.

6. Воспитатель (инструктор по физической культуре) осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.

7. При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления, воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.

8. Воспитатель (инструктор по физической культуре) в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.

Таким образом, все оборудование и инвентарь, используемый детьми должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.

Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях 

1. Нарушение правил организации занятий. 

- проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя, чем полагается;

- нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход, и выход из зала;

- самовольный доступ к снарядам и тренажерам;

- неправильный выбор преподавателем места при проведении занятия, когда часть детей находится вне его поля зрения;

- недостаточные интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.

2. Нарушение в методике преподавания 

- форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной его подготовленности;

- чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания;

- излишнее эмоциональное возбуждение, вызванное выполнением сложных упражнений, игр, эстафет.

3. Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды. 

- недостаточная освещенность зала или площадки для занятий;

- отсутствие вентиляции;

- неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;

- скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, незавязанные шнурки;

- посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.).

- бусы, цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее; длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;

- очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой.

4 . Отсутствие систематического врачебного контроля над физическим воспитанием .

- чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;

- отсутствие систематической (2 раза в год) диспансеризации детей;

- отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.

5 . Недооценка значения страховки и помощи. 

- неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике;

- отсутствие матов под снарядами и тренажерами.

6. Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования. 

- малые размеры зала или площадки для занятий;

- неровности пола, расщепленные половицы, незакрепленные половицы паркета;

- неисправность коврового покрытия и матов (разрывы, разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к полу;

- неисправность снарядов и тренажеров, ненадежность крепления, разболтанность соединений, незатянутые гайки, торчащие болты и шурупы;

- неправильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;

- плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки;

- низко повешенные декоративные растения, украшения, светильники;

- отсутствие защитных сеток на вентиляторах, до которых могут дотянуться дети;

- расположение магнитофона или проигрывателя в доступном для детей месте;

- колонны и выступы, не обитые мягким материалом;

- отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка;

- свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;

- отсутствие телефона в доступном месте;

- отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой медицинской помощи.

Таким образом, для предотвращения травматизма детей на физкультурных занятиях должны соблюдаться все правила организации занятия, требования к методике преподавания физической деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических условий и форм одежды. Обязательный систематический врачебный контроль над физическим состоянием детей, осознано оценивать значение страховки и помощи; место занятия, инвентарь и оборудование должно находиться в удовлетворительном состоянии.

Заключение 

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

Психические процессы, такие как память, мышление, восприятие, воображение и речь помогают развитию физических навыков. С помощью психических процессов дети запоминают последовательность движений и двигательных операций, умеют выполнять движения по словесной инструкции, проводят анализ движений по качеству его выполнения.

Все оборудование и инвентарь, используемый детьми должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.

Ответственными лицами за организацию работы в детском саду являются заведующий детским садом, старший воспитатель и воспитатель или инструктор по физической культуре.

При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и самостоятельную двигательную деятельность. Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей.

Для предотвращения травматизма детей на физкультурных занятиях должны соблюдаться все правила организации занятия, требования к методике преподавания физической деятельности, соблюдение санитарно – гигиенических условий и форм одежды. Обязательный систематический врачебный контроль над физическим состоянием детей, осознано оценивать значение страховки и помощи; место занятия, инвентарь и оборудование должно находиться в удовлетворительном состоянии.

6.  Выступление воспитателя старшей группы на тему «ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности-все избежать,

А где надо-на помощь позвать.


         Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования , который содержит в своей структуре несколько компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация, поисково—исследовательская деятельность и анализ конкретной ситуации

    Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра  отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные  отношения со сверстниками и взрослыми.

Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:

  • использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;
  • предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;
  • введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
  • «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
  • поддержание адекватного эмоционального фона.

Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

Игровые занятия мы проводим во II половине дня. Например, такие ситуации как «Перекресток», «Путешествие за город», «Как пешеходы и водители поделили улицу», «Во дворе» позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций. Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности. Игровые ситуации «В парке», «Ядовитые растения», «Собака – друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Дошкольники знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

  Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины («дядя с бородой»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Тренинги и ситуации «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец в группе», «Незнакомец звонит по телефону», «Потерялся в городе», «Защити себя сам» учат детей действовать в подобной ситуации. Нами рассмотрены и обсуждены возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого, например, хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение. Необходимо объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях: громко кричать, призывая на помощь и привлекать внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!» Возможно использование сказок с животными: «Три поросенка», «Кот, петух и лиса». Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Целесообразно разыграть разнообразные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми.

В ходе специальных игровых ситуаций говорим детям, что предметы домашнего быта, также могут являться источниками опасности. Обращаем внимание дошколят на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Подобранные игры – тренинги позволяют нам обучить детей правильному  поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий. Это такие игры - тренинги, как «Пожарная тревога»,  «Мы – спасатели», «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?». Обучение пользованию телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи». Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаем внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняем необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Нужно уделить внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют следующие ситуации «Как устроено тело человека», «Красота и здоровье», «Одежда и здоровье», «Отношение к больному», «Действия при кашле, чихании».

В качестве дополнительного материала мы включаем в работу использование литературных произведений: стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.

    Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации в ходе тренингов позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. 

7. Подведение итогов педсовета, принятие решений.

В результате обсуждения были единогласно принято следующие решения:

1. Отметить положительную работу педагогов ДОО по формированию основ безопасности дошкольников.

2. Совершенствовать работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через новые формы работы.

Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели.

3. Усилить контроль за реализуемыми мерами по всем направлениям безопасности: пожарная, антитеррористическая, профилактика дорожно-транспортного травматизма.

Срок: постоянно. Ответственные: старший воспитатель, заведующая.

4. Продолжать совершенствовать и пополнять предметно-развивающую среду по обеспечению безопасности дошкольников ( спецтранспорт, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, настольно-печатные дидактические игры).

Срок до 31.05.2021 г. Ответственные: воспитатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"

Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"...

Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них....

Методическая разработка на тему : "Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством различных игр»

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш ещё не может самостоятельно определить всю меру опасно...