Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования»
опыты и эксперименты

Мишакина Оксана Дмитриевна

 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                  141613, Московская область,                    

                                                                                                г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                             тел.: 8(49624)2-35–95                                                                                                                 fediukina.nadejda2012@yandex.ru

 

 

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

 

                                                                            «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»                        

 

Подготовили и провели:

                                                                                                          Мишакина О.Д.

                                                                                                       Мухина Э.И.

 

 

 

 

25 февраля 2021 года

Актуальность

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

В ФГОС ДО в п.1.4 Основные принципы дошкольного образования отмечено, что одним из принципов является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

В п. 2.7 отмечено, что, конкретное содержание ОО может реализовываться в разных видах деятельности: общение, игре, познавательно-исследовательской – как сквозных механизмах развития ребенка.

Цель: Обеспечение условий для развития познавательной активности дошкольников через детскую экспериментальную деятельность и детское экспериментирование.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: - знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); - знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

 3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух- его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость);

4. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей;

5. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;        

6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. 

«РАССКАЖИ- И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ- И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ- И Я ПОЙМУ»
КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года -- практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ:

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как «проба, опыт».

Экспериментирование - метод обучения, с помощью которого педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер. Стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. Это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ:

Способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
В ДОУ

Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

•        Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).

•        Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).

•        Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и

•        В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.

•        Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По количеству детей:

Индивидуальные, групповые, коллективные.

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические

По характеру включения в педагогический процесс:

эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические

По продолжительности: кратковременные (5–15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

По характеру мыслительных операций:

констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач ;

По способу применения: демонстрационные, фронтальные;

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

В центрах экспериментирования может быть выделено:

    1. Место для постоянной выставки.

    2. Место для приборов.

    3. Место для выращивания растений.

    4. Место для хранения природного и бросового материалов.

    5. Место для проведения опытов.

    6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.) 

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЦЕНТРА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

1.Лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса.

2.Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.                            

3.Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.).

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д. 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТОВ    И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

   1.Бусинки, пуговицы.

    2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

    3. Пластиковые бутылочки разного размера.

    4. Разноцветные прищепки и резинки.

    5. Камешки разных размеров.

    6. Винтики, гайки, шурупы.

    7. Пробки.

    8. Пух и перья.

    9. Фотопленки.

    10. Полиэтиленовые пакетики.

    11. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

    12. Спилы дерева.

    13. Вата, синтепон.

    14. Деревянные катушки.

    15. Киндер-сюрпризы

    16. Глина, песок.

    17. Вода и пищевые красители.

    18. Бумага разных сортов. 

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.

•Уточнение плана исследования.

•Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.

•Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.

•Организация исследования.

Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; , помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».

•        Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.

•        Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».

•        Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

•        Проблемные ситуации , например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» .

•        Экспериментальные игры .

•        Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.

•        Наблюдение природных явлений.

•        Использование энциклопедий

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЫТОВ:

Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.

•        Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;

•        Аккуратно пользоваться емкостью для воды;

•        Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол   воду);

•        Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;

•        На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло;

•        Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать;

•        Нельзя брать в рот лед;

•        Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить;

         Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус;

•        Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование;

•        После опыта убирать

РАБОТА ПРОВОДИТСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:

1.Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных)

2.Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет и др).

3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др)

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

с почвой

с водой

с воздухом

с магнитом

камнями

С песком

И т.д.

image

image

 

                ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ:

Анкетирование родителей

•        Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами

•        Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.

•        Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

•        Открытые мероприятия для родителей.

•        Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.

•        Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.

•        Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ПРЕДЛАГАЕМ ПРОВЕСТИ НЕКОТОРЫЕ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ.

«невидимый воздух вокруг нас, и мы его вдыхаем»

Цель: доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

 Оборудование:

1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

 Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной

поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы

вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим,

попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через

соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух

содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов

человека.

 Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух

необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать

Понятие об электрических зарядах

Цель опыта: показать, при контакте двух различных предметов возможно разделение электрических разрядов.

Материал и оборудование: воздушный шарик; шерстяная ткань

Описание опыта:

Надуем воздушный шарик и потрем его шерстяную ткань, затем будем дотрагиваться воздушным шариком до различных предметов в комнате. Воздушный шарик прилипает ко всем предметам: к дивану, шкафам, к стенам и к моему коту Полосатику.

Это происходит из-за, того, что каждый предмет имеет определенный электрический заряд. В то же время, ряд предметов, шерстяная ткань или шерсть кота очень легко теряют свои электроны. При трении воздушного шарика об шерстяную ткань происходит разделение электрических разрядов, шерстяная ткань отдает электроны, электроны перемещаются на воздушный шарик, и он становится отрицательно заряженным. Когда такой воздушный шарик подносится к нейтральным предметам (не натертым шерстяной тканью), электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на другую сторону предмета. Поэтому та сторона предмета, которая ближе к воздушному шарику, заряжается положительно, и воздушный шарик притягивает предмет к себе. При длительном контакте электроны переходят обратно с воздушного шарика на предмет, и воздушный шарик и предмет перестают притягиваться.

Вывод: в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

Танцующая фольга

Цель: узнать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Материал и оборудование:

Тонкая алюминиевая фольга.

Ножницы.

Пластмассовая расческа.

Бумажное полотенце.

 

Описание эксперимента:

Нарежем алюминиевую фольгу очень узкими и длинными полосками, как у меня. Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит?

Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, другая сторона полоски – отрицательно. Положительно заряженная сторона полоски притягивается к отрицательно заряженной расческе. Так фольга «танцует»

Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

 

Педагоги принимают участие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx852.32 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                  141613, Московская область,                    

                                                                                                г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                   тел.: 8(49624)2-35–95                                                                                                                 fediukina.nadejda2012@yandex.ru

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

                                                                            «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»                        

Подготовили и провели:

                                                                                                          Мишакина О.Д.

                                                                                                       Мухина Э.И.

25 февраля 2021 года

Актуальность

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

В ФГОС ДО в п.1.4 Основные принципы дошкольного образования отмечено, что одним из принципов является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

В п. 2.7 отмечено, что, конкретное содержание ОО может реализовываться в разных видах деятельности: общение, игре, познавательно-исследовательской – как сквозных механизмах развития ребенка.

Цель: Обеспечение условий для развития познавательной активности дошкольников через детскую экспериментальную деятельность и детское экспериментирование.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: - знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); - знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

 3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух- его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость);

4. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей;

5. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;        

6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. 

«РАССКАЖИ- И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ- И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ- И Я ПОЙМУ»
КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года -- практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ:

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как «проба, опыт».

Экспериментирование - метод обучения, с помощью которого педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер. Стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. Это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ:

Способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
В ДОУ

Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

•        Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).

•        Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).

•        Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и

•        В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.

•        Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По количеству детей:

Индивидуальные, групповые, коллективные.

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические

По характеру включения в педагогический процесс:

эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические

По продолжительности: кратковременные (5–15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

По характеру мыслительных операций:

констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач ;

По способу применения: демонстрационные, фронтальные;

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

В центрах экспериментирования может быть выделено:

    1. Место для постоянной выставки.

    2. Место для приборов.

    3. Место для выращивания растений.

    4. Место для хранения природного и бросового материалов.

    5. Место для проведения опытов.

    6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.) 

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЦЕНТРА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

1.Лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса.

2.Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.                            

3.Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.).

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д. 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТОВ    И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

   1.Бусинки, пуговицы.

    2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

    3. Пластиковые бутылочки разного размера.

    4. Разноцветные прищепки и резинки.

    5. Камешки разных размеров.

    6. Винтики, гайки, шурупы.

    7. Пробки.

    8. Пух и перья.

    9. Фотопленки.

    10. Полиэтиленовые пакетики.

    11. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

    12. Спилы дерева.

    13. Вата, синтепон.

    14. Деревянные катушки.

    15. Киндер-сюрпризы

    16. Глина, песок.

    17. Вода и пищевые красители.

    18. Бумага разных сортов. 

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.

•Уточнение плана исследования.

•Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.

•Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.

•Организация исследования.

Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; , помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».

•        Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.

•        Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».

•        Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

•        Проблемные ситуации , например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» .

•        Экспериментальные игры .

•        Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.

•        Наблюдение природных явлений.

•        Использование энциклопедий

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЫТОВ:

Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.

•        Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;

•        Аккуратно пользоваться емкостью для воды;

•        Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол   воду);

•        Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;

•        На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло;

•        Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать;

•        Нельзя брать в рот лед;

•        Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить;

        Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус;

•        Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование;

•        После опыта убирать

РАБОТА ПРОВОДИТСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:

1.Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных)

2.Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет и др).

3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др)

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

с почвой

с водой

с воздухом

с магнитом

камнями

С песком

И т.д.

        ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ:

Анкетирование родителей

•        Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами

•        Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.

•        Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

•        Открытые мероприятия для родителей.

•        Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.

•        Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.

•        Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ПРЕДЛАГАЕМ ПРОВЕСТИ НЕКОТОРЫЕ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ.

«невидимый воздух вокруг нас, и мы его вдыхаем»

Цель: доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

 Оборудование:

1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

 Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной

поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы

вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим,

попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через

соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух

содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов

человека.

 Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух

необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать

Понятие об электрических зарядах

Цель опыта: показать, при контакте двух различных предметов возможно разделение электрических разрядов.

Материал и оборудование: воздушный шарик; шерстяная ткань

Описание опыта:

Надуем воздушный шарик и потрем его шерстяную ткань, затем будем дотрагиваться воздушным шариком до различных предметов в комнате. Воздушный шарик прилипает ко всем предметам: к дивану, шкафам, к стенам и к моему коту Полосатику.

Это происходит из-за, того, что каждый предмет имеет определенный электрический заряд. В то же время, ряд предметов, шерстяная ткань или шерсть кота очень легко теряют свои электроны. При трении воздушного шарика об шерстяную ткань происходит разделение электрических разрядов, шерстяная ткань отдает электроны, электроны перемещаются на воздушный шарик, и он становится отрицательно заряженным. Когда такой воздушный шарик подносится к нейтральным предметам (не натертым шерстяной тканью), электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на другую сторону предмета. Поэтому та сторона предмета, которая ближе к воздушному шарику, заряжается положительно, и воздушный шарик притягивает предмет к себе. При длительном контакте электроны переходят обратно с воздушного шарика на предмет, и воздушный шарик и предмет перестают притягиваться.

Вывод: в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

Танцующая фольга

Цель: узнать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Материал и оборудование:

Тонкая алюминиевая фольга.

Ножницы.

Пластмассовая расческа.

Бумажное полотенце.

Описание эксперимента:

Нарежем алюминиевую фольгу очень узкими и длинными полосками, как у меня. Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит?

Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, другая сторона полоски – отрицательно. Положительно заряженная сторона полоски притягивается к отрицательно заряженной расческе. Так фольга «танцует»

Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Педагоги принимают участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего возраста в условиях ФГОС»

 Ребенок с рождения  является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Познавательно-исследовательская деятельность является одной из ведущих видов ...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания» ...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые пре...

Индивидуальный план профессионального уровня по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе со...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»

В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня д...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...