Проект для детей средней группы (4 - 5 лет) " Правила дорожного движения"
проект по обж (младшая группа) на тему

Родичева Галина Владимировна

Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения на дорогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Детский сад №2683

Юго-западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы

Проект для детей средней группы (4 - 5 лет)

" Правила дорожного движения"

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Родичева Г.В

сентябрь 2012 год

Москва

Проект" Правила дорожного движения".

Тип проекта: познавательно-игровой.
Вид проекта: краткосрочный (сентябрь).

Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения, со светофором. Учить понимать значение световых сигналов светофора. Формировать начальные навыки безопасного поведения на дороге и на улице;
2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Закрепить названия цветов (желтый, зеленый, красный);
3. Приучать детей выполнять правила, действовать в коллективе;
4. Активизировать словарь: светофор, зеленый (красный, желтый) цвет, руль, безопасность, дорога, транспорт, тротуар, проезжая часть, обочина, пешеходный переход, перекрёсток);

Ожидаемые результаты:
1.У детей сформированы первоначальные знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге и на улице. Заинтересованность детей темой. 
2.Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество, активность и детальность в работе.
3.С удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры.
4.Участие в совместной деятельности родителей.
Продукт проектной деятельности: Оформление группы и приемной; выставка детских работ «Дорога и светофор»; макет города, где обозначены улицы с тротуарами и проезжей части; макет транспортного светофора.

Реализация проекта:

1. Работа с родителями:

- консультация «Дети на дорогах», «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге»;
- папка – передвижка «Обучение детей ПДД», «Формирование у детей навыков поведения на улице»;
- беседа «Начните с себя!»;
- изготовление макета города;
- Анкетирование для родителей «Осторожно: дорога!»,
- памятка для родителей «Все начинается с малого»;
- Буклет для родителей «В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить»;
- Рекомендации «Формирование у детей специальных навыков», «Обучение детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения, в автомобиле».

2. Работа с детьми:

1. Рассматривание материала по теме «Правила дорожного движения», «Мой друг-светофор», «Правила поведения на дороге и на улице», иллюстрации с изображением транспортных средств, альбомы по теме;
2.Беседа «Мой друг-светофор»;
3. Изготовление макета транспортного светофора;
4. Аппликация с элементами рисования «Дорога и светофор»;
5. Чтение стихотворений, загадывание загадок на тему «ПДД», «Светофор»;
6. Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Собери машину по частям», «Светофор», «Угадай транспорт», «Собери машину» (из 4-х частей), пазлы;
7. Подвижные игры: «По длинной извилистой дорожке», «Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Машины», «Трамвай», «Цветные автомобили»;
8. Пальчиковая гимнастика;
9. Сюжетно–ролевая игра «Шофёры», «Водители и пешеходы», «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта), игры с макетом;
10. Дыхательная гимнастика «Вот какие мы большие»;
11. Артикуляционная гимнастика «Заборчик»;
12.Выкладывание из геометрических фигур и счетных палочек (светофор, транспорт);
13. Гимнастика для глаз «Глазки видят всё вокруг»;
14. Физкультминутка «По ровненькой дорожке»;
15.Раскраски по ПДД;
16. Конструирование различных улиц из строительного материала для закрепления знаний о ПДД;
17. Игровое задание «Сколько у светофора цветов»;
18. Просмотр презентации «Наш друг светофор».
Итог работы: 
1.Экскурсия за территорию детского сада с целью закрепления с детьми правил поведения на улице, перекрестке, дороге (закрепление понятий: светофор, дорожные знаки, транспорт, тротуар т.д.), а также правил дорожного движения.

Электронные ресурсы:

1. http://ped-kopilka.ru/blogs/malceva-svetlana/proekt-moi-drug-svetofor.html

2. http://www.maam.ru/detskijsad/serija-obuchayuschih-meroprijatii-po-pravilam-dorozhnogo-dvizhenija-dlja-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-3-4-let.html

3. http://www.detsadclub.ru/igry/973-konspekt-zanyatiya-po-pdd-v-podgotovitelnoj-gruppe-svetofor

4.http://domoddou22.edumsko.ru/collective/pedagogical_collective/samsi_tat_yana_viktorovna/materials/legko_li_nauchit_rebyonka_pravil_no_vesti_sebya_na_doroge/

 «Светофор»

Цели:

- повторить правила дорожного движения;

- научить пользоваться «Светофором» для выражения своего согласия или несогласия;

- развивать речь, внимание;

- развивать мелкие движения руки, координацию движений.

Оборудование:

- карточка «Светофор» (воспитатель);

- тетрадь, ручка, карточка «Светофор» (для детей).

- сигнальные карточки «Светофор» по образцу воспитателя (с одной стороны - красная, с другой - зеленая).

Ход занятия:

1. Беседа о правилах дорожного движения

Кто не знает до сих пор,

Что такое светофор?

Что его предназначенье

Регулировать движенье?

Знать его обязан каждый.

Он простой, но очень важный.

Днем и ночью круглый год

У него полно забот:

Днем и ночью круглый год

Он сигналы подает.

- А если все светофоры вдруг исчезнут, что тогда?

В конце обсуждения воспитатель обобщает высказывания детей:

- Значит, светофор нужен для регулирования движения. Проверим, как вы знаете, что обозначают сигналы светофора.

Ответ - хором:

-Стой! - если на светофоре -

- Приготовиться! - значит, на светофоре -

- Можно идти! - если горит -

- Вот вы и ошиблись. Я сама видела, как переходят дорогу на красный свет. Значит, «идите» - это тоже красный свет...

- Я рада, что вы это понимаете. Лучше подождать лишнюю минуту у светофора, чем глупо рисковать своим здоровьем. Желаю вам всем быть внимательными и умными пешеходами!

2. Игра «Пешеходы».

Воспитатель говорит «Красный свет!» - дети садятся за стол. Когда «Желтый!» - встают возле стола. На «Зеленый!» - ходьба на месте.

Воспитатель называет цвета светофора не по порядку, один и тот же цвет может называться два раза подряд. Дети должны быть внимательными.

3. Введение карточек «Светофор».

- А если и нам с помощью сигналов светофора регулировать движение нашего занятия?

- Но для этого нужен специальный светофор (воспитатель показывает карточку «Светофор», и дети тоже должны приготовить свои «Светофоры»).

- Сейчас я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы согласны с ними - показываете зеленый цвет «светофора». Если не согласны, имеете возражения - красный цвет.

Все «неправильные» высказывания должны по ходу исправляться.

- Днем светло.

- Птицы умеют плавать.

- Трава зелёная.

- Моя мама старше меня.

- Пингвина можно увидеть в зоопарке.

- Когда снег растает, получится лед.

- Машина едет по рельсам.

- Утром мы чистим зубы.

Воспитатель может предложить в ситуациях непонимания поднимать одновременно две руки: жест «Хочу говорить» и красный цвет светофора. Воспитатель призывает детей быть внимательными и, наряду с правильными и ошибочными, включает в дальнейшую игру и те высказывания, смысл которых детям непонятен.

- Мороженое делают из ваты.

- У львов есть хвосты.

- Когда молоко закипит, получится каша.

- Растения питаются комарами.

- Все слова в разговоре начинаются со звука «И».

- Сейчас светит солнце.

- Вы устали? Покажите «светофором».

- А теперь скажите хором.

4. Игра «Внимательный водитель».

- Правила дорожного движения должны соблюдать пешеходы и водители. Что такое быть пешеходом - вы хорошо знаете. А сейчас каждый из вас попробует быть водителем.

Для этого, прежде всего, нужна дорога. Каждый из вас в тетради должен изобразить как можно более извилистую, полную крутых и опасных поворотов, дорогу.

Воспитатель на доске может изобразить участок дороги:

- А теперь нам нужен автомобиль. Это будет ваша ручка, которую вы поведете по дороге в тетради.

Перед началом движения - несколько слов. Вам предстоит проехать по трудной и опасной дороге. Водитель должен быть внимательным и сосредоточенным. Нужно стараться двигаться посередине дороги, не подъезжая близко к обочине. Но при этом не нужно двигаться слишком медленно, иначе вас обгонит любой пешеход, или слишком быстро, чтобы не слететь в кювет. На старт! Приготовились! Начали! Счастливого пути!

- Поздравляю всех с прибытием! А сейчас проверьте правильность прохождения маршрута. Если вы справились с управлением, не допустили ошибок, поднимите зеленый цвет. Если были ошибки, покажите красный цвет на «светофоре».

Воспитатель благодарит детей за работу и выражает уверенность в том, что они в дальнейшем будут справляться с работой так, чтобы не было ошибок и на их «светофорах» всегда был только зеленый свет.

5. Подведение итогов.

Подведение итогов проводится в виде обсуждения: «Что нового сегодня узнали на занятии?», «Что вам понравилось?»

«Островок безопасности».

Серия обучающих мероприятий разработана с учетом возрастных особенностей детей. Состоит она из трех частей, каждая из которых составляет одну из форм непосредственно - образовательной деятельности, продолжительностью -15 минут.

Цель: формирование у детей знаний безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

 Обучающие:

• довести до сознания детей, что в любом населенном пункте все движение: и машин, и пешеходов – подчиняется особым правилам, которые называются правилам дорожного движения;

• совершенствовать знания детей по правилам перехода проезжей части улицы – по пешеходному переходу, где нарисована «зебра», по сигналу светофора, и там где повешен знак пешеходная дорожка (тротуар, в большом городе по подземному переходу;

• объяснить детям значение дорожных знаков «Велосипедная дорожка»; «Движение на велосипеде запрещено»; «Движение пешеходов запрещено».

 Воспитывающие:

• убедить детей в том, что их безопасность на улице и дорогах зависит от того, насколько они знают и выполняют правила дорожного движения;

• воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.

 Развивающие:

• обогащать и активизировать словарь детей;

• развивать логическое мышление, память, внимание;

• формировать желание самостоятельно строить высказывание – рассуждение.

Обогащение и активизация словаря: пешеход, тротуар и проезжая часть, пешеходный переход, пешеходная дорожка, знаки дорожные, подземный переход, перекресток.

Оборудование и материалы: сюжетные картинки, изображающие различные дорожные ситуации, серия картинок «дорожные знаки», обучающие карточки «Дорожная азбука».

Предварительная работа: экскурсии к проезжей части, перекрестку; наблюдение за движением грузовых и легковых автомобилей, пешеходов, наличием дорожных знаков, разметок, работой светофора; беседы, направленные на ознакомление и изучение правил дорожного движения в детском саду и семье; творческая деятельность по лепке и раскрашивание - «Светофор», «Цветные автомобили», «Автобус».

 «Создание макета улицы» (игровой сюжет-беседа) .

Воспитатель:

Ребята, мы с вами живем в большом городе, в нем проживает много людей, по улицам ездит большое количество грузовых и легковых автомобилей. Для того, чтобы люди и машины не мешали друг другу, придуманы специальные правила. Кто знает, как они называются? (ответы детей) .

Воспитатель:

- Прежде, чем говорить о правилах дорожного движения, давайте поразмыслим и сделаем модель улицы, которая была бы удобна и для пешеходов, и для транспорта.

- Скажите, что такое улица? (ответы детей) .

- Правильно, это дорога, вдоль которой стоят дома, деревья… .

- Дети, чтобы улица была удобна для движения транспорта и людей, какой она должна быть? (ответы детей) .

- Какой должна быть проезжая часть? (ответы детей) .

- Правильно проезжая часть должна быть широкой, светлой, чтобы хватило место легковому, грузовому и пассажирскому транспорту.

Ребята, все автомобили двигаются в разных направлениях, поэтому проезжая часть разделена полосами, они могут быть сплошными и длинными, а могут быть короткими -разделенными.

-На всех дорогах имеются дорожные знаки и всем дорогам предписаны дорожные правила, предназначенные для водителей и пешеходов, скажите ребята, кто следит за всем движением и строго наказывает тех, кто их не выполняет? (ответы детей) .

- Правильно ребята, это полицейский-постовой дорожной службы, который внимательно со специальными приборами следит за каждым участком дороги.

- Ребята, на всех дорогах имеются перекрестки, где пересекаются несколько дорог, как вы думаете, кто регулирует там движение? (ответы детей) .

- Какими цветовыми сигналами оборудован светофор? (ответы детей) .

- Что обозначает каждый из них? (ответы детей) .

- Правильно ребята, главное не терять бдительности при любом цвете сигнала светофора и быть внимательными на дорогах любого города, самое главное на проезжей части.

 «Правила для пешеходов» (познавательный рассказ-беседа)

Воспитатель:

-Ребята, вы вышли на улицу, в кого вы сразу же превратились? (ответы детей) .

-Правильно, как называется та часть улицы, которая предназначена для пешеходов? (ответы детей) .

-Сейчас мы с вами рассмотрим знаки для пешеходов

ПДД. Дорожная азбука.

* информационно - указательный знак «Пешеходный переход». Презентация дорожных знаков. Указывает на место наземного перехода проезжей части улицы. Устанавливают его возле специальной разметки для пешеходов - «зебра».

* предписывающий знак - «Пешеходная дорожка». Иногда на улицах устраивают специальную дорожку, предназначенную только для пешеходов. На этой дорожке надо соблюдать общие правила поведения для пешеходов: придерживаться правой стороны; не мешать другим пешеходам.

*информационно - указательный знак «Подземный пешеходный переход». Указывает на место подземного перехода проезжей части улицы.

*запрещающий знак - «Движение пешеходов запрещено». Запрещает движение пешеходов, и устанавливают его в местах, где двигаться пешком запрещено.

* информационно-указательный знак «Место остановки автобуса». Указывает на место остановки автобуса, место ожидания для пассажиров.

С какими знаками мы познакомились? (ответы детей). Ребята, я уверена, что вы их запомнили и будете всегда правильно переходить проезжую часть.

Подвижная игра «Воробушки и автомобили».

Правила поведения во дворе, около проезжей части дороги.

(познавательная беседа)

Воспитатель:

-Ребята, на улицах города стоят большие дома, в которых живут и водители, и пешеходы. В каждом дворе расположены детские площадки, площадки для выгула собак, скверы для прогулок взрослых и детей. Автолюбители, живущие с вами по соседству, оставляют свои машины рядом с этими местами. Как надо вести себя рядом с такими нерегулируемыми стоянками? (ответы детей) .

(рассматривание обучающих карточек ПДД. Дорожная азбука. )

*Не играй на проезжей части. Как вы думаете, что может произойти с невнимательными игроками? (ответы детей) .

* Не катайся на велосипеде по проезжей части. Почему? (ответы детей) .

* Переходя дорогу, не разговаривай по телефону или с товарищем. Почему? (ответы детей) .

* Не выходи из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дорогу. Почему?

(ответы детей) .

* Не стой на краю тротуара. Почему? (ответы детей) .

Пальчиковая игра «Велосипед»

-Ребята, для всех водителей установлены специальные дорожные знаки, которые указывают на появление детей на дороге:

ПДД. Дорожная азбука.

*Предписывающий знак - «Велосипедная дорожка». Разрешает движение только на велосипедах и мопедах. Машинам въезжать на нее запрещено.

*Запрещающий знак - «Движение на велосипедах и мопедах запрещено». Он категорически запрещает кататься в этих местах. Почему? (ответы детей).

*Предупреждающий знак - «Дети». Предупреждает водителей всех автомобилей о возможном появлении детей на дороге. Скажите мне, где вы такой знак видели? (ответы детей) .

-Правильно около детского сада и школы. Ребята, кто знает, почему на улицах города посажено много деревьев и кустов? (ответы детей) .

-Правильно, чтобы неприятный, загрязненный воздух как можно меньше попадал в наши дома. Деревья очищают воздух.

-Ребята, самое главное при переходе дороги из дома во двор является хороший обзор. Вы должны выйдя из дома, посмотреть в обе стороны по очереди - сначала налево, затем направо.

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.

Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь  с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание. что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом.

Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.

На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.

Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.

Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно.

Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей средней группы на тему: «Знатоки дорожного движения»

Систематизирование знаний детей о правилах дорожного движения и развитие у них практических умений при применении этих правил....

Краткосрочный творческий проект в средней группе на тему «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» «В гостях у Светофорика»

Срок реализации: июнь месяц 2018 годТип проекта: краткосрочный (недельный)Создание проблемы:Внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте? Уважает ли он правила ...

Игровое занятие для детей средней группы. «Играя, изучаем правила дорожного движения»

Создание проблемной ситуации перед детьми : кукла Маша попала в беду на дороге.В процессе занятия выясняются причины случившегося ( незнание правил дорожного движения) и в игровой форме дети...

Краткосрочный творческий проект в средней группе на тему «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» «В гостях у Светофорика»

Проект в средней группе по правилам дорожного движения. В проекте представлены занятия, беседы с детьми....

Краткосрочный творческий проект в средней группе на тему «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» «В гостях у Светофорика»

Участники проекта: Воспитатели, родители, дети средней группыТип проекта: краткосрочный (недельный)Создание проблемы:Внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице, в...

Проект для детей средней группы на тему: "Правила дорожные детям знать положено"

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортного происшествия являются...