ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по обж на тему

Лесникова Наталья Сергеевна

Подпись: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

                                                                                                                        Подготовила воспитатель:

                                                                                                                        Н.С. Лесникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.  Большая Поляна, 2015г.

По дороге в детский сад

Мы пойдём с тобой, малыш.

Улыбаясь светофору,

Влево, вправо поглядишь.

Чтобы день такой чудесный

Омрачить не смел никто,

Правила движенья вместе

Мы усвоим? Да, легко!

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших

задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно

раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому

подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует

так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из

детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел

наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками

безопасного поведения в этих ситуациях.

Именно в детском саду все дети могут и должны получить

систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и

приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу

воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам

педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем,

составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных

задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность,

которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и

привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему

будут даваться знания.

Очень важно приобретение таких навыков и привычек, как: сознательное

отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать –

не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно

переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать

свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал

светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно

справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что

детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача

воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения,

сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в

транспорте.

Главная цель нашей работы по профилактике детского дорожного

травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного

безопасного поведения на улицах города. Мы реализуем её путём решения

нескольких задач:

1. усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах

безопасного поведения на улице;

2. формирование у детей качественно новых двигательных навыков и

бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не

только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или

ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с

движениями других людей и перемещением предметов;

3. развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в

конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного

безопасного поведения.

Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного

движения»:

1. Ребёнок – пешеход

2. Ребёнок – пассажир

3. Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда,

самоката, роликовых коньков и др.)

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в

коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить

планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в

самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды

детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания

ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в

играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько

времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном

направлении определяем мы сами в зависимости от условий, темы,

сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.

Для каждой возрастной группы мы определили свои цели и ориентиры.

Объединили некоторые темы (правила поведения на улице – оказание помощи

– инвалидность), так как привлечение материалов из другого раздела поможет

объяснить детям, какими могут быть последствия правильного и

неправильного поведения на улице.

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса по

формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах

дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться

воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она

помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей,

накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы,

заучивание рифмованных правил.

Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного

отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и

обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций,

наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и

предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного

возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а

готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при

обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают

ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на

улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их

помощью мы осуществляем инновационные подходы в данном направлении и

комплексно решаем поставленные задачи:

- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её

опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в

ней;

-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов:

концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и

двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для

правильной ориентации на улице;

-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек

безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и

безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал

посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную

проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели

объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практикумы

на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город»,

«Наша улица», на игровых площадках, самостоятельное моделирование:

составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду

и т.д.

Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляем

затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении

целевых прогулок и экскурсий.

Преимущества тематического подхода к планированию и организации занятий

по формированию у детей безопасного поведения на улице:

1. тематическое планирование позволяет значительно сократить время для

занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных

мероприятий;

2. повышается качество работы, открывается больше возможностей для

творчества;

3. повышается уровень знаний детей и их качество: знания становятся

более глубокими и системными;

Материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок

лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное

(практическое или игровое) действие с предметами при отражении реальной

ситуации.

Уже больше года мы используем в своей работе обучающие мультимедийные

занятия: «Знакомство с дорожными знаками», «Школа светофора», тренинг

для родителей «Берегите жизнь детей!»

В каждом конкретном случае мы продумываем форму взаимодействия: с

группой, с подгруппой или индивидуальную. Как показывает практика, новые

знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление проводить с

небольшими подгруппами и индивидуально.

Работу мы ведём систематически: не менее 2-3 раз в неделю беседуем с

детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных

происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги

(гололёд, дождь, рано темнеет и т.д.).

Мы приучаем ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились

частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объясняем и повторяем

детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз и так

часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм

поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно

и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного

поведения на улице.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!»,

то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из

автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него

станет привычным.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к

проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по

правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и

атрибутов.

Содержание представлений о безопасном поведении на улице,

доступное детям дошкольного возраста.

Общие представления:

1. Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон

1. Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть

на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде

(самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной

части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

2. Переходить улицу только на зелёный свет светофора.

3. Не играть на дороге или около проезжей части.

4. Переходить улицу только по пешеходному переходу.

5. При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины –

направо.

6. Знать устройство проезжей части.

7. Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Знать правила поведения в транспорте:

1. Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения

взрослых.

2. Не стоять у дверей.

3. Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.

4. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.

5. Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

Знать и соблюдать правила поведения во дворе:

1. Не ходить никуда без разрешения взрослых.

2. Играть только на детской площадке.

3. Не играть близко от проезжей части дороги.

4. Не кататься по проезжей части дороги.

Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут

даваться знания. Поэтому мы, понимая всю важность данной проблемы,

включаем занятия по ПДД во все виды деятельности в ДОУ.__

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_pravilam_dorozhnogo_dvizheniya.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                        Подготовила воспитатель:

                                                                                                                        Н.С. Лесникова

с.  Большая Поляна, 2015г.

По дороге в детский сад

Мы пойдём с тобой, малыш.

Улыбаясь светофору,

Влево, вправо поглядишь.

Чтобы день такой чудесный

Омрачить не смел никто,

Правила движенья вместе

Мы усвоим? Да, легко!

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших

задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно

раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому

подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует

так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из

детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел

наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками

безопасного поведения в этих ситуациях.

Именно в детском саду все дети могут и должны получить

систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и

приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу

воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам

педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем,

составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных

задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность,

которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и

привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему

будут даваться знания.

Очень важно приобретение таких навыков и привычек, как: сознательное

отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать –

не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно

переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать

свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал

светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно

справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что

детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача

воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения,

сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в

транспорте.

Главная цель нашей работы по профилактике детского дорожного

травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного

безопасного поведения на улицах города. Мы реализуем её путём решения

нескольких задач:

1. усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах

безопасного поведения на улице;

2. формирование у детей качественно новых двигательных навыков и

бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не

только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или

ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с

движениями других людей и перемещением предметов;

3. развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в

конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного

безопасного поведения.

Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного

движения»:

1. Ребёнок – пешеход

2. Ребёнок – пассажир

3. Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда,

самоката, роликовых коньков и др.)

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в

коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить

планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в

самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды

детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания

ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в

играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько

времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном

направлении определяем мы сами в зависимости от условий, темы,

сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.

Для каждой возрастной группы мы определили свои цели и ориентиры.

Объединили некоторые темы (правила поведения на улице – оказание помощи

– инвалидность), так как привлечение материалов из другого раздела поможет

объяснить детям, какими могут быть последствия правильного и

неправильного поведения на улице.

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса по

формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах

дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться

воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она

помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей,

накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы,

заучивание рифмованных правил.

Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного

отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и

обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций,

наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и

предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного

возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а

готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при

обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают

ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на

улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их

помощью мы осуществляем инновационные подходы в данном направлении и

комплексно решаем поставленные задачи:

- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её

опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в

ней;

-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов:

концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и

двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для

правильной ориентации на улице;

-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек

безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и

безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал

посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную

проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели

объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практикумы

на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город»,

«Наша улица», на игровых площадках, самостоятельное моделирование:

составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду

и т.д.

Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляем

затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении

целевых прогулок и экскурсий.

Преимущества тематического подхода к планированию и организации занятий

по формированию у детей безопасного поведения на улице:

1. тематическое планирование позволяет значительно сократить время для

занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных

мероприятий;

2. повышается качество работы, открывается больше возможностей для

творчества;

3. повышается уровень знаний детей и их качество: знания становятся

более глубокими и системными;

Материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок

лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное

(практическое или игровое) действие с предметами при отражении реальной

ситуации.

Уже больше года мы используем в своей работе обучающие мультимедийные

занятия: «Знакомство с дорожными знаками», «Школа светофора», тренинг

для родителей «Берегите жизнь детей!»

В каждом конкретном случае мы продумываем форму взаимодействия: с

группой, с подгруппой или индивидуальную. Как показывает практика, новые

знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление проводить с

небольшими подгруппами и индивидуально.

Работу мы ведём систематически: не менее 2-3 раз в неделю беседуем с

детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных

происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги

(гололёд, дождь, рано темнеет и т.д.).

Мы приучаем ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились

частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объясняем и повторяем

детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз и так

часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм

поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно

и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного

поведения на улице.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!»,

то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из

автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него

станет привычным.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к

проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по

правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и

атрибутов.

Содержание представлений о безопасном поведении на улице,

доступное детям дошкольного возраста.

Общие представления:

1. Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон

1. Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть

на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде

(самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной

части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

2. Переходить улицу только на зелёный свет светофора.

3. Не играть на дороге или около проезжей части.

4. Переходить улицу только по пешеходному переходу.

5. При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины –

направо.

6. Знать устройство проезжей части.

7. Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Знать правила поведения в транспорте:

1. Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения

взрослых.

2. Не стоять у дверей.

3. Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.

4. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.

5. Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

Знать и соблюдать правила поведения во дворе:

1. Не ходить никуда без разрешения взрослых.

2. Играть только на детской площадке.

3. Не играть близко от проезжей части дороги.

4. Не кататься по проезжей части дороги.

Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут

даваться знания. Поэтому мы, понимая всю важность данной проблемы,

включаем занятия по ПДД во все виды деятельности в ДОУ.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Что же должен усвоить маленький человечек, чтобы у него сформировались навыки правильного поведения на улице?...

Статья на тему: «Правила Дорожного Движения для дошкольников»

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?  На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем....

Правила дорожного движения для дошкольников

Данная презентация содержит наглядный  материал в виде загадок с иллюстрациями....

Электронно - методическая разработка по теме: "Безопасность на дороге". Правила дорожного движения для дошкольников в играх "Наши друзья-дорожные знаки"

Данная работа сделана, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме безопасноно поведения детей на дороге и в транспорте. Используя предложенные в работе игры, родители  могут знакомить детей с п...

"Правила дорожного движения для дошкольников"

Рекомендации по объяснению правил дорожного движения детям....

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Каждый родитель  должен помнить о безопасности на дорогах...