Методические рекомендации для педагогов на тему: Мониторинг знаний и умений безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту.
методическая разработка по обж (старшая группа)

Цель: Выявить у детей старшего дошкольного возраста знания и умения безопасного поведения в быту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов на тему: Мониторинг знаний и умений безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту.

Цель: Выявить у детей дошкольного возраста знания и умения безопасного поведения в быту.

Литература: Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги!

        Комплексная диагностика изучения особенностей воспитания безопасного поведения дошкольников в быту включает в себя решение следующих задач.

  1. Определить уровень знаний детей о правилах безопасности в быту.
  2. Выявить уровень умений обращения с потенциально опасными бытовыми предметами и отношение к ним.
  3. Изучить роль семьи и детского сада в процессе освоения опыта безопасного поведения в быту детьми дошкольного возраста,

        Остановимся на характеристике методов исследование

        Анализ многочисленных исследований позволил выделить следующие компоненты опыта безопасного поведения в быту:

  • знания о правилах безопасности;
  • навыки безопасного поведения;
  • отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности.

        При этом специалистами в области безопасности жизнедеятельности указывается, что отношение к опасным предметам проявляется в умении действовать с ними (О.Н. Русак, В.К. Зайцева). Поэтому и содержании наличного опыта безопасности дошкольников выявляется уровень знаний и уровень умений безопасного поведения в быту. Кроме того, исследователями доказана необходимость экспериментального сопоставления содержания детских представлений о правилах поведения и реального поведения ребенка в складывающихся жизненных ситуациях с целью выявления опыта их поведения (Н.Н. Бронников, В.А. Горбачева, А.А. Люблинская, Е.В. Субботский, С.А. Улитко и др.).

Первое направление диагностики предполагает целенаправленное изучение наличного уровня знаний и навыков безопасного поведения в домашней среде у четырехлетних дошкольников по видам опасностей в быту, приводящим к:

  • порезам,
  • ожогам,
  •  пожарам, •
  • электротравмам,
  • падениям и ушибам

В 1-й серии методами беседы, решения проблемных ситуаций в вербальном плане и гумми я особенности знаний детей о правилах безопасного поведении.

  • Предвидеть опасность - знать об источниках опасности.
  • По возможности избегать ее — знать о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными бытовыми предметами и возможных         последствиях неправильного поведения.
  • При необходимости действовать — знать о приемах оказания первой помоши и л' in п.них в опасных ситуациях в быту.

        Для выявлении знаний об источниках опасности, под которыми
понимаются явления процессы или объекты домашней обстановки, способные при определенных условиях нанести ущерб здоровью человека (непосредственно или косвенно), дошкольникам предлагается выбрать режущие, пожароопасные и другие объекты, пользование которыми моя гут  привести к травмам. Для этого применялась широки распространенная методика «Исключение лишнего», позволяющая оценить у ребенка сформированность процессов обобщения умение определять существенные признаки. Входе диагностики могут использоваться как реальные предметы быта (например, нож , разбитый стеклянный стакан, спички и т.п.), так и фотографии объектов, которые невозможно в настоящий момент одномоментно показать ребенку (например, электро- или газовую плиту. крин с горячей водой, открытое окно). Дошкольнику дается инструкция: «Внимательно рассмотри все предметы и
фотографии, разложенные на столе, и назовите, которыми можно порезаться уколоться.  Далее ребенок должен объяснить, почему исключает именно этот (безопасный) предмет и описать опасность пяти оставшихся объектов. Примерный список, предлагаемых ребенку предметов, приводящих:

  •  к порезам -  ножницы, гвозди, разбитый стеклянный стакан, остро заточенный карандаш, нож, молоток;
  • к ожогам- электроплита (фото), кастрюля, чашка с чаем (пар идет), кран с горячей водой (фото), утюг, расческа;
  • к пожарам- спички, свечки, петарды, зажигалка, газовая плита (фото), стеклянный стакан;
  •  элсктротравмам- магнитофон, телевизор (фото), утюг, настольная пампа, будильник (механический), электронож;
  • падениям и ушибам — высокий шкаф (фото), кресло (фото), стул, открытое окно (фото), книга, молоток.

        Для выявления знаний дошкольников о мерах предосторожности и действиях в случае опасности использовалась беседа по сюжетным иллюстрациям, где изображены дети в конкретной опасной ситуации в быту:

  • «Колючий гвоздь» (наступил на рассыпанные гвозди);
  • «Осторожно, горячо!» (приоткрывает крышку горячей кастрюли, стоящей на плите);
  • «Бумага в огне» (поджигает бумагу);
  • «Там дядя Ток» (вставляет ножницы в розетку);
  • «Падающая книга» (ребенок падает со стула, пытаясь достать книгу с высокой полки).

        Картинки подбираются таким образом, чтобы каждый ребенок мог оценить поведение своих ровесников, оказавшихся в ситуации опасности при обращении с бытовыми предметами (можно использовать иллюстрации из пособий, например: Анастасова Ч.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. I класс: Альбом-задачник. — М.,1996). О понимании четырехлетними дошкольниками необходимости соблюдения мер предосторожности и знании способов безопасного обращения с объектами быта свидетельствуют ответы детей на вопросы:

  • Почему такое случилось с мальчиком/девочкой?
  • Что он/она делали неправильно?
  • Как можно было поступить?

        Продолжая беседу по картинкам, выявляют уровень знаний детей о приемах первой помощи и действиях в некоторых опасных ситуациях в быту. Для этого дошкольникам задают следующие вопросы:

  • Что теперь делать этому мальчику/девочке?
  • Что он может сделать сам?
  • Кто ему может помочь?

        Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе бесед, позволит выделить 4 уровня знаний о правилах безопасного поведения в быту.

Критериями оценки знаний выступают:

  • объем, полнота знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных бытовых ситуациях;
  • точность и аргументированность суждений о способах безопасного поведения в быту.

Качественное описание уровней:

1-й уровень — дети могут назвать лишь отдельные источники опасности в быту; не знают меры предосторожности и действия в случае опасности.

2-й уровень — дошкольники выделяют некоторое количество (до 25%) потенциально опасных предметов домашнего обихода, называют запрет в качестве аргумента по соблюдению мер предосторожности, не знают способов использования предметов быта; имеют поверхностные представления о действиях в бытовых опасных ситуациях.

3-й уровень — дети называ ют половину объектов опасности дома, объясняют необходимость соблюдения отдельных мер предосторожности, знают отдельные способы безопасного обращения с данными предметами быта; информированы о действиях в опасных ситуациях, но представления неполные.

4-й уровень — дошкольники выделяют основной круг опасных предметов домашнего обихода (доступный детям среднего дошкольного возраста), имеют полные, точные представления о мерах предосторожности,  понимают и аргументируют значимость их соблюдения; знают , как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации (оказать помощь, обратиться за помощью).

        Выявлению наличкою уровня навыков безопасного поведения дошкольников в pамках первого направления посвящена вторая серия диагностики Мы не можем подвергнуть жизнь ребенка опасности, предлагая реальную угрожающую ситуацию, поэтому отбираются экспериментальные задания, в ходе которых возможно выявить умения дошкольника обращаться с потенциально опасными предметами быта с соблюдением правил безопасности. Суть заданий состоит в том, что дети ставятся в условия жизненных ситуаций предметно практического характера, широко встречающихся в повседневной жизни ребенка.

  • «Без хлеба не обойтись» (выявление умений пользования ножом). Столы накрыты к обеду. Младший воспитатель говорит: «Хлеб только что привезли, и его не успели нарезать на кухне, поэтому сегодня каждый сам отрежет себе кусок хлеба». На стол выкладывается доска для резки и хлеба и нож с тупым концом. Дети подходят и выполняют необходимые действия.
  • «Прачечная» (выявление умения осторожно обращаться с горячим предметом) Утром в группе проходит занятие по закреплению знании о процессе стирки белья (носовых платочков). Вечером детям предлагают каждому выгладить свой носовой платок. Для этого в спальне устанавливается гладильная доска (из атрибутов для игр) и утюг небольшого размера (дорожный). Дети по одному выполняют задание.
  • «Конкурс кондитеров» (выявление умения осторожно обращаться с пожароопасными предметами). На прогулке детям предлагалось «испечь» красивые торты и пирожные из песка, затем каждое изделие украшалось свечой для торта и ребенку разрешалось ее зажечь на своем торте.
  • «Послушаем музыку» (выявление умения пользоваться электроприборами с соблюдением мер предосторожности) Ребенку предлагается самому включить магнитофон для прослушивания чего-либо. Пояснение: провод магнитофона около вилки оголен: оторвана изоляция; вблизи расположен удлинитель, который и целях безопасности отключен от сети.
  • «Хочу все знать» (выявление умения доставать предмет с высоты с помощью взрослого). В группу вносится новая иллюстрированная энциклопедия, которую воспитатель после просмотра каждый раз убирает на верхнюю полку шкафа в спальне (выше роста детей). В следующий раз детям по очереди предлагается ее доставать. Пояснение: взрослый при этом наблюдает незаметно.

        Предметы взяты из первой серии (нож, утюг, спички и свечки, магнитофон, высокий шкаф и стул). Во время выполнений заданий фиксируется и подвергается анализу: последовательность действий ребенка, продолжительность выполнения задания, результативность, степень самостоятельности (с помощью экспериментатора или без нее), словесное сопровождение, а также отношение дошкольников к заданию и к самим предметам.

        Критериями определения у детей уровня умения безопасною обращения с предметами домашнего обихода являются степень овладения действиями и соблюдение мер предосторожности (за основу взяты уровни выполнения действий, выделенные в работе Н.Г. Косолаповой на материале ручного труда). Определены следующие уровни умения безопасного обращения с предметами домашнего обихода.

1-й уровень - отказывается выполнять действия с предложенными предметами.

2-й уровень — выполняет действие первый раз путем не всегда адекватных проб, с нарушением мер предосторожности.

3-й уровень — выполняет действия с предметами путем ориентировочных проб, с соблюдением мер предосторожности.

4-й уровень — выполняет на уровне элементарного практического умения с соблюдением правил безопасности.

        Нам также важно проанализировать отношение детей к выполнению действий с опасными предметами домашнего обихода. Для этого необходимо посмотреть, что характерно для дошкольников с разным уровнем осуществления действий с потенциальными источниками опасности в быту. Возможно, выявится следующая закономерность: дети, обладающие 4-м уровнем сформированности действий — спокойны и уверены в их осуществлении, заинтересованы в результате деятельности. Дошкольники, имеющие 3-й уровень — действуют осторожно и аккуратно, высокий интерес к предложенному предмету не пугает и не тормозит их действия. На 2-м уровне — дети, увлеченные самим процессом действия с ранее недоступным предметом, нарушают меры предосторожности, т.е. интерес к предмету преобладает, страх перед ним отсутствует. Дети, отнесенные к 1-му уровню, отказываются выполнять действия с потенциально опасными предметами быта, но не боятся самих предметов и с интересом наблюдают за процессом выполнения заданий ровесниками.