«Профилактика дорожного травматизма».
календарно-тематическое планирование по обж (младшая, средняя группа) по теме

Корнеева Ольга Васильевна

Проблема: Недостаточный уровень культуры поведения детей и взрослых на улице, в общественном транспорте.

Причины:  

Ø Не сформировано у детей и у родителей осознанное отношение к правилам личной безопасности;

Ø Родители не стремятся оберегать детей от любых происшествий.

 

 

Цель: создать условия для организации работы в группе с родителями, детьми дошкольного возраста по профилактике дорожного травматизма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Профилактика дорожного травматизма».

Проблема: Недостаточный уровень культуры поведения детей и взрослых на улице, в общественном транспорте.

Причины:  

  • Не сформировано у детей и у родителей осознанное отношение к правилам личной безопасности;
  • Родители не стремятся оберегать детей от любых происшествий.

Цель: создать условия для организации работы в группе с родителями, детьми дошкольного возраста по профилактике дорожного травматизма

Задачи:

1.Организация профилактической работы по безопасности поведения взрослых и детей на дорогах.

2.Формирование ответственности у родителей за поведением детей на дорогах.

3.Воспитывать у детей внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.

Перспективное планирование работ
 по ПДД   с дошкольниками

Младшая группа

Средняя группа

сентябрь

октябрь

Консультация для родителей «Внимание улица»

Занятия с детьми: “Где и как переходить улицу»

Занятия с детьми «Улица города»

Досуг «Красный, желтый, зеленый»

ноябрь

Индивидуальная работа с детьми и родителями по заданной теме.

Занятия с детьми: «Правила для пешехода»

декабрь

январь

Досуг «Наша улица»

февраль

Сюжетно – дидактическая игра «Улица»

март

Занятия с детьми: «Дорожные знаки»

апрель

Праздник «Зеленый огонек»

май

Практические занятия с детьми на авто площадке детского сада «Движение пешеходов и машин»

Основные направления и формы работы
 с детьми по обучению правилам дорожного движения

http://festival.1september.ru/articles/519707/2.gif

Основные направления и формы работы
 с родителями по обучению детей
правилам дорожного движения

http://festival.1september.ru/articles/519707/3.gif

 

Консультация для родителей о Правилах Дорожного Движения

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.

Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание. что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта, представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом.

Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.

На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.

Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.

Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно.

Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.

Безопасность детей на городских улицах.

(Консультация для родителей)

К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Дорожно-транспортными происшествиями с наиболее тяжкими социальными последствиями были и остаются те, участниками, а порой и жертвами которых оказываются дети. Увы, год от года таких ДТП меньше не становится.

Появление малолетнего ребенка без сопровождения взрослого на дороге противоестественно, а его действия непредсказуемы, нелогичны и беспомощны. Не которая осознанность в поведении ребенка вообще и на дороге в частности появляется к 10-12 годам. Это, если можно так выразиться, - "средний случай". Встречаются, конечно, и очень дисциплинированные дошколята, как впрочем, - и великовозрастные "ротозеи".

Поэтому первый совет родителям - путем несложных экспериментов и наблюдений попробуйте оценить, к какой категории пешеходов относится ваш наследник, готов ли он самостоятельно ориентироваться в дорожной обстановке, может ли принимать верные решения. Если нет, выходя на улицу, вам пора брать его не только за руку, но и заниматься воспитанием. Объясняйте, рассказывайте, убеждайте, воспитывайте личным примером. Не надейтесь на школьных педагогов и милицейских пропагандистов, активно включайтесь в профилактику сами. Но не забывайте при этом, что вы теперь выступаете перед ребенком в роли непререкаемого авторитета, действующего во всех дорожных ситуациях правильно, взвешенно, максимально безопасно.

Итак, уроки для взрослых и детей, участвующих в дорожном движении вместе.

Часть первая «Вы ребенок и автомобиль"

Урок первый

Семья трогает в путь на автомобиле. Малыш удобно расположился на заднем сиденье рядом с мамой. Но дети, особенно маленькие большие непоседы. И вот ребенок уже стоит на сиденье, весело щебечет, машет ручками и строит рожицы в заднее стекло. Идиллия - полная. Умиляются все и родители, и водитель следующей сзади машины. Последний умиляются до того, что не успевает вовремя затормозить перед перекрестком и бьет переднюю машину в бампер. Пустяки, удар был не сильный, но: вполне достаточный для того, чтобы малыш сначала ударился головой в заднее стекло, а затем упал в проем между передними сиденьями. Последствия удара и падения могут оказаться роковыми. Тоже самое может произойти и более прозаической ситуации - при резком торможении автомобиля.

Салон автомобиля не безопасный детский манеж, а заднее сиденье - широкая и мягкая родительская кровать, и не пушистый ковер на полу. В машине малыш должен обязательно сидеть, ели нет специального кресла, то рядом с взрослым.

Урок второй

Как правило, ребенок стремится первым занять место на заднем сиденье автомобиля. Если вслед за ним, на заднем же сиденье размещаются взрослые, они буквально прижимают его к внешней (в сторону проезжей части) двери. Автоматическая блокировка дверей при движении предусмотрена только на некоторых зарубежных автомобилях, а воспользоваться механической блокировкой (нажать кнопку или ручку на двери) взрослые, как правило, забывают. В соответствии с "законом подлости" дверь на ходу может распахнуться, а ребенок вывалиться под колеса попутных машин. Такая вероятность есть всегда, учитывая "шаловливые" ручки и не слишком надежные механизмы замок отечественных автомобилей. Еще более вероятно, что при таком размещении ребенок при остановке не станет дожидаться, пока взрослые вылезут из машины, а выскочит из своей двери - в сторону дороги:

Никогда не размещайте ребенка на пассажирском сиденье вплоть к дверям! Никогда не создавайте ситуаций, провоцирующих выход ребенка из салона стоящего автомобиля в сторону проезжей части!

Урок третий

Ребенок достиг возраста, когда его можно перевозить на переднем сиденье автомобиля. Естественно, он стремится занять престижное место рядом с водителем. О простой операции по пристегиванию ремня безопасности вспоминают далеко не все и уж совсем немногие вспоминают, что ремень когда-то был отрегулирован под взрослого человека (разумеется, замечание актуально для автомобилей с ремнями без регулировки.)

Провисший ремень не спасет ребенка от серьезной травмы головы и грудной клетки в случае резкого вынужденного торможения быстро движущего автомобиля. Ремень безопасности - не формальное приспособление, а зачастую единственное средство, сохраняющее жизнь.

Да и вообще, не стоит позволять ребенку ездить на переднем сиденье. Это самое опасное место в автомобили в случае столкновения. И еще, даже из-под правильно отрегулированного ремня ребенка при столкновении может просто выскользнуть.

Часть вторая "Вы, ребенок и общественный транспорт"

Урок четвертый

К стоящему на остановке автобусу бегут люди. Бегут по тротуару, по краю проезжей части, с другой стороны - поперек проезжей части. Поддавшись всеобщему ажиотажу, переходит на бег и ваш ребенок. Он не видит ничего, кроме стоящего вагона, в который ему нужно успеть. Даже если при этом вы бежите с ним рядом и держите его за руку - вы трижды неправы. Вместе вы можете попасть под колеса - это раз. Вы можете, поскользнувшись упасть и уронить ребенка - это два. И самое главное - вы создаете ребенку "страшную" стрессовую ситуацию: не успеем, потеряюсь, мама (папа) уедут, а я останусь один на остановке.

Не рискуйте, не нервируйте ребенка, не подавайте ему дурной пример неуместной суетливости. Никогда не бегите с ребенком к стоящему общественному транспорту. В спешке вы можете потерять контроль и над собой, а главное над ребенком.

Урок пятый

Автобуса давно не было. На остановке скопилась толпа. Вы, крепко держа ребенка за руку, стоите в первых рядах. Наконец долгожданный вагон подползает к остановке. Начинается давка. Вас могут вмять в еще закрытые двери, не остановившейся машины. Могут и под колеса затолкать, и по "борту размазать", и в салон внести, не "считая ступенек". Даже физически и психически крепкому взрослому человеку, как минимум, стресс обеспечен, а каково ребенку?!

Если это возможно, избегайте поездок с ребенком на общественном транспорте в часы пик. Если же вы с ребенком вынуждены часто бывать в подобной ситуации, помните, ваше место не в первых рядах штурмующих автобус, а среди тех, кто спокойно ожидает своей очереди. В конце концов, этот автобус не последний, а физическое и психическое здоровье ребенка дороже любого ожидания.

Основная идея вышесказанного выходит за рамки этих шести конкретных случаев. Но если вы сопровождаете своего ребенка по городским улицам пешком или на автомобиле, поступайте так, чтобы ваши действия наглядно демонстрировали ребенку и вашу заботу о его безопасности, и прав ильные приемы самостоятельного поведения в самых различных ситуациях.

Система мероприятий в группе по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма.

 

Правила дорожного движения для пешеходов:

  • Участники дорожного движения должны знать некоторые дорожные знаки.
  • Пешеходам разрешается ходить только по правой стороне тротуара, а там, где нет тротуара – по краю проезжей части, на загородных дорогах – по левому краю (левой обочине).
  • Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны шагом в тех местах, где имеются линии или указатели переходов, а где их нет – на перекрестках улиц по линии тротуаров.
  • При наличии пешеходных тоннелей или мостиков пешеходы должны пользоваться только ими.
  • Автомобильную дорогу населенного пункта следует переходить только на участках, где она хорошо просматривается.
  • Прежде чем переходить улицу (дорогу), пешеходы должны убедиться в полной безопасности.
  • Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту.
  • Особую осторожность следует соблюдать при обходе транспортных средств и других препятствий, ограничивающих обзор проезжей части. Трамвай надо всегда обходить спереди.
  • Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается на посадочных площадках, а там, где их нет, – на тротуаре (обочине дороги).
  • Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода улицы (дороги) можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте инспектора ДПС ГИБДД, стоящего к пешеходам боком.

 

К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается все чаще и вне зависимости от сезона. Это позволяет сделать вывод, что основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.

Во избежание несчастных случаев водители, пассажиры и пешеходы должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужны также самым юным пешеходам – детям. Мы разработали систему профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения дошкольниками правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребенка.

Данная работа ведется в соответствии с планом (приложение 1), который составляется на учебный год. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители.

                                                                                              

Педагогам необходимо знать правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте.

Требования к передвижению с группой детей

Группу детей разрешается водить только по тротуару или левой обочине не более чем в два ряда, в сопровождении трех взрослых. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов.

Переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или указатели, или на перекрестках по линии продолжения тротуаров. При этом воспитатель, дойдя до середины проезжей дороги, поднятым красным флажком предупреждает водителей транспорта о колонне детей, переходящих улицу, до тех пор, пока дети не пройдут.

Рекомендуется для организованного перехода улицы с детьми младшего дошкольного возраста использовать цветную веревочку, за которую по обе ее стороны держатся дети.

Езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается лицам с 14 лет. Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на игровых площадках под присмотром взрослых.

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.

Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности. Так, для каждой возрастной группы составляется примерный перечень занятий, в который входят ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование. Описание проведения некоторых из них.

 

Целевые прогулки

 Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения.

Так, организуя целевые прогулки в младшей группе (один раз в два месяца), воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.

Примерная тематика целевых прогулок

Младшая группа:          

  •  знакомство с улицей;
  • наблюдение за работой светофора;
  • пешеходный переход.
  • наблюдение за транспортом;

 Программа целевых прогулок в средней группе становится более широкой. Проводятся они также один раз в два месяца. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными правилами дорожного движения, со словами: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”.

   Средняя группа:

  • знакомство с улицей;
  • наша улица;
  • сравнение легкового и грузового автомобилей;
  • наблюдение за светофором.

Просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения

 

Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. Для этого нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание, на котором ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.

Так, на собрании важно напомнить родителям, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Детям нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.

Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из подворотни, ворот. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины – опасно для жизни. С ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить, чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во дворе.

Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями.

Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным можно считать склон, не выходящий на проезжую часть. Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах.

Надо постоянно напоминать, что машина не только “красивая игрушка” (пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности.

Грамотное поведение в транспорте, вблизи дорог и на улице включает в себя ряд умений, не связанных непосредственно со знаниями об автомобилях и устройстве дорог. Имеется в виду, что дети должны уметь различать основные цвета, формы, изображения, используемые при регулировке движения транспорта и в знаках дорожного движения, усвоить понятия “вправо”, “влево” (“справа”, “слева”, “направо”, “налево”), “посередине”, “между”, “мимо”, “вверх”, “вниз”, “спиной”, “боком”, а также другие слова, обозначающие направление движения и местонахождение предмета. Дети должны понимать и такие слова, как “стой”, “быстро”, “опасно”, “осторожно”, “посмотри”, “внимание”, “по очереди”, “вместе” и т. д. Кроме того, необходимо научить их запоминать расположение предметов, быстро распознавать предмет, концентрировать внимание на отдельном предмете и на нескольких неподвижных и движущихся предметах, видеть боковым зрением и т. д.

Если ребенок заблудился на улице, это становится проблемой и для него самого, и для родителей. Хорошо известно, что каждый ребенок хоть раз в жизни да потеряется, но большинство родителей не готовы к такому повороту событий и воспринимают его как трагедию. Для ребенка это часто та ситуация, в которой он вынужден проявить все полученные знания о том, как переходить дорогу, как дойти до дома, вспомнить имя, фамилию, адрес и т. п. Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому на всякий случай надо снабдить ребенка карточкой, на которой написаны все эти сведения, а также фамилия, имя, отчество, домашний и рабочий телефон родителей, бабушек и дедушек, каких - нибудь друзей или знакомых. Ребенку обязательно следует внушить, что, если он потеряется и на его плач и крик родители не придут, он должен обратиться к милиционеру, каким нибудь пожилым людям или продавцу в магазине.

На информационных стендах для родителей детей разного возраста следует повесить рекомендации по обучению правилам дорожного движения и поведения на улице. Это будет еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с ребенком по дороге домой. В отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.

 

Рекомендации родителям младших дошкольников

Ваш ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!

Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и, используя ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.

Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного.

В этом возрасте ваш малыш должен знать:

  • на дорогу выходить нельзя;
  • дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку. Вырываться нельзя;
  • переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
  • пешеходы – люди, которые идут по улице;
  • когда мы едем в автобусе, троллейбусе, трамвае, нас называют пассажирами;
  • машины бывают разные – это транспорт. Машинами управляют шоферы водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая);
  • когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень;
  • чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться сигналу светофора: Красный свет – движенья нет. А зеленый говорит: “Проходите, путь открыт!”

Рекомендации родителям средних дошкольников

Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.

Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.

На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.

Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).

Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила

Ходить по тротуару следует с правой стороны.

Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.

Переходить дорогу полагается только шагом.

Необходимо подчиняться сигналу светофора.

В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни), чтобы не упасть.

Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.

Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.

Играть можно только во дворе.

 

Работа с детьми

 

1. Целевые прогулки:

 

 

младшая и средняя группы;

 

               I раз в 2 месяца

 

 

 

               

 

2. Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-        ролевые, театрализованные)

 

               Ежемесячно

 

 

3. Тематические вечера

 

              I раз в квартал

 

 

4. Занятия в группах:

 

             I раз в квартал

 

по ознакомлению с окружающим и развитию речи;

 

изобразительной деятельности;

 

конструированию

 

5. Чтение художественной литературы: Т.И. Алиева “Ехали медведи”, “Дорожная азбука”, А. Иванов “Как неразлучные друзья дорогу переходили”, С. Михалков “Моя улица”, “Я иду через дорогу” и др.

 

               В течение года

 

6. Чтение и заучивание стихотворений по тематике

 

               В течение года

 

7. Загадывание детям загадок о дорожном движении

 

               В течение года

 

8. Просмотр диафильмов: “Загадки улицы”,

“Зебра на асфальте”, “Правила дорожного движения”, “Сердитый автомобиль”

 

                 В течение года

 

Работа с родителями

 

1.  Родительское собрание “Дорожная азбука”

(с приглашением представителя ГИБДД)

 

                  Октябрь

 

                             

2. Оформление папки передвижки

“Правила дорожные детям знать положено”

 

                 Ноябрь  

 

                       

3.Участие родителей в подготовке и проведении занятий по правилам дорожного движения

 

              I раз в квартал

 

 

Примерный перечень занятий в группах

   Группа

 

                                              Занятия

 

Ознакомление с окружающим
и развитие речи

(I раз в квартал)

Изобразительная
деятельность

(I раз в квартал)

Конструирование

(I раз в квартал)

     

Вторая младшая

 

1. Рассматривание грузового автомобиля.

2. Рассматривание картины “Улица города”.

3. Сравнение автобуса и автомобиля (игрушки).

4. Заучивание стихотворения Я. Пишумова “Машины”.

5. Заучивание отрывка из стихотворения А. Северного “Светофор”

1. Рисование “Вагончики метро”, “Светофор”, “Колеса к вагончикам”, “Наша улица”.

2. Аппликация “Светофор”, “Автобус”.

3. Лепка “Светофор” (на силуэте), “Колеса большие и маленькие”

         1. “Дорожки”.

         2. “Ворота широкие и узкие”.

         3. “Улица” (дома и дороги)

Средняя

 

1. Рассматривание пассажирского и грузового транспорта.

2. Сравнение автобуса и троллейбуса.

3. Беседа с рассматриванием иллюстраций “На чем ездят люди”.

4. Беседа “Что я видел, когда шел в   детский сад”.

5. “Какие бывают машины?” (беседа).

6. Заучивание стихотворения

    Р. Фархади “Светофор”.

7. Чтение рассказа И. Серякова “Улица, где все спешат”

1. Аппликация “Грузовая машина”, “Автобус”.

2. Рисование “Грузовая машина”, “Машины на дороге”

           1. “Мост для транспорта”.

           2. “Трамвайчик”.

           3. “Автобус” (из бумаги)

 


Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе.
«Сравнение автобуса и троллейбуса»

Задачи занятия: Закрепить знания детей о троллейбусе и автобусе, учить сравнивать их: видеть и называть общие и отличительные свойства. Воспитывать у детей любознательность, наблюдательность, зрительный контроль.

Материалы к занятию: Иллюстрации автобуса и троллейбуса, игрушечные автобус и троллейбус, картинки троллейбуса и автобуса, разрезанные на 4–5 частей.

Ход занятия:

1.  Рассмотреть иллюстрации с изображением автобуса и троллейбуса, игрушки – автобус и троллейбус. Предложить детям назвать их.

– А как вы определили, что это – автобус, а это – троллейбус? Что их отличает друг от друга? (Троллейбус соединяется проводами. У троллейбуса на крыше прямые длинные штанги. По ним идет от проводов к мотору электрический ток. С помощью электричества троллейбус движется.)

– Послушайте стихотворение:

Сверху – желтый,
Снизу – синий.
На груди его звезда.
А над ним воздушных линий
Протянулись провода.
Чтоб троллейбус мог идти,
Нужен ток ему в пути.

        (О. Высотская)

– Есть ли у автобуса такие штанги? Посмотрите. Послушайте загадку:

Что за чудо синий дом!
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

– Что необходимо для работы мотора автобуса? А для работы мотора троллейбуса? (Водитель заправляет автобус бензином, а троллейбус работает с помощью электричества.)

– Что общего между троллейбусом и автобусом? (Они перевозят людей, управляются водителями. В автобусе и троллейбусе светло, чисто, много мягких удобных сидений, большие двери, окна, колеса.)

2.    Логическая игра “Разрезные картинки”.

Цель: Научить составлять целое из отдельных частей. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Ход игры: Дети еще раз рассматривают изображения автобуса и троллейбуса, а затем собирают автобус и троллейбус из отдельных частей. После этого сравнивают собранные картинки с готовыми иллюстрациями.


Занятие по развитию речи в средней группе.
Беседа по картине “Улица города”

Задачи занятия: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины. Учить выслушивать ответы товарищей, не перебивая.

Ход занятия:

1. Беседа. Предложить детям рассмотреть картину, задать следующие вопросы:

– Какой транспорт едет по улице?

– Где можно ходить пешеходам?

– Кто стоит посередине улицы? Прежде чем ответить, послушайте загадку:

Посмотри, силач какой, на ходу одной рукой останавливать привык пятитонный грузовик.                                                                                                               (Инспектор ДПС)

Дети отгадывают загадку. Воспитатель уточняет, как они догадались, и продолжает беседу:

– Покажите, где стоит инспектор ДПС. Зачем он наблюдает?

– Как он регулирует движение?

– Какие машины вы видите на улице?

– Зачем нужны грузовые машины?

После этого дети по предложению воспитателя рассказывают о видах транспорта, изображенных на картинке (автобусе, трамвае, троллейбусе).

2. Игра “Инспектор ДПС”.

Цель: Научить ориентироваться в пространстве, закрепить правила перехода через дорогу с регулировщиком.

Ход игры: Часть детей – пешеходы, другие – водители (у них в руках рули, на груди – эмблемы с изображением машин); один ребенок – инспектор ДПС (регулировщик), у него в руках жезл. Регулировщик стоит боком к пешеходам, пешеходы идут, а машины в это время стоят. Регулировщик поворачивается боком к машинам, они едут, пешеходы стоят. Регулировщик поднимает руку вверх – и машины, и пешеходы приготовились. Дети меняются ролями, игра повторяется.

                                           

Вопросник для проверки знаний детей по теме “Дорожная азбука”

                                                                  Фамилия, имя ребенка    Возрастная группа

              

Вопрос

 

Ответ ребенка

 

Балл

 

1.

 

Что такое улица?

 

 

 

2.

 

Как регулируется движение на улице?

 

 

 

3.

 

Какие сигналы светофора ты знаешь? Что они обозначают?

 

 

 

4.

 

Какие светофоры стоят на улицах города?

 

 

 

5.

 

Чем отличаются транспортный и пешеходный светофоры?

 

 

 

6.

 

Как называется человек, который регулирует движение на дороге?

 

 

 

7.

 

Что помогает регулировщику управлять движением?

 

 

 

8.

 

Для чего нужны дорожные знаки?

 

 

 

9.

 

Какие дорожные знаки ты знаешь?

 

 

 

10.

 

Где должны ходить пешеходы?

 

 

 

11.

 

Что такое перекресток?

 

 

 

12.

 

Где и как нужно переходить дорогу?

 

 

 

13.

 

Как обозначается пешеходный переход?

 

 

 

14.

 

Какие пешеходные переходы ты знаешь?

 

 

 

15.

 

Где на проезжей части можно переждать поток машин?

 

 

 

16.

 

Где должны ездить автомобили?

 

 

 

17.

 

Чем отличается грузовой транспорт от пассажирского?

 

 

 

18.

 

Какие виды пассажирского транспорта ты знаешь?

 

 

 

19.

 

Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

 

 

 

20.

 

Какие ты знаешь правила поведения в транспорте?

 

 

 

21.

 

Чего нельзя делать на дороге?

 

 

 

 

                                    Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

 Игра в шарады. "Оживляем знаки".

  • "Осторожно, утки на дороге". Один - машина (едет, перед утками тормозит), другие - утки (крякают и гуськом на корточках идут).
  • "Разводной мост". Один лежит и "дрыгает ногами и руками", издавая "буль-буль-буль" - это река. Другие возвышаются над "рекой" лицом друг к другу и руками "разводят мост".
  • "Автозаправка - 100 м". Один - машина, медленно двигается на карачках, а двое других "машину" толкают, высунув языки от натуги. (Может быть и "Автосервис - 100 м".)
  • "Железнодорожный переезд со шлагбаумом". Один - шлагбаум, другой - поезд, третий - машина.
  • "Платная автостоянка". Один - машина, другой - шлагбаум, третий - аппарат для оплаты.

Рисование "Создание собственного знака» Что-нибудь типа "Вход в лужу запрещен", "Овсозаправка лошадок - 300 м", "Осторожно, гвозди на дороге!", "Стоянка ракетолетов - 100 м", "Избушка на Курьих ножках - 2 км", "Дорожка для собак. Выгул кошек запрещен", "Дорога упирается в баобаб (тупик)". Все, что придумается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в ДОУ по профилактике дорожного травматизма

Организация работы в ДОУ по профилактике дорожного травматизма...

Профилактика дорожного травматизма у детей

1.Привлечь родителей к сотрудничеству и совместной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения.2.Выявить знания родителей о дорожных знаках и видах профилактической работы по предотвращ...

Опыт работы дошкольного учреждения по профилактике дорожного травматизма

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА – ОБЗОР РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «детский сад «Светлячок »комбинированного вида» Ковылкинс...

Перспективный план работы с родителями по профилактике дорожного травматизма.

Этот материал будет полезен воспитателям старшего дошкольного возраста....

Городской конкурс по профилактике дорожного травматизма "Зебра".

Встал малыш на ноги – он уже пешеход. Сел ребенок на велосипед – он уже водитель. Поехал в автобусе – он уже пассажир. И везде его подстерегает опасность.«Жизнь есть дар, велик...

памятка для родителей по профилактике дорожного травматизма

памятка для родителей по профилактике дорожного травматизма...