Консультация для родителей "Как закрепить правила дорожного движения детьми в семье?"
консультация по обж (старшая группа) на тему

Никулина Татьяна Леонидовна

Статья  о том как сформировать умение у детей правильно вести себя на дороге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как закрепить правили дорожного движения  детьми в семье?»

В современном мире, перед родителями и педагогами стоит задача, сформировать  умение у детей ориентироваться на дороге, быть внимательным и осторожным  при переходе улицы. Закладывать культуру поведения на дорогах у детей необходимо с раннего детства. И если требования педагогов и семьи будут  едины, то и ребенок успешно овладеет азбукой дорожного движения.

Родители должны  быть примером для своих детей при переходе улицы, перекрестка, обхода автобуса на остановке, посадки в маршрутное такси, трамвая, автобуса. Для ребенка это будет наглядным пособием, как нужно правильно поступать,  не нарушая правил дорожного движения.

Никогда не бегите по пешеходному переходу вместе с ребенком, переходите не спеша. Пусть ваш ребенок поучает наглядное пособие о том,  как правильно переходить дорогу.

Приучайте своего ребенка быть бдительным на дороге. Если вы находитесь,  рядом с автобусом, рассмотрите его вместе с ним, убедитесь,  что данный транспорт вам не угрожает,  вы находитесь на безопасном расстоянии от него. Также объясните, если внезапно выйти на дорогу, то можна  оказаться в опасности, и что на дороге шутки плохи. И ели упала игрушка, на проезжую часть, то ни в коем случаи нельзя выбегать на дорогу. Научите своего ребенка ходить по тротуару или обочине. Эти простые правила следует,  закрепить до того, как ваш ребенок пойдет в школу.

Закрепить правила дорожного движения помогут дидактические игры, мультфильмы «Уроки тетушки Совы» и чтение литературных произведений.

Детям можно почитать литературные произведения следующие:

«Скверная история», «Дядя Степа – милиционер» С. Михалкова,

- «Машины на нашей улице» М. Ильина и Е. Сегала,

- «Знакомьтесь, автомобиль», «Законы улиц и дорог», «Дорожная грамота» И. Серякова;

- «Посмотрите, постовой», «Это улица моя» Я. Пищумова.

Дидактические игры,  рекомендуемые для закрепления правил по ПДД:

«Мы водители»;  «Веселый жезл»;  «Законы улиц и дорог»;  «Час пик»;  «Научим Незнайку ПДД»; «Разбери дорожные ситуации»;  «Что будет если»

«Правила светофора» и другие.

Уважаемые родители сформируйте у ребенка правила поведения на дороге:

 Переходя улицу – не спеши!

Когда обзору ничего не мешает, переходи дорогу смело!

Дождись,  когда транспорт отъедет от остановки,  и смело переходи дорогу!

 Прежде чем перейти дорогу, дождись, чтобы транспорт отъехал от остановки;

Не высовывайся из окна движущегося транспорта.

Все машины, автобусы и транспортные средства обходи только с задней стороны.

Переходя дорогу,  сначала смотри направо, а затем налево!

Внимательно следи за сигналом светофора!

Выходи из автобуса, только тогда когда он остановился!

Обходи трамвай только спереди!

Ели ты потерялся, попроси, чтобы тебе помогли перейти дорогу, и назови свой домашний адрес и телефон!

Переходи дорогу только на зебре!

Папы и мамы, купившие детям, велосипеды, ролики, самокаты должны сначала объяснить,  что кататься можно только во дворах, площадках и парках. Кататься на велосипеде по улице можно лишь с 14 лет от роду. Всем этим правилам следует научить,  прежде чем покупать данное средство передвижения. Сформируйте у него умение соблюдать данные правила неукоснительно.

Мамы и папы помните, безопасность вашего ребенка зависит от вас, от ваших усилий направленных на формирование правил дорожного движения.  

Воспитатель: Никулина Т.Л.

Выработка навыков у детей по охране природы.

Экологическое образование детей дошкольного возраста в свете федерального государственного образовательного стандарта В соответствии с ФГОС ДО (2013) предполагается деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса экологического образования дошкольников. Предполагается, что его можно осуществлять в рамках реализации всех образовательных областей. Экологическая направленность определяется как форма активности личности, обуславливающая развитие экологического сознания. Экологическая направленность, ФГОС, экологическое образование. V.M.Voroshilova, Yekaterinburg Environmental education of preschool children in accordance with fses The article describes an approach to defining the content and organization of environmental educational process of preschool children; environmental orientation is defined as a form of person’s activity, causing development of environmental consciousness. Keywords: environmental orientation, FSES, environmental education. В процессе интенсификации разнообразной деятельности современного общества, изменения образа жизни самого человека, усиливается негативное воздействие на среду обитания. Поэтому закономерным считается обращение ученых к экологической проблематике, так как именно экология изучает взаимоотношения организмов, в том числе и человека, с окружающей средой. Экологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека, должна состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно-действенного, реализуемых целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по определенной научно обоснованной схеме. Стратегическая цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей. Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом. Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности. На наш взгляд, экологически направленную деятельность дошкольников можно определить как форму активности личности, обуславливающую развитие экологического сознания, проявляющуюся в трех сферах: а) познавательной сфере в развитии познавательных потребностей, в готовности принимать, находить и перерабатывать информацию о природе; б) эмоционально-мотивационной сфере в развитии комплекса эстетическо- этических потребностей, проявляющихся в готовности и стремлении взаимодействовать с природой на эмоциональном уровне; в) практической сфере в развитии потребности в компетентности, проявляющейся в стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природой. В дошкольном возрасте ребенок легко включается в различные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, продуктивную художественно- эстетическую и другие, но педагогически организованная деятельность при взаимодействии с природой и детская экологически направленная деятельность имеют существенные различия. Так, экологическая направленность игровой деятельности предполагает предпочтение ребенком игр с экологическим содержанием, в которых можно выступать защитником природы, выполнять социально детерминированные правила поведения в природе в соответствии с нормами экологической этики; придание экологической направленности и наполнение экологическим содержанием традиционных и народных игр; отказ от игр, связанных с деструктивным воздействием на мир природы. Экологическая направленность познавательной деятельности детей заключается в формировании представлений о гармоничной естественной целостности природы, уникальности объектов, умение выделять экологические свойства, качества, связи, закономерности существующие в природе; мультисенсорность восприятия природы; выбор критериев для экологической оценки объектов природы (устойчивость, целостность, идентичность). Экологическая направленность трудовой деятельности предполагает осознание детьми экологических потребностей живых существ, установление взаимосвязи между способами ухода и улучшением состояния растения или животного; знакомство с ресурсосберегающими технологиями, стремление к непрагматическому взаимодействию с природой; осторожность в обращении с объектами природы и вещами, неразрушающем пользовании ими; ориентация на восстановление и созидание природы, посильная индивидуальная помощь ей. Экологическая направленность продуктивной художественно-эстетической деятельности в процессе рисования пейзажа, изготовления поделок из природного материала заключается в открытии ребенком особенных сочетаний объектов природы, которые делают их уникальными, неповторимыми, вызывающими эмоциональный резонанс, сопереживание, эмпатию; в придумывании экологических сказок, рассказов, стихов, выражающих чувства единства, гармонии с миром природы, осознание его уязвимости. В основании, выделенных нами, видов экологически направленной деятельности лежит детская трудовая деятельность в разных формах ее проявления, предметным содержанием которой являются различные виды взаимодействия ребенка с природой в процессе игры, проведения опытов, решения проблемных ситуаций, изготовления поделок из природного материала, создания и реализации экологических проектов. Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Наиболее подробно вопрос о влиянии среды, в том числе природной, на развитие детей рассматривала Е.И. Тихеева. Она утверждала, что «использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически ее организовывать – одна из основных задач, возлагаемых на педагога-дошкольника» [5,с.41]. Считая, что дошкольников необходимо воспитывать в непосредственной близости к природе и максимально вносить ее в дошкольные учреждения, Е.И. Тихеева создала образец природной среды и описала его в книге «Детский сад по методу Е.И. Тихеевой». Характеризуя современную среду жизни ребенка, мы можем констатировать, что она не предоставляет ему необходимых пространственных возможностей для осуществления активности. Масштаб собственного жизненного пространства детей сокращается, происходит их отдаление от природной среды. Анализ типичных учебно- воспитательных учреждений, в которых ребенок воспитывается, показывает, что оборудованы они неполноценно и несут в себе атмосферу, характеризующуюся большой стереотипностью, как в содержании, так и в условиях деятельности. В семье также проблема «детского пространства» далеко не всегда решается в пользу ребенка. Здесь, в основном, доминирует жизненное пространство для взрослых, а не для детей. В этой связи закономерным является поиск путей создания такой среды, которая бы способствовала охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности, стимулировала их разнообразную творческую деятельность. Современные педагоги и психологи обращают особое внимание не только на создание в дошкольных образовательных, учреждениях развивающей предметной среды, но и на ее экологизацию. Еще А.С. Макаренко даже в условиях коммунарского быта предавал большое значение введению в интерьер декоративных растений (цветов). «Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею, и не какую-нибудь, а с расчетом на гектар цветов, как бы дорого это ни стоило... Не только в спальнях, столовых, классах, кабинетах стояли цветы, но даже на лестницах. Мы делали из жести специальные корзинки и всем в бордюры лестницы уставляли цветами. Это очень важно» [2, с.152]. Действительно, ситуация, когда процесс экологического образования проходит в интерьерах, лишенных растительных композиций, аквариумов, птичьих вольер, плакатов и фото стендов на экологические темы, выглядит ненормально. «Только педагогическая среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более «весомым», значимым, убедительным»[1, с.388]. «Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.п.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования» [3, с.93]. С точки зрения экологического образования среда в образовательном учреждении должна создавать условия для: − познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие вопросы и постановка новых вопросов); − эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами); − оздоровление ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения; грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе); − формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общение с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам); − формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту); − экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях изодеятельности т.п.) [4]. Значит, экологизация развивающей предметной среды в образовательных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного. Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым. ЛИТЕРАТУРА 1. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 480 с. 2. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. – М. : Просвещение, 1988. – 304 с. 3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М. : Академия, 2003. – 183 с. 4. Рыжова, Н.А. Экологизация развивающей предметной среды / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 3. – С. 15-24. 5. Тихеева, Е.И. Детский сад по методу Е.И. Тихее

В современном мире экологическое  воспитание является весьма актуальным, так как человеческая деятельность наносит непоправимый ущерб природе. Характер ребенка, его жизненная позиция закладывается в семье. Поэтому бережное заботливое отношение к природы без помощи родителей,  заложить в ребенке нельзя. Формировать экологическую культуру ребенка нужно с самого раннего возраста.  Ребенок наблюдая за тем как мама ухаживает за цветами, заботиться о домашних животных, становится добрее он сам может погладить кошку или собаку, полить цветы.

Дети восхищаются красотой цветов, насекомых, и одновременно могут раздавить жука, божью коровку. Как же научить ребенка беречь природу, все живое окружающее нас?

В. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что –то новое  для себя , чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием  к истокам чудес в природе, облагораживал его сердце.

Систематическое наблюдение в природе формирует у них внимательность, наблюдательность потребность в сочувствии.

Экологическое воспитание это процесс познания живого, которое окружает ребенка. Главная наша задача сформировать умение   детей охранять и беречь природу.

Необходимо донести до сведения детей, что ломать ветки на деревьях нельзя, особенное в зимнее время. Следует обратить внимание детей на то, что зимой ветки легко ломаются, так как деревья зимой спят, и только мы можем их защитить. Предложите детям укрыть корни деревья снегом, помогая им пережить зиму. Следует обратить внимание на красоту деревьев зимой, особенно когда они в инее. Так на участке дети являются наблюдателями и исследователями в природе. Вышли с детьми на прогулку зимой и сразу заметили озябших воробушек, рассказываю детям как им голодно и холодно, как тяжело добыть корм в зимнее время. После чего

дети с удовольствием заботятся о птицах зимой. Они  собирают крошки, приносят семечки и крупу, для того чтобы покормить пернатых. Сами изготавливают кормушки несложным образом из различных коробочек,  составляют им меню. И с  интересом  наблюдают за  птицами, которые прилетают к нам на участок.

Осенью

Общение с природой делает жизнь детей богаче и эмоциональнее.

 С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

     Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

    Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, еёкрасоту и как хорошо дышится в лесу.

   Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке иновым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

    Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, адругие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайтеего, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужносрезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

    Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мывзрослые. Не смогли научить видеть красивое, и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

   Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, какправильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей естьмечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себеживотное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, ведьживотные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

 В конце сообщения хочется предложить стихотворение В. Орлова.


«Живой букварь»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Учит по календарю

По живому букварю

Птицы учат пению

Паучок терпению

Учит нас пчелиный рой

Дисциплине трудовой

Обучает жить в труде

И по справедливости

Учит пас правдивости

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год

Обучатся нужно

Нас деревья всех пород

Дети восхищаются красотой цветов, насекомых, и одновременно могут раздавить жука, божью коровку. Как же научить ребенка беречь природу, все живое окружающее нас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. ПДД - Правила Дорожного Движения. Тема : "Малыш и дорога"

Цель: Сформировать у детей знания о правилах поведения на дороге, обеспечить их безопасность....

Консультация для родителей «Соблюдение правил дорожного движения в зимний период»

Консультация для родителей  «Соблюдение правил дорожного движения в зимний период»...

Воспитание самостоятельности и соблюдение правил дорожного движения детьми дошкольного возраста.

Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию станови...

Консультация для педагогов «Изучение правил дорожного движения с использованием LEGO – конструирования с детьми дошкольного возраста»

В свете новых федеральных государственных образовательных стандартов является актуальным использование в дошкольных учреждениях LEGO - технологий. Ни для кого не секрет, что игра – важнейший спу...

Сюжетно - ролевая игра по закреплению знаний правил дорожного движения детьми дошкольного возраста

Материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, музыкальным и физкультурным работникам....