Открытое занятие по теме: «Дорожная азбука» ;презентация ПДД "Путешествие в страну дорожных знаков"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа) на тему

Исаева Ирина Сергеевна

Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения.От того,  насколько ребёнок , во многом зависит его здоровье и жизнь усвоит ПДД 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетно-образовательное учреждение

СОШ № 91 дошкольное отделение

Открытое занятие по теме: «Дорожная азбука»

Воспитатель: Исаева Ирина Сергеевна

Санкт-Петербург

ПЛАН

1.Организационный момент (2 мин)

2.Вводная часть (3 мин)

3.Основная часть (30 мин)

а) знакомство или закрепление знаний о дорожных знаках

б) разминка

в) регулирование)

г) викторина

4. Заключительная часть (5-10 мин)

Цель: Ознакомить детей с правилами поведения на улицах и дорогах

Задачи:

  1. Объяснить детям важность Правил дорожного движения.
  2. Способствовать развитию интереса к изучению Правил дорожного движения.
  3. Подвести к пониманию необходимости знать ПДД и быть дисциплинированным, не нарушать (соблюдать ПДД) в целях сохранности своего здоровья и жизни других участников дорожного движения (водитель, пешеход)
  4. Развивать кругозор в познании окружающего мира

Оборудование:

1.Название темы на листе бумаги

2.Наглядный материал

-как обходить трамвай, автобус, троллейбус;

-карточки с цветами светофора;

-жезл и карточки с правилами регулирования дорожного движения;

-карточки с вопросами викторины;

-знаки, указатели при движении транспорта, пешеходов, велосипедиста;

-альбомы, книги, презентация по теме;

-таблицы (из ПДД).

3.Литература (для педагога):

а)«Обучайте дошкольников правилам движения» В.Р.Клименко

б) «Правила дорожного движения для маленьких» (правила игры)

в) «Знаки на дорогах» (демонстрационный и раздаточный

г) «Я на улице» (прочти ,докрась, запомни) З. Кутилова

д) «Новые правила поведения для воспитанных детей» Г. П. Шалаева

е) «Учись быть  пешеходом» Е.М. Сосунова

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Начать с хороших слов в адрес детей:

-Какие вы молодцы ребята. Мне приятно было видеть  как организованно вы собрались, как нарядно и опрятно оделись. Сегодня мы проведём занятие по Правилам дорожного движения.

2.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

        

Сегодня мы с вами повторим то, что многие из вас уже знают, выполним или научимся тому, как правильно вести себя на дорогах, чтобы избежать опасности.

        Итак начнём!

Входит Азбука

Я шла к вам на занятие и потеряла   все   буквы, что мне делать? Как мне их найти?

Дети: Мы можем тебе помочь (по очереди выходят и читая стихотворение на каждую букву вставляют букву в азбуку)

А- Автомобили быстро мчатся

Б-Бурлит в движенье мостовая                                                                Бегут авто, спешат трамваи                                                                                                                          

В - Все будьте правилу верны                                                                        Держитесь правой стороны

Г-Груз громоздкий и большой                                                                 Неси у края мостовой        

Д-Должен помнить пешеход                                                         Перекрёсток-переход        

Е-Есть сигналы светофора                                                                 Подчинимся им без спора

Ж-Жёлтый свет –предупрежденье                                                                Жди сигнала для движенья

З-Зелёный свет открыл дорогу                                                                Переходить ребята могут

И-Иди вперёд!  Порядок знаешь-                                                                На мостовой не пострадаешь.

К- Красный свет нам говорит                                                                                 «Стой! Опасно» Путь закрыт!»

Л-Лёша с Любой ходят парой                                                                        Где идут? По тратуару

М-Марширует в лагерь строй                                                                        Мы идём по мостовой

Н-Не смей на буфере кататься                                                                Не трудно с буфера сорваться

О-Опасность ротозея ждёт                                                                        Около любых ворот                                                                                        

П-По асфальту точек стёжка                                                                        Пешеходная дорожка                                                                                        

Р-Риск ненужный, так и знай                                                                        На ходу нырять в трамвай

С-Совет не доверяй сноровке                                                                                 Входи в трамвай на остановке

Т-Ты не мартышка и не кошка                                                                Так не веси же на подножке

У-Ученик, садясь в трамвай                                                                         Старшим место уступай

Ф-Футбол-хорошая игра                                                                                На стадионе, детвора!

Х-Хоккей и игра на льду зимой                                                                Но не играй на мостовой

Ц-Цепляться за машины борт                                                                                 Опасный и ненужный спорт

Ш-Школьник всем на улице пример

Щ-Щади здоровье, жизнь щади                                                                 За движением следи

Э-Экзамен важного значенья                                                                                Держи по правилам движенья

Ю-Юные граждане, Тани и Пети                                                        Твёрдо запомните правила эти

Я-Ясно, чтобы быть здоровым.                                                                Чтобы быть к труду готовым                                                                Эту азбуку, друзья, нужно знать от А до Я

        Неожиданно встаёт Незнайка и говорит:

Незнайка: Да что, все эти знаки, правила. Какая чепуха! Это всё для дураков, которые ничего в этом не понимают!

        Воспитатель: Что ты такое говоришь, Незнайка, разве можно такому учить ребят?

        Знание правил дорожного движения-это самое необходимое в сохранении здоровья и жизни каждого человека. Если не знать элементарных знаков и правил может случиться несчастье.

        Вот, например, ты знаешь как обходить разные виды транспорта?

        Незнайка: Ну, да как удобнее так и обходи!

        Воспитатель: А вы, ребята, согласны с Незнайкой? Кто не согласен поднимите руку.

Воспитатель вызывает ребёнка и тот рукой показывает (на листах –рисунках) как обходить каждый вид транспорта. Если есть ошибки воспитатель поправляет. Просит объяснить, почему именно так надо обходить каждый вид транспорта.

        Воспитатель: Молодцы! Теперь, Незнайка, убедился как важно это знать?

        Незнайка: Ну всё ведь всё равно не выучишь!

Воспитатель: А вот и нет, мы с ребятами сейчас тебе это покажем!

3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  • Воспитатель: Сейчас я покажу вам несколько самых важных дорожных знаков, кто знает может ответить поднимая руку

1.Эти знаки предупреждают водителя и пешехода о том, что впереди железнодорожный переезд

2. Этот знак предупреждает о том что впереди на дороге перекрёсток.

3.Это знак говорит о том, что перекрёсток нужно переходить по сигналам светофора.

4. Пешеходные знаки.

5. Движение пешеходов запрещено.

  • Воспитатель: Итак, если на перекрёстке нет светофора, то появляется кто? Правильно РЕГУЛИРОВЩИК. Его место в центре перекрёстка. Сигналы водителям и пешеходам он подаёт положением рук и корпуса. Для лучшей видимости сигналов используется жезл с белыми и чёрными полосами или диск с красным сигналом-световозвращателем.
  • Воспитатель: Итак сейчас я вызываю несколько ребят. Незнайка будет показывать сигналы регулировщика, а мы с ребятами поможем двигаться нашим пешеходам.
  • Воспитатель: А сейчас немного разомнёмся.   Встали, вспоминаем сигналы светофора. Если я показываю красный свет-вы стоите, жёлтый-приседаете, зелёный-маршируете на месте (Незнайка всё делает наоборот)
  • Воспитатель: А сейчас мы с вами разделимся на команды 1, 2, 3, Я буду задавать вопросы. Участники какой команды поднимут руку и ответят правильно (та команда получает 1 балл)
  • НАЧИНАЕМ
  • Идя по тротуару, какой стороны должен придерживаться пешеход?
  •  (строго правой)
  • Где пешеходы могут переходить улицу?
  •  (пешеходный, подземный переход)
  • Улицу надо переходить прямо или наискосок? Почему? (Прямо)
  • Этапы перехода улицы?
  • (посмотреть налево, дойти до середины, посмотреть направо , закончить переход)
  • Что значит «Острова безопасности?»
  • ( те кто не успел перейти дорогу, могут переждать на «островке безопасности»
  • А если его нет?
  •  (надо остановиться на разделительной полосе и ждать зелёного сигнала светофора)

Со скольки лет можно ездить на велосипеде по проезжей части?

(с 14 лет)

Посмотрите.. Постовой

Встал на нашей мостовой.

Быстро руку протянул,

 ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу стали.

Дружно встали в два ряда

И не едут никуда.

Не волнуется народ

Через улицу идёт.

И стоит на мостовой.

Как волшебник постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

        (РЕГУЛИРОВЩИК)

Для его нужна еда

Бензин, масло и вода.

На лугу он не пасётся

По дороге он несётся

        (АВТОМОБИЛЬ)

Поднял кверху две руки

Взял две жилы в кулаки

Ни автобус, ни трамвай.

Что такое? Угадай?

        (ТРОЛЛЕЙБУС)

Дом по улице идёт

Пассажиров он везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

        (АВТОБУС)

Как называется громкий звуковой сигнал спецмашины?

                        (СИРЕНА)

Победителям аплодисменты.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Воспитатель: Ну что, Незнайка всё понял?

Незнайка: Да, я даже стихотворение сочинил о правилах (достаёт среди разного мусора мятый лист бумаги):

        Везде и всюду правила

        Их надо знать всегда.

        Без них не выйдут в плаванье

        Из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот.

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

        По городу, по улице

 Не ходят просто так.

Когда не знаешь правил ты

Легко попасть впросак

Всё время будь внимательным

И помни наперёд

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

Воспитатель: Молодец! Давайте ему громко похлопаем.

Незнайка: Мы посоветовались и решили выдать всем почётные медальки и это ещё не всё Ваша группа за старание и умение получает грамоту о том, что с правилами дорожного движения ознакомлена.

Большое спасибо за внимание и будьте внимательны на дорогах.

                                                                                                                                                       

ВЫВОДЫ

В процессе подготовки и проведения игры ребята были теоретически и практически ознакомлены с правилами, изучили правила дорожного движения.

Эти знания мы закрепляли каждый раз при переходе улицы по дороге на прогулку и обратно, при посещении библиотеки, зоопарка, бассейна.

Такая работа помогает детям лучше ориентироваться и адаптироваться в окружающей действительности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель: Исаева Ирина Сергеевна Дорожная азбука


Предварительный просмотр:

 

Спортивное развлечение

«Армейские учения с Незнайкой и его друзьями»

(подготовительна группа)

воспитатель: Исаева И.С.

        Цели: Применить умения ,полученные на занятиях.         Создать эмоциональный подъём. Способствовать         формированию любви  к Родине,патриотизма. Развивать         стремление быть         сильным, смелым, стать защитником         Родины.

        Оформление зала: Флажки,шарики, выставка работ         посвящённая российской армии.

        Оборудование:Мячи, воздушные         шары,флажки,скамейка,кирпичики

        

        

                                        Ход развлечения:

        Ведущая:   В одной удивительной книжке

                В одном удивительном городе

                Девчонки жили и жили мальчишки-

                Весёлый и славный народец.

        Сегодня мы собрались , чтобы вместе отметить праздник День защитника Отечества.

        Да где-ж они сами ? Где знаменитые жители сказочного города Незнайка и Знайка ?

        Вбегает Синеглазка

        Синеглазка:Это призывной пункт? Я не опоздала?

        Ведущая: Успокойся Синеглазка. Почти не опоздала. Кстати ты не видела Незнайку и         Знайку?

        Синеглазка:Не видела, а слышала. Только мне Незнайка по телефону звонил- и так         странно со мной разговаривал. Уж не заболел ли он?

        Ведущая: И что-же он тебе сказал?

        Синеглазка:Представляете , он мне и говорит, да так строго: «        Боец Синеглазка! Вам

        необходимо срочно явиться на призывной пункт для участия в сборах по овладению         воинской выучкой.» И этот адрес дал. А я спрашиваю: «А ты сам-то где?» А он         отвечает: «Я занимаюсь строевой подготовкой. Конец связи.» (плачет)-Это что,опять         Незнайкины штучки, да?

        Ведущая:Не думаю. Ты ничего не слышишь, Синеглазка? Кажется сейчас мы его         самого увидим.(из-за двери появляются Незнайка и Знайка. Незнайка марширует         чеканя шаг. Знайка просто идёт рядом и командует.

        Знайка:Раз-два, раз-два. Левой, левой! Песню запевай!

        Незнайка (поёт):

                        Не плач, девчонка!

                        Пройдут  дожди,

                        Солдат  вернётся!

                        Ты только жди...

        Знайка: Стой, раз-два! Вольно!

        Ведущая и Синеглазка (хором) :Что с вами?

        Незнайка: Строевой шаг отрабатываем

        Знайка: Позвольте я всё объясню. Не далее как вчера наш друг Незнайка заявляет:

        «Теперь я точно знаю, кем хочу быть-военным.»

        Незнайка (перебивает, напевая в стиле репа):

        «Да ,я буду служить в пограничных войсках..

        Ведь я солдат,мама...

        Так-же как все..

        Знайка :Ну вот видите? Я ему отвечаю. Да, Незнайка, есть такая профессия-

        защитник Родины. Только ведь к ней готовиться всю жизнь нужно, да и рано тебе

        ещё служить.»

        Незнайка: А я ему и говорю: «Вот я и буду готовиться.» Мы в нашем городе         настоящие армейские учения проведём с настоящими ребятами. И будем всему такому         учиться.

        Ведущая: Уважаемые малыши и малышки, коротыши и коротышки

                Наши армейские учения начнутся прямо сейчас

                Чтобы быть здоровыми, сильными , смелыми

                Каждое утро мы зарядку делаем.

        

        Разминка:Эй ребята не ленись на зарядку становись (Дети встают врассыпную и выполняют         ритмическую композицию «По мотивам В.С. Высоцкого». )

                Мы живем по распорядку -
                По утрам у нас зарядка
                Эй, ребята, не ленись!
                На зарядку становись!

                Мы похлопаем в ладошки,
                Чтоб держали крепко ложки!
                И наклонимся вперед,
                Чтобы не мешал живот!

                И попрыгаем немножко -
                Пусть сильнее станут ножки,
                На носочки мы привстанем
                И мгновенно подрастаем!
                
                Быстро мы руками машем
                На щеках румянец пляшет,
                Будем мы с тобой опять
                Прыгать, бегать и играть!

                

        А теперь конкурсы:

        

  1. «Скачки с препятствиями»-:Проскакать через препятствия с мячом, зажатым между ног.
  2. «Артиллеристы»-(Боевая задача): Провести артиллерийскую подготовку. Это значит:Надо обстрелять позиции неприятеля как модно дальше.(Каждый участник кладёт воздушный шар на ладонь вытянутой вперёд  левой руки. «Прицел 120. квадрат 15, залпом пли!». После пли шарик подбрасывают вверх, и ударив по нему правой рукой, посылают ядро как можно дальше, побеждает тот . Чей снаряд опередит другие).
  3. «Армейский привал»: Военные чтобы сохранить бодрость духа, дружат с шутками-прибаутками. Сейчас мы устроим армейский привал, то-есть  отдых, но даже во время отдыха бойцы должны проявить свои таланты: (загадки)

 Я служу сейчас на флоте,
 Слух хороший у меня.
 Есть такой же и в пехоте —
 Дружим с рацией не зря!
 (РАДИСТ)

 

Машина эта непростая,
Машина эта — боевая!
Как трактор, только с «хоботком» —
Всем «прикурить» даёт кругом.
(ТАНК)

                

                Ночью, в полдень, на рассвете
                
Службу он несет в секрете,
                
(ПОГРАНИЧНИК)

                Он готов в огонь и бой,
                
Защищая нас с тобой.
                
Он в дозор идёт и в град,
                
Не покинет пост.
                (СОЛДАТ)

                Что на плечах у военных?
                
(ПОГОНЫ)

  1. «Первая помощь»- Каждый солдат должен уметь оказывать первую помощь пострадавшему, ведь в бою всякое может случиться. Чтобы заработать наградную звёздочку, боец должен быстро и правильно перебинтовать товарища-от этого может зависеть не только жизнь ё однополчанина, но и исход сражения.

                

  1. «Сигнальная азбука»-Будем учиться выполнять  «немые команды», которые подаются с помощью специальных флажков. Запоминайте сигнальную азбуку: руки вытянутые вперёд-группа строится в колонну; в стороны- встать врассыпную; руки вниз-сигнал «опасность»,нужно присесть на корточки; руки вверх  «опасность миновала», можно встать.
  2. «Разведчики»- Для этого группа разведчиков должна проползти по пластунски по вражеской территории ,охраняемой неприятелем,  не привлекая внимания , перелезть через препятствие (скамейку), пройти по кочкам и сорвать пакет.

        Ведущая: А сейчас девочки поздравят наших мальчиков.

        Выходят 5 девочек:

                Вот это были испытанья,

                Ну, просто праздник для души!

                Примите наши пожеланья,

                Хотя и так вы хороши!

        -Желаем , чтобы вы могли бросить вызов любым трудностям и преодолеть         их.

        -Пусть у вас будут надёжные друзья

        -Умейте мечтать. Идите вперёд за своей мечтой.

        -Умейте встать на защиту справедливости, добра. Не давайте в обиду         маленьких.

        Танец «Ясный мой свет»

        Ведущая: Занятия в школе молодого бойца подошли к концу. Пусть  не всё         получалось  , но мы старались и можно с уверенностью сказать : Наши         воины достойно         справились с трудными испытаниями.

        Незнайка: «Служба в армии -это очень почётная обязанность. Стать         настоящим мужчиной -защитником Родины , каждый мальчик должен         готовиться с детства. С праздником Защитника Отечества!.

        Знайка : С праздником настоящих мужчин!

 

        

        

                

                        

                

                

        

        



Предварительный просмотр:

                                                                                                Изучение эмоционально

-обусловленного поведения дошкольников

  1. Подготовка исследования: Выучила наизусть вопросы и ситуации.

Проведение  исследования: Наблюдала за детьми в разных видах деятельности.

Провела индивидуально две серии.

Первая серия. Ребёнку задавала вопросы:

  1. Можно ли смеяться если твой товарищ упал? Почему?
  2. Можно ли обижать животных? Почему?
  3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
  4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребёнка, нужно ли сказать что это ты виноват? Почему?
  5. Можно ли шуметь когда другие отдыхают? Почему?
  6. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Вторая серия. Предлагала ребёнку закончить несколько ситуаций:

  1. Аня и Вика убрали игрушки .Аня быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказала:  «Аня, ты сделала свою часть работы. Если хочешь иди играй или помоги Вике закончить уборку». Аня ответила....Что ответила Аня? Почему?
  2. Саша принёс в детский сад новую игрушку-светящуюся акулу. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Саше подошла Лиза выхватила игрушку и стала с ней играть. Тогда Саша....Что сделал Саша? Почему?
  3. Маша и Аня играли в пятнашки. Маша убегала , а Аня догоняла. Вдруг Маша упала. Тогда  Аня... Что сделала Аня? Почему?
  4.  Настя и Оля играли в дочки-матери.  К ним подошёл маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть».- «Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький», - ответила Настя. А Оля сказала... Что сказала Оля? Почему?
  5. Дима играл в лошадки Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать маленькую сестрёнку Веру. Девочка никак не могла уснуть и плакала. Тогда мама подошла  к Диме и сказала;  «Не шуми,пожалуйста. Вера никак не может заснуть.» Дима ей ответил... Что ответил Дима? Почему?
  6. Ира и Миша рисовали. К ним подошёл воспитатель и сказал : «Молодец Ира. Твой рисунок получился очень хорошим.»  Миша тоже посмотрел на рисунок Иры и сказал... Что сказал Миша? Почему?

        Обработка данных: Анализ результатов проводила по следующей         

        схеме:

  1. Как ребёнок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдаёт ли кому -то предпочтение и почему.
  2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине ( по собственному желанию, по просьбе сверстника по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально ;начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т. д.)
  3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как  (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других ; в каких действиях выражается эта забота.
  4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, и как на это реагирует.
  5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как  (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других ; в каких действиях выражается эта забота.
  6. Как реагирует на успех и неудачу других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче.)

                При обработке результатов серий особое внимание обратила не         только на правильность ответа  ребёнка, но и на его мотивировку,         данные наблюдения и эксперимента  сопоставила. Сделала вывод о         сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение         детей.

        С первых дней жизни ребёнок вступает в новые, постоянно усложняющиеся отношения с окружающими людьми и предметным миром. Уже у младенца появляются положительные эмоциональные отношения ко взрослым , которые удовлетворяют все потребности маленького ребёнка и оберегают его от вредных воздействий.                        

В последующие годы , в связи с постоянно расширяющимся кругом общения ребёнка с другими людьми и с усложнением характера доступной ему деятельности, осуществляемой под контролем взрослых и с участием других детей, происходит расширение содержания эмоциональных проявлений, формирование сложных человеческих эмоций. Ребёнок овладевает не только способами употребления разных предметов ; при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей начинается интенсивное «освоение задач, мотивов, и норм отношений между людьми.» От непосредственного подражания окружающим и заимствования у них способов выражения эмоциональных состояний дошкольник переходит к собственным способам выражения эмоционального отношения к другим людям, формирующимся в конкретных условиях жизни и деятельности ребёнка.

        С раннего детства, овладевая различными видами деятельности , формами взаимоотношений с другими людьми , ребёнок усваивает большое число социальных эталонов как образцов-регуляторов поведения. Ребёнок научается правильно выполнять предметные действия, соотнося свой результат с результатом действий взрослого, являющегося своего рода деятельностным эталоном. Приобретая умения и навыки в сфере художественной деятельности, дети усваивают эталоны эстетического отношения к окружающему миру (красиво-некрасиво). Взаимодействуя с другими людьми , ребёнок начинает использовать этические эталоны поведения (правила и нормы поведения . Справедливых-несправедливых поступков).

        Проблема развития и воспитания эмоций принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Вместе эта проблема до сих пор считается недостаточно разработанной.

        На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

        Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов её поведения. Как показывают научные данные , для того, чтобы ребёнок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но  и проникся к ним сочувствующим эмоциональным отношением , для того чтобы они стали критерием его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний. Последнее должно найти подкрепление в собственном практическом опыте ребёнка, в опыте его деятельности.

        Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться  к той или иной ситуации. Эмоции ребёнка-это  «послание»

окружающим его взрослым о его состоянии .

        Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий  и привязанностей , способствуют  социальному и нравственному развитию , влияют на будущее поведение человека .

        Эмоции ребёнка проявляются в деятельности и зависит от содержания  и структуры этой деятельности.

Анализ накопленных в психологии данных  и результатов исследований приводит к выводу , что эмоции , развиваясь в деятельности . Играют своебразную  ориентирующую и регулирующую роль в этой деятельности.

        Важнейшей особенностью эмоций , их существенным отличием от органических ощущений, является их предметная отнесенность , адресованность к чему- то внешнему, взволновавшему человека , выведшему его из душевного равновесия .

        Специфичным для эмоциональных образов является то, что в них, наряду с изменениями внутреннего состояния субъекта , вызванными жизненно важными для него предметами и явлениями , отражаются также и сами эти предметы и явления , воспринимаемые и понимаемые пристрастно, с особой точки зрения , с позиции заинтересованной в них личности.

        Что эмоционально задевает дошкольника, что является главным содержанием его эмоциональной жизни?

        Большое место в эмоциональной сфере дошкольника занимают переживания , носящие ситуативный характер. Они вызываются конкретными , часто случайными впечатлениями, связанными с неожиданным появлением отдельных людей, предметов, вещей. Ребёнок эмоционально реагирует на всё, что в какой-то мере поражает его своим видом, формой, красками , назначением. Эти внешние воздействия или привлекают или отталкивают ребёнка, пугают или порождают радостные переживания.

        Значительное содержание в эмоциональную жизнь дошкольника вносят его отношения с близкими-родителями, братьями, сёстрами. Потребность в общении с близкими, в их ласке, внимании, в возможности поделиться поразившими впечатлениями, потребность в их оценке-всё это вызывает разнообразие переживания : радости, обиды, удовлетворения, огорчения, стыда, зависти (к др. членам семьи).

        Большое место в эмоциональной жизни дошкольника занимают игры

В играх дети не только переживают сочувствие , жалость, раздражение, сама игра связана с определённым повышенным настроением детей. Способность эмоционально включиться в отношения , созданные в игре , сказывается и по другой линии-в способности ребёнка-дошкольника войти в мир сказки, рассказа, пережить вместе с героями сказки (человеком, животным, неодушевлённым предметом)  все те события , которые происходят с ним .

        Так эмоционально воспринятые отношения героев сказки , рассказа, спектакля вновь переживаются в другом контексте, так у дошкольника образуется новый эмоциональный опыт.

        Эти особенности эмоциональной жизни ребёнка-дошкольника указывают воспитателю те сильные  «рычаги», при помощи которых можно  развивать эмоции и чувства дошкольника в нужном направлении.

        Дошкольник бурно реагирует на задевающие его события .Всякое явление , которое его чем-то затрагивает ,вызывает ярко выраженный эмоциональный отклик. При этом происходят резкие изменения в мимике и отчётливые смены эмоциональных состояний. Вместе с тем в подготовительной к школе группе в характере ребёнка появляются новые черты. Со временем он начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение). Растёт понимание характера переживаний других людей, способность сопереживать эмоциональные состояния сверстников и взрослых.

        Характерной особенностью детей старшего дошкольного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное, красочное.

Ещё в дошкольном возрасте у ребёнка появляются некоторые виды нравственных переживаний: стыда, сочувствия, жалости, негодования-на основе освоения им представлений о том, что хорошо и что плохо.

        Важным моментом в развитии эмоциональной восприимчивости является выраженная способность к сопереживанию, к сочувствию. Это то что называют «ЭМПАТИЕЙ» , которая в последнее время сделалась объектом разнообразных психологических исследований и экспериментов. Способность к сопереживанию как умение небезразлично отнестись к тому, что волнует людей , является объектом их различного рода переживаний, также может развиваться в процессе роста и накопления эмоционального опыта ребёнка и служить средством обогащения его эмоциональной сферы.

        Способность эмоционально правильно отнестись к событиям окружающей жизни , к поступкам людей, их общению, к явлениям культуры, к социальным ценностям , также связано со знанием положений морали, с наличием правильных представлений о том , что хорошо и что плохо.

        Воспитание чувств предполагает, что в процессе целенаправленных воздействий, которые осуществляются в семье , в детском саду , в системе воспитательной работы в целом возникает эмоциональное отношение к тем явлениям социальной жизни , которые достаточно значимы , но ранее были безразличны личности (события в детском саду, взаимоотношения людей и их поступки..)

  1. Эмоциональная культура включает в себя следующие основные черты:
  2. Эмоциональная отзывчивость на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, сфере искусства , на проявление творчества, на мир моральных ценностей;
  3. Развитая способность понимать , уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание;
  4. Развитая способность к сопереживанию с чувствами других людей, с миром переживаний героев произведений литературы и искусства ;
  5. Умения делить свои переживания с близкими ;
  6. Чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими.

Основные изменения в эмоциональной сфере растущего человека,которые являются желанными и свидетельствуют о благоприятных тенденциях его развития:

  1. Появление развитых и адекватных эмоциональных реакций на хорошее и плохое (в поступках и поведении окружающих, в отношениях людей , в собственных действиях;
  2. .Неподатливость на плохое ;
  3. Рост эмоциональной восприимчивости как умение с живостью откликаться на широкий круг явлений окружающей жизни;
  4. Овладение своим эмоциональным поведением;5.
  5. Рост способности к сочувствию, сопереживанию и готовности проявить это сочувствие в определённых действиях и поступках.

        Возросший в последнее время интерес к изучению эмоциональной сферы во многом обусловлен тем , что лишь выяснение закономерностей эмоционального развития может значительно углубить и понимание механизмов развития интеллекта и личности в целом.

        Человек живёт и действует в реальной действительности . Он познаёт окружающий его мир , природу, людей , их социальные взаимоотношения. В процессе его жизни у него складываются с обществом в целом ,с человеческими коллективами, с отдельными людьми определённые отношения. Реальный мир во всём его многообразии отражается в сознании индивидуального человека .

        Но человек не пассивно , не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая её , человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям окружающего мира . Это отношение выражается у него в различных интересах. Устремлениях, оценках, различных чувствах -удовольствии, радости, горе, разочаровании, страхе..

        Следовательно, появление чувств имеет своим источником существующий независимо от человека реальный мир , с которым человек вступает в многообразные связи и отношения. Чувства, эмоциональная жизнь -есть своеобразная форма отражения действительности , в в которой выражаются субъективные отношения человека к миру.

        К сфере эмоциональной жизни принадлежат наряду с чувствами также настроения  (весёлое, подавленное, грустное ..) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние...).

        Дошкольный возраст охватывает период жизни ребёнка от младенчества до 7 лет. За 7 лет совершаются разительные перемены в человеке. Серьёзные сдвиги в развитии ребёнка связаны с несколькими возрастными этапами (младенческий -до 3 лет, младший дошкольный -3-5 лет, старший дошкольный -5-7 лет ). Конечно, и в эмоциональном развитии ребёнка все эти периоды дошкольного детства заметно отличаются друг от друга.

Чувства дошкольника

        У младшего дошкольника возникают довольно разнообразные системы отношений с окружающими людьми и предметами, находящимися вокруг него.

        То, что раньше делали взрослые, начинает делать сам: ребёнок-сам ест, одевается, раздевается, укладывает одежду... Опираясь на словесные указания взрослых, он прекращает игру, когда его зовут есть , спать. Так его общение с окружающими приобретает новые черты, вызывает более дифференцированное  эмоциональное отношение.

        В жизни младшего дошкольника появляются многочисленные  «надо», «нельзя», «хорошо», «плохо», которые имеют отношения к его действиям, к его связям с окружающими его детьми и взрослыми, когда он играет, ссорится, бегает, шумит, пользуется своими игрушками, участвует в совместном занятии, в игре со сверстниками.

        Жизнь ребёнка, круг его интересов, явлений, которые его затрагивают, становится сложнее и многообразнее. Это не только отдельные люди, вещи и предметы, но и правила поведения; это так же нормы отношения к поступкам людей, животных, персонажей сказки . Это оценка окружающими его собственных поступков. И всё это приводит к появлению эмоционального отклика ребёнка (положительного или отрицательного).

        В свою очередь эмоциональный отклик ребёнка сам становится объектом определённого отношения окружающих. Ребёнка хвалят за то, что он пожалел и дал другому свою игрушку, осуждают его за жадность , журят за плаксивость, отмечают, что он оказался добрым, сокрушаются, что он обидел маленького ребёнка.. Ввиду этого эмоциональный отклик дошкольника  на различные воздействия окружающих, на разные вещи и предметы, привлекающие его, становится более сложным, т. к. он связывается для него уже с отношением окружающих к такого рода действиям и поступкам.

        У дошкольников возникает чувство стыда по поводу плохого поступка , чувство долга по отношению к действиям и привычкам, носящим обязательный характер.

        Степень развития у ребёнка-дошкольника зачатков чувства стыда по поводу плохого поступка , чувства долга связана с развитием других социальных чувств , таких, как дружелюбие, внимание к другим , сочувствие горю, жалость к страданию, готовность поступиться своим ради другого. Асоциальные же переживания:злость, зависть, недоброжелательство, гнев как выражение непосредственных реакций ребёнка на действие окружающих, причиняющих ребёнку-дошкольнику неприятность, могут быстро пройти, сменившись переживаниями огорчения, печали, если социальные чувства стали у ребёнка преобладающими в результате правильного воспитания.

        То обстоятельство, что ребёнок-дошкольник способен осознать характер связей, которые у него возникли с окружающими, и понять характер их отношения к его действиям и поступкам , приводит к тому, что разные чувства по разному мотивируют его действия .

        За годы дошкольного детства меняется роль чувства как мотива действия ребёнка . Если у ребёнка до 3-4 лет переживание раздражения, злости, жалости, сочувствия становится тут же побуждением к действию,-он вырывает игрушку, начинает драться или наоборот, отдаёт из жалости что-то своё,-то у 4-5 летнего ребёнка чувство как мотив действия выступает далеко не всегда в такой форме. С одной стороны, зная неодобрительное отношение окружающих к определённым действиям , ребёнок этого возраста может уклониться от непосредственного проявления чувства в действии и выразить его мимически или словесно. С другой стороны, зная , что родители одобряют его определённые действия , он может стремиться ради одобрения совершать эти действия.

        Оценка поступков окружающими становится всё более важным элементом поведения ребёнка и влияет как на характер его чувств , так и на эмоциональную мотивацию его действий.

        Даже ожидание положительной оценки взрослых , их похвалы, часто становится для старшего дошкольника мотивом поступка. Но тут можно встретиться иногда с тем, что социальный характер побуждения «смещается»  и на первый план выступают побуждения иного порядка ,также связанные с ожиданием одобрения: ребёнок стремится выполнить действие ради похвалы, ради тщеславного переживания, одобрения и восхищения окружающих.

        Такая ситуация возникает при неправильном отношении окружающих взрослых и родителей к поведению ребёнка: при неумеренной похвале и восхищении и, особенно если эта похвала возникает по поводу таких действий, которые объективно этого не заслуживают, и ребёнок это осознаёт. В этом случае одобрение (неразумное), вместо того, чтобы стать общественным выражением оценки хорошего социального поступка , превращается в ожидаемое ребёнком своего рода «сопровождение» любого действия. Всё это приводит к извращению характера мотивации, к формированию нежелательных  особенностей личности , к усилению роли себялюбивых чувств ребёнка, которые в дальнейшем могут повлиять на весь строй его личности.

        Социальные оценки , требования взрослых являются положениями , которые предполагают подчинение им ребёнка. Они выступают для него как внешние нормы, которым обязательно надо следовать .Одни из них носят более обязательный характер, другие-менее обязательный. Это ребёнок постигает хотя бы по той интонации , с которой произносятся указания взрослого («Нельзя обижать маленьких», «Не смей говорить неправду»...) Но ребёнок узнает от взрослых не только требования, но и ласку, похвалу за свои хорошие действия и поступки. И такая похвала, возможность хорошей оценки, связанной с переживаниями радости, благодарности, нежности, застенчивости, становится ведущим началом в его жизни.

        В процессе познания отдельных видов отношений между людьми, оценки людьми поступков ребёнка и поступков его сверстников, выражающихся в особой интонации речи, выражении лица окружающих (в них передана укоризна, недовольство, осуждение, огорчение, радость, гордость за него, одобрение, нежность..) эти требования, выступающие сначала в очень конкретном виде, а потом в более обобщеном, начинают в известной мере превращаться в мотивы поступков дошкольника. В результате ребёнок невольно сам хочет помочь младшему, сказать правду, хотя он и страшится наказания за проступок...

        Следует помнить , что развитие чувств ребенка происходит под влиянием ряда тенденций: изменений, связанных с возрастными сдвигами; воздействие социальной среды  и наконец, воздействий связанных с целенаправленными, сознательными усилиями взрослых, в том числе и воспитателей.

        Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций-радость, грусть, гнев, удивление, отвращение, страх. Исследования показали , что каждая эмоция имеет своё мимическое выражение.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции, чувства, как любовь и ненависть. Маленький ребёнок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими , так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать , то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям.

        Педагогу очень важно специально знакомить ребёнка со своеобразным эмоциональным букварём, так как передать наши чувства другим , сделать их понятными можно  не только с помощью слов ,но и особого языка эмоций, постоянно участвующего в общении .Радость и грусть , гнев, обида и доверие-обо всём этом и многом другом могут рассказать и выразительные жесты, позы, мимика, пантомимика. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей.

        Мимика-говорит без слов о чувствах и настроениях  человека. Выражение лица играет очень большую роль в общении. Следует помнить , что ко времени рождения ребёнка все мышцы лица,необходимые для выражения эмоций уже сформированы в достаточной степени.

        Пантомимика- осанка , поза-также имеет большое значение в выражении эмоционального состояния.  Все отрицательные позы «съёживают» фигуру человека, а все положительные -её «разворачивают». Осанка формируется из положения головы и туловища. Семилетние дети , как правило, уже умеют принимать заданную позу.

        Жесты-выразительные движения. Они делятся на условные, подчёркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные.

        Выразительность речи-(интонация). Словесное выражение чувств у современного человека занимает ведущее место. Один из способов выражения эмоциональной жизни -интонации, ритм, темп речи, паузы, повышение или понижение голоса и т.д. Развитие у ребёнка способности говорить об эмоциях означает не просто овладение  соответствующими терминами, но и способами  межличностного взаимодействия. При этом ребёнок, у которого речь богаче, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств,эмоции становятся более дифференцированными.

        Каждая форма проявления эмоциональной сферы подвластна контролю и влиянию, а это значит, что мы имеем возможность воздействовать на внутренние эмоциональные механизмы, развивая внешнюю выразительность (мимику и т. д.)

        Работа по развитию эмоционального мира ребёнка дошкольного возраста предусматривает привлечение материала знакомых сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей ,дети с помощью педагога смогут сопоставить их с личным опытом.  Это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях.

        В старшем дошкольном возрасте дети уже должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знать  что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза, и пантомимика. Педагог должен учить не только выражать свои эмоции так , чтобы они были ясны окружающим , но и по внешним проявлениям понимать , какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек (принимать его позицию), а также научить детей анализировать  причины конкретного эмоционального состояния.

        Старших дошкольников необходимо знакомить со словами , обозначающими такие эмоциональные состояния, как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо), гнев (грубо, яростно, сердито, свирепо, злобно, люто), радость (празднично, бодряще, блестяще, ярко, лучисто). Это связано с тем, что порой даже взрослому трудно выразить свои переживания, ведь у каждого человека они бесконечно многообразны. Поэтому необходимо развивать и обогащать  соответствующий словарный запас детей.

ОБОГАЩЕНИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА

        Чтобы реализовать это условие на практике , необходимо обращать внимание детей на красоту форм , цвета и запахов в окружающем мире. В результате обогащаются чувственные впечатления ребёнка, развивается эмоциональная отзывчивость на красоту природы и всего рукотворного мира. Для этого взрослый должен побуждать детей к совместному переживанию эмоций, радости, страдания, удивления, восхищения. При этом у детей важно развивать способность видеть внутреннюю жизнь в окружающих явлениях, живых существах, наделённых понятными ребёнку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике, движениях, поведении)

В результате происходит развитие эмоциональной отзывчивости и нравственных чувств, что является предпосылкой решения первой группы задач художественного развития старших дошкольников, т. е. нравственно-эстетического. К таким задачам относится формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Задачи этой группы решаются путём создания (на занятии)  условий , способствующих таких качеств личности , как сопереживание, эмпатия. Качества эти являются источником нравственности . Чем сильнее сопереживание, тем устойчивее утверждаются нравственные начала в развитии личности ребёнка. Весь жизненный опыт ребёнка, впечатления, накопленные им ( к моменту поступления в школу ), преломленные через художественную деятельность становятся его убеждениями, его отношением к добру и злу, что и определяет нравственную позицию человека.

Список  литературы

  1. Азбука настроения. Дошкольное воспитание-2002-№11-стр.21
  2. Вединская М. «Переживания в красках». Дошкольное образование-2002-№111-стр.22-23
  3. Беседина М. «Калейдоскоп чувств». Школьный психолог-2002-№47-стр.5
  4. Гармаева Т.В. «Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника». Психолог в детском саду-2004-№2-стр.103-111
  5. Ежакова Н. «Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности». Дошкольное воспитание-2003-№1-стр.20-27
  6. Ильин В.П. «Эмоции и чувства».-СПб: Питер,2001
  7. Колосова С.Л. «Детская агрессия»-СПб:Питер, 2004
  8. Минаева В. «Знакомим детей с эмоциональным миром человека».Дошкольное воспитание-2003-№2-стр.13-20
  9. Ольшанский Б.  «Читаем лицо как открытую книгу».Дошкольное образование .ИздатДом «1 сентября»-2002-№11-стр.20
  10. «Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста». Под редакцией Запорожца А.В., Неверович Я.З.,-М:Педагогика,1986
  11. Семенака «Учимся чувствовать , сопереживать»-М:АРКТИ,2003
  12. Хризман Т.П. «Эмоции, речь и активность мозга ребёнка»-М:Педагогика,1991
  13. «Эмотивный код языка и его реализация».авт коллектив Н.С. Болотнова, А.А. Водяха, П.С. Волкова.-Волгоград:Перемена,2003
  14. Якобсон П.М. «Чувства, их развитие и воспитание»-М.:Знание,1976

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ПДД в старшей группе"Путешествие в страну дорожных знаков"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (безопасность и аппликация)...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе «Путешествие в страну дорожных знаков»

Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения....

Презентация "Путешествие в страну дорожных знаков"

Путешествие в страну дорожных знаков...

Методическая разработка познавательно-интегрированного занятия для детей 4-5 лет "Путешествие по стране "Дорожная азбука"

Закреплять представления детей дошкольного возраста о Правилах дорожного движения через различные виды детской деятельности...

Конспект открытого занятия по ПДД. В старшей группе. «Путешествие в страну Дорожных знаков»

Конспект открытого занятия по ПДД.В старшей группе.«Путешествие в страну Дорожных знаков»Цель:Систематизация знания детей о правилах дорожного ...

Конспект итогового занятия в старшей группе по ПДД «Путешествие в Страну дорожных знаков».

Конспект поможет детям старшего возраста закрепить знания  правил дорожного движения и преобрести практические навыки безопасного поведения на дорогах и улицах города....