Рабочая программа по правилам дорожного движения для средней группы
рабочая программа по обж (средняя группа) на тему

 Программа рассчитана на 30 часов в год, по 20 минут 1 раз в неделю. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 4-5лет с правилами дорожного движения. Она поможет воспитателям научить дошкольников элементарным навыкам поведения на улице, осознанным поступкам в той или иной ситуации.

Данная  Программа  составлена на основе Правил дорожного движения, а так же на основе  Программы  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

 

Цель  данной  программы  – вооружить дошкольников  знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.

 

Обучение правилам дорожного движения (далее  ПДД ) следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы  в детском саду .  Изучение правил осуществляется с средней группы  вне сетки часов учебного плана. Занятия проводятся четыре раза   в месяц по темам, предлагаемым далее. Продолжительность их 20 минут

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

      «Детский сад общеразвивающего вида «АБВГДЕЙКа» города Буинска

               Буинского  муниципального  района  Республики Татарстан»

Рабочая   программа   по  ПДД

«Веселый    светофор»

                                                                                                                        Составители:

                                                                                                                              Воспитатели МБДОУ

                                                                                                                                «АБВГДЕЙКа»

                                                                                                                 Абзалилова Эльвира Разымовна

                                                                                                                Тухфатуллина  Рамиля Шавкатовна

                                                                                                                 Филипова Елена Валерьевна

                                                          2013-2014 учебный год

                                                       

Программа по ПДД «Веселый светофор»  для детей среднего дошкольного возраста.

Автор составители:  Тухфатуллина Р.Ш., Абзалилова Э.Р., Филипова Е.В. –воспитатели муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «АБВГДЕЙКа» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан».

Рекомендована программа к печати МБУ «ИМЦ» в Буинском муниципальном районе РТ.

Председатель проекта: Глинкина М. В. – методист МБУ «ИМЦ» вБуинском муниципальном районе РТ.

Редактор: Абидулина Р. М. –руководитель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «АБВГДЕЙКа» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан».

Рецензенты: Латыпова Р. И. –заведующий лабораторией дошкольного и начального образования ГАОУ-ДПО «ИРО РТ», кандидат педагогических наук;

Глинкина М. В. – методист МБУ «ИМЦ» в Буинском муниципальном районе РТ.

Хасанова Г.А. – старший воспитатель  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «АБВГДЕЙКа» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан».

Краткое содержание:  Программа рассчитана на 30 часов в год, по 20 минут 1 раз в неделю. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 4-5лет с правилами дорожного движения. Она поможет воспитателям научить дошкольников элементарным навыкам поведения на улице, осознанным поступкам в той или иной ситуации.

       Пояснительная записка.

Данная  Программа  составлена на основе Правил дорожного движения, а так же на основе  Программы  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Цель  данной  программы  – вооружить дошкольников  знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.

Обучение правилам дорожного движения (далее  ПДД ) следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы  в детском саду .  Изучение правил осуществляется с средней группы  вне сетки часов учебного плана. Занятия проводятся четыре раза   в месяц по темам, предлагаемым далее. Продолжительность их 20 минут.

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении ПДД . Используя знания воспитателей и родителей, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог . Для нас данная проблема стоит особенно актуально ,так как всякая практическая работа , направленная на формирование навыков безопасного  поведения на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна приносить ощутимые результаты.

Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей средней группы с правилами дорожного движения . Она разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ , Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

 

                               Цель и задачи    

Цель: создание условий для формирования у  дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

1.     Сформировать у детей  устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД.

2.     Обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения.

3.     Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.

4.     Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый  интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

Обучающие задачи:

Ø     расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

Ø     изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;

Ø     формирование практических умений пешеходов;

Ø     формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;

Воспитательные задачи:

Ø     формирование культуры участника дорожного движения;

Ø     воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;

Развивающие задачи.

Ø     развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.

Требования к уровню подготовки дошкольников к концу учебного года:

приобретают знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.); Закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый свет светофора .Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов светофора. Закреплять знания детей о специальных видах транспорта: «Скорая помощь»,пожарная машина , «Полиция»,машина МЧС.

усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;

учатся пользоваться автобусом,  ( соблюдать правила

ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);

знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной

разметки проезжей части улицы (дороги).

              ТЕМАТИЧЕСКОЕ    ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы

Педагогические задачи

Содержание

1

Знакомство с уголком ПДД

Познакомить детей с уголком, функциями.

Совершенствование навыков ориентации на местности.

Творческое задание: рисование деревьев, кустов, цветов.

Рисование домов, аптеки, детского сада, магазина, пешеходов, дорожных знаков, модели транспортных средств.

2

Цвета, их последовательность и значение в дорожном движении

Понимание, значение цвета в дорожном движении, чередование и расположение цветов.

Моделирование домов, кинотеатров, аптек, детского сада, школы, магазин, светофоров.

3

«Профессия водитель»

Знакомство с профессией – водитель. Активизация в речи детей слов: кабина, кузов, легковая, грузовая.

Познакомить детей с видами машин. Воспитывать интерес к профессии водителя.

Фонограмма с шумом улицы и сигналами машин. Подвести к названию профессии - водитель. Чтение стихотворения Б. Заходера «Шофер». Рассматривание картины с изображением водителя.

Рассматривание 

машин: грузовой и легковой. Итоговые вопросы по содержанию образовательной деятельности: Кто   приезжал к нам в гости на машине?   А где в машине сидит водитель?  Каким должен быть водитель? Что есть у легковой машины?  А из каких частей состоит грузовая машина? Где сидят люди в машине?

4

«Грузовой транспорт»

Уточнять представление о грузовой машине, об основных ее частях; развивать речевую активность детей; воспитывать у детей интерес к образовательной деятельности.

Сюрпризный момент – получение посылки, в которой находится игрушечный грузовик. Дети рассматривают его, называют части (кабина, кузов, колеса, окна, двери), отвечают на вопросы воспитателя: Какие грузы можно перевозить на этой машине? Кто управляет грузовиком?

Игра: «Собери грузовой транспорт»

5

Автомобиль

Уточнять представление о легковой машине, об основных ее частях; закреплять знания детей о профессии водителя; развивать речевую активность детей; воспитывать у детей интерес к образовательной деятельности.

Напомнить детям, кто управляет машиной.

 Сравнение грузового и легкового автомобиля.

Д/и «Назови и положи на место». Уточнение того, кто сидит за рулем машины.

6

«Пассажирс

кий транспорт»

Формировать представление детей о транспорте, его классификации, составных частях. Продолжать учить узнавать и называть светофор, его сигналы и действия пешеходов.

Развивать логическое мышление, внимание детей. Активизировать в речи детей слова: грузовой, легковой, светофор, пешеходный переход, название частей машины, проезжая часть, тротуар.

Вспомнить с детьми, какой транспорт они знают.

 Загадывание загадок о пассажирском транспорте с использованием использование мультимедийной установки (презентации по ПДД «Пассажирский транспорт»).

Вспомнить правила поведения в общественном транспорте.

Игра «Автобус и дети».

7

Железнодорожный транспорт

Расширение знаний о видах транспорта.

Назначение железнодорожного транспорта, его особенности. Кто управляет поездом? Правила поведения железной дороге, железнодорожные знаки.

Закрепление понятий «тепловоз», «электровоз»,

« машинист», «кондуктор».

Подвижная игра «Поезд»

8

Гужевый транспорт

Расширение знаний о видах транспорта.

Для чего служит? Кто управляет?

Правила движения гужевого транспорта.

Подвижная игра « Лошадка»

9

«Мишутка в городе»

Знакомить детей с сигналами светофора. Активизировать словарь по теме. Развивать память, речь, зрительное восприятие. Создать положительный эмоциональный настрой при изучении материала. Привить потребность в соблюдении правил поведения детей на улицах города.

Беседа с детьми о том, в каком городе мы живём. Воспитатель предлагает детям рассмотреть макет города и задаёт вопросы для уточнения знаний. Сюрпризный момент-приход мишутки.

Закрепление понятий «тротуар, светофор, пешеходный переход».

 Д/и «Собери светофор».

П/и «Машины и светофор».

10

«Здравствуй Светофория»

Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о назначении сигналов светофора.

Д/и игра «Красный, желтый, зеленый».

Использование мультимедийной установки (мультфильм «Смешарики – азбука безопасности»)

«Не попади в беду на дороге»

Воспитывать уважение к другим пешеходам, культуру поведения «на дороге»; развивать интерес к машинам, правилам дорожного движения, знаниям о сигналах для машин и людей;  продолжать знакомить с работой светофора; учить различать сигналы светофора и подчиняться им.

Сюрпризный момент – приход персонажа - Светофорчик. Рассматривание иллюстраций с улицами города. Вспомнить,  для чего нужны «зебра» и светофор.

Д/и «Прогулка по городу»: выложить дома, дорогу, «зебру», светофор, машины.

Рассматривание иллюстраций с опасными ситуациями. Напомнить правила поведения на дороге для Буратино.

11

«Происшествие в лесу»

Уточнить представления детей о том, что на проезжей части играть нельзя. Закрепить знания о значении сигналов светофора. Вызвать эмоциональный отклик на сказку. Воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания.

Сюрпризный момент - прибытие в страну Светофоров. Знакомство с персонажем «Зебра».

Выяснить, почему у Светофора плохое настроение.

Игра «Водитель».

Чтение рассказа про Зайку-непослушайку, выяснение, почему с ним приключилась беда.

Пение песенки «Мы едем, едем, едем…»

12

«Мы пассажиры»

Познакомить с понятием пассажир. Приучать быть внимательными при посадке в транспорт. Знакомить с правилами поведения в транспорте.

Проведение игры «Поезда в автобусе», беседы о том, кто такие пассажир и водитель.

13

«Улица»

Знакомить детей с улицей, ее особенностями, с правилами поведения на улице: быть внимательным, идти по тротуару по правой стороне, переходить улицу по переходу.

Беседа с детьми, на какой улице ты живешь.

Из конструктора ЛЕГО построить макет улицы.

Чтение художественной литературы.

14

«Наш помощник – пешеходный переход»

Знакомить детей с основными элементами дороги. Расширять представления детей о назначении пешеходного перехода. закрепить знание детей о понятии «островок безопасности» и его назначении.

Д/и «Знакомство с дорожным знаком – пешеходный переход». Чтение стихотворения «Самый лучший переход» Я.Пишумов.

Изготовление дорожных знаков.

15

«Дорожные знаки»

Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта». Закреплять представления о назначении дорожных знаков.

Целевая прогулка по территории детского сада и знакомство с дорожными знаками, прикрепленными на столбах.

 Подвижные игры на транспортной площадке «Найди нужный знак», «Светофор».

Игра «Угадай, какой знак».

16

«Машины на нашей улице»

Закреплять знания детей о специальных видах транспорта: «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция», машина МЧС. Закреплять знания детей о том, что переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора.

Рассматривание иллюстраций с улицами города, различными видами транспорта.

Чтение стихотворения «Как неразлучные друзья дорогу переходили» (А. Иванов).

 П/и «Машина на помощь мчится»

17

Сказка-игра «Азбука пешехода»

Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Закрепить знания о значении сигнала светофора. Развивать внимание, быстроту реакции. Вызвать эмоциональный отклик.

Рассматривание иллюстраций с проблемными ситуациями.

Д/и «Дорожное лето».

Чтение стихотворения «Волшебный мяч» (Т.А. Шорыгина).

18

«Мы знакомимся с улицей»

Знакомить детей с улицей, ее особенностями; закрепить правила поведения на улице: быть внимательным, идти по тротуару по правой стороне, переходить улицу по переходу.

Работа с картиной «Улица города»; выполнение заданий в рабочей тетради

19

«В городском транспорте»

Закрепить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения в транспорте

Работа с игрушками (виды транспорта), светофор и дорожными знаками; выполнение заданий на картинках.

20

«Дорожные знаки»

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками: дети, опасный поворот, двухстороннее движение, остановка автобуса.

Работа с дорожными знаками, изготовление из картона; загадки.

Игра «Угадай, какой знак».

21

«Зачем нужны дорожные знаки»

Уточнить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки - переход; познакомить с новыми знаками: «зебра», внимание, осторожно - дети.

Работа с дорожными знаками и выполнение заданий  в рабочей тетради.

Игра:«Большая прогулка»

22

«Знай и выполняй правила дорожного движения»

Закрепить с детьми знаний правил уличного движения; знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора.

Работа с иллюстрациями улиц города; выполнение заданий  в рабочей тетради;

Использование мультимедийной установки (мультфильм «Смешарики – светофор»)

23

«Нам на улице не страшно»

Закрепить с детьми знания об обстановке на улице, об основных правилах поведения на улице.

Коллективная работа по образовательной области «Художественное творчество» -  «На улицах города»;

использование мультимедийной установки (мультфильм «Смешарики – азбука пешехода»)

24

Разработка безопасного маршрута «Дом – детский сад»

Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети; учить детей свободно ориентироваться в своем комплексе.

Д/и «Улица, на которой расположен наш детский сад»;

Составление рассказов из личного опыта «Как пройти от дома до детского сада»

25

«Улица города»

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах. Расширять знания детей о светофорах.

Игры в уголках по правилам дорожного движения. Чтение художественного произведения «Самый лучший переход»                (Я. Пишумов).

  П/и «Страна светофория»

26

«В городском транспорте»

Закреплять знание детей о правилах поведения в общественном транспорте. Вызывать эмоциональный отклик.

Использование мультимедийной установки

(презентация «Правила безопасности дорожного движения»)

27

«Зачем нужны дорожные знаки»

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»

Настольно-печатные игры с изображениями дорожных знаков. Изготовление совместно с воспитателем дородных знаков. Постройка макета города, с использованием различных видов транспорта и дорожных знаков». Игры в уголках по правилам дорожного движения. Рассматривание иллюстраций с проблемными ситуациями, затем беседа «Зачем нужны дорожные знаки»

Игра:«Говорящие дорожные знаки»

28

«Знай и выполняй правила дорожного движения»

Закреплять знание детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге.

Использование мультимедийной установки

(презентация «Как мы знаем правила дорожного движения»)

29

«Улица не место для игр»

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах. Создать положительный эмоциональный настрой при изучении материала. Привить потребность в соблюдении правил поведения детей на улицах города.

Чтение стихотворения «Законы улиц и дорог» (И. Серяков).

Путешествие по транспортной площадке детского сада.

П/и «Путешествие по городу».

30

«Мой путь  домой»

Знакомить с названиями ближайших улиц и расположением дома; учить детей свободно ориентироваться в своем комплексе. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах.

Коллективная работа по образовательной области «Художественное творчество» - «Мой путь  домой».

31

Итоговое мероприятие:

«Путешествие в страну светофорных наук» 

 Формировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД. Уточнить представления о сигналах светофора, закрепить знания правил перехода проезжей части.

Дать элементарные знания о правилах поведения на улице.

Закрепить умения применять полученные знания на занятиях.

Приложение:

Занятие «Профессия-Водитель»

Цели. Знакомить детей с профессией водителя, показать ее общественную значимость. Закреплять знания о грузовом, пассажирском, легковом транспорте. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание и уважение к взрослым.

Материал. Игрушечные машинки: легковая, грузовая, автобус. Дидактическая игра «Собери машину», иллюстрации — профессии, игрушечный телефон, шапочки героев из сказки Н.Павлова «На машине».

Ход занятия

I.        Психогимнастика «Волшебный стул». Ребенок садится на «волшебный стул», остальные говорят ему ласковые слова.

II. Проблемная ситуация.

Педагог. На столе стоят легковая, грузовая машины, автобус. Я звоню по телефону и прошу прислать за мной такси. Вова, ты — водитель, садись в машину и приезжай за мной. На какой машине приехал Вова?

Дети. Вова приехал на легковой машине.

Педагог. А почему не на грузовой машине?

Дети. Она перевозит грузы, а не людей.

Педагог. А почему не на автобусе?

Дети. Он перевозит много людей, а легковая машина только несколько.

III. Игра «Чего не стало?»

Педагог. Назовите машины, которые находятся у меня на столе.

Дети. Легковая машина, грузовая машина, автобус.

Педагог. Закройте глаза, сейчас какая-то машина уедет. Откройте глаза. Чего не стало?

IV. Физминутка «Светофор».

Педагог поднимает красный флажок — дети стоят на месте, желтый — хлопают в ладоши, зеленый — топают ногами.

V. Беседа.

Педагог. Всеми этими машинами управляет кто?

Дети. Машинами управляет водитель.

Педагог. Эта профессия важна и нужна всем людям. Водитель встает очень рано, когда вы еще спите, и отправляется на работу. Возвращается с работы водитель очень поздно, когда многие уже спят. Водители управляют машинами, которые перевозят грузы, доставляют продукты, людей на работу и домой, следят за машиной и ремонтируют ее, если она ломается. Представьте себе, если бы злой волшебник похитил бы всех водителей, что бы тогда случилось? (Ответы детей.) Профессия водителя очень важна и необходима всем нам.

VI. Дидактическая игра «Собери грузовой транспорт».

Педагог. Случилась беда, сломалась машина, нужно ее отремонтировать. (Дети из двух частей собирают целое по образцу.)

Игра «Собери грузовой транспорт»

Цель. Закрепить представление детей о грузовом транспорте.

Материал для каждого ребёнка: разрезанная картинка с изображением грузового транспортного средства.

Ход игры

Педагог рассказывает историю. «Пришла ко мне в гости подруга со своей маленькой дочуркой и попросила у меня какую-нибудь интересную книжку. Я ей дала книжку с картинками. Когда она мне её вернула, то я увидела, что в книжке все картинки разрезаны. Мне очень хотелось показать вам эти картинки».

Педагог предлагает детям собрать картинки и посмотреть, что на них нарисовано.

Занятие «Светофор»

Цели. Познакомить детей с работой светофора, с назначением его сигналов, пешеходным переходом. Закрепить знания цветов: красного, зеленого. Развивать речь. Воспитывать внимание.

Материал. Костюм светофора, макеты светофоров, иллюстрация — пешеходный светофор, дидактическая игра «Зажги свой огонек». Материал для рисования: кисточки, гуашь белая, полоски черной бумаги.

Ход занятия

  • Психогимнастика «Назови ласково».

Дети называют друг друга уменьшительно-ласкательными именами.

II. Сюрпризный момент. Приходит педагог в костюме Светофора.

Светофор. Здравствуйте, дети. Я — Светофор! Я устанавливаю порядок на улицах, управляю движением. У меня всего три сигнала, но они очень важны. Три глаза — три приказа! Зажигаются огоньки по очереди. Когда горит красный свет — идти нельзя! А при зеленом разрешается переход. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

Дети. Дорогу можно переходить на зеленый свет.

Светофор. А на красный свет можно идти?

Дети. Нет.

Светофор. Почему нельзя идти на красный свет? (Ответы детей.)

III. Дидактическая игра «Зажги свой огонек».

У детей макеты светофоров.

Педагог.  Вот глазок зажегся красный —

                 Путь закрыт, идти опасно!

Зажгите на своих светофорах красный свет.

                  А зеленый свет горит —

                  «Проходите!» — говорит.

Зажгите зеленый огонек.

IV. Физминутка «Светофор».

Педагог поднимает красный флажок — дети стоят на месте, желтый — хлопают в ладоши, зеленый — топают ногами.

V. Беседа.

Педагог. А еще светофоры бывают у пешеходных переходов. (Педагог демонстрирует пешеходный светофор.) На красный огонек — стоит человек. На зеленый — шагает. Переход — это место, где мы переходим дорогу. А еще его зовут «зебра», потому что он полосатый, как животное зебра. Давайте с вами нарисуем такой пешеходный переход.

(У детей полоски черной бумаги, они рисуют на них белой гуашью пешеходный переход.)

Педагог. Где мы будем переходить дорогу?

Дети. Мы будем переходить по переходу.

Педагог. На какой сигнал светофора переходят дорогу?

Дети. Дорогу переходят на зеленый сигнал светофора.

Педагог. Молодцы!

Занятие «Машины на нашей улице»

Цели. Расширять представления детей о пассажирском транспорте. Продолжать закреплять знания о грузовом транспорте и машинах специального назначения. Развивать мышление, память. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

Материал. Картины с изображением машин, перфокарты «Мы идем через улицу», «О чем забыли друзья?», игрушечные грузовые машинки и рули, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Автобус», игрушечный телефон.

Ход занятия

I. Психогимнастика «Зоркий глаз».

Дети следят за движением бабочки в руках педагога.

II. Работа с картинками.

Педагог. По дорогам и улицам днем и ночью, в жару и стужу непрерывным потоком движутся транспортные средства. Едут легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мчатся мотоциклы, катят велосипеды. Автомобили необходимы для народного хозяйства нашей страны. Без них невозможно представить себе жизнь. Трудно перечислить все виды автомобилей, рассказать об их назначении. Попробуем о некоторых из них поговорить.

В городе большую часть населения обслуживает пассажирский транспорт. Назовите его.

Дети. Автобус, троллейбус, трамвай, пассажирские такси.

Педагог. Где мы ожидаем пассажирский транспорт?

Дети. Мы ждем его на остановке.

Педагог. Как определить, что здесь находится остановка?

Дети. Это можно определить по знаку, по людям, которые ждут прибытия транспорта.

Педагог. Как вы думаете, для кого, прежде всего, поставили лавочки на остановках?

Дети. Их поставили для пожилых людей, женщин с маленькими детьми,

Педагог. Что за чудо — синий дом,

                 Окна светятся кругом,

                 Носит обувь на резине,

                 А питается бензином?

Дети. Автобус.

Педагог. Найдите и поставьте на подставку картинку «Автобус».

(Дети выполняют задание.)

Педагог. Сверху желтый, снизу синий,

                 На груди его — звезда.

                 А над ним воздушных линий

                 Протянулись провода.

Дети. Троллейбус.

Педагог. Ставим картинку с изображением троллейбуса. Что общего между автобусом и троллейбусом?

Дети. Они предназначены для перевозки людей.

Педагог. В них везде чисто, светло, много мягких удобных кресел, большие окна, двери. Чем они отличаются?

Дети. Троллейбус движется при помощи электричества, а автобус заправляют бензином.

Педагог. Незнакомец краснокожий

                С яркой желтой полосой,

                На автобус чуть похожий,

                На троллейбус чуть похожий.

                 Кто же все же он такой?

Дети. Трамвай.

Педагог. Подойдите и поставьте картинку с трамваем. Чем он отличается от автобуса?

Дети. Он «питается» электричеством.

Педагог. А чем от троллейбуса?

Дети. Трамвай ходит по железнодорожному полотну и останавливается посередине проезжей части дороги.

Педагог. Когда мы едем в общественном транспорте, кем мы становимся?

Дети. Мы становимся пассажирами.

Педагог. А какие правила мы должны помнить, когда становимся пассажирами?

Дети. В автобусе надо вести себя спокойно, разговаривать тихим голосом, уступать место старшим, нельзя высовываться из окна, нужно крепко держаться за поручни, нельзя ходить по автобусу, когда он движется, разговаривать с водителем. Входя и выходя из транспорта, не спеши, не толкайся. Выйдя из транспорта, нужно дойти до пешеходного перехода и там перейти дорогу.

Педагог. Запомните: автобус и троллейбус обходить нужно сзади, а трамвай — спереди. Внимательно посмотрите на карточку (перфокарта «Мы идем через дорогу») и раскрасьте зеленым цветом стрелку, показывающую мальчику, как обойти автобус безопасно.

III. Физминутка «Цветные автомобили»

Дети стоят у стены зала. Они – автомобили. У каждого свой цветной круг. У противоположной стены стоит педагог, когда он поднимает флажок какого-либо цвета, дети, имеющие идентичный цвет, бегут по площадке и гудят. Когда флажок убран, «автомобили» возвращаются в гараж и т.д.

Педагог. Назовите машины специального назначения. Чем они оснащены? На какой сигнал светофора они могут ехать? (Ответы детей.) Наберите номер телефона «скорой помощи», пожарной охраны, милиции. (Дети набирают номер на игрушечном телефоне.)

IV. Дидактическая игра «Чего не стало?»

На столе стоят грузовые машины разного назначения. Педагог просит детей назвать машины. Затем дети закрывают глаза, педагог убирает одну игрушку и спрашивает: «Чего не стало?» (Ответы детей.)

Педагог. Как называются эти машины одним словом?

Дети. Грузовые машины.

Педагог. Для чего они нужны? (Ответы детей.) Дети, какие машины относятся к пассажирскому транспорту? Как мы должны обходить автобус, троллейбус, трамвай? Назовите правила поведения в общественном транспорте. (Ответы детей.)

V. Сюжетная игра «Автобус»

Педагог предлагает поиграть в сюжетно-ролевую игру «Автобус». Стульчики выполняют роль сидений в автобусе и водительского кресла. Дети — пассажиры, водитель — «едут в автобусе».

Занятие «Мы – пассажиры»

Цель: познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте, рассказать, как надо обходить трамвай, автобус, троллейбус, автомобиль.

Ход занятия

Обсудить вместе с детьми, кому необходимо уступать место в городском транспорте: в автобусе, троллейбусе, трамвае? Спросите детей, уступал ли кто-нибудь из них место другому пассажиру. Кому именно?

Предложите детям назвать, кто из следующих пассажиров больше других нуждается в том, чтобы ему уступили место:

•        молодой человек;

•        женщина с младенцем на руках;

•        инвалид;

•        пожилой человек;

•        мальчик школьного возраста;

•        молодая женщина;

•        женщина с тяжелыми сумками;

•        мужчина с ребенком дошкольного возраста.

Попросите их объяснить свой выбор. Пусть дети придут к выводу, что в первую очередь важно создать удобства для слабого человека (ему трудно стоять) или усталого (ему нужно отдохнуть). Маленький ребенок или пожилой человек могут не удержаться и упасть, если вагон трогается с места или резко останавливается. Хорошо, если дети сами решат, что они уже большие и сильные и могут позаботиться о других.

Анализируйте ситуации.

Назовите двоих-троих пассажиров и попросите детей определить, кто из них в первую очередь должен уступить место другому. Например, если едут:

•        молодой человек и инвалид;

•        мальчик школьного возраста и женщина с сумками;

•        молодой человек и молодая женщина;

•        молодая женщина, мальчик, старушка.

Побуждайте детей обосновывать свои ответы.

Можно также предложить одной группе детей придумать свою ситуацию, а другой - найти ее решение.

На заметку воспитателю.

Объясните детям, что усталому пожилому пассажиру, которому трудно передвигаться, следует не только уступать место, но и оказывать предпочтение в других случаях: пропускать вперед при входе и выходе из салона, стараться не толкнуть при резком движении транспорта.

Помните, что безопасность ваших детей тесно связана с тем, как они сами относятся к окружающим.

Разберите различные ситуации: при входе или выходе из городского транспорта. Объясните, почему нельзя толкаться, затевать игру, прислоняться к дверям (это может вызвать «затор», будет мешать другим пассажирам, можно упасть, удариться, получить травму).

Правила поведения в транспорте:

После посадки оплати за проезд.

Бесплатно ездят дети до 7 лет.

Уступай место инвалидам, пожилым людям.

Если на остановке много людей, не становись в первый ряд. Тебя случайно могут толкнуть под колеса.

Во время посадки сначала подожди, пока выйдут пассажиры, а потом спокойно войди сам.

Не высовывайся и не выставляй руки в открытые окна.

В транспорте веди себя спокойно, держись за поручни, не стой в дверях.

В салоне не принято толкаться и громко разговаривать.

Не входи в транспорт и не выходи из него, когда двери уже закрываются.

Игра «Угадай, какой знак».

Цель. Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

Ход игры

Первый вариант

Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых уже есть знаки  этой группы.

Второй вариант

Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.

Третий вариант

Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их.

Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак па описанию.

Примечание: Кубики можно рекомендовать для индивидуальной работы с детьми в детском саду и в семье, а также для их самостоятельных игр.

«Большая прогулка»

Цель: Познакомить детей с дорожными знаками, необходимыми для автомобилиста.

Материал: Игровое поле, фишки, дорожные знаки.

Ход игры:

Дети на фишках-автомобилях проезжают по улицам города, соблюдая правила дорожного движения, собирают фотографии друзей и возвращаются к себе домой. Кто первый вернется, нарушив меньше правил, тот и выиграл.

 «Соблюдай правила дорожного движения»

Цели: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу.

Материал: Игровое полотно, дорожные знаки, машинки, фигурки людей.

Ход игры:

Дети выбирают себе машинки и фигурки людей, ориентируясь по нарисованной ситуации, проводят своих персонажей по игровому полю.

 «Говорящие дорожные знаки»

Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными друг к другу.

Материал: Каждое игровое поле – рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Машины, игровые персонажи.

Ход игры:

Перед каждым ребенком поле, каждому задание: проехав по полю, соблюдая все правила, не пропустив ни одного знака, доехать до названного пункта.

 «Разрезные знаки»

Цели: Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.

Материал: Разрезные знаки; образцы знаков.

Ход игры:

Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.

 «Я грамотный пешеход»

Цели: Учить детей анализировать ситуации на дороге; закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города; развивать мышление, внимание, наблюдательность.

Материал: Два набора карточек с ситуациями, дорожные знаки.

Ход игры:

Ребенку предлагается вначале рассмотреть опасные ситуации, которые могут случиться на дороге; если ребенок отвечает правильно, то ему предлагается самостоятельно найти нужный знак в соответствии с ситуацией на карточке.

Подвижные игры по ПДД

  «Автомобили»

        Дети представляют себя автомобилями и двигаются по  сигналам педагога.

    Произносятся слова «медленно»,  «вправо», «влево», «вперед», «назад».

    Дети «Автомобили» двигаются по «проезжей части» группы согласно

    заданию.

«Светофорчики»

        Педагог предлагает ребятам превратиться в огоньки светофора и поиграть. Каждый ребенок получает круг одного из двух цветов. Под веселую музыку дети двигаются по кругу. Как только мелодия затихает, собираются по двое  в «светофорчики». Игра повторяется несколько раз.                                                          

 

«Слушай команду»

         Дети двигаются согласно командам педагога: руль поворачивается;

стекло автомобиля поднимается и опускается; щетки-дворники движутся вправо-влево и т. п.

«Цветные автомобили»

         Ребята получают круги различных цветов и «превращаются» в цветные

     автомобили. В группе организуется « проезжая часть», и «автомобили»

     двигаются по ней, соблюдая все известные им ПДД.

 «Воробушки и автомобиль» 

Дети - "воробушки" сидят в гнездышках (на стульчиках). Воспитатель или кто - то из детей - "автомобиль". Когда на площадке тихо, автомобиля нет, все воробушки разбегаются по площадке. На слово воспитателя "автомобиль" или неожиданный сигнал автомобиля все воробушки возвращаются на свои места. Воспитатель выделяет птичек, которые первыми прилетели в гнездышки. Чтобы дать детям немного отдохнуть, воспитатель, изображая автомобиль, дважды проезжает из конца в конец по площадке и встает с боку. Дети снова выбегают на середину площадки, и игра повторяется.

«Сигналы светофора» 

Воспитатель показывает сигналы светофора, дети выполняют действия: красный – стой, желтый – приготовились, зеленый - ходим, прыгаем, бегаем.

 «Где мы были, мы не скажем, на чём ехали, покажем»

(малой подвижности)

Ребенок изображает какой-нибудь вид транспорта, остальные отгадывают.

Сюжетно-ролевая игра «Мы пассажиры».

       Выбирают водителя автобуса и кондуктора. Остальные становятся

     пассажирами. В группе выбирается место «остановки», из стульев

     составляется «автобус». Отрабатываются правила посадки в автобус;

     поведения во время движения; выхода из автобуса.

Приложение:

Занятие «Профессия-Водитель»

Цели. Знакомить детей с профессией водителя, показать ее общественную значимость. Закреплять знания о грузовом, пассажирском, легковом транспорте. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание и уважение к взрослым.

Материал. Игрушечные машинки: легковая, грузовая, автобус. Дидактическая игра «Собери машину», иллюстрации — профессии, игрушечный телефон, шапочки героев из сказки Н.Павлова «На машине».

Ход занятия

I.        Психогимнастика «Волшебный стул». Ребенок садится на «волшебный стул», остальные говорят ему ласковые слова.

II. Проблемная ситуация.

Педагог. На столе стоят легковая, грузовая машины, автобус. Я звоню по телефону и прошу прислать за мной такси. Вова, ты — водитель, садись в машину и приезжай за мной. На какой машине приехал Вова?

Дети. Вова приехал на легковой машине.

Педагог. А почему не на грузовой машине?

Дети. Она перевозит грузы, а не людей.

Педагог. А почему не на автобусе?

Дети. Он перевозит много людей, а легковая машина только несколько.

III. Игра «Чего не стало?»

Педагог. Назовите машины, которые находятся у меня на столе.

Дети. Легковая машина, грузовая машина, автобус.

Педагог. Закройте глаза, сейчас какая-то машина уедет. Откройте глаза. Чего не стало?

IV. Физминутка «Светофор».

Педагог поднимает красный флажок — дети стоят на месте, желтый — хлопают в ладоши, зеленый — топают ногами.

V. Беседа.

Педагог. Всеми этими машинами управляет кто?

Дети. Машинами управляет водитель.

Педагог. Эта профессия важна и нужна всем людям. Водитель встает очень рано, когда вы еще спите, и отправляется на работу. Возвращается с работы водитель очень поздно, когда многие уже спят. Водители управляют машинами, которые перевозят грузы, доставляют продукты, людей на работу и домой, следят за машиной и ремонтируют ее, если она ломается. Представьте себе, если бы злой волшебник похитил бы всех водителей, что бы тогда случилось? (Ответы детей.) Профессия водителя очень важна и необходима всем нам.

VI. Дидактическая игра «Собери грузовой транспорт».

Педагог. Случилась беда, сломалась машина, нужно ее отремонтировать. (Дети из двух частей собирают целое по образцу.)

Игра «Собери грузовой транспорт»

Цель. Закрепить представление детей о грузовом транспорте.

Материал для каждого ребёнка: разрезанная картинка с изображением грузового транспортного средства.

Ход игры

Педагог рассказывает историю. «Пришла ко мне в гости подруга со своей маленькой дочуркой и попросила у меня какую-нибудь интересную книжку. Я ей дала книжку с картинками. Когда она мне её вернула, то я увидела, что в книжке все картинки разрезаны. Мне очень хотелось показать вам эти картинки».

Педагог предлагает детям собрать картинки и посмотреть, что на них нарисовано.

Занятие «Светофор»

Цели. Познакомить детей с работой светофора, с назначением его сигналов, пешеходным переходом. Закрепить знания цветов: красного, зеленого. Развивать речь. Воспитывать внимание.

Материал. Костюм светофора, макеты светофоров, иллюстрация — пешеходный светофор, дидактическая игра «Зажги свой огонек». Материал для рисования: кисточки, гуашь белая, полоски черной бумаги.

Ход занятия

  • Психогимнастика «Назови ласково».

Дети называют друг друга уменьшительно-ласкательными именами.

II. Сюрпризный момент. Приходит педагог в костюме Светофора.

Светофор. Здравствуйте, дети. Я — Светофор! Я устанавливаю порядок на улицах, управляю движением. У меня всего три сигнала, но они очень важны. Три глаза — три приказа! Зажигаются огоньки по очереди. Когда горит красный свет — идти нельзя! А при зеленом разрешается переход. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

Дети. Дорогу можно переходить на зеленый свет.

Светофор. А на красный свет можно идти?

Дети. Нет.

Светофор. Почему нельзя идти на красный свет? (Ответы детей.)

III. Дидактическая игра «Зажги свой огонек».

У детей макеты светофоров.

Педагог.  Вот глазок зажегся красный —

                 Путь закрыт, идти опасно!

Зажгите на своих светофорах красный свет.

                  А зеленый свет горит —

                  «Проходите!» — говорит.

Зажгите зеленый огонек.

IV. Физминутка «Светофор».

Педагог поднимает красный флажок — дети стоят на месте, желтый — хлопают в ладоши, зеленый — топают ногами.

V. Беседа.

Педагог. А еще светофоры бывают у пешеходных переходов. (Педагог демонстрирует пешеходный светофор.) На красный огонек — стоит человек. На зеленый — шагает. Переход — это место, где мы переходим дорогу. А еще его зовут «зебра», потому что он полосатый, как животное зебра. Давайте с вами нарисуем такой пешеходный переход.

(У детей полоски черной бумаги, они рисуют на них белой гуашью пешеходный переход.)

Педагог. Где мы будем переходить дорогу?

Дети. Мы будем переходить по переходу.

Педагог. На какой сигнал светофора переходят дорогу?

Дети. Дорогу переходят на зеленый сигнал светофора.

Педагог. Молодцы!

Занятие «Машины на нашей улице»

Цели. Расширять представления детей о пассажирском транспорте. Продолжать закреплять знания о грузовом транспорте и машинах специального назначения. Развивать мышление, память. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

Материал. Картины с изображением машин, перфокарты «Мы идем через улицу», «О чем забыли друзья?», игрушечные грузовые машинки и рули, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Автобус», игрушечный телефон.

Ход занятия

I. Психогимнастика «Зоркий глаз».

Дети следят за движением бабочки в руках педагога.

II. Работа с картинками.

Педагог. По дорогам и улицам днем и ночью, в жару и стужу непрерывным потоком движутся транспортные средства. Едут легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мчатся мотоциклы, катят велосипеды. Автомобили необходимы для народного хозяйства нашей страны. Без них невозможно представить себе жизнь. Трудно перечислить все виды автомобилей, рассказать об их назначении. Попробуем о некоторых из них поговорить.

В городе большую часть населения обслуживает пассажирский транспорт. Назовите его.

Дети. Автобус, троллейбус, трамвай, пассажирские такси.

Педагог. Где мы ожидаем пассажирский транспорт?

Дети. Мы ждем его на остановке.

Педагог. Как определить, что здесь находится остановка?

Дети. Это можно определить по знаку, по людям, которые ждут прибытия транспорта.

Педагог. Как вы думаете, для кого, прежде всего, поставили лавочки на остановках?

Дети. Их поставили для пожилых людей, женщин с маленькими детьми,

Педагог. Что за чудо — синий дом,

                 Окна светятся кругом,

                 Носит обувь на резине,

                 А питается бензином?

Дети. Автобус.

Педагог. Найдите и поставьте на подставку картинку «Автобус».

(Дети выполняют задание.)

Педагог. Сверху желтый, снизу синий,

                 На груди его — звезда.

                 А над ним воздушных линий

                 Протянулись провода.

Дети. Троллейбус.

Педагог. Ставим картинку с изображением троллейбуса. Что общего между автобусом и троллейбусом?

Дети. Они предназначены для перевозки людей.

Педагог. В них везде чисто, светло, много мягких удобных кресел, большие окна, двери. Чем они отличаются?

Дети. Троллейбус движется при помощи электричества, а автобус заправляют бензином.

Педагог. Незнакомец краснокожий

                С яркой желтой полосой,

                На автобус чуть похожий,

                На троллейбус чуть похожий.

                 Кто же все же он такой?

Дети. Трамвай.

Педагог. Подойдите и поставьте картинку с трамваем. Чем он отличается от автобуса?

Дети. Он «питается» электричеством.

Педагог. А чем от троллейбуса?

Дети. Трамвай ходит по железнодорожному полотну и останавливается посередине проезжей части дороги.

Педагог. Когда мы едем в общественном транспорте, кем мы становимся?

Дети. Мы становимся пассажирами.

Педагог. А какие правила мы должны помнить, когда становимся пассажирами?

Дети. В автобусе надо вести себя спокойно, разговаривать тихим голосом, уступать место старшим, нельзя высовываться из окна, нужно крепко держаться за поручни, нельзя ходить по автобусу, когда он движется, разговаривать с водителем. Входя и выходя из транспорта, не спеши, не толкайся. Выйдя из транспорта, нужно дойти до пешеходного перехода и там перейти дорогу.

Педагог. Запомните: автобус и троллейбус обходить нужно сзади, а трамвай — спереди. Внимательно посмотрите на карточку (перфокарта «Мы идем через дорогу») и раскрасьте зеленым цветом стрелку, показывающую мальчику, как обойти автобус безопасно.

III. Физминутка «Цветные автомобили»

Дети стоят у стены зала. Они – автомобили. У каждого свой цветной круг. У противоположной стены стоит педагог, когда он поднимает флажок какого-либо цвета, дети, имеющие идентичный цвет, бегут по площадке и гудят. Когда флажок убран, «автомобили» возвращаются в гараж и т.д.

Педагог. Назовите машины специального назначения. Чем они оснащены? На какой сигнал светофора они могут ехать? (Ответы детей.) Наберите номер телефона «скорой помощи», пожарной охраны, милиции. (Дети набирают номер на игрушечном телефоне.)

IV. Дидактическая игра «Чего не стало?»

На столе стоят грузовые машины разного назначения. Педагог просит детей назвать машины. Затем дети закрывают глаза, педагог убирает одну игрушку и спрашивает: «Чего не стало?» (Ответы детей.)

Педагог. Как называются эти машины одним словом?

Дети. Грузовые машины.

Педагог. Для чего они нужны? (Ответы детей.) Дети, какие машины относятся к пассажирскому транспорту? Как мы должны обходить автобус, троллейбус, трамвай? Назовите правила поведения в общественном транспорте. (Ответы детей.)

V. Сюжетная игра «Автобус»

Педагог предлагает поиграть в сюжетно-ролевую игру «Автобус». Стульчики выполняют роль сидений в автобусе и водительского кресла. Дети — пассажиры, водитель — «едут в автобусе».

Занятие «Мы – пассажиры»

Цель: познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте, рассказать, как надо обходить трамвай, автобус, троллейбус, автомобиль.

Ход занятия

Обсудить вместе с детьми, кому необходимо уступать место в городском транспорте: в автобусе, троллейбусе, трамвае? Спросите детей, уступал ли кто-нибудь из них место другому пассажиру. Кому именно?

Предложите детям назвать, кто из следующих пассажиров больше других нуждается в том, чтобы ему уступили место:

•        молодой человек;

•        женщина с младенцем на руках;

•        инвалид;

•        пожилой человек;

•        мальчик школьного возраста;

•        молодая женщина;

•        женщина с тяжелыми сумками;

•        мужчина с ребенком дошкольного возраста.

Попросите их объяснить свой выбор. Пусть дети придут к выводу, что в первую очередь важно создать удобства для слабого человека (ему трудно стоять) или усталого (ему нужно отдохнуть). Маленький ребенок или пожилой человек могут не удержаться и упасть, если вагон трогается с места или резко останавливается. Хорошо, если дети сами решат, что они уже большие и сильные и могут позаботиться о других.

Анализируйте ситуации.

Назовите двоих-троих пассажиров и попросите детей определить, кто из них в первую очередь должен уступить место другому. Например, если едут:

•        молодой человек и инвалид;

•        мальчик школьного возраста и женщина с сумками;

•        молодой человек и молодая женщина;

•        молодая женщина, мальчик, старушка.

Побуждайте детей обосновывать свои ответы.

Можно также предложить одной группе детей придумать свою ситуацию, а другой - найти ее решение.

На заметку воспитателю.

Объясните детям, что усталому пожилому пассажиру, которому трудно передвигаться, следует не только уступать место, но и оказывать предпочтение в других случаях: пропускать вперед при входе и выходе из салона, стараться не толкнуть при резком движении транспорта.

Помните, что безопасность ваших детей тесно связана с тем, как они сами относятся к окружающим.

Разберите различные ситуации: при входе или выходе из городского транспорта. Объясните, почему нельзя толкаться, затевать игру, прислоняться к дверям (это может вызвать «затор», будет мешать другим пассажирам, можно упасть, удариться, получить травму).

Правила поведения в транспорте:

После посадки оплати за проезд.

Бесплатно ездят дети до 7 лет.

Уступай место инвалидам, пожилым людям.

Если на остановке много людей, не становись в первый ряд. Тебя случайно могут толкнуть под колеса.

Во время посадки сначала подожди, пока выйдут пассажиры, а потом спокойно войди сам.

Не высовывайся и не выставляй руки в открытые окна.

В транспорте веди себя спокойно, держись за поручни, не стой в дверях.

В салоне не принято толкаться и громко разговаривать.

Не входи в транспорт и не выходи из него, когда двери уже закрываются.

Игра «Угадай, какой знак».

Цель. Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

Ход игры

Первый вариант

Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых уже есть знаки  этой группы.

Второй вариант

Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.

Третий вариант

Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их.

Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак па описанию.

Примечание: Кубики можно рекомендовать для индивидуальной работы с детьми в детском саду и в семье, а также для их самостоятельных игр.

«Большая прогулка»

Цель: Познакомить детей с дорожными знаками, необходимыми для автомобилиста.

Материал: Игровое поле, фишки, дорожные знаки.

Ход игры:

Дети на фишках-автомобилях проезжают по улицам города, соблюдая правила дорожного движения, собирают фотографии друзей и возвращаются к себе домой. Кто первый вернется, нарушив меньше правил, тот и выиграл.

       «Соблюдай правила дорожного движения»

Цели: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу.

Материал: Игровое полотно, дорожные знаки, машинки, фигурки людей.

Ход игры:

Дети выбирают себе машинки и фигурки людей, ориентируясь по нарисованной ситуации, проводят своих персонажей по игровому полю.

 «Говорящие дорожные знаки»

Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными друг к другу.

Материал: Каждое игровое поле – рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Машины, игровые персонажи.

Ход игры:

Перед каждым ребенком поле, каждому задание: проехав по полю, соблюдая все правила, не пропустив ни одного знака, доехать до названного пункта.

 «Разрезные знаки»

Цели: Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.

Материал: Разрезные знаки; образцы знаков.

Ход игры:

Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.

 «Я грамотный пешеход»

Цели: Учить детей анализировать ситуации на дороге; закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города; развивать мышление, внимание, наблюдательность.

Материал: Два набора карточек с ситуациями, дорожные знаки.

Ход игры:

Ребенку предлагается вначале рассмотреть опасные ситуации, которые могут случиться на дороге; если ребенок отвечает правильно, то ему предлагается самостоятельно найти нужный знак в соответствии с ситуацией на карточке.

Подвижные игры по ПДД

  «Автомобили»

        Дети представляют себя автомобилями и двигаются по  сигналам педагога.

    Произносятся слова «медленно»,  «вправо», «влево», «вперед», «назад».

    Дети «Автомобили» двигаются по «проезжей части» группы согласно

    заданию.

«Светофорчики»

        Педагог предлагает ребятам превратиться в огоньки светофора и поиграть. Каждый ребенок получает круг одного из двух цветов. Под веселую музыку дети двигаются по кругу. Как только мелодия затихает, собираются по двое  в «светофорчики». Игра повторяется несколько раз.                                                          

 

«Слушай команду»

         Дети двигаются согласно командам педагога: руль поворачивается;

стекло автомобиля поднимается и опускается; щетки-дворники движутся вправо-влево и т. п.

«Цветные автомобили»

         Ребята получают круги различных цветов и «превращаются» в цветные

     автомобили. В группе организуется « проезжая часть», и «автомобили»

     двигаются по ней, соблюдая все известные им ПДД.

 «Воробушки и автомобиль» 

Дети - "воробушки" сидят в гнездышках (на стульчиках). Воспитатель или кто - то из детей - "автомобиль". Когда на площадке тихо, автомобиля нет, все воробушки разбегаются по площадке. На слово воспитателя "автомобиль" или неожиданный сигнал автомобиля все воробушки возвращаются на свои места. Воспитатель выделяет птичек, которые первыми прилетели в гнездышки. Чтобы дать детям немного отдохнуть, воспитатель, изображая автомобиль, дважды проезжает из конца в конец по площадке и встает с боку. Дети снова выбегают на середину площадки, и игра повторяется.

«Сигналы светофора» 

Воспитатель показывает сигналы светофора, дети выполняют действия: красный – стой, желтый – приготовились, зеленый - ходим, прыгаем, бегаем.

 «Где мы были, мы не скажем, на чём ехали, покажем»

(малой подвижности)

Ребенок изображает какой-нибудь вид транспорта, остальные отгадывают.

Сюжетно-ролевая игра «Мы пассажиры».

       Выбирают водителя автобуса и кондуктора. Остальные становятся

     пассажирами. В группе выбирается место «остановки», из стульев

     составляется «автобус». Отрабатываются правила посадки в автобус;

     поведения во время движения; выхода из автобуса.

                                                                     

ЛИТЕРАТУРА

1. . Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного  образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010 г.                                  

2. Андросова В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице. // Дошкольное воспитание, №3, 1981.

3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.

4. Асташкина. Дошкольникам о Правилах дорожного движения. // Дошкольное воспитание, №4, 1993.

5. Васильева Ц. Учим правила безопасности // Дошкольное воспитание, №2, 1980.

6.     Волков С.Ю. Про правила дорожного движения. М., 2006.

7. Добрая дорога детства: Науч.-метод. Журнал 2011 – 2012.

8. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

9.  Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М., 2008.

10. Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. – М.: Просвещение. 1988. 

11. Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений – дидактические игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал / Составитель Саулина Т.Ф. – М.: Просвещение. 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра «Нам на улице не страшно» по правилам дорожного движения (средняя группа)

Содержание.1. Организация сюжетно-ролевой игры в средней группе2. Цель3. Задачи4. Программное содержание 5. Атрибуты к игре6. Ход игры Цель.1. Закрепить у детей представление о том, что улиц...

Конспект НОД по теме: «Беседа о правилах дорожного движения» (средняя группа)

Цель:  Ознакомление с элементарными правилами поведения на дороге. Задачи:Обучающие:·        Формировать умение у детей правильно называть и показывать эле...

НОД по теме "Беседа о правилах дорожного движения" средняя группа

Учить детей правильно называть элементы дороги; познакомить с правилом движения по обочине дороги....

«Правила движения достойны уважения» Интегрированное занятие по правилам дорожного движения средняя группа

Увлекательное занятие для средней группы детского сада по изучению, повторению ПДД, знаков ПДД, встреча с героем Буратино....

Рабочая программа по правилам дорожного движения

Программа по реализации дополнительных образовательных услуг «Дорожная азбука»,  разработана в силу особой актуальности проблемы  - обеспечения безопасности дошкольников на дорог...

«Знай и соблюдай правила дорожного движения» Конспект развлечения для родителей и детей по правилам дорожного движения. Средняя группа

Развлечение по ПДД с родителями помогает закрепить полученные знания детей в садике, помогает видеть работу детского садика с детьми, привлекает родителей к совместной деятельности с воспитателем не т...